Мировая валютная система и проблемы ее функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 22:59, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассматриваются особенности мировой валютной системы. Тема является актуальной и довольно интересной в связи с текущей ситуацией в мире и нестабильностью валют.
Валютная система страны отражает уровень развития экономики, степень развития внешнеэкономических отношений и должна способствовать выполнению социальных задач общества, поэтому становление высокоэффективной экономики в стране невозможно без развитого финансового рынка, составной частью которого является валютный рынок.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Теоретико-методологический аспект мировой валютной системы…………...5
1.1 Валютные отношения и валютная система…………………………………....5
1.2 Эволюция мировой валютной системы………………………………………..6
1.3 Виды мировой валютной системы……………………………………………..8
1.4 Проблемы развития валютной системы в России……………………………13
2. Валютный курс…………………………………………………………………...18
2.1 Валютный курс и его классификация………………………………………....18
2.2 Факторы влияющие на величину валютного курса…………………………..21
2.3 Колебания валютного курса и инструменты его регулирования……………25
2.4 Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации…………………………………………………………………………30
Заключение………………………………………………………………………….37
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по макро.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

Попытки Великобритании восстановить довоенный золотой  стандарт успехом не увенчались: в  результате завышения курса фунта  происходило увеличение дефицита платежного баланса. В то же время действия Франции носили на мировом валютном рынке явно экспансионистский характер.

В результате этих действий в 1928 г. был принят закон, по которому все международные платежи должны были осуществляться в золоте, а  не в валютах - фунтах или долларах, а также, решение о конвертации всех резервов в фунтах в золото. В этих условиях Великобритания была вынуждена отменить в 1931 г. конвертируемость фунта стерлингов в золото. Эта мера, осуществленная на фоне великой депрессии 30-х годов, стала проявлением мирового валютного кризиса, выход из которого большинство стран увидело в девальвации своих валют.

 

Третья  мировая валютная система

Третья мировая валютная система (Бреттон-Вудсская) была оформлена  соглашением стран на конференции  по валютным и финансовым вопросам, состоявшейся в июле 1944 г. в г. Бреттон-Вудсе (США).

Бреттон-Вудсская система  была основана на ряде принципов:

- золото было признано основой мировой валютной системы;

- роль основных валют, представлявших золото в международных расчетах, была отведена доллару США и фунту стерлингов;

- устанавливались твердые паритеты всех валют по отношению к доллару, а через него - к золоту и друг к другу;

- рыночные колебания валютных курсов вокруг фиксированного долларового паритета допускались в пределах + 1%;

- была провозглашена задача отмены системы валютных ограничений и восстановления конвертируемости национальных валют;

- для регулирования мировой валютной системы был создан Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР).

Основными целями Международного валютного фонда были:

- оказание содействия стабильности валютных курсов, платежных соглашений и избежание конкурентной девальвации валют;

- содействие организации многосторонней платежной системы по текущим операциям и устранением валютных ограничений;

- предоставление краткосрочных кредитов для урегулирования платежных дисбалансов;

- оказание содействия международному сотрудничеству на основе постоянных совещаний и консультаций по международным валютным проблемам. [7]

США использовали эти  принципы, закрепившие долларовый стандарт, для усиления своих позиций в  мире за счет других стран. Противоречия Бреттон-вудской валютной системы, прежде всего между национальным характером доллара и фунта стерлингов и их использованием как международного платежного средства, постепенно расшатали эту систему по мере укрепления позиций Западной Европы и Японии. В конце 60-х годов XX века разразился кризис валютной системы, который привел к ее постепенному развалу в 1971—1976 годах.

 

Четвертая мировая валютная система

Бреттон-вудскую систему  сменила четвертая (ныне функционирующая) мировая валютная система, оформленная  соглашением стран — членов МВФ  в Кингстоне (Ямайка, январь 1976 г.), ратифицированным в апреле 1978 года. Измененный Устав МВФ определил структурные принципы Ямайской валютной системы.

Во-первых, золотодевизный стандарт был заменен стандартом СДР, которые формально объявлены  основой валютных паритетов и  курсов валют. Однако за 30 с лишним лет  с момента эмиссии СДР (1970 г.) они не стали эталоном стоимости, главным международным платежным и резервным средством. Количество валют, курс которых прикреплен к СДР, сокращается (с 15 в 1980 г. до двух в 2001 г.). Стандарт СДР неперспективен. Сфера применения СДР ограничена в основном операциями МВФ. Практически сохранился долларовый стандарт, хотя официально доллар в настоящее время не имеет статуса резервной валюты в отличие от его статуса в Бреттон-вудской системе. Доля доллара в валютной корзине СДР повышена с 39 до 45% на 2001—2005 годы. К доллару «прикреплена» 2.1 валюта. Доллар по-прежнему лидирует как международное платежное и резервное средство. Лидирующие позиции доллара базируются на значительном экономическом, научно-техническом и военном потенциале США, хотя они утратили монопольное положение в мировой экономике под натиском конкурентов — Японии и Западной Европы. Стандарт СДР фактически трансформировался в многовалютный стандарт, основанный на американском долларе, евро (с 1999 г.), в перспективе и японской Иене — валютах трех мировых центров.

Во-вторых, в рамках Ямайской валютной системы узаконена демонетизация  золота — утрата им денежных функций. В соответствии с измененным Уставом  МВФ золото не должно использоваться как мера стоимости и точка  отсчета валютных курсов. Тем самым узаконена отмена золотых паритетов, официальной цены золота, конвертируемости долларовых авуаров в золото американским Казначейством для иностранных центральных банков и правительственных органов. Однако, несмотря на законодательное вытеснение из Ямайской валютной системы золота как валютного металла, фактически его денежные функции не исчерпаны, хотя и существенно изменились. Золото по-прежнему является чрезвычайными мировыми деньгами и наиболее надежными резервными активами, поскольку обладает реальной ценностью. Центральные банки и частные тезавраторы хранят около 60 тыс. т золота (примерно 33,5 тыс. и 25 тыс. т соответственно).

В-третьих, Ямайская валютная система дает странам право выбрать  любой режим валютного курса. Тем самым был узаконен режим плавающих валютных курсов, к которому страны фактически перешли в марте 1973 года. Этот режим более гибкий, чем фиксированные валютные курсы, но вопреки надеждам не обеспечил стабильность курсовых соотношений. Периодически увеличиваются затраты центральных банков на проведение валютной интервенции (в том числе коллективной) в форме их вмешательства в операции на валютном рынке.

В-четвертых, МВФ, сохранившийся  от Бреттон-вудской системы, призван  усилить межгосударственное валютное регулирование, обеспечить более тесное сотрудничество стран-членов, либерализацию валютных отношений путем отмены валютных ограничений в целях достижения валютной стабилизации в мире.

Ямайская валютная система  более гибко, чем Бреттон-вудская  система, приспособилась к нестабильности платежных балансов и валютных курсов и новой расстановке сил в мире. Вместе с тем ее функционирование порождает ряд сложных проблем, связанных, в частности, с неэффективностью стандарта СДР, противоречием между юридической демонетизацией золота и фактическим сохранением его роли как чрезвычайных мировых денег, несовершенством режима плавающих валютных курсов, деятельностью МВФ, который стал объектом критики. Кроме того, развивающиеся страны недовольны своим зависимым положением в мировой валютной системе и настаивают на ее реформировании с учетом их интересов. Назрела необходимость реформирования Ямайской валютной системы для решения этих проблем, усиления координации валютно-экономической политики трех мировых центров и стабилизации мирового валютного устройства. [4]

 

 

1.4. Проблемы развития валютной системы в России

 

Нынешняя ситуация на валютном рынке  далека от требуемой для продолжения  процесса либерализации, она характеризуется  неустойчивым равновесием на рынке, что проявляется в незаметных колебаниях курса доллара, которые обрели циклический характер. Цикличность колебаний состоит в том, что в первые дни каждого месяца курс доллара испытывает заметный рост, а в последующие дни курс доллара снижается.

Другая проблема - это вывоз капитала из России, который исчисляется миллионами долларов. Возврат из-за рубежа незаконно вывезенных из России валютных средств в современных экономических и политических условиях представляет собой первоочередную государственную задачу. Особая важность решения проблемы заключается в том, что масштабы утечки капитала, возрастающие из года в год, послужили одной из причин дестабилизации экономики. Вывоз и не возврат валютных средств принял угрожающие размеры, как при совершении внешнеэкономических сделок (экспортно-импортных операций), так и на внутреннем валютном рынке, связанном с конвертацией рублей, обналичиванием и вывозом валюты физическими лицами, отмыванием средств, полученных в результате преступной деятельности.

Отмечая масштабность этих процессов, эксперты указывают, что в случае возврата в Россию её валютных ресурсов страна могла бы не только решить проблему выплаты внешней задолженности, но и отказаться от финансовой помощи других государств и международных организаций.

Главной задачей валютного контроля в современных условиях является ограничение масштабов утечки капитала из страны при одновременном поддержании предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. По мнению Банка России, масштабы и скорость нарастания оттока капитала таковы, что они создают реальную угрозу экономической безопасности страны. Если в прошлые годы утечка капитала из России ежегодно составляла 20-25 млрд. долларов и хотя бы «компенсировалась» притоком иностранных инвестиций и кредитных ресурсов, то сейчас в условиях сокращения иностранных инвестиций ситуация другая: бегство капитала «съедает» сегодня примерно половину экспортной выручки и почти в 3 раза превышает платежи государства по внешнему долгу. При дефиците валютных средств, необходимых для обслуживания внешних обязательств и оплаты инвестиционного импорта, утечка капитала может ухудшить состояние платежного баланса и свести на нет усилия денежных властей по укреплению рубля.

Проблема оттока капитала из страны является сейчас во многом определяющей дальнейшее развитие нашей экономики. Имея ряд общих черт с зарубежными аналогами, российский феномен бегства капитала отличается большим своеобразием как по мотивам оттока, так и по каналам вывоза ресурсов и макроэкономическим последствиям. Оно напрямую вытекает из специфики первоначального накопления капитала путем теневого перераспределения доходов и извлечения спекулятивных прибылей на рынке финансовых инструментов, стремления хозяйствующих субъектов стабилизировать (или наращивать) уровень доходов в обстановке спада производства и в тяжелых условиях ведения бизнеса (тяжелое налоговое бремя, криминализация экономики и низкий уровень гарантий безопасности бизнеса, недостроенность рыночной институциональной и правовой базы и т.д.).

«Бегство» капитала имеет ряд отрицательных последствий для экономики страны:

а) Сокращается  предложение   валюты   и уменьшается в целом денежная масса. Рубли поступают на валютный рынок, конвертируются и вывозятся,  или вообще не поступают в страну, если в результате ценовых манипуляций   скрывается валютная выручка или совершается нелегальный вывоз экономических активов. Сокращается объем предложения валюты, продаваемой на Московской межбанковской валютной бирже, валютное поле резко сужается и курс рубля становится неустойчивым.

б) Сокращаются валютные резервы, что косвенно бьет по курсу рубля. Если хотя бы часть «сбежавшего» капитала осталась в стране, валютные резервы могли бы быть в 3-4 раза больше, чем в настоящее время.

в) Сокращаются инвестиционные ресурсы, и создается искусственный спрос на зарубежные кредиты.

г) Уменьшается налогооблагаемая база. При государственном регулировании вывоза капитала сделки регистрируются, а потому уплачиваются налоги.

д) В страну не инвестируется прибыль, полученная от «сбежавшего» за границу капитала.

е) Снижается устойчивость финансового рынка, возникает асимметрия между его сегментами.

Специалисты в области валютного  регулирования предполагают, что  для сдержания "бегства" капитала и стимулирования его репатриации должен быть правовой режим гарантий для страхования коммерческих и политических рисков, непредвиденных действий государства. Программа противодействия утечке капитала и стимулирования хотя бы частичной его репатриации требует проведения специальных мер воздействия на этот процесс. В их числе: неуклонное соблюдение созданной единой цепочки российских субъектов экспортной сделки (экспортер - таможня - банк), унификация форм отчетности. Важное место в этой сфере принадлежит контролю за валютно-финансовыми условиями внешнеэкономических сделок в целях сужения питательной среды "бегства" капитала.

В целях частичной репатриации "беглого" капитала с учетом мирового опыта целесообразно избирательно применять экономическую амнистию, не распространяя её на "грязные" деньги, связанные с уголовными преступлениями.

Необходимо также ускорить формирование в России более эффективной структуры управления экономикой в целях ограничения олигархического и коррумпированного аппарата и "теневого" перераспределения доходов в пользу бизнесменов, которые переводят их за рубеж. По оценкам экспертов, в России в среднем "теневой" капитал достиг 40% ВВП.

Международное сотрудничество непременное  условие сдерживания утечки капитала из России. Подписание Россией Венской конвенции о борьбе с наркобизнесом, вступление в Интерпол - первые шаги в этом направлении. Необходимы межправительственные соглашения о сотрудничестве в области экспортного и валютного контроля.

Чтобы уменьшить возможность махинаций  с переводом валюты за рубеж, целесообразно совершенствовать правила открытия счетов в банках за рубежом, сотрудничество с ними в целях выявления российских владельцев крупных банковских счетов и их возможной репатриации.

Таким образом, если грамотно производить  контроль за капиталом, то это может дать возможность правительству России сохранить свой денежный и экономический суверенитет и свободу действия для стремления к положительному росту, а также восстановить финансовые институты в России, поскольку это необходимо, так как рынки могут быть эффективны только в тех случаях, когда их деятельность обеспечивается соответствующими институтами. Россия может и должна найти способы пресечь "бегство" капитала и частично вернуть его в страну в целях возрождения национальной экономики. Непременным условием эффективного противодействия "бегству" капитала, его репатриации является усиление экономической и политической стабилизации.

Информация о работе Мировая валютная система и проблемы ее функционирования