Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 11:53, курсовая работа
Цель работы – изучить механизмы, основные направления и пути совершенствования социальной защиты в Республики Беларусь.
Методы исследования: аналитический метод, дедуктивный метод, индуктивный метод, синтетический метод, графический метод, сравнительный метод, табличный метод.
Исследования и разработки: раскрыта сущность социальной защиты населения, определены основные методы и главные функции социальной защиты, охарактеризованы основные направления формирования эффективной системы социальной защиты населения, изучены механизмы социальной защиты населения, предложены меры по совершенствованию социальной защиты различных слоев населения Республики Беларусь.
Введение …………………………………………………….…………….….……..4
1 Социальная защита: понятия и критерии оценки ……….……………....….….6
2 Основные направления социальной защиты …………….………………....…..11
2.1 Основные направления социальной защиты в Республике Беларусь .....…...11
2.2 Основные направления социальной защиты в развитых странах мира ……15 3 Механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь .……....…..19
4 Пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь …....….25
Заключение ……….………………………….………………….………………….30
Список использованных источников ………….………………………………….31
Рассмотрев две группы социальных выплат, осуществляемых на основе социального страхования и социальной помощи, можно установить следующие различия между ними (рисунок 3.1).
№ п./п. |
Социальное страхование |
Социальная помощь |
1 |
Осуществляется
на основе государственных |
Осуществляется на основе, как государственных законодательных актов, так и нормативных правовых актов субъектов Республики Беларусь и органов местного самоуправления |
2 |
Право лица основывается на участии в страховых взносах без учета нуждаемости |
Право
лица основывается на уровне доходов,
а также статусе |
3 |
Ограниченность форм и видов социальной помощи |
Разнообразие видов социальной помощи |
4 |
Источниками финансирования служат социальные отчисления работодателей и работников, имеющие обязательный характер |
Осуществляется из бюджетов всех уровней и собственных средств общественных организаций, в том числе благотворительных |
5 |
Размер
устанавливается |
Допускается определенная свобода в становлении размеров |
Рисунок 3.1 - Различие в социальных выплатах, осуществляемых на основе
социального страхования и социальной помощи
Социальное страхование
Функции социального страхования таковы:
- защитная функция социального
страхования заключается в
- компенсирующая функция
- воспроизводственная функция
заключается в обеспечении
- перераспределительная функция
состоит в разделении
- стабилизирующая функция
Социальное страхование
Например, риск безработицы связан с деятельностью трех субъектов: работника, работодателя и государства. Определенная доля риска и, следовательно, ответственности за него приходится на работника (он выбирает определенную профессию и имеет соответствующий уровень квалификации). Работодатель рискует при организации производства определенных товаров и услуг (может недостаточно обоснованно выбрать сферу деятельности и стратегию развития фирмы) и, наконец, государство должно также нести свою долю ответственности по риску, связанному с недостатками социально-экономической политики и законодательства.
Социальные риски (риск потери работником способности к труду из-за болезни и старости, несчастного случая и инвалидности и т. д.) обусловлены социальными условиями и не зависят от каждого отдельного человека. Каждый вид риска имеет свою природу и проявляется по-разному для различных групп населения, поэтому соответствующие им виды социального страхования имеют свою специфику и особую форму организации. Например, основная доля риска несчастного случая на производстве и ответственности за него ложится на работодателей.
Следует подчеркнуть, что социальное страхование подразумевает не только выплаты денежных компенсаций, но и предоставление определенных услуг по профилактике, лечению, реабилитации, причем именно профилактические меры зачастую определяют эффективность всей системы социальной защиты населения.
Классификация видов и форм организации социального страхования такова:
1) по видам социального риска:
- в связи с болезнью;
- из-за несчастного случая на производстве;
- вследствие инвалидности;
- по причине достижения
- ввиду беременности и
- по причине безработицы;
- по случаю смерти;
2) по степени добровольности:
- обязательное страхование от определенных видов социального риска (обязательность закрепляется в государственном законодательстве);
- добровольное страхование (
3) по внутренней организации:
- государственное страхование;
- региональное и муниципальное страхование;
- профессионально-отраслевое
- международное страхование;
4) по сфере действия:
- местное и частное (
- всеобщее (охватывает всю территорию страны и значительные массы населения);
- международное.
Социальная помощь распространяется на такие группы населения и на такие виды обеспечения, которые практически невозможно осуществить на принципах социального страхования. Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования. Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение. В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.) формы. Она предназначена для наименее защищенных и наиболее нуждающихся категорий населения и осуществляется за счет поступлений в бюджет.
Критерий выдачи пособий — оценка
нуждаемости на основе учета уровня
доходов и размеров собственности
соответствующих лиц. Цель выдачи пособия
— доведения уровня доходов лица
до определенного обществом
- определение критериев
- обоснование включения в
- правовое оформления получения социальной помощи;
- обоснование размеров выплат
отдельным группам граждан
- прогноз численности населения,
Важнейшей составной частью социальной защиты являются органы социальной защиты населения. Под органом социальной защиты населения понимается созданное в установленном порядке образование, характеризующееся определенными задачами, функциями, структурными особенностями и соответствующей компетенцией (рисунок 3.2).
Механизмы социальной защиты |
Формы и виды социальной защиты населения |
Источники финансирования |
Категории граждан |
Условия предоставления |
1. Социальное страхование
1.1 Государственное обязательное социальное страхование |
1.Социальные выплаты, в том числе: - пенсии (трудовые); - пособия по социальному страхованию -компенсационные выплаты |
Внебюджетные фонды в том числе: - Фонд социального страхования - Пенсионный фонд - Фонд обязательного медицинского страхования |
Застрахованные лица в
соответствии с действующим |
Страхование по дифференцированным ставкам (страховой взнос) |
1.2 Добровольное социальное страхование |
2.Медицинские услуги и лечение пенсии (дополнительные), медицинские услуги и лечение |
Фонды добровольного социального страхования, негосударственные пенсионные фонды |
Застрахованные на добровольных основаниях |
Страхование в соответствии с договором |
2.Социальная помощь |
1.Социальные выплаты в том числе: - социальная пенсия; - пособие по малообеспеченности
(нуждаемости) и другие - компенсационные выплаты; - льготы 2.Натуральная помощь 3.Социальные услуги на основе социального обслуживания |
Бюджеты всех уровней или средства общественных и благотворительных объединений (организаций) Средства организаций (работодателей)
|
Лица, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и неспособные преодолеть ее самостоятельно
|
Малообеспеченность (нуждаемость), заявительность |
3.Социальная поддержка |
Аналогично социальной помощи |
Бюджеты всех уровней, средства работодателей |
Трудоспособные лица |
Трудная жизненная ситуация |
Рисунок 3.2 - Характеристика механизмов социальной защиты
В состав органов социальной защиты включаются:
• сеть учреждений и
• органы управления социальной защитой населения, обеспечивающие полноценную деятельность организаций социальной защиты и социального обслуживания населения;
• органы финансирования социальной защиты населения, в качестве которых выступают государственные внебюджетные и добровольные фонды социального страхования.
Центральное место в системе органов управления социальной защитой населения занимают государственные органы управления, среди которых, прежде всего, выделяются органы исполнительной власти, которые непосредственно осуществляют функции государственного управления в установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами пределах; наделены соответствующими компенсациями; имеют определенную структуру и управленческий персонал. [11, с. 306-317]
Высокий уровень бедности влияет на тенденции обострения и других проблем жизнедеятельности семей, среди которых можно назвать малодетность, рост числа неполных семей, большую долю социально уязвимой группы детей, снижение воспитательных возможностей семьи.
Для решения проблем бедности,
чрезмерного социального
Действует система социальной защиты, социального страхования, где наряду с традиционными инструментами (пособиями, адресными субсидиями) используются и дополнительные меры защиты (оказание натуральной помощи, общественные работы, переподготовка кадров и др.).
Поскольку проблемы бедности в Беларуси, как и проблемы оплаты труда, имеют системный характер, то для повышения уровня жизни, эффективности политики доходов и занятости потребуются дальнейшие преобразования в социальной и экономической сферах.
Важную роль в них призваны сыграть меры по совершенствованию социальной политики в целом и ее основных направлений в частности.[5, с. 749]
Целью социальной
защиты в среднесрочной
Информация о работе Механизм и основные направления социальной защиты