Методы государственного влияния на процессы в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2013 в 22:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть методы государственного влияния на процессы в экономике. Задачи:
1. Рассмотреть экономические функции государства.
2. Изучить финансовую политику государства.
3. Рассмотреть кредитно-денежную политику государства.

Содержание

Введение
3
Глава 1.
Экономические функции государства
5
1.1.
Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики
5
1.2.
Антимонопольное регулирование
7
1.3.
Макроэкономическая стабилизация
9
1.4.
Размещение ресурсов и перераспределение доходов
10
1.5.
Деятельность государства, как субъекта имущественных отношений
11
Глава 2.
Финансовая политика государства
13
2.1.
Фискальная политика
13
2.2.
Налоги и их функции
17
2.3.
Основные налоговые теории и их современные интерпретации
19
2.4.
Государственный бюджет
23
Глава 3.
Кредитно-денежная политика государства
26
3.1.
Инструментарий кредитно-денежной политики
26
3.2.
Макроэкономические последствия монетарной политики
28
Глава 4.
Экономическая, финансовая и денежно-кредитная политика в РФ
29
4.1.
Последние тенденции и перспективы экономического развития
29
4.2.
Платежный баланс: дополнительные нефтегазовые доходы и продолжающийся отток капитала
31
4.3.
Денежно-кредитная политика и кредитование
33
4.4
Бюджетная политика — возвращение к профициту, при сохранении большого ненефтяного дефицита
35
4.5.
Перспективы экономического и социального развития Российской Федерации на 2011-12 гг.
37
Заключение
40
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач. Эк.Теория.doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)


Экономическая теория

Вариант 6

Методы государственного влияния на процессы в экономике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

3

Глава 1.

Экономические функции  государства

5

1.1.

Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики

5

1.2.

Антимонопольное регулирование 

7

1.3.

Макроэкономическая стабилизация

9

1.4.

Размещение ресурсов и перераспределение доходов

10

1.5.

Деятельность государства, как субъекта имущественных отношений

11

Глава 2.

Финансовая политика государства

13

2.1.

Фискальная политика

13

2.2.

Налоги и их функции 

17

2.3.

Основные налоговые  теории и их современные интерпретации 

19

2.4.

Государственный бюджет

23

Глава 3.

Кредитно-денежная политика государства

26

3.1.

Инструментарий кредитно-денежной политики

26

3.2.

Макроэкономические последствия  монетарной политики

28

Глава 4.

Экономическая, финансовая и денежно-кредитная политика в  РФ

29

4.1.

Последние тенденции  и перспективы экономического развития

29

4.2.

Платежный баланс: дополнительные нефтегазовые доходы и продолжающийся отток капитала

31

4.3.

Денежно-кредитная политика и кредитование

33

4.4

Бюджетная политика — возвращение к профициту, при сохранении большого ненефтяного  дефицита

35

4.5.

Перспективы экономического и социального развития Российской Федерации на 2011-12 гг.

37

Заключение

40

Список используемой литературы

41


Введение

В обеспечении нормального  функционирования любой современной  экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство  на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

По вопросам, в каких  пропорциях должно сочетаться государственное  и рыночное регулирование, каковы границы  и направления государственного вмешательства, существует широкий  спектр мнений и подходов - от полного  государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе “кейнсианской революции”, которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.

Цель работы – рассмотреть  методы государственного влияния на процессы в экономике. Задачи:

1. Рассмотреть экономические  функции государства.

2. Изучить финансовую политику государства.

3. Рассмотреть кредитно-денежную  политику государства.

Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто  не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое  положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

В любой экономической  системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает  в известном смысле как экономический  агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным.

Как бы там ни было, государство  всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Экономические функции государства

1.1. Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики

Прежде всего, на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты - производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др.

Многообразие задач, которые  стоят перед государством в рыночной экономике определяют выполняемые государством экономические функции. Для решения задач, стоящих перед государством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государства имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся:

-фискальная и денежная политика;

-социальная политика и политика регулирования доходов;

-внешнеэкономическая политика и др.

К фискальной политике относят  деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона  этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, а другая - с расходованием этих средств. За счет бюджетных средств государство выполняет свои общественные функции, такие как: оборона, национальная безопасность, образование, здравоохранение, фундаментальные научные исследования, решение экологических проблем, социальные проблемы и т.д.1

Фискальная политика - важный инструмент для достижения макроэкономической стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами  и налогами, можно стимулировать  деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неправильная фискальная политика государства может приводить к серьезным отрицательным последствиям для всей национальной экономики.

Не менее важной по значимости является денежная политика. Регулируя денежную массу, государство  может влиять на цены, инвестиционные проекты и потребление населения, объем национального производства, инфляцию и темпы экономического роста. Денежная политика, как и фискальная, может служить средством стабилизации, но может и отрицательно воздействовать на экономику. Без отлаженной денежной политики борьба с инфляцией невозможна.

Любое государство проводит определенную социальную политику. Функцию  перераспределения доходов государство  выполняет через государственную  налоговую систему, а также через  различные социальные программы по государственной помощи малоимущим, проводя определенную политику в сфере занятости, образования, культуры, медицины, и т.д.

Государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности, также является одним из важнейших  инструментов государственного регулирования. Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует квотирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т.д. Манипулируя таможенными пошлинами, государство может оказывать косвенную поддержку национальному производству, регулируя валютные курсы - оказывать влияние на экспорт и импорт и т.д.

Все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны. При принятии решений в одной  сфере необходимо учитывать их влияние  на другие. Так, изменения в государственных расходах и налогах, требует соответствующего изменения денежной массы. Изменения в фискальной и денежной политике повлияют на инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта. Важно подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической политики не действует изолированно от других.

К функциям, выполняемым  государством относятся, прежде всего, следующие:2

  • создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;
  • антимонопольное регулирование; проведение политики макроэкономической стабилизации; воздействие на размещение ресурсов; деятельность в сфере распределения доходов; деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.

Такая классификация  достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться и на размещении ресурсов, и на распределении доходов. Рассмотрим эти функции государства.

1.2. Антимонопольное регулирование

К важнейшим законодательным  актам, регулирующим экономическую  сферу, выполняющим функцию защиты конкуренции, следует отнести антитрестовские (антимонопольные) законы. Антимонопольное  законодательство имеет давнюю историю, начало которой было положено законом Шермана, принятым в США в 1890 г.

Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством  конкуренции, государство, на основе антимонопольного законодательства, использует меры государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию. Оно может изымать в судебном порядке незаконно полученную прибыль и т.д.

Защита конкуренции  как основы функционирования рыночной экономики не сводится к регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними. Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состояния экономики в целом.3

Антимонопольное (антитрестовское) законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных “правил игры” на рынке. Конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в разных странах имеют свои особенности, однако можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.

Современное антимонопольное  законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное  законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.

1.3. Макроэкономическая стабилизация

Другое не менее важное направление деятельности государства  в условиях рыночной экономики - это  макроэкономическая стабилизация. Ее можно определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.

Равновесие в экономической  системе, которое устанавливается  на основе рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем  безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку наиболее болезненно инфляция и безработица сказываются в периоды экономических кризисов, то политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов.

Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежная политика. Хотя многие теоретики, например монетаристы, высказывают сомнения в возможности государства вывести экономику на более оптимальный равновесный уровень путем вмешательства его в экономическую ситуацию, однако любое правительство так или иначе проводит денежную и фискальную политику. Каковы бы ни были последствия, само по себе балансирование бюджета не происходит, на объем денег в обращении также влияют действия правительства.4

Информация о работе Методы государственного влияния на процессы в экономике