Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 23:06, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в рассмотрении сущности инфляции ее основных причин, типов антиинфляционной политики и применения данной политики в Республике Беларусь
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
1 Инфляция: сущность и виды……………………………………………….5
1.1. Сущность инфляции и ее измерение …………………………………….5
1.2. Типы и виды инфляции и ее причины……………………………………7
1.3. Антиинфляционная политика …………………………………………..12
2 Инфляция и антиинфляционная политика в Республике Беларусь ……. 21
3 Пути совершенствования антиинфляционной политики………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………...34
Инфляционные процессы в 2010 году протекали неоднородно. На динамику индекса потребительских цен в течение года значительное влияние оказывал рост издержек производства вследствие роста цен на импортируемое сырье и материалы.
Во второй половине года определяющими факторами ускорения инфляционных процессов стали повышение цен на отдельные продукты питания на внешних рынках вследствие низкой урожайности сельскохозяйственной продукции в 2010 году, рост импортируемой инфляции, инфляционных и девальвационных ожиданий населения.
Значительно ускорилась
Таблица 2.2 – Динамика индекса потребительских цен в 2005-2012 гг.
Годы |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Товары и услуги |
110,3 |
107,0 |
108,4 |
114,8 |
113,0 |
107,8 |
153,2 |
121,8 |
товары |
109,9 |
105,4 |
108,4 |
113,9 |
112,8 |
108,5 |
159,5 |
119,1 |
продовольственные |
111,9 |
106,1 |
109,8 |
117,7 |
114,0 |
109,2 |
162,2 |
125,1 |
непродовольственные |
104,5 |
103,4 |
105,5 |
106,9 |
110,4 |
107,3 |
155,0 |
110,3 |
услуги |
112,1 |
113,2 |
108,8 |
118,2 |
113,9 |
105,0 |
129,6 |
136,1 |
Примечание – источник [11].
Наблюдаемая динамика индекса потребительских цен в 2011 г. связана, прежде всего, с негативными тенденциями развития платежного баланса и ситуацией на валютном рынке, а именно недостаточностью стабильных источников удовлетворения спроса на иностранную валюту, что породило неопределенность в отношении обменного курса белорусского рубля на всех секторах валютного рынка и, в конечном итоге, привело к ослаблению обменного курса белорусского рубля к иностранным валютам.
Кроме того на потребительские цены оказывалось давление со стороны роста затрат на производство товаров и услуг, в том числе за счет дальнейшего повышения как в долларовом, так и в рублевом эквиваленте цен на импортируемые сырье и материалы, в первую очередь на энергоносители, в условиях сохраняющейся высокой материало- и энергоемкости экономики. Повышающее воздействие на рост цен продолжает оказывать высокая степень монополизации производства и рынков, недостаточная эффективность антимонопольной политики, а также существующий диспаритет цен на потребительские товары в Беларуси и странах-основных торговых партнерах.
Специфика инфляции в Беларуси определяется условиями, в которых протекает процесс воспроизводства. Инфляция обусловлена недостатком рыночной саморегуляции и способствует формированию институтов, собственника, рыночной инфраструктуры и новой структуры белорусской экономики, вписывающейся в международное разделение труда.
Наряду с причинами инфляции, вытекающими из структуры экономики страны, есть причины и условия развития инфляции, лежащие в сфере экономической политики. Это последствия определенной финансово-бюджетной и денежно-кредитной политики государства, отразившиеся в инфляционных процессах. В частности, проведение стимулирующей бюджетно-налоговой политики в конце 2010 года, направленной на опережающий рост доходов населения, (в условиях девальвационный ожиданий), что способствовало росту спроса на товары и услуги при неизменной производительности труда. Это ускорила инфляцию в конце 2010 начале 2011 года.
Несвоевременные меры политики Национального банка по регулированию курса национальной валюты и поддержанию платежного баланса страны, привели к кризису в финансовой сфере, подогрев инфляционные и девальвационные ожидания населения, что также, ускорило инфляцию в Беларуси. Последующая девальвация белорусского рубля завершила этот процесс, обеспечив рекордно высокий рост цен в стране с начала 2000-ых годов.
Необходимо отметить, что в начале 2012 года инфляционные процессы в стране продолжились, и наблюдается дальнейший рост цен по основным группам потребительским товаров.
Базовый индекс потребительских цен, исключающий изменения цен на отдельные товары и услуги, регулируемые государством, а также на товары сезонного характера, в феврале 2012 г. по сравнению с январем 2012 г. составил 101,2%, с декабрем 2011 г. – 103%, в том числе на продовольственные товары – соответственно 101,8% и 103,6%, на непродовольственные товары – 100,7% и 102,3%, на платные услуги – 101,5% и 103,8% (рисунок 2.1) [11].
Рисунок 2.1 – Динамика индекса потребительских цен в Беларуси
Примечание – источник [11]
Стоимость минимального набора продуктов питания в феврале 2012 г. по сравнению с январем 2012 г. увеличилась на 3%, с декабрем 2011 г. – на 4,7%, с февралем 2011 г. – в 2,4 раза (рисунок 2.2) [11].
Рисунок 2.2 – Структура стоимости минимального набора продуктов
Таким образом, несвоевременные меры политики Национального банка по регулированию курса национальной валюты и поддержанию платежного баланса страны, привели к кризису в финансовой сфере, подогрев инфляционные и девальвационные ожидания населения, что также, ускорило инфляцию в Беларуси. Последующая девальвация белорусского рубля завершила этот процесс, обеспечив рекордно высокий рост цен в стране с начала 2000-ых годов.
3 Пути совершенствования антиинфляционной политики
Инфляцию, развивающуюся в масштабах, подрывающих законы товарно-денежного обращения, можно считать одной из закономерностей переходного периода. Очевидно, что стержнем любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения и развития.
Системной причиной инфляции стала попытка форсированно внедрить форму свободного рынка в условиях неадекватной социально-экономической среды. Либерализация цен в отсутствие инфраструктуры рынка, когда ценовые и иные рыночные сигналы слабо, а то и не адекватно, воспринимаются субъектами хозяйствования и домашними хозяйствами, привела к разрыву формально свободных цен и реального движения воспроизводственных процессов.
В настоящее время резервы увеличения производства за счет организационных факторов и загрузки неиспользуемых мощностей, которые сыграли существенную роль в 1996-2000 гг., в основном исчерпаны. Поэтому необходимо улучшение качественных параметров функционирования национальной экономики и повышение конкурентоспособности отечественной продукции, что требует направления дополнительных финансовых ресурсов в капитальные вложения. В условиях дефицита внешнего финансирования основными источниками инвестиций должны стать внутренние сбережения секторов экономики, а также и кредитные централизованные бюджетные ресурсы. Решение задачи снижения инфляции, которое будет достигаться применением комплекса мер денежно- кредитной, валютной и налогово-бюджетной политики, предусматривает плавную траекторию ее снижения до 10% за год. При их определении учитывались необходимость устранения сложившихся ценовых диспропорций и сокращения накопленного инфляционного потенциала, поэтапного выравнивания цен и доходов населения в Республике Беларусь по отношению к их уровню в сопредельных странах. Такой подход исходит из того, что снижение инфляции не является самоцелью и скорость ее снижения должна сообразовываться с сохранением позитивной динамики социально-экономического развития. Он позволит минимизировать издержки и негативные эффекты стабилизационной политики, которые возможны при чрезмерно жестком использовании монетарных и фискальных инструментов, чреватых массовыми банкротствами предприятий, ростом безработицы и социальной напряженности.
Макроэкономическая, монетарная и фискальная политика должны быть умеренно жесткими и достаточно гибкими. Для сдерживания инфляции необходимо использовать соответствующие меры, как монетарного характера, так и со стороны издержек производства.
Глубинной причиной инфляции в республике является низкий уровень эффективности функционирования реального сектора экономики, что подтверждается наличием большого удельного веса убыточных предприятий и планово-убыточных отраслей, функционирование которых поддерживается за счет перераспределительного финансирования из республиканского бюджета, а также эмиссионных ресурсов банковской системы. Неплатежи и дефицит оборотных средств у предприятий в реальном секторе экономики, обусловленные низкой эффективностью хозяйствования, создают постоянный спрос на финансовые ресурсы. С целью недопущения банкротств убыточных предприятий и сокращения рабочих мест государство за неимением других источников (иностранных кредитов и частных инвестиций) обеспечивает эти потребности преимущественно за счет эмиссионного кредитования. Национальный банк вынужден продолжать финансирование как текущих кассовых разрывов, так и дефицита республиканского бюджета в целом. Кроме того, с 1999 г. применяются методы внеэкономического принуждения в отношении коммерческих банков в части кредитования государственных программ в области АПК за счет собственных средств.
Поэтому решение задачи поэтапного снижения инфляции с применением комплекса мер денежно-кредитной политики требует создания соответствующих предпосылок за счет реформирования реального сектора экономики. Реализации стабилизационной программы должны предшествовать кардинальная инвентаризация и пересмотр (секвестирование) объемных ориентиров государственных программ с целью приведения их в соответствие с финансовыми возможностями государства. В первую очередь это касается программ в области жилищного строительства и сельского хозяйства. Политика финансовой стабилизации должна сопровождаться активной приватизацией и реструктуризацией реального сектора экономики, созданием стимулирующей институциональной среды для развития предпринимательства и привлечения иностранных инвестиций. Важнейшей предпосылкой финансового оздоровления экономики является кардинальное реформирование колхозно-совхозной системы ведения сельскохозяйственного производства, которая в силу своей неэффективности ложится тяжелым бременем на государственные финансы, этим направлениям ликвидация государственной финансовой подпитки чревата массовыми банкротствами предприятий, ростом безработицы и социальной напряженности и дискредитацией рыночных реформ в целом.
С целью минимизации издержек и негативных эффектов стабилизационной политики необходимо придерживаться плавной траектории снижения инфляции и ужесточения монетарных параметров, углубление которых должно быть синхронизировано с динамикой структурных реформ в реальном секторе. Иными словами, интенсивность применения макроэкономических финансовых инструментов должна усиливаться по мере адаптации предприятий к новым условиям самостоятельного полноценного функционирования.
Важнейшим условием и предпосылкой перехода к таргетированию инфляции является обеспечение независимости Национального банка и самостоятельности в выборе монетарных инструментов для достижения конечной цели. Решение этого вопроса предполагает устранение давления на Национальный банк со стороны правительства, которое заинтересовано в выполнении им активной экономической функции. Для этого необходимо пересмотреть Банковский кодекс с целью восстановления правовых основ его независимости. Достижение этой цели предполагает изменение отдельных законодательных положений, регламентирующих статус и взаимоотношения Национального банка с исполнительной властью.
Всю совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению; комплекс мер по ограничению монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.
Первый комплекс включает меры:
• по регулированию заработной платы в составе себестоимости продукции;
• поиску путей удешевления импортных энергоносителей, сырья и материалов, комплектующих изделий;
• снижению материало- и энергоемкости продукции на основе внедрения наукоемких ресурсосберегающих технологий;
• реструктуризации и
• сокращению трансакционных издержек и др.
Второй комплекс охватывает меры:
• по регулированию объема и структуры денежной массы;
• проведению эффективной процентной политики по кредитным депозитам;
• сокращению скорости оборота денег;
• регулированию резервных требований;
• ограничению бюджетного дефицита;
• регулированию доходов населения;
• сокращению бартерных операций, неплатежей; • стабилизации белорусского рубля и др.
Информация о работе Механизмы государственного регулирования инфляции