Малый и средний бизнес в развитых странах: возможности использования опыта в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 20:23, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – сегмент предприятий МСБ в России и зарубежных странах.
Предмет исследования – развитие самих предприятий в рамках программы содействия развитию малого и среднего бизнеса и его государственного регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
2
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
5
1.1 Основные понятия категории МСБ
5
1.2 Организационно-правовые нормы предприятия МСБ в России
9
1.3 Теоретическое обоснование концепции МСБ
12
2. СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
14
2.1 Основные показатели статистики по предприятиям МСБ России
14
2.2 Проблемы становления МСБ с России
18
2.3 Государственная поддержка МСБ в России
22
3.ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МСБ ЗА РУБЕЖОМ
30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

МСБ в РФ.doc

— 519.00 Кб (Скачать файл)

Исходя из следующей таблицы, нетрудно оценить роль МСБ в социально-экономическом развитии РФ на фоне стран «Большой семерки» по состоянию на конец 2010 года [5, c.22].

По данным на 2012 год: в России вклад в ВВП – 23%, количество занятых – 25%, в ЕС – вклад в ВВП – 50-60%, количество занятых - 60-70%, в США – 50% от экономически активного населения. Объем кредитования предприятий МСБ в России – 4 трлн. рублей в год, в США – 37 трлн. рублей в год. [4, с.6].

Хотелось бы обозначить еще одну проблему. «Бизнес по-русски», на самом деле, зачастую не является экономным. По собственному опыту хочу сказать, что большинство внутренних проблем фирмы возникает за счет желания сэкономить на всем: оборудовании, внутренних и внешних издержках, обучении сотрудников, найма квалифицированной рабочей силы. Мало кто из предпринимателей досконально просчитывает и оптимизирует свои издержки. А это, зачастую, ведет к убыткам много большим, чем сумма сэкономленных средств.

 

 

 

 

 2.3 Государственная поддержка МСБ  в России

 

Одним из факторов, предполагающих рост и развитие предприятий МСБ, является уровень и качество государственной поддержки самих предприятий в РФ на муниципальном и региональном уровнях.

Так что же предлагает предпринимателям правительство РФ в качестве вариантов господдержки? В рамках программ государственной поддержки МСБ РФ мероприятия по государственной поддержке субъектов МСБ реализуются в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства» в Российской Федерации №209-ФЗ от 27 июля 2007 г. и выражаются в следующих видах поддержки: финансовая, имущественная, информационная поддержка МСБ. Также:

  • поддержка внешнеэкономической деятельности и межрегионального сотрудничества МСБ;
  • развитие мер по защите прав и законных интересов МСБ при осуществлении государственного контроля  за их деятельностью;
  • создание механизма участия предприятий МСБ в поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • создание и развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров МСП, начинающих предпринимателей и государственных служащих, отвечающих за поддержку, развитие и регулирование деятельности предприятий МСБ;
  • создание и развитие инфраструктуры поддержки МСП на федеральном и региональных уровнях.

Финансовая поддержка МСБ по линии министерств и ведомств, включает в себя:

  • федеральную финансовую программу поддержки МСБ, которую реализует Минэкономразвития России (выдача субсидий регионам на государственную поддержку МСП; создание и развитие инфраструктуры поддержки МСП);
  • программу финансовой поддержки МСП, проводимую ОАО «МСП Банк» (дочернее общество ГК Внешэкономбанк);
  • государственную гарантийную поддержку МСП, ориентированную на экспорт, реализуемую ОАО «ЭКСАР» (дочернее общество ГК Внешэкономбанк);
  • программу поддержки МСБ в АПК, реализуемую Минсельхозом России;
  • программу содействия самозанятости безработных граждан, реализуемую Министерством Труда России;
  • программу, направленную на поддержку МСП в научно-технической сфере, проводимую Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

На реализацию программ поддержки МСБ из федерального бюджета в 2013 году выделено 34,54 млрд. рублей (по данным Минэкономразвития России). Структуру финансирования по видам господдержки можно представить в виде таблицы [8, c.3].:

Министерства -  
распорядители  
бюджетных средств

Мероприятия поддержки МСП

2013 г., млрд. руб.

Минэкономразвития России

субсидии регионам на государственную поддержку МСП

21,84

Минсельхоз России

поддержка малых форм хозяйствования - субсидирование % ставки

5,0

8,6

поддержка начинающих фермеров

2,0

развитие семейных животноводческих ферм

1,5

оформление земельных участков в собственность КФХ

0,1

Минобразования России (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере)

прикладные научные исследования и разработки

4,1

Итого:

34,54


 

63% процента средств были выделены Минэкономразвития России именно на поддержку предприятий МСБ в регионах России, 25% на поддержание сектора МСБ в сельском хозяйстве и всего 11% на научные исследования и разработки.

По поручению Президента Российской Федерации от 14 марта 2011 г. № Пр-634 координация поддержки МСБ осуществляется Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России, Минсельхозом России, Минрегионом России, Минобрнауки России.

Согласно приказу Минэкономразвития России от 26 июля 2011 г. № 372 координация и мониторинг реализации программ господдержки производится Рабочей группой под председательством Министра экономического развития. В нее  входят представители федеральных органов исполнительной власти: Минсельхоз России, Минтруд России, Минрегион России, Минобрнауки России, Минпромторг России, Минфин России, Минздрав России), общественных организаций предпринимателей («ОПОРА РОССИИ», «Деловая Россия», ТПП РФ, ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России «АККОР».

Государственная программы финансовой поддержки МСБ базируется на предоставлении субъектам РФ субсидий из федерального бюджета на реализацию региональных программ развития МСБ на конкурсной основе. Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2009 года № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»  определены правила и порядок предоставления субсидий. Непосредственно субсидии распределяются за счет средств федерального бюджета целевым образом на конкурсной основе между субъектами Российской Федерации. Они направлены на мероприятия региональных программ поддержки МСБ на условиях софинансирования и не являются прямыми субсидиями, перечисляемыми самим предприятиям. Несмотря ни на что, распределять эти субсидии могут главы регионов в рамках программы поддержки каждого региона, каковые устанавливаются ежегодно.

Основные направления и цели программы господдержки МСБ в РФ.

  • Поддержка частных промышленных (индустриальных) парков. Направлена  на развитие промышленных парков, решение проблемы недостатка производственных площадей для промышленных МСП. Получатель - управляющая компания промышленного парка. Сумма - до 200 млн. рублей на один объект
  • Создание региональных центров инжиниринга (РЦИ). Направлена на стимулирование применения субъектами МСБ инновационных технологий, повышение их технологической готовности. Получатель - РЦИ - юридическое лицо или организация инфраструктуры поддержки субъектов МСП, имеющая рабочие места для МСП, обеспеченные оргтехникой и всеми видами связи, современным программным обеспечением, в том числе программами инвестиционного анализа, управления проектами; оборудованный зал для проведения встреч, семинаров, тренингов. Сумма устанавливается индивидуально.
  • Поддержка субъектов МСП, пострадавших в результате стихийных бедствий. Направлена на возобновление предпринимательской деятельности. Получатель - субъекты МСБ, пострадавшие в результате ЧС, предоставившие документы о том, что имущество субъекта МСБ пострадало. Сумма - не более 500 тыс. рублей.
  • Поддержка социального бизнеса. Направлена на создание Центров инноваций социальной сферы совместно с Агентством стратегических инициатив. Сумма - до 5 млн. руб. - на создание или обеспечение одного центра.
  • Поддержка лизинга и модернизации производства. Направлена на стимулирование инвестиций МСБ в основной капитал, модернизацию производственной базы предприятий МСБ, привлечение инвестиционных кредитов и лизингодателей к работе с МСП. Получатель - МСП в неторговой сфере, с численностью занятых более 50 человек. Сумма - до 10 млн. рублей.
  • Развитие банковского кредитования и создание гарантийных фондов. Направлена на повышение доступности финансирования для предприятий МСБ. Получатели - региональные гарантийные фонды, созданные для расширения доступа предприятий МСБ к кредитным и финансовым ресурсам. Сумма - не более 70% от объема обязательств МСП.
  • Грантовая поддержка начинающих предпринимателей. Направлена на активную поддержку начинающих предпринимателей путем предоставления грантов на создание собственного дела. Сумма - до 300 тыс. рублей.
  • Микрофинансирование. Создание МФО. Направлена на получение займов начинающими предприятиями и микропредприятиями, не имеющими возможности воспользоваться банковскими предложениями. Сумма – до   1млн. рублей на срок до 12 мес.
  • Поддержка малых инновационных компаний и формирование инновационной инфраструктуры. Направлена на стимулирование инновационной активности МСП. Сумма – до 0,5 млн. руб. в виде гранта на 1 предприятие и до 15 млн. руб. в виде субсидии на одного получателя.
  • Поддержка муниципальных программ, в т.ч. поддержка моногородов. Направлена на поддержку муниципальных программ развития предприятий МСБ с учетом их специфики (отраслевых приоритетов, экономического потенциала). Получатели - муниципальные органы власти субъектов Российской Федерации, которые реализуют муниципальные программы развития МСП. На финансирование 800 муниципальных программ развития МСБ в 2012 году 38 регионам выделено 1,87 млрд. рублей размеры субсидий на реализацию муниципальных программ развития МСП моногородов:

а) не более 80,0 млн. рублей - на муниципальную программу моногорода с численностью населения не более 50 тыс. чел.

б) не более 150,0 млн. рублей - 50-300 тыс. чел.

в) не более 300,0 млн. рублей - более 300 тыс. чел. [8, c.12].

  • Развитие системы подготовки и переподготовки кадров. Получатели - субъекты РФ, массово реализующие образовательные программы для субъектов МСБ. Сумма - В 2012 на нужды 39 регионов выделено 453,8 млн. рублей, для поддержки более чем 20,0 тыс. субъектов МСП [8, c.13].
  • Поддержка экспортно-ориентированных субъектов МСП. Получатель - экспортно-ориентированные МСП. Суммы рассчитываются индивидуально. Формы - компенсация расходов по уплате процентов по экспортным кредитам, по сертификации товаров, софинансирование затрат предприятий на участие в выставках за рубежом, компенсация расходов по правовой охране за рубежом изобретений и результатов интеллектуальной деятельности, субсидирование части затрат субъектов МСБ при разработке фирменного наименования, товарного знака. К началу 2013 года в 40 регионах было создано 42 центра ЕИКЦ, оказана поддержка 9 682 МСП [8, c.13].
  • Поддержка социального предпринимательства. Получатели - субъекты МСП в социальной сфере. Сумма по состоянию на конец 2012 года – 382 млн. рублей [8, c.14].
  • Поддержка молодежного предпринимательства. Получатели – физические лица в возрасте до 30 лет, юридические лица, в уставном капитале которых доля, принадлежащая лицам в возрасте до 30 лет, составляет не менее 50 %, центры молодежного инновационного творчества. Сумма – по итогам 2012 года – 647,6 млн. рублей [13, c.15] и т. д.

В 2013 году в соответствии с приказом Минэкономразвития  приоритетными являются следующие направления поддержки:

  • создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов МСП (бизнес-инкубаторов);
  • поддержка экспортно-ориентированных МСП;
  • развитие системы кредитования субъектов МСП;
  • создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов МСП в научно-технической сфере;
  • реализация иных мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства (в соответствии с утвержденной субъектом Российской Федерации программой поддержки и развития малого и среднего предпринимательства).

Бизнес-инкубирование является одной  из наиважнейших и действенных форм поддержки МСБ. Его главное назначение состоит в том, чтобы предоставить максимально благоприятные условия для малых предприятий путем предоставления всевозможных видов услуг (консалтинг, аренда обучение, кредитования) на льготных условиях. Эффективность самого инкубатора обеспечивается за счет сопровождения малых предприятий на всем пути реализации их проектов: от обучения сотрудников и руководства до составления бизнес-планов, получения готового продукта.

Также важна система государственных заказов. Такая форма бизнес-отношений позволяет обеспечить МСП гарантированный рынок сбыта готового продукта для дальнейшего развития самого предприятия.

Антимонопольную политику также можно рассматривать в качестве одного из вариантов господдержки. Она включает в себя множественные меры по обеспечению равных условий деятельности на всех уровнях  взаимодействия между государством и предприятиями МСБ, так и между самими МСП. Меры по предотвращению банкротств мелких компаний, а также, насколько это возможно, гибкую таможенную политику.

В налоговой политике господдержка МСБ в России осуществляется через упрощенную систему регистрации и отчетности и льготную систему налогообложения.

По итогам 2012 года помощь в рамках господдержки оказана 274,4 тысячам предприятий МСП, что составляет 15% от общего количества МСП в России на тот же период (см. п.2.1).

По результатам опроса самих предпринимателей оценки господдержки даются очень сдержанные: в программах поддержки участвуют только 24% из опрошенных, далее, 25% всех опрошенных считают, что администрация не уделяет должного внимания проблемам МСБ в своих регионах, 27% заявили, что внимания уделяется крайне мало и только в случае острой необходимости, еще 27% дали менее строгую оценку признав, что внимание уделяется, но его «очень мало», и только 8% оценили программы поддержки, как приоритетные в своих регионах [7, c.38].

Из компаний, участвующих в программах поддержки и развития, 42% положительно оценивают эффективность программ, 32% - умеренно, 23% - как очень низкую. В городах – миллионниках оценки такие же низкие, как и на уровне регионов: 31% - позитивные оценки, 32% - «крайне мало внимания» - 26% - эффективность отсутствует. Тем не менее, муниципальные программы поддержки крайне положительно охарактеризовали 49% участвующих в них предприятий, 26% доли умеренную оценку, 7% крайне низкую и 14% не извлекли из данных программ никакой пользы [7, c.39].

При детальном изучении программ господдержки выявляется не очень положительная тенденция. Все более-менее крупные денежные суммы, приходящие в региональный бюджет из федерального, имеют своим получателем не конкретное предприятие МСБ, а субъект регионального или муниципального управления, а при высоком уровне сложности доступа предприятий к самим источникам финансирования (грантовая и конкурсная система получения средств, сложности с оформлением документов, высокий уровень коррупции, юридическая некомпетентность самих предпринимателей, отсутствия принципа честности и открытости с обеих сторон и т. д.) эффективность программ господдержки снижается в разы.

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Малый и средний бизнес в развитых странах: возможности использования опыта в России