Мировая валютная система и валютный рынок в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 11:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить валютную систему.
Цель работы раскрывается через решение следующих задач:
-рассмотреть валютные отношения и виды валютных систем;
-отразить эволюцию мировой валютной системы;
-охарактеризовать валютный курс и факторы, влияющие на его формирование;
-сделать выводы по теме.

Содержание

1. Мировая валютная система и валютный рынок в России.
1.1.Валютные отношения и виды валютных систем.
1.2. Эволюция мировой валютной системы.
2. Теоретические аспекты формирования и функционирования валютного рынка в современной экономике:
2.1. Валютный рынок как элемент валютной системы.
2.2. Закономерности развития валютного рынка.
2.3. Роль валютного рынка в современной экономике.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по ЭТ.docx

— 90.06 Кб (Скачать файл)

4). По степени  организованности:

Биржевой  валютный рынок - это организованный рынок, который представлен валютной биржей. Валютная биржа - предприятие, организующее торги валютой и ценными бумагами в валюте. Биржа не является коммерческим предприятием. Ее основная функция заключается не в получении высокой прибыли, а в мобилизации временно свободных денежных средств через продажу валюты и ценных бумаг в валюте и в установлении курса валюты, т.е. ее рыночной стоимости. Биржевой валютный рынок имеет ряд достоинств: является самым дешевым источником валюты и валютных средств; заявки, выставляемые на биржевые торги, обладают абсолютной ликвидностью.

Внебиржевой валютный рынок организуется дилерами, которые могут быть или не быть членами валютной биржи и ведут его по телефону, телефаксу, компьютерным сетям.

5). При классификации  валютных рынков следует выделить  рынки евровалют, еврооблигаций,  евродепозитов, еврокредитов, а также  “черный” и “серый” рынки.

Рынок евровалют - это международный рынок валют стран Западной Европы, где осуществляются операции в валютах этих стран. Функционирование рынка евровалют связано с использованием валют в безналичных депозитно-ссудных операциях за пределами стран-эмитентов данных валют.

Рынок еврооблигаций выражает финансовые отношения по долговым обязательствам при долгосрочных займах в евровалютах, оформляемых в виде облигаций заемщиков. Облигация содержит данные о сумме долга, условиях и сроках его погашения, порядка получения процентов в соответствии с купонами.

Рынок евродепозитов выражает устойчивые финансовые отношения по формированию вкладов в валюте в коммерческих банках иностранных государств за счет средств, обращающихся на рынке евровалют.

Рынок еврокредитов выражает устойчивые кредитные связи и финансовые отношения по предоставлению международных займов в евровалюте коммерческими банками иностранных государств.

Валютный  рынок представляет собой сферу  отношений по поводу купли-продажи  товаров и иностранной валюты различными странами и рыночными  субъектами, находящимися в различных  государствах. Резиденты имеют право  покупать и продавать валюту на внутреннем валютном рынке России только через  уполномоченные банки. Сделки купли-продажи  валюты могут осуществляться непосредственно  между уполномоченными банками, а также через валютные биржи. Расчеты в валюте и обслуживание международной торговли осуществляется с помощью межбанковских операций. Специфика совершения банковских операций с иностранной валютой определяет особый порядок лицензирования этой деятельности. Лицензии коммерческим банкам выдаются Центральным банком России и подразделяются на генеральные, внутренние и разовые.

Генеральная лицензия дает коммерческим банкам право  на осуществление всех банковских операций в иностранной валюте как на территории России, так и за границей.

Внутренняя  лицензия предусматривает право  на совершение коммерческими банками  банковских операций в иностранной  валюте на территории России.

Разовая лицензия предоставляет право на проведение конкретной банковской операции в иностранной  валюте.

Банк, получивший генеральную или внутреннюю лицензию, именуется уполномоченным банком и  выполняет функции агента валютного  контроля за операциями своих клиентов.  

2.2. Закономерности развития валютного рынка

 

В истории  валютного регулирования в послереволюционной России условно можно выделить четыре этапа.

Первый этап - до 1986 года - обладал всеми характерными чертами валютной монополии государства. В это время имела место  полная централизация валютных доходов  от экспорта, который в свою очередь  был монополизирован государством, от имени и за счет которого на мировых  рынках выступали государственные  внешнеторговые объединения. Выручка  от экспорта в иностранной валюте концентрировалась на счетах одного банка-монополиста, обслуживающего все  международные расчеты СССР –  Внешторгбанка СССР (позднее Внешэкономбанка). Использование доходов от экспорта, сумм привлеченных валютных кредитов и накопленных золото-валютных резервов осуществлялось на основе планового  распределения средств государством в лице Госплана СССР, Минфина СССР, Госбанка СССР в соответствии с потребностями  регионов и отраслей. Валютные планы  государства (источники и объемы поступлений, направления и суммы  расходов) утверждались в составе  народнохозяйственных планов Верховным  Советом СССР. Министерства, ведомства, предприятия, местные органы власти расходовали выделенные им валютные средства в пределах установленных  им лимитов в процессе исполнения соответствующих смет. Практически  полная изолированность внутреннего  товарного и денежного рынка  от мировых рынков товаров, услуг  и капиталов (что проявлялось, например, в уровне курса рубля к иностранным  валютам, который к началу 80-х  годов практически не отражал  экономических и ценовых пропорций, а служил лишь инструментом пересчета  внешнеторговых цен в рубли для  ведения учета в национальной валюте); централизация управления валютными ресурсами государства; минимальное число непосредственных участников внешнеэкономической, прежде всего внешнеторговой деятельности, обслуживаемых в основном через  один банк-хранитель единой валютной "копилки" государства, - все это  объективно не требовало систем валютного  регулирования, характерных для  стран с рыночной экономикой на различных  этапах их развития. В целом это  было не регулирование как таковое, а, прямое администрирование, государственное "командование".

Второй этап развития валютного рынка в России начался в 1986 году децентрализацией внешнеэкономической деятельности, когда сначала сотни, а затем  практически все субъекты хозяйственной  деятельности (предприятия, учреждения, организации) получили право прямого  выхода на внешние рынки. Была установлена  и стала развиваться система  так называемых "валютных отчислений", когда поступления в иностранной  валюте делились в определенных пропорциях между государством и непосредственным производителем (владельцем) экспортной продукции. Предприятия, поставлявшие товары (работы, услуги) на экспорт, стали получать в свое распоряжение иностранную валюту, зачисляемую в "валютные фонды" (на балансовые и внебалансовые валютные счета, позднее - только балансовые). Число участников внешнеэкономической деятельности и разнообразие форм их участия в осуществлении этой деятельности существенно возросли в 1987-1988 годах с началом бурного развития совместного (с участием иностранного капитала) предпринимательства на территории страны.

Другой качественный скачок в процессе интеграции в мировую  экономику был сделан начавшейся широкомасштабной реформой банковской системы. Появилось большое число  независимых от государства коммерческих банков, получивших право открытия и ведения валютных счетов клиентов и проведения международных расчетов. В течение нескольких лет отсутствовал специальный орган валютного  регулирования (его роль, наряду с  другими функциями, фактически выполняла  Государственная внешнеэкономическая  комиссия Совета Министров СССР), и  источниками валютного законодательства служили решения Совета Министров  СССР, а также издаваемые в их развитие нормативные акты министерств  и ведомств. Нарушение "планового" характера валютных отношений страны с внешним миром, быстрое расширение круга предприятий-участников внешнеэкономических  связей и банков, осуществляющих их валютное обслуживание, привели к  пониманию необходимости специального законодательного регулирования валютных отношений, создания единых правил совершения валютных операций, придания функций  органа валютного регулирования  одному из органов государственного управления. Это послужило основанием для разработки в 1990 году проекта  специального закона о валютном регулировании.

С вступлением  в силу в марте 1991 года Закона СССР ''0 валютном регулировании" начался  третий этап развития валютного регулирования  в стране. На уровне закона впервые  в юридическую практику были введены  такие понятия валютного регулирования  как "валютные ценности", "валюта СССР", "иностранная валюта", "резиденты", "нерезиденты", "валютные операции", "текущие  валютные операции", "валютные операции, связанные с движением капитала".

Законом были установлены основные принципы проведения операций с валютой СССР и с  иностранной валютой на территории СССР, операций на валютном рынке, разграничены полномочия органов власти и определены функции банковской системы (Госбанка СССР и уполномоченных банков) в  валютном регулировании и управлении валютными ресурсами. В законе впервые  провозглашено гарантируемое и  защищаемое государством право собственности  резидентов и нерезидентов на валютные ценности в стране; определены общие  принципы владения, пользования и  распоряжения валютными ценностями государством, предприятиями и организациями, а также гражданами; установлены  основные положения порядка осуществления  валютных операций резидентами и  нерезидентами. Законом намечены основные цели и направления валютного контроля, введены понятия органа валютного контроля, а также положения об отчетности по валютным операциям и ответственности за нарушение валютного законодательства. Основным органом валютного регулирования был определен Государственный банк СССР, что соответствует практике большинства стран мира, где подобные функции осуществляют центральные (национальные) банки соответствующих государств. Главным, "универсальным" документом, в котором была предпринята небезуспешная попытка комплексно "отрегулировать" практически все важнейшие стороны валютных отношений субъектов внешнеэкономической деятельности, стало разработанное Госбанком СССР в соответствии с его компетенцией письмо от 24 мая 1991 года № 352 "Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР". В частности, были достаточно подробно описаны правила совершения операций в иностранной валюте между юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), операций в иностранной валюте на территории страны между юридическими лицами-резидентами, операций в рублях юридических лиц-нерезидентов, операций с валютными ценностями, осуществляемых гражданами (резидентами и нерезидентами). "Основные положения" регламентируют отдельные вопросы открытия и ведения валютных счетов резидентов в иностранных банках за границей, а также валютных и рублевых счетов юридических нерезидентов в наших уполномоченных банках. "Основные положения" и некоторые другие нормативные акты Госбанка СССР обязательные по закону к исполнению всеми резидентами, включая уполномоченные банки, и нерезидентами на территории страны, заложили основу цивилизованного валютного регулирования и стали действительно качественным прорывом в этой сфере. Объективная ограниченность этих документов и их отдельные недостатки были обусловлены быстрыми изменениями экономической ситуации в стране и во внешнеторговых и валютно-финансовых отношениях с иностранными государствами, неопределенностью стратегических ориентиров экономической политики государства, новизной задач валютного регулирования и нехваткой практического опыта решения возникающих проблем, ограниченностью времени и сил при решении задач большого объема и сложности.

Тем не менее, следует признать, что "Основные положения" внесли существенный вклад  в упорядочение валютных отношений  между субъектами хозяйственной  деятельности, в разработку единых "правил игры", обязательных для  всех участников развивающегося рыночного  хозяйства. В течение определенного  времени, характеризующегося особенно быстрым изменением экономической  ситуации, "Основные положения" оставались базовым документом валютного регулирования.

С начала 1991 года также получил бурное развитие внутренний валютный рынок - межбанковский  и биржевой, который ранее находился  в зачаточном состоянии. Стимулирование развития и упорядочение деятельности валютного рынка в стране явилось важным направлением в работе Центрального банка Российской Федерации в области валютного регулирования. В течение двух лет (начало 1991 года - начало 1993 года) были созданы и получили лицензии Банка России на организацию и проведение операций по купле-продаже иностранной валюты шесть специализированных межбанковских валютных бирж: Московская межбанковская валютная биржа, Санкт-Петербургская валютная биржа, Уральская региональная межбанковская валютная биржа. Сибирская межбанковская валютная биржа. Азиатско-Тихоокеанская межбанковская валютная биржа и Ростовская межбанковская валютная биржа. Были сняты многие ограничения с операций по купле-продаже наличной иностранной валюты физическими лицами через уполномоченные банки (телеграмма Банка России от 27 июля 1992 года № 162-92). Нельзя не признать, что ускоренное развитие валютного рынка "подогревалось" механизмом обязательной продажи части валютной выручки предприятий (учреждений, организаций), который был введен с начала 1991 года соответствующим Указом Президента СССР (Указы Президента Российской Федерации от 30 декабря 1991 года № 335 "0 формировании Республиканского валютного резерва РСФСР в 1992 году" и от 14 июня 1992 года № 629 "0 частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин"), а также изданные на основании этих Указов Инструкции Банка России от 22 января 1992 года » №3 "0 порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями и гражданами валюты в Республиканский валютный резерв Российской Федерации, валютные фонды республик, краев и областей в составе Российской Федерации, стабилизационный валютный фонд Банка России" и от 29 июня 1992 года № 7 "0 порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" с изменениями и дополнениями, утвержденными письмом Банка России от 15 сентября 1992 года № 17, телеграммой Банка России от 31 декабря 1992 года № 286-92 и письмом Банка России от 28 июня 1993 года № 41. В настоящее время действующим нормативным актом, регламентирующим порядок продажи предприятиями части экспортной выручки является Инструкция ЦБ РФ №7 "0 порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" в редакции от 26/06/1995 г. Анализируя названные нормативные акты, можно сделать вывод о поступательном развитии механизма обязательной продажи в сторону унификации применяемых при совершении различных операций курсов рубля к иностранным валютам, сближения уровней этих курсов, увеличения в пользу рынка доли валютной выручки, подлежащей продаже в обязательном порядке, а также юридически более точной и экономически более обоснованной регламентации правил совершения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации. В настоящее время можно с уверенностью сказать, что внутренний валютный рынок в России вышел на качественно новый уровень своего развития, когда каждый субъект хозяйственной деятельности либо гражданин (а не только производитель экспортной продукции) имеет свободный доступ к необходимым ему ресурсам валютного рынка, обслуживаемого достаточно развитой банковской инфраструктурой и, в целом, квалифицированным персоналом уполномоченных банков.

Информация о работе Мировая валютная система и валютный рынок в России