Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является проанализировать место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества. Для этого поставлены задачи:
Рассмотреть малые предприятия в современной рыночной экономике.
Выявить проблемы и перспективы развития малых предприятий в современной России.
Изучить методы государственной поддержки малого предпринимательства в России

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………………………………………………………..6
1.1. Сущность, понятие, функции малых предприятий в экономике государства……………………………………………………………………..….6
1.2. Роль малых предприятий в экономике……………………………….8
1.3. Преимущества и недостатки малого предпринимательства………11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………………………………15
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА…………………………………………………..18
3.1. Инфраструктура. Направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства……………………………………..18
3.2. Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства...20
3.3. Имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства……………………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

Важную роль в механизме  поддержки малых предприятий  должны сыграть общества взаимного  кредитования субъектов малого предпринимательства, создаваемые для аккумулирования  денежных средств его участников, пожертвований и иных поступлений для оказания взаимной финансовой помощи и предоставления льготных кредитов. В состав общества взаимного кредитования могут входить другие юридические и физические лица при условии, что доля уставного капитала, принадлежавшая входящим в общество субъектам малого предпринимательства, составляет не менее 51 % от общего размера капитала. [2, с. 153].

Развитие малого предпринимательства  во много зависит от материально-технической  поддержки субъектов малого предпринимательства, предоставление органами местного самоуправления на льготных условиях в аренду нежилых помещений, в лизинг оборудования. [2, с. 152-153].

Как показывает зарубежный опыт, устойчивое развитие малого предпринимательства  во многом зависит от функционирования разветвленной инфраструктуры поддержки малых предприятий, как на уровне государства, так и на региональных уровнях. [2, с. 155].

В РФ сложилась определенная инфраструктура поддержки развития малого предпринимательства на федеральном  уровне субъектов Федерации. К федеральным  органам, осуществляющим регулирование развития малого предпринимательства, его поддержку (в том числе функциональную),  относятся Президент РФ и его Администрация, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, службы, государственные комитеты. Так, в реализации федеральных комплексных программ поддержки и развития малого предпринимательства принимаю участие следующие федеральные министерства: экономического развития и торговли, финансов, по налогам и сборам, труда и социального развития, развития конкуренции и поддержки предпринимательства, юстиции, образования и др. важное место в инфраструктуре предпринимательства занимают Конституционный суд РФ, Арбитражный суд РФ, Верховный суд РФ, Генеральная прокуратура РФ и их органы на местах. [2, с. 155].

Как показывает опыт, малое предпринимательство успешно развивается, если в регионах страны создана и функционирует действенная инфраструктура малого предпринимательства, так как малые предприятия являются активными субъектами рыночной экономики в первую очередь на территории субъектов Федерации, которые имеют право применять законодательные акты по поддержке и развитию малого предпринимательства, формировать органы поддержки малых предприятий, направлять собственные материально-технические, финансово-кредитные и другие ресурсы для поддержки малых предприятий. Важной функцией местных органов самоуправления является разработка и реализация региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства. [2, с. 156].

 

3.2. Финансово-кредитная  поддержка малого предпринимательства

 

В соответствии с законодательством  финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства осуществляется Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, фондами субъектов  РФ и муниципальными фондами с  привлечением заинтересованных организаций. Финансовое обеспечение фондами государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства организуется ежегодно за счет бюджетов всех уровней, а так же средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности фондов, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а так же по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства. [3, с. 446-447].

Фонды поддержки малого предпринимательства всех уровней  осуществляют следующие мероприятия  по финансированию субъектов малого предпринимательства: предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность; предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в соответствии с действующим законодательством; выполнение функции залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам малых предприятий; деловое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций и информационных систем поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг; финансирование мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для малых предприятий, поддержке новых экономических структур, защите прав потребителей; финансирование научных исследований, научно-практических конференций, симпозиумов, совещаний, в том числе международных, связанных с деятельностью фондов. [3, с. 447].

В вопросах финансово-кредитной  политики малого предпринимательства  большинство стран отдает приоритет  не прямым, а косвенным мерам финансовой поддержки - предоставлению государственных гарантий по кредитам коммерческих банков субъектам малого предпринимательства. С этой целью почти во всех развитых странах действуют специализированные государственные организации или организации с мажоритарной долей государства в уставном капитале. [3, с. 448].

Как показывает практика, большая часть малых предприятий  нуждается во внешних источниках финансирования. Проанализировав данные Федеральной службы государственной  статистики можно сделать вывод, что поступление иностранных  инвестиций после мирового экономического кризиса пошло на прибыль (приложение 1).

В Федеральном  законе от 6 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации » (в ред. от 06.12.2011 N 401-ФЗ) утверждена финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства [10]. Так же на основе этого закона существует Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2009 г. № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.01.2012 № 20) [11].

  • 3.3 Имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства
  •  

    Имущественная поддержка  субъектов малого предпринимательства  является важным фактором и условием их дальнейшего развития; осуществляется в соответствии со ст. 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации », а на региональном уровне – в соответствии с законодательными актами, принимаемыми органами власти субъектов РФ.

    На федеральном уровне в качестве одной из первоочередных задач в организации имущественной  поддержке предусматривается разработка параметров (условий, правил) предоставления субъектам малого предпринимательства на конкурсной основе государственного имущества: путем его продаж, сдачи в аренду или безвозмездного пользования. Так, МАП РФ совместно с другими заинтересованными министерствами разработало программу продажи и сдачи в аренду субъектам малого предпринимательства имущества ликвидируемых предприятия и научно-исследовательских институтов, незавершенных объектов производственного назначения, высвобождаемого имущества военных городков и объектов инфраструктуры. Программа предусматривает предоставление производственным малым предприятиям не используемых либо не эффективно используемых производственных помещений и оборудования, находящихся в федеральной собственности. МАП РФ совместно с Минимуществом РФ разработало критерии, определяющие эффективное использование федерального имущества, предоставляемого субъектам малого предпринимательства: увеличение числа рабочих мест; сокращение числа безработных; увеличение поступлений доходов в бюджеты всех уровней; развитие приоритетных видов предпринимательской деятельности, особенно в производственной сфере; условия использования федерального имущества.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Мелкие предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Мелкие предприниматели обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности, а по своему экономическому положению и условиям жизни они близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности.

    В последнее время  выявился небывалый рост мелкого  и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется  значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров.

    Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

    В свою очередь развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия  для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

    Большое значение имеет  способность малых предприятий  расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности  не только для трудоустройства, но, прежде всего для предпринимательской  деятельности населения, развертывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.

    Во всех экономически развитых странах государство оказывает  большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все  больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Почти треть населения России, так или иначе, связана с малым бизнесом. Это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства.

    В экономике России малый  бизнес продолжает играть достаточно незначительную роль. Между тем, только достаточные масштабы продукции и услуг, производимые на предприятиях малого бизнеса способны, во-первых, насытить рынок конкурентоспособной продукцией, во-вторых, создать новые рабочие места, в-третьих, приступить к формированию основы общества в любой цивилизованной стране среднего класса. Таким образом, дальнейшее развитие ситуации без активного и позитивного вмешательства государства может привести к свертыванию этого сектора экономики с соответствующим обострением экономических проблем и усилением социальной напряженности. Продолжение курса реформ требует, чтобы поддержка частной инициативы граждан и развитие малого предпринимательства в нашей стране стали важнейшей частью общегосударственной доктрины проводимых социально-экономических преобразований.

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Костина Е.В., Марковкин А.А., Дулина Н.В., Стризое А.Л. Функции современного российского/ Социокультурные исследования: Межвуз. сб. науч. тр. / Редкол.: Н. В. Дулина (отв.ред.) и др. - Волгоград. гос. техн. ун-т. - Волгоград, 2005. - Вып. 8. - С. 148-152.
    2. Лапуста, М. Г. Предпринимательство: учебник/ М. Г. Лапуста, А. Г. Поршнев, Ю. Л. Старостин, Л. Г. Скамай. – М.: ИНФРА-М, 2003.-534с.
    3. Лапуста, М. Г. Малое предпринимательство: учебник/ М. Г. Лапуста, Ю. Л. Старостин. – М.: ИНФРА-М, 2007. - 555 с.
    4. Сайдуллаев, Ф. С. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-сентябре 2011 года: ежеквартальный информационно-аналитический доклад/ С. Сайдуллаев,  А.М. Шестоперов. – М.: НИСИПП, 2012. – 29 с.
    5. Шепеленко, Г.И. Объективные основы противоречий малого бизнеса в промышленности / Г.И. Шепеленко. - Ростов на Дону: РГЭУ, 2005. - 205 с.
    6. Щетинин, О. Развитие малого бизнеса в России. М.: Сфера, 2008. С. 5-12.
    7. Юрков, С.А. Предпринимательство и нововведения в современных фирмах // Мировая экономика и международные отношения в современных фирмах, 2006. №9. с.109.
    8. Иванова, М. Ситуация в российской экономике: оценки и прогнозы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fomfinance.wordpress.com/2008/12/02/%D1%81%D0%B8%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B5-%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD/
    9. Поступление иностранных инвестиций по типам. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/invest/in_inv1.htm
    10. Федеральный закон от 6 июля 2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 06.12.2011 № 401-ФЗ) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации ». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=122779
    11. Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2009 г. № 178 (ред. Постановлений Правительства РФ от 26.01.2012 № 20) «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=125545
    12. Доля малого бизнеса в ВВП доросла до 20-25%. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.equipnet.ru/news/gover/gover_19990.html
    13. Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности в 2011 году. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_01/IssWWW.exe/Stg/d02/Image2789.gif

    Информация о работе Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества