Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является проанализировать место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества. Для этого поставлены задачи:
Рассмотреть малые предприятия в современной рыночной экономике.
Выявить проблемы и перспективы развития малых предприятий в современной России.
Изучить методы государственной поддержки малого предпринимательства в России

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………………………………………………………..6
1.1. Сущность, понятие, функции малых предприятий в экономике государства……………………………………………………………………..….6
1.2. Роль малых предприятий в экономике……………………………….8
1.3. Преимущества и недостатки малого предпринимательства………11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………………………………15
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА…………………………………………………..18
3.1. Инфраструктура. Направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства……………………………………..18
3.2. Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства...20
3.3. Имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства……………………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

В Федеральном законе от 6 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации » (в ред. от 06.12.2011 N 401-ФЗ) говориться, что он  направлен на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Этим положением установлена экономическая и социальная роль малого предпринимательства.

 

    1. Преимущества и недостатки малого предпринимательства

 

Малый бизнес присутствует во всех сферах и областях экономики. Сегодня преимущества малого предпринимательства по сравнению с другими секторами экономики выражены намного ярче, чем недостатки.

Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на его следующие преимущества: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий малых предприятий, гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и в процесс производства в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др. [2, с. 144].

Собственники малых  предприятий более склонны к  сбережению и инвестированию, у них  всегда высокий уровень личной мотивации  в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Малые предприятия лучше информированы об уровне спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию значительному числу наемных работников. Малые предприятия способствуют росту занятости безработного населения по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по их числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнению работ, оказанию услуг. [3, с. 19].

В то же время субъектам  малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные: более высок уровень риска, поэтому высока степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих субъектов при заключении договоров и др. конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связанно с отсутствием опыта управления или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий. [2, с. 145].

В регулярно проводимых опросах главными причинами неудач малых предприятий чаще всего  называют: некомпетентность бизнесменов; несбалансированный опыт; нехватку опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении в единичных формах владения и в товариществах; неумение заводить и поддерживать деловые связи и контакты. Другими причинами банкротств малых фирм являются: запущенность бизнеса; плохое здоровье или вредные привычки руководителя фирмы; катастрофы, пожары, воровство, мошенничество и др.

Шансы фирмы на успех  повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном  владельце, приносят более стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины-владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те малые предприниматели, которые много работают, но в, то, же время не переходят в своей деятельности рамки здравого смысла.

На неудачах малого бизнеса  сказывается невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже  накопившие опыт ведения дел в  маленьких фирмах, как правило, более  удачливы. Если в управлении фирмы  участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух или нескольких человек, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решение более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в фирму, тем больше возможностей ее сохранения в кризисные периоды.

Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии  малого бизнеса. Некоторые западные специалисты склонны рассматривать малое предпринимательство как школу новых личностных взаимоотношений, полигон для испытания методов и принципов предпринимательства в будущем.

Однако менее благоприятные  условия хозяйствования, чем у крупных предприятий, обуславливают меньшую устойчивость и конкурентоспособность малого предпринимательства, поэтому оно нуждается в государственной поддержке, которая в РФ осуществляется в соответствии с федеральной и региональными программами.

Недостатком в деятельности малого предпринимательства является их «уход в тень», что не позволяет  объективно оценить результат деятельности в первую очередь малых предприятий. [3, с. 20].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

В реформировании российской экономики еще со времен перестройки  и перехода отечественной экономики  в рыночные условия малые предприниматели  взяли на себя роль создателя почвы  для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого предпринимательства.

По состоянию на 1 октября 2011 года в России было зарегистрировано 231,2 тыс. малых предприятий, что на 5,2% больше, чем по состоянию на 1 октября 2010 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей увеличилось на 7,0 ед. и составило 161,8 ед. [4, с. 7]

Ниже в таблице  приведены данные по количеству зарегистрированных малых предприятий по федеральным  округам Российской Федерации на         1 октября 2011 г.

Таблица 2.1

Количество  зарегистрированных малых предприятий 
по федеральным округам Российской Федерации на 1 октября 2011 г.

Федеральные округа

Количество  зарегистрированных МП на 1 октября 2011 г. 
в расчете на 100 тыс. чел. населения

единиц

прирост / сокращение за период

01.10.2010-01.10.2011

в % от

среднего 
по РФ

РФ

161,8

7,0

100,0

Центральный ФО

184,7

0,6

130,9

Северо-Западный ФО

263,3

32,8

173,1

Южный ФО

125,4

-4,7

89,9

Северо-Кавказский ФО

64,5

2,0

48,1

Приволжский ФО

158,3

0,8

76,3

Уральский ФО

136,8

20,3

78,7

Сибирский ФО

142,0

13,9

76,5

Дальневосточный ФО

153,8

-0,6

84,5


Источник: [4, с. 7]

На 1 октября 2011 года среднесписочная численность  занятых на малых предприятиях выросла  на 3,8%,  а удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых достиг уровня 12,5% по сравнению с 1 октября предыдущего года. [4, с. 16].

Таблица 2.2

Среднесписочная численность занятых на малых  предприятиях  
по федеральным округам Российской Федерации в январе-сентябре 2011 г.

Федеральные  округа

Среднесписочная численность работников МП

Доля занятых  на МП в общей среднесписочной 
численности занятых

тыс. чел.

в % к 
январю-сентябрю 2010 г.

%

изменение 
относительно 
января-сентября 2010 г., п.п.

РФ

5 788,3

103,8

12,5

0,47

Центральный ФО

1 657,4

105,2

12,5

0,58

Северо-Западный ФО

697,0

101,6

13,7

0,17

Южный ФО

494,6

98,7

13,1

-0,02

Северо-Кавказский ФО

166,5

109,0

10,0

0,76

Приволжский ФО

1 270,6

101,3

13,0

0,27

Уральский ФО

442,2

109,6

9,9

0,88

Сибирский ФО

778,3

107,2

12,8

0,84

Дальневосточный ФО

281,6

101,8

12,7

0,23


Источник: [4, с. 9]

В последние  десятилетия малое предпринимательство  превратилось во многих странах в  один из важнейших секторов экономики. По данным главы МЭРТ России доля малого бизнеса в ВВП составляет 20-25 % [12].

Особенностью  российского малого бизнеса продолжает оставаться его высокая «теневизация». По разным оценкам, от 30 до 50% реального  оборота субъектов малого предпринимательства  укрывается от налогообложения. Следовательно, значительная часть потенциальных ресурсов не задействована в решении общегосударственных задач, сужается налоговая база, не снижается криминализация экономики.

Между тем переход  российской экономики на траекторию динамичного роста требует изменения  пропорций в её секторах. Малый бизнес должен занимать более серьезные позиции, придавая на макроуровне недостающие российской экономике характеристики.

Это необходимо, так как  малое предпринимательство способно при относительно небольших инвестициях  стать хорошим «мотором» на микроуровне, который в сжатые сроки способен изменить институциональную и структурную несбалансированность на макроуровне.

В нашей стране малые предприятия распределяются по видам экономической деятельности, среди которых: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыбоводство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, гостиницы и рестораны, транспорт и связь, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.

В приложении 2 рис. 1 показан оборот малых предприятий  по видам экономической деятельности в 2011 г., из которого видно, что больше половины малых предприятий в 2011 г. были задействованы в оптовой и розничной торговле.

Сегодня перед  государством стоит задача развития производства и поддержки малого бизнеса. Малый бизнес не должен быть сосредоточен в только крупных городах страны. Россия имеет огромные природные ресурсы, но использует их нерационально, либо не использует вообще. С такими природными богатствами и при грамотной экономической стратегии Россия имеет все шансы стать богатейшей страной в мире и с самой высокоразвитой экономикой.

 

 

ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

3.1. Инфраструктура. Направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства

 

В соответствии с федеральным  законодательством государственная  поддержка малого предпринимательства  должна осуществляться по следующим  направлениям: формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а так же научно-технических разработок и технологий; установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставление статистической и бухгалтерской отчетности; поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др. [2, с. 152-153].

Информация о работе Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества