Международные валютно-финансовые отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 22:54, курсовая работа

Краткое описание

Под влиянием резкого расширения внешнеторговых, научно-технических и многих других факторов и связей функционирование международных валютно-финансовых и кредитных отношений усложнилось и характеризуется частыми изменениями. Поэтому изучение мирового опыта представляет большой интерес для складывающейся в России и других странах СНГ рыночной экономики, ведь
Россия все более включается в мировое хозяйство. Постепенная интеграция
России в мировое сообщество, вступление в Международный валютный фонд(МВФ), группу Международного банка реконструкции и развития (МБРР),Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Всемирную торговую организацию (ВТО) требуют знания общепринятого цивилизованного кодекса поведения на мировых рынках валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

Содержание

Введение………………………………………………………..................................3
1. Мировая валютная системы и ее модификации…………………....................4
2. Элементы валютной системы…………………………………………………….7
3. Валютная политика……………………………………………………………...11
4. Международные валютно-кредитные организации…………………………18
Заключение ………………………………………………………………………....24
Список используемых источников………………………………………………..26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 45.22 Кб (Скачать файл)

Парижский клуб стран-кредиторов - неформальная организация промышленно развитых стран, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран. На заседаниях Парижского клуба присутствуют наблюдатели  из МВФ, МБРР, ЮНКТАД и обычно рассматривается  вопрос о той части внешнего долга, которая должна быть погашена в текущем  году.

Лондонский клуб обсуждает проблемы урегулирования частной внешней  задолженности стран-должников.

С середины 70-х годов разработка проблем межгосударственного регулирования  перенесена на уровень совещаний  глав государств и правительств "семерки" и "группы десяти", которая кроме "семерки" включает 
Бельгию, Нидерланды, Швейцарию, Швецию. На этих совещаниях большое внимание уделяется валютно-кредитным проблемам.

МВФ (International Monetary Fund, IMF) - межправительственная организация, предназначенная для  регулирования валютно-кредитных  отношений между государствами-членами  и оказания им финансовой помощи при  валютных затруднениях, вызываемых дефицитом  платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд - специализированное учреждение ООН - практически служит институциональной основой мировой  валютной системы.

МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами  своего Устава, который фиксирует  основные структурные принципы мировой  валютной системы.

Во-первых, МВФ наделен полномочиями создавать безусловные ликвидные  средства путем выпуска СДР. Последние  предназначены для пополнения официальных  валютных резервов, погашения пассивного сальдо платежного баланса, расчетов стран  с Фондом. Страна, имея счет в СДР, может приобретать у других участников системы СДР конвертируемую валюту. 
Регулирующая роль МВФ заключается в том, что обеспечивает странам гарантированную возможность приобретения необходимой валюты в обмен на СДР путем назначения стран, которые ее предоставляют. При этом МВФ контролирует соблюдение установленных лимитов операций в СДР. Каждая страна обязана принимать СДР в обмен на конвертируемую валюту в пределах двойной суммы ее лимита в СДР, т.е. пока сумма СДР на счете не возрастет до 300% по отношению к чистой кумулятивной величине выделенных ей Фондом СДР.

Во-вторых, МВФ выступает в качестве проводника принятой Западом, по инициативе США, установки на демонетизацию  золота, ослабление его роли в мировой  валютной системе.

В-третьих, МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима валютных курсов. Согласно Уставу МВФ может установить, что "международная экономическая ситуация позволяет ввести широкую систему валютного регулирования, базирующегося на стабильных, но изменяемых паритетах". При такой системе допускаются отклонения рыночных валютных курсов от паритетов в пределах + 4,5%. Переход к данной системе возможен при одобрении ее странами-членами, располагающими большинством в 85% голосов, т.е. практически при согласии США и стран ЕС.

В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения МВФ регламентируют функционирование механизма валютных рынков, режим  валютных операций. 
Валютные ограничения допускаются только в двух случаях: 1) на основании 
Статьи XIV Устава их могут сохранять или устанавливать новые члены МВФ в течение переходного периода, продолжительность которого не определена; 2) официальное заявление Фонда о дефицитности определенной валюты дает право любой стране-члену после консультации с Фондом вводить временные ограничения операций в этой валюте.

В-пятых, МВФ участвует в регулировании  международных валютно-кредитных  отношений путем предоставления кредитов странам, а главное, в результате выполнения им функций координатора международного кредитования. Частные  коммерческие банки рассматривают  МВФ как гаранта получения  максимально высоких прибылей и  инструмент, способствующий расширению их кредитной деятельности в странах-заемщиках. Заключения МВФ об экономической  политике и уровне платежеспособности того или иного правительства  расцениваются частными банками  как показатель международного доверия  к заемщику. Поэтому даже небольшой  кредит, полученный от МВФ, приобретает  эффект цепной реакции, открывая возможность  привлечения более крупных сумм на рынке ссудных капиталов. Таким  образом, происходит фактическое согласование кредитной политики МВФ, с одной стороны, и главных кредиторов (как государственных, так и частных) мирового рынка ссудных капиталов - с другой.

В-шестых, МВФ осуществляет постоянный надзор и наблюдение за макроэкономической политикой стран-участниц и состоянием мировой экономики. 
Он собирает огромный массив информации, относящейся к отдельным странам и к мирохозяйственным процессам в целом. Эта информация включает сведения о динамике экономического роста и цен, денежном обращении, экспорте и импорте товаров, услуг, капиталов, состоянии платежных балансов, официальных золотых и валютных резервов, производстве, экспорте и импорте золота, размерах заграничных капиталовложений, движении валютных курсов и многом другом и подвергается тщательной аналитической обработке.

Среди межгосударственных инвестиционных институтов самое заметное влияние  на темпы и направление экономического развития большинства стран оказывает  группа международного банка реконструкции  и развития (МБРР), координирующая политику экономической помощи промышленно  развитых стран, воздействующая на деятельность других международных экономических  организаций и оказывающая техническую  помощь развивающимся странам в  разработке программ их экономического развития. Эта межгосударственная инвестиционная группа, включающая МБРР и три его  филиала - Международную ассоциацию развития (МАР), Международную финансовую корпорацию (МФК) и 
Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА), превратилась в крупнейший мировой инвестиционный институт.

Всемирный банк (МБРР) как специализированный финансовый институт ООН призван  наилучшим образом способствовать выполнению стратегической задачи: интегрировать  экономику всех стран-членов с основными  центрами мировой системы хозяйства.

МАР призвана дополнять деятельность МБРР и предоставлять наименее развитым странам беспроцентные кредиты  на срок 35-40 лет при льготном периоде 10 лет, взимая комиссию на покрытие административных расходов. 
Развивающиеся страны, естественно, заинтересованы в получении льготных кредитов МАР, но она не может выдавать средства всем желающим. Поэтому льготные кредиты предоставляются в первую очередь странам, у которых ВНП на душу населения не выше 650 долларов в год. Однако чтобы участвовать в МАР и получить доступ к ее льготным кредитам, необходимо вступить в МБРР.

МФК выполняет функции, несколько  отличные от МБРР. Поэтому в юридическом  и финансовом аспектах это относительно самостоятельная организация, хотя имеет общие со Всемирным банком руководство и ряд служб. Особенность  МФК заключается в том, что  для инвестирования ее средств в  страны-члены не требуется правительственных  гарантий, которых требуют МБРР и  МАР при предоставлении кредитов предприятиям или организациям. Это  ограждает частные компании от государственного контроля за их деятельностью и служит интересам привлечения иностранного капитала в экономику развивающихся  стран. Также МФК имеет особое право не только предоставлять кредиты, но и непосредственно осуществлять инвестиции в акционерный капитал.

органы развивающихся стран-членов относительно разработки и осуществления  политики, программ и порядка (процедур), касающихся иностранных инвестиций, устраивает встречи и переговоры между международными деловыми кругами  и местными органами власти заинтересованных стран по вопросам инвестиций, а  также предоставляет необходимые  информационные услуги.

 

 

 

 

Заключение

Развитие мирового рынка  с его многочисленными секторами  влечет за собой рост объема валютных, кредитных, финансовых расчетных операций. Увеличиваются документооборот, количество деловых бумаг — платежных  и унифицированных коммерческих и финансовых документов. Между участниками  рынка происходят обмен информацией, передача сведений о курсах валют  и ценных бумаг, процентных ставках, положении на разных рынках, надежности партнеров и др. Информационные потоки выходят за национальные границы. В  итоге формируется банк данных для  рынка информационных услуг в  мировом масштабе.

В рамках ООН создана организационная  структура для координации работ  межправительственных и других организаций  экономического, коммерческого, финансового, телекоммуникационного профиля. Постоянные рабочие группы разрабатывают новые  и совершенствуют действующие стандарты  по международным валютным, кредитным, финансовым, расчетным операциям. Временные  рабочие группы периодически обсуждают  проблемы ценных бумаг, дорожных чеков, золота и других драгоценных металлов, банковских операций с использованием сети СВИФТ. Система обмена информацией  предназначена для пользования  не только узким кругом профессионалов, но и всех участников рыночной экономики.

Ситуация на мировых валютных, кредитных, финансовых рынках постоянно  меняется под влиянием многих факторов. Банки и финансовые учреждения, обслуживающие  международные операции, реагируют  на изменение их конъюнктуры благодаря  интеграции технических средств  информации и информационной координации.

Для повышения эффективности  международных валютно-кредитных  и расчетных операций необходима их максимальная компьютеризация. С  этой целью в Брюсселе в 1973 г. было создано акционерное общество - Всемирная  межбанковская финансовая телекоммуникационная сеть (СВИФТ); официально функционирует  с 1977 г. Основная задача СВИФТ — скоростная передача банковской и финансовой информации, ее сортировка и архивирование на базе средств вычислительной техники. Наша страна вступила в СВИФТ в 1989 г. Более 230 банков России являются участниками  международной межбанковской системы  связи.

В короткой истории международных  валютно-финансовых отношений России можно выделить три этапа. Первый - до 1995 г. включительно, когда Россия была слабо интегрирована в мировой  рынок капиталов и ресурсы  поступали преимущественно в  форме многостороннего и двустороннего  официального финансирования. Второй этап - 1996-1997 гг. - время быстрой интеграции в мировой рынок капиталов. Третий этап - в конце 1997 г. Россия сталкивается с финансовым кризисом. Кульминацией этого процесса явился кризис 17 августа 1998 г. Российский финансовый кризис стал также питательной средой глобального  финансового кризиса.

Форсированный этап интеграции России в мировой рынок капиталов, сопровождавшийся быстрым неконтролируемым открытием внутреннего рынка  для нерезидентов, закончился финансовым кризисом, отбросившим страну назад  по многим направлениям. В определенной степени это было обусловлено  глобальным финансовым кризисом. Но основные причины — внутренние. И все  же интеграция стран с развивающимся  финансовым рынком, к числу которых  относится и Россия, это объективный  процесс, который, однако, как показала практика многих стран, должен быть объектом контроля и регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Башнянин Г. І. Політична економія / Г. І. Башнянин, П. Ю. Лазур, В. С. Медведєв. – Київ: Ніка-Центр “Ельга”, 2000. – 528 с.
  2. Башнянин Г.І. Політична економія. - Київ: Ніка-Центр Ельга, 2003.
  3. Бєляєв О. О., Бебело А. С. Політична економія: Навч. посібник. - К.: КНЕУ, 2001. - 328 с. 
  4. Гальчинський A.C., Єщенко П.С., Палкін Ю.І. Основи економічної теорії: Підручник. - К.: Вища шк., 2006.
  5. Дорогунцов С.І., Гош ОН. Політична економія: науковий курс. - К.: Оріони, 2004.
  6. Економічна теорія політекономія. Підручник /Під ред. Базилевича В.Д. - К.: Знання-прес, 2001. - 538 с.
  7. Економічна теорія: Підручник //За ред. В.М. Тарасовича. - К.: Центр навчальної літератури, 2006.
  8. Мочерний С. В. Економічна теорія: Посібник. – К.: Видавничий центр “Академія”, 2001. – 656 с.
  9. Мочерний С.В. Політекономія: Підручник. - К.: Вікар, 2003. - 386 с. 
  10. Ніколенко Ю.В. Основи економічної теорії : політ економічний аспект, пер. і доп. - К: Либідь, 2002. - 335 с.
  11. Основи економічної теорії: Підручник / А. А. Чухно, П. С. Єщенко, Г. Н. Климко та ін.; За ред. А. А. Чухна. – К.: Вища шк., 2001. – 606 с.
  12. Основи економічної теорії: політ економічний аспект підручник /Під ред. Климка Г.Н., Нестеренка В.П. - К: Вища школа, 2001. - 606 с.
  13. Петров П. В., Соломатин А. Н. Экономика товарного обращения: Учеб. для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 220 с.
  14. Політична економія: Навч. посібн. для студ. вищих навчальних закладів / За ред. Рибалкіна В.О., Бодрова В.Г. - К.:Академвидав, 2004. - 642 с.
  15. Політична економія: Навч. посібник / Кривенко К.Т., Савчук В.С., Бєляєв О.О. та ін. За ред. Кривенка. К. Т. - К.: КНЕУ, 2001. - 508 с.

 


Информация о работе Международные валютно-финансовые отношения