Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 19:25, курсовая работа
Процесс экономических реформ и интеграции России в систему меж-дународной экономики начался с нарастающего сотрудничества с рядом международных экономических организаций, и, прежде всего с Международным Валютным фондом (МВФ). Международный Валютный фонд выступает важнейшим катализатором глобализации, содействуя этому процессу через внешнюю торговлю стран-заемщиков и устранения ими валютных ограничений по международным текущим платежам.
Введение 3
1. Международный валютный фонд в международной системе валютных отношений 6
1.1. Возникновение и цели МВФ 6
1.2. Роль, функции и место МВФ в международной системе валютных отношений 9
2. Организационно-финансовая структура МВФ 14
2.1. Организационная структура МВФ 14
2.2. Виды, источники ресурсов МВФ 17
2.3. Структура формируемых МВФ ресурсов 21
2.4. Политика и механизмы финансирования 23
3. Особенности взаимоотношений России и МВФ 27
Заключение 34
Список литературы
валютных отношений
Специфика МВФ по сравнению с другими межправительственными организациями определяется тем, что в своей деятельности он сочетает регулирующие, консультативные и финансовые функции, вытекающие из целей, во имя которых он был создан.
Статьи Соглашения фактически предопределяют центральное место МВФ в Международной валютной системе. Поэтому Фонд занимается не только проблемами отдельных стран, но и вопросами функционирования международной валютной системы в целом. Его деятельность направлена на поддержку методов и стратегий, с помощью которых государства-члены могут вести совместную работу по обеспечению стабильности мировой валютной системы и устойчивого экономического роста. Кроме того, Фонд должен находится в постоянной готовности к разрешению кризисных ситуаций.
В обязанности МВФ, связанные с контролем над Международной валютной системой в целях обеспечения ее эффективного функционирования входит такой важный аспект, как осуществление контроля за политикой государств-членов на предмет соблюдения ими своих обязательств, предусмотренных в Статьях Соглашения МВФ. Согласно этому документу, каждое государство-член обязуется сотрудничать с Фондом и другими государствами-членами для обеспечения упорядоченности валютных режимов.
Фонд осуществляет надзор за каждым государством-членом своих обязательств, включая строгий контроль над их политикой в отношении обменных курсов, который служит ключевым элементом контроля над другими аспектами обязательств государств-членов. Так, например, в начале 1995 года ввиду роста объема и неустойчивости Международных потоков капитала, Исполнительным Советом Фонда было принято решение о том, что состояние финансовых рынков и счетов операций с капиталом заслуживает более тщательной оценки в рамках осуществляемого Фондом надзора.
Отвечая за бесперебойное функционирование международной валютной системы и платежной системы, МВФ уделяет особое внимание состоянию ликвидности в мировом масштабе.
Одной из важных функций Фонда является предоставление государствам-членам дополнительных ликвидных средств посредством распределения социальных прав заимствования (Special drawing Rights (СДР)) – первого в истории резервного актива, который был создан по решению МВФ. В соответствии со Статьями Соглашения Фонд играет стимулирующую роль в выполнении задачи превращения СДР в основной резервный актив Международной финансовой системы. Кроме того, Фонд служит для своих членов хранилищем ликвидных международных резервов в виде резервных позиций и требований по кредитам Фонду.
Статьи Соглашения также определили центральную координационную роль среди других международных финансово-правовых организаций.
МВФ поддерживает тесные связи и осуществляет сотрудничество практически со всеми международными финансово-правовыми организациями и прежде всего – с родственной ему организацией, созданной в результате Бреттон-Вудского соглашения – Международным Банком Реконструкции и Развития (МБРР (The International Bank for “Reconstruction and Development IBRD), который вошел в группу Мирового Банка (The World Bank Group WBC).
Отношения с МБРР (далее Банк) носят нефинансовый характер (за исключением роли Банка как уполномоченного держателя СДР), что обусловлено принципиально различными механизмами, посредством которых Фонд и Банк финансируют свою деятельность, а также тем, что цели, функции и операции этих организаций различны.
В соответствии с Уставом МБРР, в эту организацию могут вступать только те страны, которые уже являются членами МВФ. Вступление в Фонд является предварительным условием членства в Банке. Такое положение было предусмотрено в Уставе, как условие, которое позволяет обеспечить погашение государствами-членами кредитов, полученных от МБРР.
В соответствии с принципами сотрудничества двумя организациями, МВФ предоставляет временную помощь для урегулирования платежных балансов, тогда как Банк занимается финансированием долгосрочных проектов экономического развития. Начиная с момента своего утверждения, эти две организации, сотрудничают во многих направлениях.
Кроме того, МВФ осуществляет взаимодействие с другими структурами, входящими в состав групп Мирового Банка. Так, например, МВФ сотрудничает с Международной ассоциацией развития (МАР) (International Development Association (IDA)), а также с Международной финансовой корпорацией (МФК) (International Finance Corporation (IFC)). Помимо этого, сотрудничая с группой Мирового Банка, МВФ имеет возможность взаимодействовать с многосторонней группой Банков развития (Multilateral Development Banks (MDBs)), группой агентств двустороннего развития (Bilateral Development Agencies (BDAs)), а также агентствами объединенных наций (United Nations Agencies (UNAs)).
МВФ осуществляет сотрудничество с Всемирной торговой организацией (ВТО), которое охватывает несколько аспектов. В статье III Устава ВТО в качестве одной из его функций указывается поддержание надлежащего сотрудничества с МВФ (и группой Мирового банка) с целью достижения большей последовательности в деле выработки экономической политики в общественном масштабе.
Фонд участвует в проводимых ВТО консультациях с государствами-членами, вводящими ограничения для защиты своего платежного баланса. В деятельности Фонда вопросам торговой политики уделяется значительное внимание, как при осуществлении им своих надзорных функций, так и в связи с использованием ресурсов МВФ.
Кроме названных организаций, МВФ осуществляет также взаимодействие с коммерческими банками, объединенными в рамках Лондонского клуба кредиторов, а также с официальными кредиторами в рамках Парижского клуба кредиторов для разрешения вопросов, связанных с урегулированием проблемы мирового долга.
Обе эти организации стремятся обеспечить долговое бремя развивающихся стран, путем предоставления странам должникам отсрочки по их платежам, которая направлена на то, чтобы они могли восстановить свою кредитоспособность в результате осуществления реформ и преобразований под руководством и при финансовой поддержке со стороны МВФ. В процессе урегулирования международной задолженности участвует и МБРР, который осуществляет финансирование более долгосрочных и дорогостоящих проектов.
Таким образом, МВФ играет ключевую роль в вопросах, связанных с кредитованием и формированием обусловленности предоставления займов, и также с урегулированием проблем внешнего долга. Взаимодействие названных организаций в рамках урегулирования внешней задолженности стран-должников, сводится, по сути, к осуществлению согласованного кредитования (реализация плана Брэйди).4
МВФ в данном случае является стержнем этой системы и гарантом выполнения заемщиком выдвинутых со стороны кредиторов требований.
Таким образом, можно констатировать, что МВФ играет стержневую роль в мировой валютно-финансовой системе. Данное обязательство позволяет его странам-членам решать весь спектр внешнеэкономических проблем, связанных с урегулированием их долговых обязательств, привлечением инвестиций в национальную политику и т.д.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ФИНАНСОВАЯ
СТРУКТУРА МВФ
2.1. Организационная структура МВФ
Высшим руководящим органом МВФ является Совет Управляющих (Boart of Governos), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. В большинстве случае – это министры финансов или руководители Центрального банка. Совет управляющих избирает из своего состава председателя. Совет управляющих уполномочен решать важнейшие вопросы деятельности МВФ, в частности путем новых членов и исключение старых членов Фонда, установление и изменение квот участия, предоставление странам дополнительных СДР, выборы исполнительных директоров. С 1972 г. специальным комитетом Совета управляющих было поручено контролировать функционирование валютной системы и ее дальнейшее развитие.5
Управляющие собираются на сессии, на которых обсуждаются деятельность Фонда, один раз в год, однако они могут проводить заседание и голосовать в любое время с помощью почты.
МВФ устроен по образцу акционерного общества, и поэтому возможность каждого участника оказывать воздействие на его деятельность определяется долей в капитале. В соответствии с этим в МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов: каждое государство-член имеет 250 «базисных» голосов, независимо от величины взноса в капитал Фонда, и дополнительно по одному голосу на каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядок оставляет решающее слово в управлении делами МВФ за странами, вложившими в него наиболее крупные средства.
Решения в Совете управляющих МВФ принимаются простым большинством простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим операционный либо стратегический характер, - «специальным большинством» (соответственно – 70% или 85% голосов стран-членов).
Согласно действующему с 1978 г. уставу Совет управляющих может учредить новый постоянный орган управления – Совет на уровне министров стран-членов для наблюдения за регулированием и адаптаций мировой валютной системы. Еще одна функция этого органа – рассмотрение предложений о внесении поправок в Статьи Соглашения. Совет должен быть наделен полномочиями и для принятия практических решений.
Однако он пока не создан. Его роль играет состоящий из 24 членов так называемый Временный комитет Совета Управляющих по вопросам мировой валютной системы, учрежденный в 1974 году. Он собирается дважды в год, но не имеет полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее, он руководит Исполнительным Советом.
Подобную роль играет также Объединенный Министерский Комитет Советов управляющих Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и Фонда по передаче реальных ресурсов развивающимся странам.
Совет управляющих делегировал многие свои полномочия Исполнительному совету (Executive Board), т.е. директору, который согласно уставу несет ответственность за ведение дел Фонда. Исполнительный совет работает на постоянной основе в штаб-квартире Фонда в Вашингтоне и обычно проводит свои заседания 3 раза в неделю. С 1992 года число исполнительных директоров доведено до 24: 5 из них назначает согласно уставу США, Германией, Японией, Великобританией и Францией, у которых наибольшие квоты в капитале МВФ; 3- представляют каждый одну страну – Саудовскую Аравию, Россию и Китай; 16 – избраны от остальных стран-членов, разделенных на соответствующее число групп с учетом принципа географического представительства.6 Назначения и выборы исполнительных директоров производятся раз в два года.
Исполнительный совет занимается широким кругом политических, оперативных и административных вопросов.
Исполнительный директор располагает тем количеством голосов, которым пользуются в совокупности, избравшие его управляющим.
На практике решения Совета основываются обычно на принципе консенсуса; формальные голосования проводятся только при исключительных обстоятельствах.
Исполнительный Совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя (Manager Director), который не может быть ни управляющим, ни исполнительным директором. Он возглавляет штат сотрудников Фонда и выступает в качестве председателя Директората без права голоса, за исключением случаев, когда голоса распределяются поровну.
В функции директора-распорядителя входит ведение текущих дел и назначение ключевых должностных лиц МВФ.
Пост директора-распорядителя с 23 марта 2000 года занимает Хорст Кехлер. Он сменил на этом посту Мишеля Камдессю, подавшего в отставку 14 февраля 2000 года.
Организационная структура МВФ также включает в себя: Региональные отделы МВФ; Отделы спецслужб и услуг; Отделы информации и связи; вспомогательные службы.
Следует отметить, что организационная структура аппарата МВФ претерпевает постоянную эволюцию, вызываемую корректировками целевых установок, функций Фонда, которые в свою очередь определяются трансформацией мировой экономики и международных валютных финансовых отношений.
2.2. Виды, источники ресурсов МВФ
Обыкновенные ресурсы
Обыкновенные ресурсы Фонда складываются из взносов государств-членов, производимых ими по подписке в счет квот, золотого запаса МВФ, а также резервных активов, выраженных в единицах специальных прав заимствования СДР.
Каждая страна-участница имеет квоту, выраженную в СДР. Квота является наиболее важным, ключевым звеном в механизме финансовых и организационных взаимоотношений стран-членов с МВФ. Она определяет сумму подписки страны на капитал МВФ возможности использования ею ресурсов Фонда, наконец, количество голосов, которыми она располагает в нем. Квота может быть изменена по предложению либо самого государства-члена, либо руководящих органов Фонда (но при условии обязательного согласия соответствующего государства). Размеры квот стран-членов устанавливаются на основе экономического значения и удельного веса стран в мировой экономике и международной торговле.
До Ямайского соглашения (до 1978 года) страна участница должна была 25% суммы подписки, равной ее квот, выплачивать в золоте, а остальную часть – в собственных денежных единицах. Ямайское соглашение освободило страны от необходимости взноса в золоте. Теперь бывшая «золотая доля» подписки на капитал МВФ оплачивается страной членом в резервных активах, которыми являются свободно конвертируемые валюты других стран-членов, избранные Фондом при условии согласия всех стран. Такая доля может быть в принципе и меньше 25%. Точное соотношение между взносами стран-членов в капитал МВФ в резервных активах и национальных валютах определяется Советом управляющих. Однако, как следует из устава, он не имеет права устанавливать величину оплаты в резервных активах в размере, превышающем 25% квоты страны-участницы. Подобная практика используется и при увеличении размеров квот. Часть взноса в национальной валюте, которая не нужна МВФ для текущих операций, производится страной-членом в форме не обращающихся беспроцентных обязательств, оплачиваемых по первому требованию фонда исходя из номинальной стоимости. Все средства в национальных валютах, преданные Фонду в счет подписки на капитал МВФ, находятся в центральных банках соответствующих стран-членов.
Информация о работе Международный валютный фонд и его роль в мировой экономике. Россия и МВФ