Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 17:19, реферат
Можно выделить следующие черты олигополистических рынков:
1. Всего несколько фирм снабжают весь рынок. Продукт может быть как дифференцированным, так и стандартизированным.
2. По крайней мере, некоторые фирмы в олигополистической отрасли обладают крупными рыночными долями. Следовательно, некоторые фирмы на рынке способны влиять на цену товара, варьируя его наличие на рынке.
3.Фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость.
Нет единой модели олигополии, хотя разработан целый ряд моделей, таких как модели П. Суизи и К. Форхаймера, А. Курно, Э.Чемберлина, картель и тайный сговор.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1 Понятие олигополии………………………………..…………………...5
1.1 Понятие и признаки олигополии…………………………………….5
Глава 2 Модели олигополии……………………………………………………..9
2.1 Модель А. Курно ……………………………………………………...9
2.2 Модель П. Суизи и К. Форхаймера………………………………….11
2.3 Модель Э.Чемберлина………………………………………………...15
2.4 Тайный сговор и картели…………………………………………….16
2.5 Лидерство в ценах…………………………………………………….19
2.6 Ценовая накидка……………………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………..25
Ситуацию относительного затишья на рынке, когда ни у кого из соперников нет стимула к изменению существующего стабильного уровня цен, который воспринимается ими как объективно сформировавшийся под влиянием внешних сил подобно состоянию совершенной конкуренции, иллюстрирует, например, модель «жестких цен» П. Суизи.
Она описывает функционирование олигополистической рыночной структуры, когда в отрасли действует всего несколько фирм, которые обладают значительными долями рыночных продаж, как правило, четыре крупнейшие фирмы обеспечивают более 50% отраслевого выпуска, и наблюдается взаимная зависимость поведения конкурентов'. Отличительной особенностью данной модели является негладкость функции спроса каждого из олигополистов, у которой существуют два сегмента (рис. 2.1).
Пологий (эластичный) участок отражает ситуацию, когда в случае повышения цен одним из олигополистов остальные производители в отрасли не последуют его примеру и, сохранив свои цены на прежнем уровне, восполнят снижение объема продаж конкурента. Последний, тем самым, лишится части своей клиентуры. Его функция спроса в таком случае эластична. Кроме того, у нее существует и другой участок — неэластичный. Он соответствует ситуации, когда любое снижение цен одним из олигополистов вызывает адекватную реакцию конкурентов, в результате ему не удается существенно увеличить объемы сбыта и свою долю рынка.
Ситуация перехода от Qn-1 к Qn+1 характеризуется резким изменением эластичности кривой спроса. При существовании различных по эластичности участков функции спроса наблюдается излом в точке их состыковки. При этом объеме производства функция предельного дохода олигополиста терпит разрыв (пунктирная линия на рис. 2.1).
Рис. 2.1. Фирма на олигопольном рынке в условиях негладкой функции спроса: 1 — эластичный участок кривой рыночного спроса; 2 — неэластичный участок кривой рыночного спроса; МR1, — предельный доход, соответствующий эластичному участку кривой рыночного спроса, МR2- предельный доход, соответствующий неэластичному участку кривой рыночного спроса; МС- предельные издержки; P* - — оптимальная цена продукции; Qn — оптимальный объем производства.
Если график предельных издержек будет проходить через разрыв функции предельной выручки, то цена на данном рынке будет оставаться постоянной даже при изменениях технологии производства. Главное, чтобы они не приводили к сдвигу данного графика за границы разрыва до пересечения с одним из двух участков графика функции предельного дохода. Более того, цена может оставаться стабильной даже при колебаниях рыночного спроса, если при изменении его параметров, и следовательно величины разрыва функции предельного дохода, излом графика спроса останется на том же месте, а график предельных издержек пройдет сквозь разрыв предельной выручки.
Рассмотренная модель может быть использована для объяснения многочисленных ситуаций, связанных с негладкостью функции спроса при рыночной сегментации, в частности, в условиях квазимонопольного поведения предприятий, проявляющегося в захвате доминирующего положения на рынке одной из фирм – конкурентов. В теории существуют различные варианты моделирования рыночного доминирования: лидерство по объему производства (модель Г. фон Штакельберга) и лидерство в ценах, в том числе со стандартизованной продукцией (доминирующая фирма по К. Форхаймеру) и с дифференцированной продукцией (ценовое лидерство по Г. фон Штакельбергу).
В модели К. Форхаймера предполагается, что доминирующая фирма максимизирует функцию прибыли и устанавливает в результате этого оптимальную для себя цену.
Здесь наблюдается квазимонопольное поведение, когда фирма-лидер действует подобно монополии с той лишь разницей, что рассчитывает параметры деятельности, исходя из остаточного спроса, т. е. рыночного спроса за вычетом предложения более мелких конкурентных фирм, в окружении которых функционирует доминирующая фирма. Цена, установленная лидером из индивидуальных соображений, становится единой для всех остальных фирм – аутсайдеров, которые неспособны на стратегическое поведение и принимают ее как заданную рынком.
В точке на оси цен, в которой аннулируется объем предложения конкурентного окружения, наблюдается излом функции остаточного спроса на продукцию доминирующей фирмы — ценового лидера (рис. 2.1). Ниже излома остаточный спрос совпадает с общим рыночным спросом, так как предложение конкурентного окружения здесь нулевое. Каждому из двух участков остаточного спроса соответствует свой участок графика функции предельного дохода (МR1и МR2). В точке излома графика функции остаточного спроса наблюдается разрыв графика предельной выручки (MR).
Рис. 2.2 Характеристики рыночного поведения доминирующей фирмы
Если линия предельных издержек предприятия, занимающего на рынке доминирующее положение, в модели ценового лидерства К. Форхаймера (рис. 2.2) проходит сквозь разрыв предельной выручки, то наблюдается ситуация, аналогичная той, которая была описана с помощью модели «жестких цен» в условиях олигополии. В этом случае в течение некоторого времени может иметь место период относительной устойчивости, стабильности цен, если изменения параметров рыночного спроса или затрат фирмы — лидера не приводят к относительному сдвигу ее графика предельных издержек за границы разрыва предельной выручки. Однако практика показывает, что такие периоды, как правило, сменяются скачкообразным изменением цен, после которого снова может наблюдаться относительное затишье на рынке.
Рыночное доминирование представляет собой пример симбиоза рыночных структур совершенной и несовершенной конкуренции. Функционирование данной рыночной структуры демонстрирует, что наличие в современных условиях в большинстве отраслей монопольных эффектов не исключает возможности параллельного существования фирм, использующих рыночные параметры, в частности, уровень цены в качестве экзогенных ориентиров в своей деятельности. Подобные хозяйствующие субъекты создают своеобразный конкурентный «ореол» вокруг
Таким образом, соблюдение ситуации «внешних цен» зависит от того, проходит ли линия предельных издержек доминирующего предприятия сквозь разрыв линии предельной выручки, что вполне доступно мониторингу и регулированию методами промышленной политики.
2.3 Модель Э. Чемберлина
Э. Чемберлен, выдвинув положение о взаимозависимости производителей. Когда количество продавцов небольшое и продукт стандартизирован, олигополисты будут избегать действий, которые привели бы к ухудшению положения всех в результате принятия ответных мер. Из существования взаимозависимости вытекало, что общий интерес олигополистов заключается в установлении высокой цены. Вывод Чемберлена имел важное значение для антитрестовской политики: монопольная цена может быть установлена без наличия явного сговора. Необходимость формальных отношений между олигополистами отсутствует. В экономической литературе такая ситуация иногда называется доктриной сознательного параллелизма (сознательного параллельного поведения). Олигополии действуют независимо (никаких соглашений между ними нет), но они не конкурируют друг с другом.
Если возможно значительное изменение издержек, причем такое, что предельные издержки выходят за пределы вертикального участка графика предельной выручки, фирма – олигополист будет изменять цену и объем, не считаясь уже с реакцией соперников (рис. 2.3).
Рис. 2.3 Модель «осознанного параллелизма».
В реальной жизни существует практика ценообразования на основе прибавления к средним издержкам определенного процента прибыли. Такой способ применяется тогда, когда предприятия не знают, как изменится их кривая спроса в области излома в сравнении с первоначальной. Поскольку все фирмы повышают цены одновременно, каждая надеется сохранить свою долю рынка, перенеся бремя подорожания ресурсов на потребителей, и увеличить прибыль на единицу выпускаемой продукции. Эту ситуацию описывает модель «осознанного параллелизма» (рис. 2.3). Фирмы ведут себя одинаково, предполагая, что все фирмы отрасли захотят перенести бремя роста стоимости ресурсов на покупателей путем повышения цен на свою продукцию. Точка А1 переместится в положение А2, а кривая спроса будет представлена графиком d2A2D. Соответствующая цена и объем выпуска, которые выберет для максимизации прибыли фирма – олигополист составит Р2q2.
2.4 Тайный сговор и картели
Фирмы – олигополисты могут ограничить конкуренцию между собой, а также предотвратить вступление в отрасль новых фирм, заключив тайное соглашение. Предметом соглашения может стать выравнивание или фиксация цен, либо закрепление долей поставок продукции на рынок. Допустим, что в условиях тайного сговора фирмы – олигополисты производят однородную продукцию и выравнивают цены, как в случае понижения, так и в случае их повышения, а также имеют одинаковые предельные издержки. В таком случае они могут максимизировать прибыль подобно «чистой» монополии. Тогда объем производства картеля будет меньшим, чем он был бы в условиях совершенной конкуренции, а цена, которую устанавливают участники картеля, большей, чем при совершенной конкуренции. Яркий пример международного картелирования – соглашение стран — членов ОПЕК, которым дважды удалось резко поднять цены на нефть (в 1973 — 1974 и в 1979 — 1980-х гг.) посредством относительно небольшого ограничения выпуска.
При картельном сговоре каждая фирма получает свою квоту выпуска продукции, которую она, согласно условиям договора, не должна превышать, чтобы не подорвать монопольную цену Р (рис. 2.4)
Рис. 2.4 Картель
На рис. 2.4 LMC и LAC означают соответственно предельные и средние издержки в долгосрочном периоде. Qn — объем производства картеля, состоящий из квот входящих в него фирм. Рc — цена, которая установилась бы в условиях совершенной конкуренции, а Qc — объем производства, соответствующий условиям совершенной конкуренции. Сговор облегчается в том случае, если фирмы – олигополисты, входящие в картель, имеют приблизительно одинаковый уровень издержек производства и производят однородную продукцию.
Проблема устойчивости картеля зависит от того, насколько сильны стимулы у его участников соблюдать условия сговора. Если один из участников попытается увеличить свою квоту выпуска, то, при условии, что все остальные соблюдают условия договора, «обманщик» получит больший доход. Ведь его доля на рынке недостаточно велика, чтобы повлиять на установленную монопольную цену. Таким образом, нарушитель может продать больше продукции по монопольной цене. Но если и другие участники картеля попытаются обмануть своих партнеров и поступят аналогично нарушителю, то объем их совместного предложения на рынке так увеличится, что монопольная цена рухнет, упав до конкурентного уровня.
Доминирующий рыночный субъект зачастую, особенно на переходных рынках, является результатом кооперативного взаимодействия предприятий. Фирмам, присутствующим в данной отрасли, не всегда удается договориться о заключении всеобъемлющего картельного соглашения. В случае, когда за его рамками остается ряд некартелированных предприятий, на рынке наблюдается ситуация неполного картеля. В своем поведении картельное объединение нескольких юридически самостоятельных хозяйствующих субъектов руководствуется теми же принципами, что и доминирующая фирма. Поэтому модель картеля является развитием теории рыночного доминирования, когда в отрасли лидирует группа фирм, координирующих свое поведение. На таком рынке относительная стабильность цен будет наблюдаться лишь до тех пор, пока существуют объективные условия, способствующие сохранению кооперативного объединения предприятий.
Однако картельные объединения недолговечны. Во-первых, тайный сговор противоречит антитрестовскому законодательству, и высок риск его раскрытия. Во-вторых, олигополистам тяжело договориться по цене и объемам долей рынка, так как, даже выпуская однородную продукцию, они на практике имеют различные предельные издержки и кривые спроса. В-третьих, участники тайного соглашения имеют серьезное искушение нарушить свою квоту выпуска с целью максимизации своей и только своей прибыли. В- четвертых, жизнь картеля ограничивается выгодностью сговора, основанной на высоком спросе. Как только спрос перестанет расти и начнет снижаться, фирмы будут вынуждены сократить выпуск. Из-за недоиспользования мощностей средние издержки фирм – олигополистов возрастут. В таких условиях картельные соглашения, как правило, разрушаются.
2.5 Лидерство в ценах.
В данной модели олигополисты координируют свое поведение посредством молчаливого согласия следовать за лидером. Такая модель поведения олигополистов в странах с развитой рыночной экономикой особо распространена в обрабатывающей промышленности. Самая крупная и технически передовая фирма отрасли устанавливает цену, а другие, менее весомые фирмы, придерживаются этой цены. Следуя и за понижением, и за повышением цены лидера, ведомые фирмы являются «ценополучателями». Фирма-лидер меняет цены редко и осторожно, учитывая возможности более мелких фирм. Ведь успех олигополистов заключается в максимизации совместной прибыли. Например, в США лидер сигаретной промышленности «Рейнольдс» в течение двадцати лет всего только шесть раз изменяла цены на продукцию отрасли. Весомой причиной для установления новой цены является изменение издержек на единицу продукции (повышение или понижение цен факторов производства, изменение налоговых ставок и т. д.).
Фирмы, действующие в рамках олигополистической структуры рынка, стремятся к созданию системы связей, которая позволила бы координировать поведение в общих интересах. Одной из форм такой координации является так называемое «лидерство в ценах». Оно состоит в том, что изменения в справочных ценах объясняются определенной фирмой, которая признается лидером всеми остальными, следующими в ценовой политике за ней. Различают три типа ценового лидерства: лидерство доминирующей фирмы, тайный сговор о лидерстве и барометрическое лидерство.
Лидерство доминирующей фирмы — ситуация на рынке, когда одна фирма контролирует не менее 50% производства, а остальные фирмы слишком малы, чтобы оказывать влияние на цены путем индивидуальных ценовых решений.
Тайный сговор о лидерстве предполагает коллективное лидерство нескольких крупнейших фирм в данной отрасли, учитывающих интересы друг друга. Ценовые лидеры должны при этом решить вопрос, объявлять ли изменения в ценах, благоприятные только для них, или установить такой уровень цен, который смягчит противоречия между всеми фирмами, действующими в отрасли.