Международный валютный фонд и его роль в мировой экономике. Россия и МВФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 19:25, курсовая работа

Краткое описание

Процесс экономических реформ и интеграции России в систему меж-дународной экономики начался с нарастающего сотрудничества с рядом международных экономических организаций, и, прежде всего с Международным Валютным фондом (МВФ). Международный Валютный фонд выступает важнейшим катализатором глобализации, содействуя этому процессу через внешнюю торговлю стран-заемщиков и устранения ими валютных ограничений по международным текущим платежам.

Содержание

Введение 3
1. Международный валютный фонд в международной системе валютных отношений 6
1.1. Возникновение и цели МВФ 6
1.2. Роль, функции и место МВФ в международной системе валютных отношений 9
2. Организационно-финансовая структура МВФ 14
2.1. Организационная структура МВФ 14
2.2. Виды, источники ресурсов МВФ 17
2.3. Структура формируемых МВФ ресурсов 21
2.4. Политика и механизмы финансирования 23
3. Особенности взаимоотношений России и МВФ 27
Заключение 34
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по эк. теории2.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

Экономическая теория

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Тема: «Международный валютный фонд и его роль в мировой экономике. Россия и МВФ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 

 

 

 

Содержание

Введение                                                                                                              3

  1. Международный валютный фонд в международной системе валютных отношений                                                                                                           6
    1. Возникновение и цели МВФ                                                              6
    2. Роль, функции и место МВФ в международной системе валютных отношений                                                                                            9
  2. Организационно-финансовая структура МВФ                                      14
    1. Организационная структура МВФ                                                     14
    2. Виды, источники ресурсов МВФ                                                       17
    3. Структура формируемых МВФ ресурсов                                          21
    4. Политика и механизмы финансирования                                          23
  3. Особенности взаимоотношений России и МВФ                                   27

Заключение                                                                                                          34

Список литературы                                                                                             39

Приложения                                                                                           


 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Интеграция российской экономики в мировое хозяйство является сложным и противоречивым процессом. Длительная относительная экономическая самоизоляция СССР и стран Запада, и задачи воссоздания рыночных отношений обуславливают необходимость активации внешнеэкономического сотрудничества в целях скорейшего  восстановления экономики России и использования  выгод от участия в международном разделении труда.

Мировое хозяйство и его валютно-финансовая сфера вступили в конце 80-х годов в качественно новую стадию развития, которая может быть охарактеризована как мировая либерализация движения капиталов. Процесс глобализации непрерывно связан и реализуется через либерализацию международной торговли, международных текущих платежей и международного движения капиталов.

Процесс экономических реформ и интеграции России в систему международной экономики начался с нарастающего сотрудничества с рядом международных экономических организаций, и, прежде всего с Международным Валютным фондом (МВФ). Международный Валютный фонд выступает важнейшим катализатором глобализации, содействуя этому процессу через внешнюю торговлю стран-заемщиков и устранения ими валютных ограничений по международным текущим платежам.

МВФ занимает центральное место в международной системе валютно-финансовых отношений и является, пожалуй, единственной международной финансовой организацией, к авторитетному мнению которой прислушиваются любые инвесторы. Будь то правительства, частные корпорации или банки. Это послужило дальнейшему выдвижению мирового хозяйства и мирового финансового сообщества на новый уровень, при котором все больше число стран имеют свободную обратимость национальных валют, а экономика носит наиболее открытый характер.

Вместе с тем, развитие международных валютных и финансовых отношений вследствие либерализации международного движения капитала сопровождается усилием его перетоков между странами и регионами.

Позитивное развитие взаимоотношений с МВФ повышает шансы России ускорить процесс возрождения экономики, открывает возможность полноценного возврата на мировые финансовые, фондовые и товарные рынки. Сфера воздействия МВФ на мировое хозяйство значительно расширилось с принятием в эту организацию России и других бывших социалистических стран. Отличительной особенностью кредитных отношений Фонда с Россией стал их долгосрочный характер и эволюция функции фонда в них от кредитного источника до гаранта внешней платежеспособности. Для МВФ, в свою очередь, принятие России и других постсоциалистических стран способствовало некоторому ослаблению остроты проблемы самовыживания.

В связи с изложенным, исследование вопросов взаимодействия России с международным сообществом, его экономическими и финансовыми институтами является чрезвычайно актуальным. Выбранная тема курсовой работы является важным элементом методов внешнеэкономической деятельности государства.

Учитывая теоретическую широту рассматриваемой темы в данной работе основное внимание, уделено исследованию вопросов, связанных с особенностями эволюции функционирования МВФ, практическим опытам взаимоотношений России и МВФ, а также проблем, касающихся этих взаимоотношений.

Цель работы: Исследование роли МВФ в мировой экономике, реализуемой посредством содействия процессу глобализации участия в урегулировании финансовых кризисов:

Для достижения поставленных целей решались следующие задачи:

  • Проведение анализа становления и развития МВФ, как международной организации;
  • Определение роли, функции и места Фонда в меняющейся мировой экономике;
  • Рассмотрение вопроса, касающегося организационно-финансовой структуры МВФ;

-        Изучение  причин вступления России в  МВФ.

Предметом исследования являются взаимоотношения Российской Федерации в МВФ и их результаты.

Объектом исследования является деятельность МВФ.

Фонд был создан в 1944 году для стабилизации международных отношений.

Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды отечественных авторов, классических и современных ученых по проблемам международных валютно-финансовых отношений, определяющих место, роль и функции МВФ.

Среди авторов можно выделить: Аникина А.В., Богданова О.С., Казакевича В.П., Красавину Л.Н., Ларионова К.А., Портного М.А., Федякиной Л.Н., Шенаева В.Н., Вахрина П.И.

При разработке темы были использованы работы российских экономистов,  посвященных МВФ: Горбунова С.В., Евстигнеева В.Р., Чижова К.Я. Использовались материалы российской прессы.

 

 

ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД В МЕЖДУНАРОДНОЙ СИСТЕМЕ ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

    1. Возникновение и цели МВФ

 

Международный валютный фонд - межправительственная валютно-кредитная  организация, предназначенная для регулирования валютных отношений между государственными  членами и предоставления им краткосрочных кредитных ресурсов при валютных затруднениях, связанных с неуравновешенностью платежных балансов.1

Развитие международной валютно-финансовой системы прошло ряд этапов. Одной из важнейших исторических вех этого развития является Бреттон-Вудское соглашение, которое стало неотъемлемым звеном в процессе поиска международно-правового регулирования валютных отношений. Одним из механизмов такого регулирования стал Международный Валютный фонд (МВФ).

Необходимость в организации, подобной МВФ, стала очевидной во время Великой депрессии, поразившей мировую экономику в 30-е г.г. Не в меньшей степени в этот период мир пострадал от кризисов, произошедших на денежных рынках. Общее недоверие к бумажным деньгам породило спрос на золото.

Серьезные потрясения на мировых рынках продолжались до начала 1939 года Второй Мировой войны.

В начале 40-х годов Г.Д. Уайт из США и знаменитый экономист Д.М. Кейнс из Великобритании почти одновременно предложили создать международную национальную организацию на постоянной основе, которая бы осуществляла контроль за международной валютной системой. Эта организация должна была реагировать на требования времени и способствовать обмену валют без каких-либо ограничений.

В результате многосторонних переговоров и консультаций, которые проходили между странами-инициаторами создания МВФ (США, Великобритания и Канада), были выработаны основные принципы его деятельности. Предполагалось, что в его функции помимо осуществления контроля за международной валютной системой, должно было входить решение вопросов, связанных с оказанием помощи слаборазвитым странам в реконструкции их экономики.

В декабре 1943 года, к переговорному процессу по выработке принципов деятельности МВФ, подключился СССР. Руководство Советского Союза посчитало, что создание подобной организации будет способствовать послевоенному восстановлению экономики стран, наиболее сильно пострадавших в ходе Второй Мировой войны.

Таким образом, в ходе переговоров, все  принципиальные предложения СССР, касающиеся вопросов управления и принятия решений в МВФ, были отклонены представителями западных стран. Естественно, что такая постановка вопросов не устраивала руководство СССР. Поэтому в апреле 1944 года было принято решение о выходе СССР из переговорного процесса и об отказе от присоединения к МВФ.

Наконец, переговорный процесс по вопросам создания МВФ начатый еще в 1943 году, получил свое завершение на международной валютно-финансовой конференции Объединенных Наций, состоявшейся в период с 1 по 22 июля 1944 года в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир).2 В ней приняли участие представители 44 государств. Конференция приняла «Заключительный акт», который включал так называемые Статьи Соглашения (Articles of Argeement) о МВФ и его «инвестиционном филиале» Международном Банке Реконструкции и Развития (МБРР), которые выполняют роль их устава.

27 декабря 1945 года после ратификации  Соглашений о МВФ и МБРР  29 государствами они официально  вступили в силу. В марте 1946 года на учредительной сессии Совета управляющих МВФ в Саванне (США) были приняты дополнительные постановления, регулирующие деятельность МВФ. К осени 1946 года организация Фонда была завершена, и после опубликования первоначальных валютных паритетов большинства государств членов 18 декабря 1946 года, было официально объявлено, что МВФ готов приступить к валютным операциям с 1 марта 1947 года.

В настоящее время членами МВФ являются 182 государства. Членом организации может стать любая страна, проводящая самостоятельную внешнюю политику и готовая принять права и обязательства, предусмотренные уставом МВФ.

Страны – члены могут в любой момент выйти из МВФ. В прошлом этим правом воспользовались Куба, Чехословакия (ныне Чехия и Словакия), Индонезия и Польша, хотя затем все эти страны, за исключением Кубы, пересмотрели свое решение и вновь решили вступить в организацию.

В 1992 году страны бывшего СССР также вступили в организацию. Вступление в МВФ государств бывшего СССР с их острейшими экономическими и политическими проблемами вызвало крутой поворот в функционировании самого Фонда. Оно открыло перед ним обширное, неведомое ему поле деятельности, поставило перед ним новые сложные задачи.

МВФ предназначен для регулирования валютно-расчетных отношений между государствами и оказания финансовой помощи странам-членам путем предоставления им краткосрочных займов в валюте при возникновении валютных затруднений, вызванных нарушениями равновесия платежных балансов.

Фонд осуществляет свою деятельность в качестве специализированного учреждения Организации Объединенных Наций (ООН). Такой статус ему был дан в результате заключенного с ООН соглашения, утвержденного в 1947 году Советом управляющих МВФ и Генеральной Ассамблеей  ООН. По настоянию США в это соглашение было включено положение, в соответствии с которым ООН не имеет права давать Фонду рекомендации, относящиеся к проводимой им политике.

Задачи и политика МВФ определены хартией, известной как Статьи Соглашения (Articles of Argeement). Основные цели МВФ, сформулированные в Статьях Соглашения, заключаются в следующем:

    • содействие международной валютной кооперации;
    • обеспечение сбалансированного роста международной торговли;
    • содействие стабильности валютных курсов;
    • осуществление помощи в основании многосторонней системы платежей и устранении валютный ограничений, препятствующих развитию мировой торговли;
    • обеспечение доступа членов к ресурсам фонда для ускорения нарушений платежного баланса без использования торговых ограничений и ограничений платежей;
    • организация форумов для консультаций и обслуживания проблем развития международной финансовой системы.3

Эти цели остались незыблемыми с момента создания МВФ, меняются лишь формы и методы их осуществления с учетом изменений, происходящих в мировой системе.

Информация о работе Международный валютный фонд и его роль в мировой экономике. Россия и МВФ