Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 11:06, курсовая работа
Цель работы – изучить валютную систему.
Цель работы раскрывается через решение следующих задач:
-рассмотреть валютные отношения и виды валютных систем;
-отразить эволюцию мировой валютной системы;
-охарактеризовать валютный курс и факторы, влияющие на его формирование;
-сделать выводы по теме.
1. Мировая валютная система и валютный рынок в России.
1.1.Валютные отношения и виды валютных систем.
1.2. Эволюция мировой валютной системы.
2. Теоретические аспекты формирования и функционирования валютного рынка в современной экономике:
2.1. Валютный рынок как элемент валютной системы.
2.2. Закономерности развития валютного рынка.
2.3. Роль валютного рынка в современной экономике.
Распад Союза
ССР и образование суверенного
государства Российской Федерации
привели к необходимости
Вступление в силу Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" в ноябре 1992 года открыло новый этап валютного регулирования в России. В названном Законе Российской Федерации с учетом накопленного опыта были уточнены и развиты некоторые основные понятия валютного регулирования, существенно изменены структура и содержание по сравнению с Законом СССР.
Во втором разделе ("Валютное регулирование") введена новая статья "Защита валюты Российской Федерации" (ст. 2) с важнейшим положением о том, что расчеты между резидентами осуществляются в валюте Российской Федерации без ограничений. В статье 3 подтверждено право собственности резидентов и нерезидентов на валютные ценности в Российской Федерации, которое защищается государством наряду с правом собственности на другие объекты собственности. Установлено также, что виды обязательных платежей государству (налогов, сборов, пошлин и иных безвозмездных платежей) в иностранной валюте определяются законами Российской Федерации. В статье 4 более подробно регламентированы вопросы деятельности внутреннего валютного рынка Российской Федерации.
Кардинально изменен раздел о валютном контроле (раздел Ш Закона). Органами валютного контроля названы Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Впервые в юридический оборот введен институт "агентов валютного контроля", функции которых еще предстоит детально определить. В этом разделе Закона определены также функции органов и агентов валютного контроля; права и обязанности резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции; ответственность резидентов, в том числе уполномоченных банков, и нерезидентов за нарушение валютного законодательства. Кроме того, зафиксированы права и обязанности должностных лиц органов и агентов валютного контроля.
Закон Российской
Федерации "О валютном регулировании
и валютном контроле", отдельные
неточности и недостатки которого еще,
предстоит исправлять, является главным
источником валютного законодательства
Российской Федерации и важнейшим
шагом вперед в развитии системы
валютного регулирования в
Не следует
считать "слишком большим" недостатком
отсутствие в его тексте большого
количества детальных норм валютного
регулирования. Закрепление на уровне
Закона на достаточно продолжительный
срок того или иного набора валютных
ограничений не только, несомненно,
стало бы искусственным препятствием
на пути объективных и весьма динамичных
процессов интеграции нашей экономики
в мировое хозяйство, но и не дало
бы практической возможности оперативного
решения отдельных более или
менее значительных проблем проведения
субъектами рынка валютных операций
в условиях быстроменяющейся экономической
ситуации. Многие положения Закона
только предстоит наполнить реальным
содержанием, "переложив" на язык
соответствующих нормативных
Центральный банк Российской Федерации стал преемником Государственного банка СССР как органа валютного регулирования. В соответствии с Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» (п. 2 ст. 9) Центральный банк Российской Федерации:
Кроме того. Банк России в соответствии с Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле»:
В соответствии
с Законом Российской Федерации
"О валютном регулировании и
валютном контроле" порядок совершения
сделок с драгоценными металлами, природными
драгоценными камнями, а также жемчугом
в Российской Федерации (п. 2 ст. 3) и
порядок обязательного ввоза
и пересылки в Российскую Федерацию
драгоценных металлов, природных
драгоценных камней, а также жемчуга,
принадлежащих резидентам, устанавливает
Правительство Российской Федерации
(п. 3 ст. 6). Порядок формирования государственных
валютных резервов устанавливается
Верховным Советом Российской Федерации,
а порядок обязательной продажи
резидентами поступлений
По вышеназванным
вопросам, относящимся к компетенции
Банка России, в том числе регламентируемым
в настоящее время "Основными
положениями о регулировании
валютных операций на территории, СССР",
действие которых на территории Российской
Федерации было на основании постановления
Верховного Совета Российской Федерации
"О введении в действие Закона
Российской Федерации "О валютном
регулировании и валютном контроле"
подтверждено телеграммами Банка России
от 24 января 1992 года №19-92 и от 19 мая 1993
года №83-93, Центральный банк Российской
Федерации приступил к
В конце 1992 года - начале 1993 года в связи с вступлением в силу Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1992 года № 1306 «0 реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту» и изданием на его основании Банком России телеграммы от 3 ноября 1992 года №239-92, Центральный банк Российской Федерации 21 января 1993 года утвердил инструкцию №11 "0 порядке реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту" и письмо №28, регламентирующее порядок выдачи юридическим лицам-резидентам разрешений на право осуществлять указанную деятельность.
При этом Банк России исходил из того, что в силу исторических, экономических и психологических факторов полный запрет на валютную торговлю стал бы преждевременным шагом (что вовсе не исключает запрещения в будущем расчетов в иностранной валюте между резидентами). В 1992-1993 гг. такой запрет, во-первых, вызвал бы закрытие крупнейших торговых предприятий, что отрицательно сказалось бы на общем состоянии внутреннего потребительского рынка. Во-вторых, в условиях товарного дефицита и снятия ограничений на валютнообменные операции уполномоченных банков это привело бы к лишению доступа значительной части экономически активного населения с высокими доходами в рублях к качественным потребительским товарам и услугам, реализуемым в настоящее время преимущественно за иностранную валюту, и, соответственно, к потере стимулирующей функции денежных доходов. В-третьих, внутренний валютный рынок был не настолько развит, чтобы гарантировать минимальные риски курсовых потерь тем его участникам, чьи основные прямые расходы осуществляются в иностранной валюте.
В инструкции
содержится запрет на реализацию за свободно
конвертируемую валюту товаров, произведенных
в Российской Федерации, а также
купленных за рубли. Подобная практика
имела широкое распространение,
когда предприятия-резиденты
Названной инструкцией
существенно ограничен и четко
описан круг товаров (работ услуг), которые
в Российской Федерации разрешены
к продаже гражданам за иностранную
валюту. Что касается товаров, то за
иностранную валюту на территории Российской
Федерации могли
В упомянутой инструкции содержится еще одно принципиально важное требование, касающееся порядка реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту. Продавцы импортированных товаров должны наряду с ценой товаров в иностранной валюте указывать также рублевый эквивалент валютной цены товаров. При установлении указанного соотношения торговая организация может учесть возможные курсовые колебания, а также свои накладные расходы в рублях. При этом необоснованно завышенное соотношение цены в рублях по отношению к валютной цене создаст такому предприятию эффект "антирекламы'' с сокращением и замедлением торговых оборотов. Кроме того, свобода установления упомянутого соотношения цен даст возможность торгующей организации продавать товары за рубли по соотношению ниже котируемого Банком России курса рубля к иностранным валютам в случае, если продавец, испытывает сложности с реализацией тех или иных товаров за иностранную валюту. Такой порядок ценообразования распространяется на оказание услуг (проведение работ) за иностранную валюту на территории Российской Федерации. Указанный порядок в свое время сделал важное дело, положив конец дискриминации рубля, сделав его действительно универсальным платежным средством на территории страны.
Контроль
за соблюдением установленного Банком
России порядка реализации гражданам
на территории Российской Федерации
товаров (работ, услуг) за иностранную
валюту был возложен на Главные территориальные
управления Центрального банка Российской
Федерации, которые при осуществлении
своих контрольных функций
На данный
момент времени экономическая ситуация
в стране складывается таким образом,
что вышеперечисленные
Информация о работе Мировая валютная система и валютный рынок в России