Методы государственного влияния на процессы в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2013 в 22:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть методы государственного влияния на процессы в экономике. Задачи:
1. Рассмотреть экономические функции государства.
2. Изучить финансовую политику государства.
3. Рассмотреть кредитно-денежную политику государства.

Содержание

Введение
3
Глава 1.
Экономические функции государства
5
1.1.
Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики
5
1.2.
Антимонопольное регулирование
7
1.3.
Макроэкономическая стабилизация
9
1.4.
Размещение ресурсов и перераспределение доходов
10
1.5.
Деятельность государства, как субъекта имущественных отношений
11
Глава 2.
Финансовая политика государства
13
2.1.
Фискальная политика
13
2.2.
Налоги и их функции
17
2.3.
Основные налоговые теории и их современные интерпретации
19
2.4.
Государственный бюджет
23
Глава 3.
Кредитно-денежная политика государства
26
3.1.
Инструментарий кредитно-денежной политики
26
3.2.
Макроэкономические последствия монетарной политики
28
Глава 4.
Экономическая, финансовая и денежно-кредитная политика в РФ
29
4.1.
Последние тенденции и перспективы экономического развития
29
4.2.
Платежный баланс: дополнительные нефтегазовые доходы и продолжающийся отток капитала
31
4.3.
Денежно-кредитная политика и кредитование
33
4.4
Бюджетная политика — возвращение к профициту, при сохранении большого ненефтяного дефицита
35
4.5.
Перспективы экономического и социального развития Российской Федерации на 2011-12 гг.
37
Заключение
40
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач. Эк.Теория.doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Глава 3. Кредитно-денежная политика государства

3.1. Инструментарий кредитно-денежной политики

В мировой экономической  практике используются следующие инструменты  регулирования денежной массы в  обращении:

  • операции на открытом рынке, т.е. на вторичном рынке казначейских ценных бумаг;
  • политика учетной ставки, т.е. регулирования процента по займам коммерческих банков у центрального банка;
  • изменение норматива обязательных резервов.

В настоящее время  в мировой экономической практике основным инструментом регулирования  денежной массы являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг центральный банк может осуществить либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изъять их оттуда.

Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений. Суть их заключается в том, что центральный банк размещает (в ситуации излишка денежной массы в обращении) или скупает (в ситуации недостатка денежной массы) государственные ценные бумаги и, таким образом, регулирует предложение денег на денежном рынке.

Политика учетной ставка (дисконтная политика). Учетная ставка - это процент, под который центральный  банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в  последней инстанции. Причем центральный банк предоставляет этот кредит не всем желающим коммерческим банкам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но испытывает временные трудности.

Учетную ставку устанавливает  центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми, и они стремятся получить кредит. При этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызывая увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к сокращению денежного предложения.15

Среди инструментов монетарной политики политика учетных ставок занимает второе по значению место после политики центрального банка на открытом рынке (а в некоторых странах является главным инструментом управления предложением денег) и проводится обычно в сочетании с деятельностью центрального банка на открытом рынке.

Изменение нормы обязательных резервов банков. Механизм этого инструмента кредитно-денежной политики таков:

  • если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к уменьшению денежного предложения;
  • при уменьшении нормы обязательных резервов происходит расширение предложения денег.

Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку  затрагивает основы всей банковской системы.

Высшая конечная цель монетарной политики заключается в  обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального  объема ВНП.

Эта цель достигается  с помощью мероприятий в рамках кредитно-денежной политики, которые  осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение конъюнктуры. В связи с этим текущая монетарная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанная выше глобальная задача, например на фиксацию количества денег в обращении, определенного уровня банковских резервов или нормы процента и т.д.

В том или ином случае проводником монетарной политики является центральный банк страны, а объектами  являются предложение и спрос  на денежном рынке. Под предложением денег понимается общее количество денег, находящихся в обращении.

3.2. Макроэкономические последствия монетарной политики

Кредитно-денежная политика оказывает самое непосредственное влияние на такие важнейшие макроэкономические показатели, как ВНП, занятость и уровень цен. Рассмотрим общую схему такого воздействия.

Для стимулирования производства центральный банк с помощью известных  инструментов монетарной политики увеличивает  денежное предложение. Ставка процента уменьшается, что ведет к увеличению инвестиционного спроса. Рост инвестиций, в свою очередь, увеличивает ВНП. На данном этапе монетарная политика достигла своей цели: спад приостановился, безработица уменьшилась, возрос доход общества. Но рост доходов в обществе приводит к увеличению спроса на деньги. В следствие этого, величина процентной ставки увеличивается, что приводит к сокращению инвестиционного спроса и инвестиций, а это, в свою очередь, - к уменьшению ВНП.16

В монетарной политике следует  различать краткосрочные и долгосрочные последствия для национальной экономики. Если в краткосрочном периоде центральный банк, проводя политику расширения денежного предложения, стимулировал рост ВНП, то в долгосрочной перспективе эффект вливаний в национальную экономику заметно снижается.

Глава 4. Экономическая, финансовая и денежно-кредитная политика в РФ

4.1. Последние  тенденции и перспективы экономического  развития РФ

За последние несколько  месяцев в России отмечен значительный рост нефтегазовых доходов, благодаря  чему консолидированные бюджет текущего и будущего года, вероятнее всего, будет исполнен с профицитом, сообщается в докладе Всемирного Банка. Правительство России не должно упустить возможности, которые появились сегодня в результате дополнительных нефтегазовых доходов, для улучшения долгосрочной бюджетной устойчивости, дальнейшего снижения инфляции, тем самым обеспечив стабильную базу для устойчивого и качественного экономического роста в будущем. Растущий внутренний спрос и восстановление кредитования оказывают все большее влияние на темпы роста экономики. Вместе с тем экономический рост будет по-прежнему сдерживаться в условиях медленного роста внутреннего спроса и объемов кредитования. В этой связи мы придерживаемся нашего прогноза экономического роста для России в 4,4% в 2011 г. и 4,0% в 2012 г., что в большей мере соответствует потенциальному долгосрочному росту экономики в посткризисный период. Общее состояние на рынке труда улучшилось, а уровень бедности в целом оставался неизменным на протяжении кризиса, однако во многих регионах ситуация с безработицей и бедностью остается сложной. Для достижения дальнейших успехов в борьбе с бедностью потребуется более целенаправленный стратегический подход к реализации более эффективных программ и повышение адресности социальной помощи - особенно в беднейших регионах России.

Согласно предварительным  данным, в первом квартале 2011 г. темп экономического роста замедлился до 4,1%, при этом источником роста преимущественно  служило продолжающееся восстановление промышленности. Согласно предварительным  оценкам Росстата, рост экономики в первом квартале 2011 г. составил 4,1% по сравнению с 4,5% в четвертом квартале 2010 г. Наибольшее разочарование вызывал инвестиционный спрос: в первом квартале 2011 г. было отмечено снижение инвестиций в основной капитал на 1,5% (по сравнению с предыдущим годом), в то время как рост потребления, по-видимому, сдерживается под влиянием роста инфляции и, как следствие, снижением реальных доходов.

Последние данные об объемах  производства по отраслям свидетельствуют  о существенном замедлении темпов роста (при этом уверенный рост сохраняется) в основных отраслях экономики, что отчасти обусловлено эффектом высокой базы в связи с быстрым восстановлением экономики год назад. В январе-апреле 2011 г. рост совокупного промышленного производства составил 5,5 % (к предыдущему году) по сравнению с 9,7% за аналогичный период 2010 г. и 8,2% за 2010 г. в целом. Рост в обрабатывающей промышленности, которая была основным двигателем восстановления экономики в последнее время, заметно замедлился до 9,2% в январе-апреле 2011 г. с 13,3% в январе-апреле 2010 г. и 11,8% в 2010 г. Помимо эффекта базы, одним из основных факторов замедления темпов промышленного производства в начале 2011 г., возможно, стало завершение цикла активного пополнения запасов материальных оборотных средств. Аналогичная картина по замедлению темпов роста наблюдается в основных секторах услуг. Рост в розничной торговле в январе-апреле 2011 г. составил 5,0% (к предыдущему году) по сравнению с 7,4% в четвертом квартале 2010 г., в то время как в оптовой торговле в январе-апреле 2011 г. был отмечен отрицательный рост в 1,1%, что отчасти может быть связано с завершением этапа активного пополнения материальных оборотных средств. В транспортной отрасли за первые четыре месяца 2011 г. был зарегистрирован рост в 3,0% по сравнению с 12,6% за аналогичный период 2010 г.

 

4.2. Платежный  баланс: дополнительные нефтегазовые  доходы и продолжающийся отток  капитала

Несмотря на неожиданный  значительный отток капитала, более  высокие цены на нефть по сравнению с четвертым кварталом 2010 г. способствовали укреплению состояния платежного баланса России в первом квартале 2011 г. В условиях, когда средние цены на нефть превысили 100 долларов США за баррель, состояние платежного баланса России в первом квартале 2011 г. в целом улучшилось по сравнению с четвертым кварталом 2010 г., что позволило Центральному банку Российской Федерации (Банку России) в четвертом квартале 2010 г. накопить около 10 млрд. долларов США валютных резервов (в четвертом квартале 2011 г. валютные резервы Банка России сократились на 9 млрд. долларов США). Профицит счета текущих операций вырос до 31,8 млрд. долларов США в первом квартале 2011 г. с 14,1 млрд. долларов США в четвертом квартале 2010 г. Состояние счета операций с капиталом и финансовыми инструментами в первом квартале 2011 г. несколько улучшилось - дефицит счета снизился до 16 млрд. долларов США с 18 млрд. в четвертом квартале 2010 г. Вместе с тем в первом квартале 2011 г. сохранялся значительный ненефтяной дефицит счета текущих операций, который превысил 3% ВВП.

Но даже несмотря на высокие  цены на нефть, к концу 2011 г. может  произойти ухудшение платежного баланса России. Учитывая рост импорта  на 41% в первом квартале 2011 г. (к предыдущему  году) и принимая во внимание существенное падение темпов роста импорта и умеренные темпы роста экспорта во второй половине года, вероятнее всего, во втором полугодии 2011 г. профицит счета текущих операций значительно сократится и, возможно, к концу года станет отрицательным. В результате платежный баланс станет еще более уязвим к внезапному снижению цен на нефть, особенно в условиях усиления волатильности потоков капитала. Согласно предварительным оценкам Банка России, в первом квартале 2011 г. чистый отток капитала из частного сектора составил 21,3 млрд. долларов США (такой же показатель отмечен в четвертом квартале 2010 г.); при этом отток из банковского сектора составил 7,5 млрд. долларов США, а из небанковского сектора - 13,9 млрд. долларов США. По-видимому, банки, чистый приток капитала которых в 2010 г. составил около 16 млрд. долларов США, изменили свою стратегию и, несмотря на укрепление рубля и высокие цены на нефть, в настоящее время предпочитают инвестировать средства в иностранные активы.

Согласно официальным  данным Банка России, в 2010 г. и в первом квартале 2011 г. было отмечено увеличение общего объема внешних долговых обязательств корпоративного сектора, однако в основном это касается государственных банков и корпораций. К концу марта 2011 г. размер внешней задолженности корпораций возрос до 458 млрд. долларов США; при этом внешние обязательства банковского сектора увеличились до 148 млрд. долларов США (на 14,7% к предыдущему году), в то время как долг предприятий нефинансового сектора увеличился до 310 млрд. долларов США (на 6,5% к предыдущему году). Однако, 95% прироста внешнего долга в 2010 г. приходится на долю государственных банков и нефинансовых корпораций. Это факт указывает на то, что доступ к внешним источникам финансирования предприятий, не относящихся к сырьевым отраслям (в которых доминируют государственные предприятия) и не имеющих вмененные государственные гарантии, возможно еще не восстановился.

Реальный доступ к  долгосрочным заимствованиям для частного сектора по-прежнему ограничен. Судя по структуре сроков погашения внешних обязательств частного сектора, долгосрочные обязательства как банков, так и предприятий нефинансового сектора, в 2010 г. заметно снизились. Это свидетельствует о том, что фактический доступ к долгосрочным источникам финансирования для частного сектора не восстановился, при этом возможности для рефинансирования ограничены. В этих условиях банки продолжали использовать краткосрочные заимствования для рефинансирования непогашенных долгосрочных кредитов и наращивать долю заемных средств на своих балансах. К концу 2010 г. краткосрочные обязательства частных банков увеличились до 27 млрд. долларов США (33% объема совокупных внешних обязательств банков) по сравнению с 18 млрд. долларов США в конце 2009 г.

 

4.3. Денежно-кредитная  политика и кредитование 

Инфляционное давление все еще сохраняется, несмотря на активное ужесточение денежно-кредитной политики в феврале-апреле 2011 г. С февраля по май 2011 г. Банк России повысил ставку рефинансирования и ставки по основным операциям на 0,5 процентных пункта (в настоящее время ставка рефинансирования Банка России установлена на уровне 8,25%), увеличив при этом нормативы обязательных резервов на 1,5-3,0 процентных пункта в зависимости от вида обязательств. Однако эти меры не оказали заметного воздействия на инфляцию. В мае 2011 рост индекса потребительских цен (ИПЦ) за двенадцать месяцев составил 9,6% - с января годовые темпы инфляции практически не изменились. 30 мая 2011 г. Банк России в очередной раз поднял ставку по депозитам на 25 базисных пункта, при этом оставив ставку рефинансирования неизменной. Интересно, что регулятор также объявил о том, что не будет повышать ставки до конца года. Это свидетельствует об изменении оценки ЦБ баланса рисков, который сместился от инфляции в сторону экономического роста.

Монетизация экономики замедлилась. По данным Банка России, в январе-апреле 2011 г. рост денежной массы (агрегат M2) замедлился в среднем до 28% в годовом выражении, по сравнению с 34% в 2010 г. Вместе с тем, этого замедления, по-видимому, недостаточно для снижения инфляционного давления, возникшего в прошлом году, учитывая, что денежный спрос восстанавливается с запозданием, ограниченный высокими процентными ставками и более медленным, чем ожидалось, ростом доходов населения. Ситуация дополнительно осложняется немонетарными обстоятельствами, такими как растущие цены на продовольствие и бензин, которые были основными факторами инфляции потребительских цен в первые четыре месяца 2011 г. В январе-апреле 2011 г. 57% роста индекса потребительских цен по сравнению с соответствующим периодом прошлого года приходится на инфляцию цен на продовольствие. Учитывая лаг между ростом денежной массы и инфляцией, вопрос инфляционного давления и соответствующих инфляционных ожиданий должен оставаться в центре внимания денежных властей, по крайней мере, до конца этого года.

Информация о работе Методы государственного влияния на процессы в экономике