Международная валютная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 15:05, курсовая работа

Краткое описание

Одной из наиболее динамичных форм международных экономических отношений являются международные валютные отношения, которые возникают при использовании денег в мирохозяйственных связях и представляют собой особый вид экономических отношений

Вложенные файлы: 1 файл

международная валютная система.docx

— 69.78 Кб (Скачать файл)

2. Хозяйственные трудности развивающихся  стран и переходных экономик  вызвали обострение нестабильности  на мировых валютных рынках.

3. Появилась реальная альтернатива  монопольному положению американского  доллара со стороны новой коллективной  европейской валюты.

4. Развиваются процессы информатизации  и компьютеризации валютно-расчетных  отношений, ускоряющие финансовые  операции.

5. Возросло значение международных  организаций и интеграционных  группировок в регулировании  валютно-финансовой сферы.

В Западной Европе в конце 70-х годов  была юридически оформлена региональная Европейская валютная система (ЕВС), которая отразила углубление интеграционных тенденций в этом регионе. Денежной единицей в ЕВС стал экю, условная стоимость которого определяется по методу валютной корзины, в которую входят денежные единицы стран Европейского Союза. В середине декабря 1996 г. лидеры Евросоюза приняли решение о переходе с 1 января 1999 г. к единой валюте стран ЕС - евро. Валютная система России находится в стадии формирования. Ее основой является рубль, который после обособления, а фактически отделения РФ от денежно-кредитных систем республик, бывшего СССР постепенно превратился в частично конвертируемую валюту по текущим операциям с сохранением ряда валютных ограничений. [2]

 

 

 1.2 Международный валютный фонд

 

Международный валютный фонд (International Monetary Fund (IMF)), созданный в 1945 г. по решению  конференции в Бреттон-Вудсе, начал  осуществлять операции с 1946 г. Он является межправительственной организацией, специализированным учреждением ООН, сочетающим в своей деятельности регулирующие, консультативные и финансово-кредитные функции. В центре внимания МВФ - проблемы мониторинга валютной политики стран - членов фонда, которых в настоящее время насчитывается 187. Штаб-квартира Фонда расположена в Вашингтоне.

МВФ является институциональной основой современной МВФС. Каждое государство, вступая в эту организацию, осуществляет определенный денежный взнос - подписную квоту, которая подлежит пересмотру каждое пятилетие. Размер квоты (выраженной в СДР) соответствует доли страны в мировом ВВП и определяет количество голосов, которое закрепляется за ней в Фонде, выступающем, с точки зрения экономики, как международное акционерное общество. Распределение голосов означает на сегодняшний день преобладание нескольких государств: 17,08% голосов приходится на США, на Германию 5,99%, на Японию 6,13%, по 4,95% - на Великобританию и Францию, 3,22% - на Саудовскую Аравию, 2,94% - на Китай, 2,74% - на Россию. Структура МВФ включает Совет управляющих - высший орган, состоящий из представителей стран - членов фонда и их заместителей, назначаемых своими государствами на пять лет. Обычно в этом качестве выступают министры финансов или главы центральных банков.

Вся текущая деятельность МВФ направляется Исполнительным советом, которому Совет управляющих вправе передать решение любых вопросов, кроме отдельных, наиболее важных (например, прием новых членов, пересмотр размера квот и т. п.). Исполнительный совет включает в свой состав директора-распорядителя и 24 директора-исполнителя. Он проводит свои заседания не менее трех раз в неделю. Кроме названных элементов Фонд имеет в своей структуре ряд других органов: Временный комитет, Комитет по развитию и Комитет по статистике платежных балансов, в компетенцию которых входит осуществление специфических функций.

Источниками финансирования МВФ, кроме  членских взносов, являются займы у  наиболее развитых стран мира (так  называемая "группа 10", к которой с 1984 г. присоединилась Швейцария), которые производятся в соответствии с заключенным в 1962 г. Генеральным соглашением о займах. В настоящее время собственный капитал МВФ достигает 290 млрд. долл. Важнейшая функция Фонда - кредитование правительств на льготных условиях по различным взаимосогласованным средне и долгосрочным программам с целью содействия в выравнивании платежных балансов и поддержания валютного курса. Кредиты предоставляются как из собственных, так и привлеченных средств Фонда в виде траншей или долей, составляющих 25% квоты соответствующего члена МВФ. Комиссионный сбор установлен в размере 0,5% от объема кредита, а процентная ставка формируется с учетом ставок по аналогичным кредитам на открытом рынке и колеблется в пределах 6-8% годовых, что существенно ниже уровня многих коммерческих банков. В зависимости от условий предоставления кредиты МВФ бывают:

- в размере до 25% квоты (так называемой резервной доли). Как правило, такой кредит предоставляется сроком на 1 год, с возможностью продления до 4-5 лет;

- в расширенном варианте - до 300% национальной квоты (обычно в течение трех лет),

- в виде компенсационных или экстренных выплат из специальных фондов;

- в форме финансирования буферных (сырьевых) запасов;

- через Фонд структурной перестройки, созданный в 1987 г. для стран с низким уровнем душевого дохода

Использование страной ресурсов МВФ сопровождается принятием ею на себя весьма жестких обязательств в области макроэкономического регулирования экономикой, и, прежде всего, проведения валютно-финансовой политики, согласованной и патронируемой этой организацией. Стандартный механизм кредитования предусматривает заимствование (покупку) нуждающимся правительством у Фонда определенной суммы иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентное количество национальной валюты, которая зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. В свою очередь, возврат кредитов для стран с неконвертируемыми валютами состоит в обратном их выкупе с расчетом в СКВ. Международный валютный фонд оказывает также техническое содействие своим членам и занимается подготовкой кадров через Институт МВФ в Вашингтоне со специализацией по финансовому анализу, статистике и бухучету. Большой интерес для экономистов представляют обзоры, доклады и периодические издания Фонда.

Россия стала членом МВФ в 1992 г. За прошедшие годы суммарный объем  кредитов, полученных нашей страной  по линии Фонда, достиг более 12 млрд. долл. Финансовый кризис 17 августа 1998 г. серьезно подорвал кредитную репутацию России в МВФ, что значительно затруднило развитие сотрудничества с этой организацией. [4]

Итак, МВФ предоставляет кратко и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации.

Политика и рекомендации МВФ  в отношении развивающихся стран  неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что  выполнение рекомендаций и условий  в конечном итоге направлены не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики  государства, а лишь на привязывание её к международным финансовым потокам. [12]

 

               1.3  Стоимость валюты и валютный курс

 

Главным элементом валютной системы  каждой страны является ее национальная валюта. Практически все международные  экономические операции предполагают обмен национальных валют, который  происходит по определенной цене. Цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран (или  в международной денежной единице) называется валютным курсом. Валютный курс предполагает взаимную котировку валют. Валютная котировка есть процесс определения валютного курса тем или иным методом. Существует два основных метода валютной котировки: прямой и косвенный. При прямой котировке валютный курс одной национальной валютной единицы выражается через определенное количество иностранной валюты. Например, 1 руб. = 0,03 долл. = 3 цента. Для рубля это прямая котировка, а для доллара - косвенная. При косвенной котировке определенное количество единиц национальной валюты выражается через валютный курс одной единицы иностранной валюты. Например. 1 долл. = 31 руб. Для Доллара это прямая котировка, а для рубля - косвенная.

Существует различная классификация  валютных курсов. Например, в зависимости  от того, совершается покупка или  продажа валюты, формируется курс продавца или курс покупателя. Курс продавца - это цена, по которой банк продает иностранную валюту за национальную. Курс покупателя - это цена, по которой банк покупает иностранную валюту за национальную. Разница между названными курсами образует маржу, которая покрывает издержки на организацию продажи валюты и формирует банковскую прибыль.

С учетом инфляции рассчитывают реальный и номинальный курсы. Номинальный  валютный курс - это текущая валютная котировка 2-х валют. Реальный валютный курс определяется как номинальный, скорректированный на соотношении  цен внутри страны и цен других стран. Он может быть выражен формулой:

 

 

 

где Еr - реальный валютный курс;

Еn - номинальный валютный курс;

Pd - уровень (индекс) внутренних цен, выраженных в национальной валюте;

Рf - уровень (индекс) зарубежных цен, выраженных в иностранной валюте.

Политика центральных банков государств в значительной степени направлена на сдерживание резкого повышения реального курса национальной валюты. При низком реальном обменном курсе иностранные товары относительно дороги, а отечественные - относительно дешевы. Экономические агенты в подобном случае приобретают меньшее количество иностранных товаров и большее - отечественных. Поэтому величина чистого экспорта будет выше, чем было бы в случае высокого реального обменного курса, когда иностранные товары иностранные товары были для экономических агентов предпочтительнее вследствие их относительной дешевизны по сравнению с отечественными.

Таким образом, негативные последствия  повышения курса валюты на себе испытывают, прежде всего, отрасли, ориентированные на экспорт.

Однако нельзя однозначно положительно оценивать искусственное снижение реального валютного курса. Заниженный курс национальной валюты имеет не только плюсы, но и серьезные минусы. Так, падение курса национальной валюты приводит к росту цен на импортные товары, выраженные в национальной валюте. Импорт сокращается. Это негативно  сказывается на интересах национальных потребителей, так как делает импортные  товары менее доступными, что снижает  уровень потребления. Заниженный курс нежелателен и для многих производителей, которые используют в своем производстве импортное сырье, оборудование и  материалы. Это вызывает рост издержек производства и может привести экономику  в состояние так называемого  «шока предложения», то есть вызвать  сокращение реального объема производства при одновременном росте цен. Заниженный курс способствует сохранению искусственно заниженных цен на национальную продукцию, что в свою очередь  делает неэффективной инвестиционную деятельность, провоцирует массовую утечку сырьевых ресурсов по заведомо заниженным ценам, блокирует импорт передового оборудования и технологий и потому обрекает экономику страны на годы и десятилетия застоя. В  связи с этим в современной  России заниженный курс рубля крайне нежелателен, так как приводит к  вышеназванным негативным последствиям.

С учетом используемого режима различают  жестко фиксированный курс, свободно плавающий и смешанный курс. Жестко фиксированный курс устанавливается  государством, здесь колебания валют  не допускаются. В условиях гибких плавающих  валютных курсов, курс валюты устанавливается  на основе действия естественных рыночных законов спроса и предложения. Две названные системы организации валютных курсов являются диаметрально противоположными. Кроме них существует ряд промежуточных вариантов, так называемые гибридные курсы. Наиболее типичным видом последних является управляемый валютный курс (управляемое плавание). Управляемое плавание представляет собой практику управления курсом с помощью инструментов государственного регулирования. Поскольку изменения валютного курса имеют весьма ощутимые последствия для экономики, то вариант управляемого плавания является в современной экономике наиболее распространенным. [9]

В экономической литературе достаточно широко обсуждается вопрос о связи  между различными режимами обменного  курса и возможностью проводить  независимую денежно-кредитную политику. В частности, отмечается, что в  условиях свободного продвижения капитала независимость денежно-кредитной  политики зависит от режима обменного  курса. При фиксированном обменном курсе такая независимость отсутствует: действия монетарных властей должны лишь соответствовать движению капитала, так как любые другие решения  помешают решению поставленной задачи поддержания фиксированного курса. В случае свободного обменного курса  монетарные власти могут выбирать как  цели, так и инструменты денежно-кредитной  политики.

На основе подобных рассуждений  появился тезис от том, что свободное движение капитала, фиксированный обменный курс и самостоятельная денежно-кредитная политика не могут осуществляться одновременно.

Все факторы, влияющие на спрос  и предложение на валютных рынках и меняющих валютный курс можно разделить  на структурные (действие в долгосрочном периоде) и конъюнктурные (вызывающие краткосрочные колебания валютного  курса). К структурным факторам относятся: конкурентоспособность товаров  страны на мировом рынке и ее изменение; состояние платежного баланса страны; темпы инфляции; разница процентных ставок в различных странах; степень открытости национальной экономики; государственное регулирование валютного курса.

К конъюнктурным относятся: деятельность валютного рынка; спекулятивные валютные операции; кризисы; войны; стихийные бедствия; прогнозы; цикличность активности в стране.

В числе наиболее важных факторов, влияющих на валютный курс, можно  выделить следующие:

1. Изменения во вкусах  покупателей. Если потребители  предпочитают покупку импортных  товаров, то это вызовет спрос на иностранную валюту и ее курс будет расти, а курс национальной валюты - падать. Подорожание иностранной валюты свидетельствует об обесценении национальной и наоборот.

2.Протекционистская политика  государства вот внешней торговле.

В случае применения заградительных мер по отношению к импорту  спрос на иностранную валюту сокращается, и ее курс по отношению к национальной - падает. В свою очередь курс национальной валюты растет. Таким образом, протекционистская торговая политика повышает реальный валютный курс

Государство увеличивает  налоги на импорт и устанавливает  количественные ограничения на ввоз зарубежных товаров, что ведет к  снижению импорта и увеличению чистого  экспорта.

Информация о работе Международная валютная система