Модели рынка. Их сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 14:04, курсовая работа

Краткое описание

Современная экономика - это постоянное движение массовых товаров, денег и доходов, перемещающихся навстречу друг другу. Товары производятся и доставляются в самые отдаленные точки, где люди способны противопоставить им либо другие товары, либо денежные доходы, получение от продажи своих товаров. Эти потоки перемещаются навстречу друг другу с целью взаимного обмена. Если их количественные и качественные параметры совпадают и соответствуют потребностям людей, их обмен состоится. Одни участники процесса обмена получат необходимые им товары, а другие - денежный эквивалент этих товаров.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ И ЕГО ФУНКЦИИ
1.1 Сущность рынка. Условия возникновения рынка
1.2 Функции рынка
1.3 Рыночная экономика
1.4 Структура рынка. Инфраструктура рынка
ГЛАВА 2. МОДЕЛИ РЫНКОВ. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ В РЫНОЧНОМ МЕХАНИЗМЕ
2.1 Модели рынков
2.2 Рынок совершенной конкуренции
2.3 Рынок чистой монополии
2.4 Рынок монополистической конкуренции
2.5 Рынок олигополии
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Экономическая теория.docx

— 99.84 Кб (Скачать файл)

     С учетом функций рынка его элементами выступают: производители и потребители; цены; спрос и предложение; конкуренция ("невидимая рука провидения", по А. Смиту). 

1.3.  Рыночная экономика 

     Рыночная  экономика - это система экономических  отношений по поводу купли-продажи  товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной  конкуренции и ценообразования, обеспечивающая эффективность решения  социально- экономических проблем. Современная рыночная экономика  представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной  системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.3

     Основными принципами функционирования рыночной экономики являются:

  1. свобода экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности личности, социальной группы;
  2. примат потребителя: появляется особый вид ответственности перед потребителем, и потребитель диктует свою волю, желания, вкус производителю;
  3. рыночное ценообразование: цена на рынке формируется в результате торга продавца и покупателя, взаимодействия спроса и предложения;
  4. договорные отношения;
  5. конкуренция;
  6. государственное регулирование рынка и рыночных отношений. В качестве инструментов регулирования рынка выступают государственные программы, налогообложение, финансово-кредитная и банковская система;
  7. открытость экономики: хозяйственные организации и предприниматели обладают правом осуществления внешнеэкономических операций при соблюдении определенных условий и ограничений;
  8. обеспечение социальной защищенности населения.
 
      1. Структура рынка. Инфраструктура рынка
 

     Рыночной  экономике необходима инфраструктура (от лат. infra – ниже, под и structura–строение, расположение) – комплекс рыночных институтов, обеспечивающих взаимосвязь основных макроэкономических потоков. Применительно к рынку (рыночной экономике) инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых и экономических отношений, связывающую эти отношения при всем их многообразии в одно целое. Иными словами, инфраструктура рынка - это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка, так и совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.

     Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий.

     Материальная  база состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи.

     В кредитно-расчетную базу входят отдельные  банковские и страховые системы, крупные самостоятельные банковские и кредитно-сберегательные учреждения, а также различные по объему операций средние и мелкие коммерческие банки.

     Важнейшими  элементами рыночной инфраструктуры являются ярмарки, аукционы, биржи. Элементом инфраструктуры рынка выступает кредитная система. Она включает банки, страховые компании, фонды профсоюзов и любых других организаций, обладающих правом коммерческой деятельности. Ядро кредитной системы — банковская система. Она включает в себя национальный (государственный), коммерческие (осуществляют прием вкладов и превращение их в кредит), ипотечные (дают деньги под залог недвижимости), инновационные (кредитуют разработку технологических нововведений) и инвестиционные банки.

     В рыночную инфраструктуру входят и государственные  финансы. Их основу составляют республиканские и местные бюджеты. Через госбюджет происходит перераспределение доходов, финансирование производственных и социальных программ. Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила "рыночной игры".

 

      2. МОДЕЛИ РЫНКОВ. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ В РЫНОЧНОМ МЕХАНИЗМЕ 

     2.1. Модели рынков 

     Итак, по определению рынок – это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение – это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.4 Существуют множество видов рынков, главные из которых можно сгруппировать по следующим четырем признакам5: 

     Таблица2.1.1 Основные виды рынков

по  виду продаваемого товара по  масштабам охвата территории с точки зрения соответствия действующему законодательству по  уровню конкуренции
1 2 3 4
- рынок сырья;

- рынок  материалов;

- рынок драгоценностей;

- рынок  средств производства;

- рынок  недвижимости;

- рынок  потребительских товаров и услуг;

- рынок  информационного и интеллектуального  (духовного) продукта;

- рынок  инноваций;

- рынок  капитала;

- рынок  валюты;

- рынок  ценных бумаг;

- рынок  труда, рабочих мест и рабочей  силы

- мировой рынок

- зональный  рынок

- региональный  рынок

- национальный  рынок

- внутренний  и внешний рынок (применительно  к каждой стране)

- легальный  (официальный) рынок

- нелегальный  (теневой, чёрный…) рынок

- рынок совершенной  конкуренции (высококонкурентный, свободный);

- рынок  монополистической конкуренции,

- рынок  олигополии,

- рынок  чистой монополии (закрытый)


 

     В качестве исходного рыночного критерия целесообразно признать деление  рынков по признаку «факторы производства».

     Каждый  из рынков, в свою очередь, можно  разделить на составляющие элементы. Так, рынок средств производства включает рынок земли, станков, кормов, газа и т. д.; рынок информации - рынки  научно-технических разработок, ноу-хау, патентов и др.; финансовый рынок - рынки  ценных бумаг, банковских ссуд и других кредитных ресурсов.

     В условиях углубления и расширения хозяйственных  связей товарные рынки утрачивают национальные и территориальные границы, превращаясь  в мировые товарные рынки, на которых  выступают торговцы всех стран. Вместе с тем пока продолжают существовать и относительно обособленные национальные рынки отдельных товаров в  пределах государственных границ. Среди  множества товарных рынков выделяются крупные рынки сырьевых, продовольственных товаров, машин и оборудования, других готовых изделий, рынки рекламных, строительных, туристских и иных услуг, а также фрахтовый, валютный и кредитный рынки. Существуют особые виды рынков: товарные биржи, аукционы, торги, выставки, ярмарки.6

     Рыночная  структура - набор технологических, рыночных и институциональных факторов, влияющих на поведение фирм. Виды рыночных структур определяются в зависимости от главных субъектов рынка - покупателей (psoneo - от греч.) и продавцов (poleo - от греч.) и количества субъектов (mono - один субъект; oligos - несколько; poly - много). В соответствии с этим можно построить матрицу рыночных структур.

 

      Таблица1.2.2 Матрица рыночных структур

Покупатели

(psoneo)

Продавцы

(poleo)

Много

=poly=

Несколько =oligos= Один

=топо=

много

=poly=

1.Двусторонняя  поли-полия (совершенная конкуренция) 2. Олигопсония 3. Монопсония
несколько

=otigos=

4. Олигополия 5. Двусторонняя  олигополия 6. Олигополия, ограниченная  монопсонией
один

= mono=

7. Монополия 8. Монополия,  ограниченная олигопсонией 9. Двусторонняя  монополия

 

     При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

     В микроэкономической теории исследуют следующие 4 типа рыночных структур:

  1. совершенная (чистая) конкуренция;
  2. монополия;
  3. монополистическая конкуренция;
  4. олигополия.

     В теории строения рынков исследуют следующие  основные факторы, определяющие рыночную структуру (см. приложение 1 – стр. 37): количество фирм в отрасли и их размеры; количество покупателей; тип  производимой фирмами продукции (однотипная (стандартная) или дифференцированная); возможность для входа в отрасль  и выхода из неё других фирм; тип  конкуренции (ценовая или неценовая); информированность продавцов и  покупателей относительно изменения  факторов спроса и предложения.

 

      2.2. Рынок совершенной конкуренции 

     Ключевым  понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere – сталкиваться, состязаться). Конкуренция - по А.Смиту - поведенческая категория, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция - "невидимая рука" рынка, которая координирует деятельность его участников. Конкуренция – это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба – это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

     Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность – монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка.7

 

     

     Рис. 2.1.1. Классификация рыночного соперничества 

     Совершенная конкуренция - рынок, где множество  фирм продают совершенно одинаковые товары, и ни одна фирма не обладает достаточно большой долей рынка, способной влиять на рыночную цену товара.

     Рыночную  структуру совершенной конкуренции определяют 6 основных характеристик:

  1. Множество фирм и их незначительные размеры в отрасли (фирмы являются «ценополучателями»).
  2. Множество покупателей.
  3. Однотипная (стандартизированная) продукция.
  4. Легкие условия для входа в отрасль и выхода из нее других фирм.
  5. Отсутствие ценовой конкуренции между продавцами.
  6. Полная информированность всех участников рынка относительно изменения цен и свойств товаров.

     График  спроса на продукт конкурентной фирмы представляет собой горизонтальную линию D = MR = AR, т.к. в условиях совершенной конкуренции имеется множество фирм, каждая из которых производит лишь небольшой объем производства продукции и поэтому каждая их них в отдельности не может влиять на установление цены на рынке. Другими словами, фирма в условиях совершенной конкуренции является «ценополучателем», т.е. получает цену на продукцию с рынка и вынуждена продавать каждую единицу продукции по определенной рыночной цене.

     Итак, фирма в условиях совершенной конкуренции: не способна оказать влияния на рыночную цену; принимает рыночную цену как данную; сталкивается с абсолютной эластичностью спроса на свою продукцию.

     Средний доход (AR) фирмы и ее предельный доход (MR) равны рыночной цене продукта, а графики среднего и предельного дохода совпадают с графиком спроса. Общий доход (TR) растет по мере увеличения объема продаж (рис. 2.2).

     Максимизация  прибыли фирмой в краткосрочном  периоде

     Существует  два подхода к максимизации прибыли.

     Первый  основан на сравнении средних  и предельных величин (рис. 2.2.3.). В  условиях совершенной конкуренции  фирма максимизирует свою прибыль  или минимизирует убытки, выбирая  такой объем производства, при  котором предельный доход равен  предельным издержкам (MR = МС) при условии, что цена (Р) превышает минимальное значение средних переменных издержек (Р > AVC). Точка e — точка оптимального выпуска.  

Информация о работе Модели рынка. Их сравнительный анализ