Механизм и основные направления социальной защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 11:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить механизмы, основные направления и пути совершенствования социальной защиты в Республики Беларусь.
Методы исследования: аналитический метод, дедуктивный метод, индуктивный метод, синтетический метод, графический метод, сравнительный метод, табличный метод.
Исследования и разработки: раскрыта сущность социальной защиты населения, определены основные методы и главные функции социальной защиты, охарактеризованы основные направления формирования эффективной системы социальной защиты населения, изучены механизмы социальной защиты населения, предложены меры по совершенствованию социальной защиты различных слоев населения Республики Беларусь.

Содержание

Введение …………………………………………………….…………….….……..4
1 Социальная защита: понятия и критерии оценки ……….……………....….….6
2 Основные направления социальной защиты …………….………………....…..11
2.1 Основные направления социальной защиты в Республике Беларусь .....…...11
2.2 Основные направления социальной защиты в развитых странах мира ……15 3 Механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь .……....…..19
4 Пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь …....….25
Заключение ……….………………………….………………….………………….30
Список использованных источников ………….………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

МОЙ КУРСАЧ - соц. защита.docx

— 91.27 Кб (Скачать файл)

Наряду с пенсией по старости выплачиваются пенсии по инвалидности, обусловленные состоянием здоровья. Пенсии выплачиваются из средств  пенсионного фонда, образуемого  за счет отчислений юридических лиц  и частично государственного бюджета. В условиях рыночной экономики предприятия  получают возможность создавать  собственные пенсионные фонды для  выплаты пенсий своим работникам.

Из средств государственного и  местного бюджетов различным категориям нуждающегося населения предоставляются  различные пособия и выплаты. Они могут носить постоянный, длительный и временный характер. Возможно разовое  предоставление социальной помощи.

Государство создает детские дома, интернаты, принимая на себя заботу о  детях, лишенных родителей. Для престарелых  людей, не имеющих детей и родных, способных оказать помощь, уход, услуги, создаются дома престарелых.

Для учащейся молодежи распространенным видом денежной помощи является выплата  стипендий.

Официально зарегистрированным безработным  государство выплачивает пособие  по безработице. В первые месяцы помощь безработным выплачивается в  объеме, близком к заработной плате, в последующие месяцы снижается.

Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке  малообеспеченных граждан,  финансируемые  за счет правительственных средств. В нашей стране адресная социальная помощь оказывается, если совокупный среднемесячный доход семьи за три последних месяца не превышает 60 % бюджета прожиточного минимума в среднем на одного человека. 

Особый вид социальной помощи - медицинская помощь. В значительной степени она оказывается бесплатно. В переходный период неизбежно частичное  использование денежных средств  населения и предприятий на нужды  здравоохранения в форме платежей и страховой медицины.

Государство призвано оказывать помощь жертвам противозаконных репрессий  со стороны государства, жертвам  войн, пострадавшим от катастроф, стихийных  бедствий, аварий. В помощи нуждаются  также инвалиды по болезни, жертвы эпидемий, пострадавшие от вредных производств, вынужденные переселенцы.[6, с. 192-193]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Основные направления социальной  защиты в развитых странах   мира

 

Современная экономическая  теория использует в качестве аксиомы  построения социальной защиты предположение, что каждый индивидуум стремится  иметь постоянное потребление, а, следовательно, и доход на протяжении всей своей  жизни. Помочь ему в этом могут  частные сбережения или государственная  система социальной защиты. Чем больше развита система социальной защиты в стране, тем меньше стремление населения делать частные сбережения. [10, c. 513]

Понятие «социальная защита»  по-разному рассматривается в  разных странах и международных  организациях. Иногда в него включают все, что касается социальных условий  жизни человека, например, благоприятную  экологическую среду, заботу о детях, решение жилищной проблемы. Нередко  социальную защиту понимают достаточно узко, сводя ее лишь к пенсионным вопросам и помощи неработающим. Такая  разница в подходах объясняется  национальными условиями формирования социальной политики, традициями и  целевой ориентацией экономики.

Основополагающим документом по вопросам социальной защиты в международном  праве является Конвенция Международной  организации труда № 102 о минимальных  нормах социального обеспечения, вступившая в силу в 1995 году. В данном документе  содержится перечень основных видов  социальной защиты. Конвенция № 102 определяет девять видов социальной защиты: медицинское  обслуживание; пособия по безработице; пенсии по старости; пособия по производственному  травматизму; пособия по инвалидности; пособия в связи с потерей  кормильца; пособия по беременности и родам; пособия по болезни; семейные пособия. Однако далеко не все социальные проблемы были охвачены в Конвенции. В ней, например, не упомянута защита беднейших групп населения, бездомных, беженцев, хотя этим социальным группам  уделяется все большее внимание во многих странах.

На основе рекомендаций Международной  организации труда страны вырабатывают свое национальное социальное законодательство. Особенно развито оно в странах  Северной Европы, наименее - в США, где  центр тяжести решения социальных вопросов переносится на коллективные соглашения и систему трудового  арбитража.

Несмотря на разнообразные  подходы в вопросах социальной защиты существуют общие принципы ее организации  в различных странах.

Первым принципом можно  назвать принцип дифференцированного  подхода к различным слоям  и группам населения в зависимости  от их социального положения, возраста, трудоспособности и степени экономической  самостоятельности. Для нетрудоспособных членов общества главный упор должен быть сделан на поддержание их благосостояния, обеспечение определенного уровня потребления, создание необходимых  надежных гарантий уровня доходов и  т.п. Что же касается трудоспособных, то для них государственные гарантии в области уровня жизни должны быть сведены к минимуму. Здесь должен действовать принцип зарабатываемости, зависимости потребления от трудового вклада каждого. Социальными же гарантиями для них являются создание условий для получения трудового дохода, и. прежде всего, гарантий занятости, профессиональной подготовки и квалификационного роста, а также защита других социальных прав и прав граждан в сфере трудовых отношений.

Вторым принципом является требование того, чтобы механизм социальной защиты создавался на основе совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, предоставляемых  обществом каждому члену и  обеспечивающих соблюдение его важнейших  социальных прав. Иными словами, это  принцип перехода от социального  иждивенчества к социальным гарантиям. Система социальной защиты должна быть гибкой, рассчитанной на предупреждение возможных факторов социального  риска, а не на устранение уже возникших  очагов социальной напряженности. Основой  для этого должна быть научно обоснованная система социальных гарантий в виде системы минимальных социальных стандартов. В самом общем виде государственные минимальные социальные стандарты - это установленные органами государственной власти социальные нормы и нормативы, определяющие уровень гарантированного удовлетворения важнейших потребностей человека в  материальных благах, бесплатных и  общедоступных социально-культурных услугах, имеющих приоритетное значение.

Сфера применения этих стандартов включает основные виды выплат населению: заработную плату, пенсии, стипендии, а  также бесплатные и общедоступные  услуги учреждений социально-культурной сферы, финансируемые за счет средств  государственного бюджета и государственных  внебюджетных фондов. В систему стандартов входят государственные минимальные  стандарты в области оплаты труда, социального обеспечения, образования, культуры, социального обслуживания населения, жилья и жилищно-коммунального  обслуживания.

Третий принцип системы  социальной защиты - принцип интегрированности. Данный принцип определяет фундаментальное  требование к системе социальной защищенности, которое состоит в  том, чтобы эта система действовала  на всех уровнях с четким определением прав, ответственности и функций  каждого института гражданского общества. При этом чрезвычайно важно  правильно распределить компетенцию  между уровнями и институтами.

Как показывает опыт зарубежных стран, защитой нетрудоспособных и  социально уязвимых слоев населения  занимаются преимущественно местные  органы власти, что существенно повышает адресность социальной помощи. В компетенцию  местных органов, как правило, входит также организация социального  обслуживания пожилых людей, инвалидов, многодетных и неполных семей, содержание отдельных учреждений социальной защиты зачет местного бюджета.

Важную роль в развитии системы социальной зашиты за рубежом  играют неправительственные некоммерческие организации. Они объединяют представителей различных общественных движений, социальных или профессиональных групп, ветеранов войны и труда, лиц, подвергшихся политическим репрессиям, инвалидов, женщин, молодежь, потребителей, предпринимателей. Сюда, например, относятся различные женские ассоциации, организации защиты детей, ассоциации инвалидов и ветеранов, молодежные организации по правам человека, медицинские и врачебные ассоциации, Общество Красного Креста и другие гуманитарные общества.

Хотя неправительственные  некоммерческие организации и достаточно разнообразны, все они, однако, имеют  общие цели, направленные на снижение уровня бедности, улучшение условий  жизни тех или иных категорий  людей, защиту их социальных прав, обеспечение  их потребностей в области труда, образования, здравоохранения и  т.д.

Социальная защита может  осуществляться в виде социального  обеспечения и минимальных социальных гарантий. Социальное обеспечение обычно включает социальное страхование и  социальную помощь.

Социальное страхование  основано на уплате страховых взносов  в форме отчислений от заработной платы. В большинстве стран источниками  фондов социального страхования  являются взносы наемных работников, нанимателей, также государства  из фондов социальной помощи, финансируемых  за счет общих налогов.

Социальное обслуживание предназначено для удовлетворения социально-культурных, духовных, интеллектуальных потребностей человека, поддержания  его нормальной жизнедеятельности. Система социального обслуживания населения предоставляет собой  широкий спектр социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся  в трудной жизненной ситуации. Социальное обслуживание предоставляется  как государственными учреждениями, так и коммерческими организациями  Соотношения государственных и  негосударственных учреждений социальной инфраструктуры различны и определяются особенностями социальной политики государств. [15, с. 263]

Система социальной защиты реализуется через систему прав и гарантий. Частные лица могут  иметь право на определенные пособия  благодаря своей принадлежности к конкретной демографической категории, например, дети или пенсионеры. Они  могут также иметь право получать в условиях безработицы пособие  из Фонда занятости с учетом нынешнего  или прошлого вклада. В большинстве  промышленно развитых государств система  социальной защиты включает также государственную  помощь для обеспечения «социально-гарантируемого минимума».

По уровню гарантий, предоставляемых  населению, все системы социальной защиты, существующие в развитых странах  мира, можно разбить на две группы: немецкую и английскую. Немецкая, «бисмарковская» (по имени ее родоначальника, канцлера Бисмарка), останавливает жесткую  связь между уровнем социальной защиты и успешностью (длительностью) профессиональной деятельности. Социальные выплаты обусловливаются теми отчислениями, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни, то есть принимают форму отложенных доходов (страховых взносов). Английская, «бевериджская» (по имени также ее родоначальника - Бевериджа), исходит из того, что любой человек, независимо от его принадлежности к активному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или другим причинам сокращения своих трудовых возможностей. [14, с. 268]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Механизм социальной защиты населения Республики Беларусь

 

Государственная политика доходов  заключается в перераспределении  их через госбюджет путем дифференцированного  налогообложения различных групп  получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит  от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими  доходами.

Социальные трансферты – это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

Механизм социальных трансфертов  включает изъятие в форме налогов  части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату  пособий наиболее нуждающимся и  инвалидам, а также пособий по безработице.[7,с. 125]

Механизмы социальной защиты включают:

  • обязательное социальное страхование;
  • добровольное дополнительное и личное социальное страхование;
  • государственную социальную помощь через предоставление пособий, выплат и льгот социально уязвимым слоям населения;
  • государственные социальные гарантии бесплатной медицинской помощи, доступности образования, культурных и оздоровительных услуг, жилья;
  • услуги общественных организаций взаимопомощи (благотворительные организации, церковь, общество инвалидов и т. п.).

Существуют два основных механизма  социальной защиты населения — обязательное социальное страхование и социальная помощь. Социальное страхование охватывает преимущественно занятое население (в этом его ограниченность), социальная помощь подразумевает услуги и выплаты и другим категориям населения. Только вместе эти два механизма могут обеспечить нормальное воспроизводство населения.

Кроме того, различия в социальном страховании и помощи связаны  с учетом (страхование) и неучетом (помощь) социальных рисков, а также  с различиями в источниках финансирования: для страхования это страховые  взносы работодателей и работников, а для помощи — бюджетные ассигнования, получаемые в основном в результате налогообложения.

Информация о работе Механизм и основные направления социальной защиты