Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2013 в 22:20, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть методы государственного влияния на процессы в экономике. Задачи:
1. Рассмотреть экономические функции государства.
2. Изучить финансовую политику государства.
3. Рассмотреть кредитно-денежную политику государства.
Введение
3
Глава 1.
Экономические функции государства
5
1.1.
Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики
5
1.2.
Антимонопольное регулирование
7
1.3.
Макроэкономическая стабилизация
9
1.4.
Размещение ресурсов и перераспределение доходов
10
1.5.
Деятельность государства, как субъекта имущественных отношений
11
Глава 2.
Финансовая политика государства
13
2.1.
Фискальная политика
13
2.2.
Налоги и их функции
17
2.3.
Основные налоговые теории и их современные интерпретации
19
2.4.
Государственный бюджет
23
Глава 3.
Кредитно-денежная политика государства
26
3.1.
Инструментарий кредитно-денежной политики
26
3.2.
Макроэкономические последствия монетарной политики
28
Глава 4.
Экономическая, финансовая и денежно-кредитная политика в РФ
29
4.1.
Последние тенденции и перспективы экономического развития
29
4.2.
Платежный баланс: дополнительные нефтегазовые доходы и продолжающийся отток капитала
31
4.3.
Денежно-кредитная политика и кредитование
33
4.4
Бюджетная политика — возвращение к профициту, при сохранении большого ненефтяного дефицита
35
4.5.
Перспективы экономического и социального развития Российской Федерации на 2011-12 гг.
37
Заключение
40
Список используемой литературы
Глава 3. Кредитно-денежная политика государства
В мировой экономической практике используются следующие инструменты регулирования денежной массы в обращении:
В настоящее время
в мировой экономической
Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений. Суть их заключается в том, что центральный банк размещает (в ситуации излишка денежной массы в обращении) или скупает (в ситуации недостатка денежной массы) государственные ценные бумаги и, таким образом, регулирует предложение денег на денежном рынке.
Политика учетной ставка
(дисконтная политика). Учетная ставка
- это процент, под который центральный
банк предоставляет кредиты
Учетную ставку устанавливает центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми, и они стремятся получить кредит. При этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызывая увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к сокращению денежного предложения.15
Среди инструментов монетарной политики политика учетных ставок занимает второе по значению место после политики центрального банка на открытом рынке (а в некоторых странах является главным инструментом управления предложением денег) и проводится обычно в сочетании с деятельностью центрального банка на открытом рынке.
Изменение нормы обязательных резервов банков. Механизм этого инструмента кредитно-денежной политики таков:
Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы.
Высшая конечная цель монетарной политики заключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема ВНП.
Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках кредитно-денежной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение конъюнктуры. В связи с этим текущая монетарная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанная выше глобальная задача, например на фиксацию количества денег в обращении, определенного уровня банковских резервов или нормы процента и т.д.
В том или ином случае проводником монетарной политики является центральный банк страны, а объектами являются предложение и спрос на денежном рынке. Под предложением денег понимается общее количество денег, находящихся в обращении.
Кредитно-денежная политика
оказывает самое
Для стимулирования производства центральный банк с помощью известных инструментов монетарной политики увеличивает денежное предложение. Ставка процента уменьшается, что ведет к увеличению инвестиционного спроса. Рост инвестиций, в свою очередь, увеличивает ВНП. На данном этапе монетарная политика достигла своей цели: спад приостановился, безработица уменьшилась, возрос доход общества. Но рост доходов в обществе приводит к увеличению спроса на деньги. В следствие этого, величина процентной ставки увеличивается, что приводит к сокращению инвестиционного спроса и инвестиций, а это, в свою очередь, - к уменьшению ВНП.16
В монетарной политике следует
различать краткосрочные и
За последние несколько месяцев в России отмечен значительный рост нефтегазовых доходов, благодаря чему консолидированные бюджет текущего и будущего года, вероятнее всего, будет исполнен с профицитом, сообщается в докладе Всемирного Банка. Правительство России не должно упустить возможности, которые появились сегодня в результате дополнительных нефтегазовых доходов, для улучшения долгосрочной бюджетной устойчивости, дальнейшего снижения инфляции, тем самым обеспечив стабильную базу для устойчивого и качественного экономического роста в будущем. Растущий внутренний спрос и восстановление кредитования оказывают все большее влияние на темпы роста экономики. Вместе с тем экономический рост будет по-прежнему сдерживаться в условиях медленного роста внутреннего спроса и объемов кредитования. В этой связи мы придерживаемся нашего прогноза экономического роста для России в 4,4% в 2011 г. и 4,0% в 2012 г., что в большей мере соответствует потенциальному долгосрочному росту экономики в посткризисный период. Общее состояние на рынке труда улучшилось, а уровень бедности в целом оставался неизменным на протяжении кризиса, однако во многих регионах ситуация с безработицей и бедностью остается сложной. Для достижения дальнейших успехов в борьбе с бедностью потребуется более целенаправленный стратегический подход к реализации более эффективных программ и повышение адресности социальной помощи - особенно в беднейших регионах России.
Согласно предварительным данным, в первом квартале 2011 г. темп экономического роста замедлился до 4,1%, при этом источником роста преимущественно служило продолжающееся восстановление промышленности. Согласно предварительным оценкам Росстата, рост экономики в первом квартале 2011 г. составил 4,1% по сравнению с 4,5% в четвертом квартале 2010 г. Наибольшее разочарование вызывал инвестиционный спрос: в первом квартале 2011 г. было отмечено снижение инвестиций в основной капитал на 1,5% (по сравнению с предыдущим годом), в то время как рост потребления, по-видимому, сдерживается под влиянием роста инфляции и, как следствие, снижением реальных доходов.
Последние данные об объемах производства по отраслям свидетельствуют о существенном замедлении темпов роста (при этом уверенный рост сохраняется) в основных отраслях экономики, что отчасти обусловлено эффектом высокой базы в связи с быстрым восстановлением экономики год назад. В январе-апреле 2011 г. рост совокупного промышленного производства составил 5,5 % (к предыдущему году) по сравнению с 9,7% за аналогичный период 2010 г. и 8,2% за 2010 г. в целом. Рост в обрабатывающей промышленности, которая была основным двигателем восстановления экономики в последнее время, заметно замедлился до 9,2% в январе-апреле 2011 г. с 13,3% в январе-апреле 2010 г. и 11,8% в 2010 г. Помимо эффекта базы, одним из основных факторов замедления темпов промышленного производства в начале 2011 г., возможно, стало завершение цикла активного пополнения запасов материальных оборотных средств. Аналогичная картина по замедлению темпов роста наблюдается в основных секторах услуг. Рост в розничной торговле в январе-апреле 2011 г. составил 5,0% (к предыдущему году) по сравнению с 7,4% в четвертом квартале 2010 г., в то время как в оптовой торговле в январе-апреле 2011 г. был отмечен отрицательный рост в 1,1%, что отчасти может быть связано с завершением этапа активного пополнения материальных оборотных средств. В транспортной отрасли за первые четыре месяца 2011 г. был зарегистрирован рост в 3,0% по сравнению с 12,6% за аналогичный период 2010 г.
4.2. Платежный баланс: дополнительные нефтегазовые доходы и продолжающийся отток капитала
Несмотря на неожиданный значительный отток капитала, более высокие цены на нефть по сравнению с четвертым кварталом 2010 г. способствовали укреплению состояния платежного баланса России в первом квартале 2011 г. В условиях, когда средние цены на нефть превысили 100 долларов США за баррель, состояние платежного баланса России в первом квартале 2011 г. в целом улучшилось по сравнению с четвертым кварталом 2010 г., что позволило Центральному банку Российской Федерации (Банку России) в четвертом квартале 2010 г. накопить около 10 млрд. долларов США валютных резервов (в четвертом квартале 2011 г. валютные резервы Банка России сократились на 9 млрд. долларов США). Профицит счета текущих операций вырос до 31,8 млрд. долларов США в первом квартале 2011 г. с 14,1 млрд. долларов США в четвертом квартале 2010 г. Состояние счета операций с капиталом и финансовыми инструментами в первом квартале 2011 г. несколько улучшилось - дефицит счета снизился до 16 млрд. долларов США с 18 млрд. в четвертом квартале 2010 г. Вместе с тем в первом квартале 2011 г. сохранялся значительный ненефтяной дефицит счета текущих операций, который превысил 3% ВВП.
Но даже несмотря на высокие цены на нефть, к концу 2011 г. может произойти ухудшение платежного баланса России. Учитывая рост импорта на 41% в первом квартале 2011 г. (к предыдущему году) и принимая во внимание существенное падение темпов роста импорта и умеренные темпы роста экспорта во второй половине года, вероятнее всего, во втором полугодии 2011 г. профицит счета текущих операций значительно сократится и, возможно, к концу года станет отрицательным. В результате платежный баланс станет еще более уязвим к внезапному снижению цен на нефть, особенно в условиях усиления волатильности потоков капитала. Согласно предварительным оценкам Банка России, в первом квартале 2011 г. чистый отток капитала из частного сектора составил 21,3 млрд. долларов США (такой же показатель отмечен в четвертом квартале 2010 г.); при этом отток из банковского сектора составил 7,5 млрд. долларов США, а из небанковского сектора - 13,9 млрд. долларов США. По-видимому, банки, чистый приток капитала которых в 2010 г. составил около 16 млрд. долларов США, изменили свою стратегию и, несмотря на укрепление рубля и высокие цены на нефть, в настоящее время предпочитают инвестировать средства в иностранные активы.
Согласно официальным данным Банка России, в 2010 г. и в первом квартале 2011 г. было отмечено увеличение общего объема внешних долговых обязательств корпоративного сектора, однако в основном это касается государственных банков и корпораций. К концу марта 2011 г. размер внешней задолженности корпораций возрос до 458 млрд. долларов США; при этом внешние обязательства банковского сектора увеличились до 148 млрд. долларов США (на 14,7% к предыдущему году), в то время как долг предприятий нефинансового сектора увеличился до 310 млрд. долларов США (на 6,5% к предыдущему году). Однако, 95% прироста внешнего долга в 2010 г. приходится на долю государственных банков и нефинансовых корпораций. Это факт указывает на то, что доступ к внешним источникам финансирования предприятий, не относящихся к сырьевым отраслям (в которых доминируют государственные предприятия) и не имеющих вмененные государственные гарантии, возможно еще не восстановился.
Реальный доступ к долгосрочным заимствованиям для частного сектора по-прежнему ограничен. Судя по структуре сроков погашения внешних обязательств частного сектора, долгосрочные обязательства как банков, так и предприятий нефинансового сектора, в 2010 г. заметно снизились. Это свидетельствует о том, что фактический доступ к долгосрочным источникам финансирования для частного сектора не восстановился, при этом возможности для рефинансирования ограничены. В этих условиях банки продолжали использовать краткосрочные заимствования для рефинансирования непогашенных долгосрочных кредитов и наращивать долю заемных средств на своих балансах. К концу 2010 г. краткосрочные обязательства частных банков увеличились до 27 млрд. долларов США (33% объема совокупных внешних обязательств банков) по сравнению с 18 млрд. долларов США в конце 2009 г.
4.3. Денежно-кредитная политика и кредитование
Инфляционное давление все еще сохраняется, несмотря на активное ужесточение денежно-кредитной политики в феврале-апреле 2011 г. С февраля по май 2011 г. Банк России повысил ставку рефинансирования и ставки по основным операциям на 0,5 процентных пункта (в настоящее время ставка рефинансирования Банка России установлена на уровне 8,25%), увеличив при этом нормативы обязательных резервов на 1,5-3,0 процентных пункта в зависимости от вида обязательств. Однако эти меры не оказали заметного воздействия на инфляцию. В мае 2011 рост индекса потребительских цен (ИПЦ) за двенадцать месяцев составил 9,6% - с января годовые темпы инфляции практически не изменились. 30 мая 2011 г. Банк России в очередной раз поднял ставку по депозитам на 25 базисных пункта, при этом оставив ставку рефинансирования неизменной. Интересно, что регулятор также объявил о том, что не будет повышать ставки до конца года. Это свидетельствует об изменении оценки ЦБ баланса рисков, который сместился от инфляции в сторону экономического роста.
Монетизация экономики замедлилась. По данным Банка России, в январе-апреле 2011 г. рост денежной массы (агрегат M2) замедлился в среднем до 28% в годовом выражении, по сравнению с 34% в 2010 г. Вместе с тем, этого замедления, по-видимому, недостаточно для снижения инфляционного давления, возникшего в прошлом году, учитывая, что денежный спрос восстанавливается с запозданием, ограниченный высокими процентными ставками и более медленным, чем ожидалось, ростом доходов населения. Ситуация дополнительно осложняется немонетарными обстоятельствами, такими как растущие цены на продовольствие и бензин, которые были основными факторами инфляции потребительских цен в первые четыре месяца 2011 г. В январе-апреле 2011 г. 57% роста индекса потребительских цен по сравнению с соответствующим периодом прошлого года приходится на инфляцию цен на продовольствие. Учитывая лаг между ростом денежной массы и инфляцией, вопрос инфляционного давления и соответствующих инфляционных ожиданий должен оставаться в центре внимания денежных властей, по крайней мере, до конца этого года.
Информация о работе Методы государственного влияния на процессы в экономике