Механизмы государственного регулирования инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 23:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении сущности инфляции ее основных причин, типов антиинфляционной политики и применения данной политики в Республике Беларусь

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
1 Инфляция: сущность и виды……………………………………………….5
1.1. Сущность инфляции и ее измерение …………………………………….5
1.2. Типы и виды инфляции и ее причины……………………………………7
1.3. Антиинфляционная политика …………………………………………..12
2 Инфляция и антиинфляционная политика в Республике Беларусь ……. 21
3 Пути совершенствования антиинфляционной политики………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………...34

Вложенные файлы: 1 файл

Инфляция (2).doc

— 308.50 Кб (Скачать файл)

Третий комплекс предусматривает меры:

• по государственному регулированию цен на продукты питания и  первой необходимости;

• государственному регулированию цен на товары монополистов;

• регулированию конкурирующего ввоза товаров и услуг;

• регулированию уровня рентабельности;

• стимулирование удовлетворения спроса за счет роста производства.

Бюджетно-налоговая политика должна быть направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня народа.

Одним из приоритетных направлений налоговой реформы должно быть упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику. Этот процесс должен сопровождаться мерами по существенному расширению базы налогообложения и увеличению фактической собираемости налогов и будет включать следующие мероприятия по реформированию налоговых платежей:

- завершение работы по отмене всех оборотных налогов и сборов, взимаемых с выручки от реализации товаров и услуг на республиканском и местных уровнях;

- снижение нагрузки на фонд заработной платы путем отказа от практики взимания чрезвычайного налога, оптимизации ставок и совершенствования механизма уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и отчислений в государственный фонд содействия занятости;

- снижение и унификация таможенных пошлин.

При сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика должна быть направлена на оптимизацию государственных обязательств, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования. Упорядочению государственной поддержки реального сектора экономики будут способствовать: сокращение объема субсидий и льгот; ликвидация перекрестного субсидирования в сфере жилищно-коммунальных услуг на основе пересмотра тарифов и рационализации ценообразования; оптимизация бюджетных субсидий на оказание транспортных услуг населению; принятие мер по совершенствованию процедур государственных закупок.

Стратегической целью денежно-кредитной политики в 2011 – 2015 годах остается обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы, ее содействие достижению устойчивого экономического роста, повышению реальных денежных доходов населения, росту инвестиций и сбережений. В свою очередь, денежно-кредитная политика будет направлена на снижение уровня инфляции с помощью монетарных инструментов наряду с мерами общей экономической политики.

Предусматривается обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам, как одной из мер поддержания экономической стабильности и снижения уровня инфляции. Темпы наращивания денежного предложения в национальной валюте будут выдерживаться в соответствии со спросом экономики на деньги и целевым параметром инфляции, допустимый уровень которой в 2010 году не должен превысить 5 процентов. Основными каналами наращивания денежного предложения со стороны Национального банка будут покупка иностранной валюты, операции рефинансирования банков на рыночных принципах. В инструментах рефинансирования банков предпочтение будет отдаваться операциям Национального банка на аукционной основе [11].

Роль обменного курса в области регулирования конкурентоспособности белорусских производителей будет постепенно уменьшаться в связи с перемещением в ней акцента на не курсовые факторы (повышение качественных характеристик продукции, снижение себестоимости, эффективная маркетинговая политика и т.д.). Долгосрочная стратегия на укрепление реального курса белорусского рубля будет способствовать повышению покупательной способности национальной валюты, стимулировать процесс трансформации валютных сбережений населения и хозяйствующих субъектов (включая наличную валюту, которая хранится вне банковской системы) в рублевые вклады и их вовлечение в хозяйственный оборот.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время инфляция - один из самых опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом.

Иинфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций; искажает реальную картину финансовых результатов производства, уровень и динамику потребления товаров и услуг; не позволяет правильно определять и взимать налоги, оценить имущество, реально определить доходы и расходы населения и предприятий.

Снижения покупательной способности доходов, так как цены на основные продукты питания, первоочередные товары длительного пользования и платные услуги росли под воздействием инфляции значительно более высокими темпами, нежели доходы населения. Значительная концентрация доходов в доходной высшей группе населения способствует заметному завышению показателя средних душевых доходов и занижению доли заработной платы в структуре доходов рядовых россиян. Таким образом, подтверждается тезис о том, что инфляция является не только экономическим, но и социальным явлением, задевающим интересы большинства населения нашей страны.

Для  Республики Беларусь на протяжении всего переходного периода характерно наличие инфляции, но в последний год наблюдается ускорение этого процесса.

Причины высокого уровня инфляции в Беларуси, вытекают из структуры экономики страны: ресурсо- и транспортоемкая структура производственного сектора, ориентированная на дешевые энергетические ресурсы, высокая степень монополизации, технологическая и инфраструктурная негибкость в условиях либерализации цен и открытия экономики являются основными инфляционными факторами. Также, причиной инфляции являются последствия определенной финансово-бюджетной и денежно-кредитной политики государства.

В условиях высокой инфляции в Беларуси происходит снижение доходов населения в реальном выражении, что оказывает влияние на уровень жизни населения. Необходимо отметить, что с макроэкономической точки зрения данное явление объективно обосновано. На протяжении ряда лет реальные доходы населения страны увеличивались ускоренными темпами, и государство постоянно стимулировало такой рост. При этом качественные показатели эффективности экономики демонстрировали более умеренную динамику роста. Население больше потребляло, чем производило. В результате в экономике назрела критическая масса негативных факторов (в первую очередь во внешнем секторе), что привело к необходимой коррекции экономики страны и резкому падению реальных доходов населения.

В сложившихся условиях необходимо принять комплекс мер по восстановлению уровня жизни населения Беларуси. Это возможно при условии решения проблемы инфляции и обеспечения сбалансированного роста доходов населения (особенно заработной платы) с учетом изменения производительности  труда. 

Анализ  белорусского  опыта  антиинфляционной  политики  в   контексте международных   сопоставлений   позволяет   сформулировать    принципиальные требования к проведению антиинфляционного регулирования в Беларуси,  которые в самом общем виде сводятся к следующим.

С учетом финансовой и экономической  ситуации  в  стране,  размеров золотовалютных  резервов  банковской  системы  наиболее  приемлемым  методом антиинфляционной  политики для  Беларуси   является   прямое   инфляционное таргетирование, при  котором  все  денежно-кредитные  и  другие  инструменты направлены на реализацию целевых показателей инфляции.        

При осуществлении таргетирования инфляции  главенствующее  значение имеет обоснование целевого значения уровня инфляции  на  прогнозный  период. Поскольку снижение инфляции  не  является  самоцелью,  то  целевое  значение инфляции должно согласовываться с  другими  целями  социально-экономического развития.  Чрезмерно  быстрое  снижение  темпов  роста  цен  может   создать трудности  в  снятии  инфляционных  навесов  и  ценовых   перекосов,   через ужесточение бюджетных ограничений может  привести  к  закрытию  предприятий, увеличению безработицы, уменьшению доходов бюджета и др. С  другой  стороны, излишне  высокая  инфляция  это:  постепенная  стагнация  реального  сектора экономики;  низкая  инвестиционная  активность;   постоянная   неуверенность субъектов хозяйствования и т.д. Поэтому  в  качестве  целевого  должен  быть выбран  наиболее  оптимальный  уровень  (динамика)  инфляции   в   контексте необходимости   достижения   целей   прогнозов   и    программ    социально- экономического развития страны.

Для обоснования целевого значения  инфляции  необходимо  применение комплекса взаимодополняющих  моделей  и  методов  прогнозирования  инфляции, включающих:  эконометрические  модели;  модели,  основанные   на   уравнении обмена; методы, рекомендуемые МВФ;  модели  цены  на  основе  межотраслевого баланса; методы, базирующиеся на  укрупненных  макроэкономических  расчетах. При осуществлении расчетов  на  прогнозный  период  должно  быть  достигнуто сопряжение прогнозного значения инфляции с другими прогнозными  показателями социально-экономического развития, для чего расчеты по названным  моделям  и методам должны быть включены в  общую  схему  многоитерационных  расчетов  и согласований (сопряжения) всей системы социально-экономических показателей.

Использование  изложенного  выше  подхода  позволяет  говорить   о целесообразности  постепенного  снижения  уровня   инфляции   в   Республике Беларусь с тем, чтобы выйти  на  уровень  10%  за  год,  что позволит  осуществить  необходимые  структурные  изменения  в  производстве, ценообразовании, финансовой сфере и т.д. При  этом  для  достижения  целевых показателей инфляции следует использовать факторы  как  со  стороны  спроса, так и со стороны издержек. В целом главными  составляющими  антиинфляционной политики   в    Беларуси    являются:    монетарная    политика;    политика ресурсосбережения и снижения трансакционных издержек; политика цен.

Таким образом, реализация  предлагаемого  подхода  к  снижению  уровня инфляции  в   Беларуси   предполагает   активное   участие   государства   в регулировании экономики, согласованное  действие  различных  государственных структур как в рамках Правительства, так и  в  сфере  его  взаимодействия  с Национальным   банком.   Недопустимы   межведомственная   разобщенность    и стремление реализовать ведомственные интересы в  ущерб  общегосударственным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Базылев Н.И., Бондарь А.В., Гурко С.П. и др.; под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко/ Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп./ – Мн.: БГЭУ, 2007. – 550с.
  2. Бондарь [и др.] / Макроэкономика: учебное пособие – Мн.: БГЭУ, 2009. – 415 с.
  3. Елисеев А.С. Современная экономика: Учебное пособие. – 3-е издание – М.: Издательско-торговая корпорация "Дамков и Ко", 2007 – 504 с.
  4. Заико Л.Ф. Экономика Беларуси: через реформы к развитию / Л.Ф. Заико. – Мн., 2008. -53 с.
  5. Ивашковский С. Н. Макроэкономика: Учебник. 2-е изд., испр., доп. — М.: Дело, 2002. — 472 с
  6. Козаченко Л.Д. Инфляционные процессы в Беларуси: ключевые проблемы и пути повышения эффективности регулирования/ Л.Д. Козаченко// Вестник БГЭУ – 2006. - №2.- с.71-77
  7. Козаченко Л.Д. Экономический анализ инфляции в Республике Беларусь / Л.Д. Козаченко// Вестник БГЭУ – 2011. - № 2.- с.53-59
  8. Криворотов Д. Выбор режима денежно-кредитной политики Республики Беларусь в среднесрочной перспективе / Банкаўскi веснiк. –– 2011 . - №1. – с. 25-31.
  9. Лемешевский И. М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика. Учебное пособие для студентов экономических специальностей вузов - 3-е изд. - Минск, 2011 г. - 440 с.
  10. Национальный статистический комитет Республики Беларусь (официальный сайт) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by. – Дата доступа: 26.07.2013.
  11. Национальный банк Республики Беларусь (официальный сайт) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nbrb.by. – Дата доступа: 20.07.2013.
  12. Национальная экономика Республики Беларусь. Под ред. И. В. Шимова и др. БГЭУ., 2005 г.- 595 с.
  13. Плотницкий М.И., Лобкович Э.И., Муталимов М.Г. и др. \Макроэкономика; Учеб. Пособие Под ред. М.И. Плотницкого. – 2-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2010. – 426с.
  14. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь 2011-2015 гг. Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2013. – Режим доступа: http:// econome. gov. by. Дата доступа – 19. 07. 2013.
  15. Шимов В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы. Моногр. / В.Н. Шимов. 2-е изд. – Мн.-БГЭУ, 2003. – 229 с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Механизмы государственного регулирования инфляции