Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 14:04, курсовая работа
Современная экономика - это постоянное движение массовых товаров, денег и доходов, перемещающихся навстречу друг другу. Товары производятся и доставляются в самые отдаленные точки, где люди способны противопоставить им либо другие товары, либо денежные доходы, получение от продажи своих товаров. Эти потоки перемещаются навстречу друг другу с целью взаимного обмена. Если их количественные и качественные параметры совпадают и соответствуют потребностям людей, их обмен состоится. Одни участники процесса обмена получат необходимые им товары, а другие - денежный эквивалент этих товаров.
Введение
ГЛАВА 1. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ И ЕГО ФУНКЦИИ
1.1 Сущность рынка. Условия возникновения рынка
1.2 Функции рынка
1.3 Рыночная экономика
1.4 Структура рынка. Инфраструктура рынка
ГЛАВА 2. МОДЕЛИ РЫНКОВ. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ В РЫНОЧНОМ МЕХАНИЗМЕ
2.1 Модели рынков
2.2 Рынок совершенной конкуренции
2.3 Рынок чистой монополии
2.4 Рынок монополистической конкуренции
2.5 Рынок олигополии
Заключение
Список использованной литературы
С
учетом функций рынка его элементами
выступают: производители и потребители;
цены; спрос и предложение; конкуренция
("невидимая рука провидения",
по А. Смиту).
1.3.
Рыночная экономика
Рыночная
экономика - это система экономических
отношений по поводу купли-продажи
товаров и услуг, осуществляемой
с помощью денег в условиях
плюрализма всех форм собственности, свободной
конкуренции и ценообразования,
обеспечивающая эффективность решения
социально- экономических проблем.
Современная рыночная экономика
представляет собой сложнейший организм,
состоящий из огромного количества
разнообразных
Основными принципами функционирования рыночной экономики являются:
Рыночной экономике необходима инфраструктура (от лат. infra – ниже, под и structura–строение, расположение) – комплекс рыночных институтов, обеспечивающих взаимосвязь основных макроэкономических потоков. Применительно к рынку (рыночной экономике) инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых и экономических отношений, связывающую эти отношения при всем их многообразии в одно целое. Иными словами, инфраструктура рынка - это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка, так и совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.
Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий.
Материальная база состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи.
В кредитно-расчетную базу входят отдельные банковские и страховые системы, крупные самостоятельные банковские и кредитно-сберегательные учреждения, а также различные по объему операций средние и мелкие коммерческие банки.
Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются ярмарки, аукционы, биржи. Элементом инфраструктуры рынка выступает кредитная система. Она включает банки, страховые компании, фонды профсоюзов и любых других организаций, обладающих правом коммерческой деятельности. Ядро кредитной системы — банковская система. Она включает в себя национальный (государственный), коммерческие (осуществляют прием вкладов и превращение их в кредит), ипотечные (дают деньги под залог недвижимости), инновационные (кредитуют разработку технологических нововведений) и инвестиционные банки.
В рыночную инфраструктуру входят и государственные финансы. Их основу составляют республиканские и местные бюджеты. Через госбюджет происходит перераспределение доходов, финансирование производственных и социальных программ. Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила "рыночной игры".
2. МОДЕЛИ РЫНКОВ. КОНКУРЕНЦИЯ
И МОНОПОЛИЯ В РЫНОЧНОМ
МЕХАНИЗМЕ
2.1.
Модели рынков
Итак,
по определению рынок – это организованная
структура, в которой существуют производители
и потребители, продавцы и покупатели,
где в результате взаимодействия спроса
потребителей (спросом называется количество
товара, которое потребители могут купить
по определенной цене) и предложения производителей
(предложение – это количество товара,
которое производители продают по определенной
цене) устанавливаются и цены товаров,
и объемы продаж.4 Существуют множество
видов рынков, главные из которых можно
сгруппировать по следующим четырем признакам5:
Таблица2.1.1 Основные виды рынков
по виду продаваемого товара | по масштабам охвата территории | с точки зрения соответствия действующему законодательству | по уровню конкуренции |
1 | 2 | 3 | 4 |
-
рынок сырья;
- рынок материалов; - рынок драгоценностей; - рынок средств производства; - рынок недвижимости; - рынок
потребительских товаров и - рынок
информационного и - рынок инноваций; - рынок капитала; - рынок валюты; - рынок ценных бумаг; - рынок труда, рабочих мест и рабочей силы |
- мировой рынок
- зональный рынок - региональный рынок - национальный рынок - внутренний
и внешний рынок ( |
- легальный
(официальный) рынок
- нелегальный (теневой, чёрный…) рынок |
- рынок совершенной
конкуренции ( - рынок монополистической конкуренции, - рынок олигополии, - рынок чистой монополии (закрытый) |
В качестве исходного рыночного критерия целесообразно признать деление рынков по признаку «факторы производства».
Каждый из рынков, в свою очередь, можно разделить на составляющие элементы. Так, рынок средств производства включает рынок земли, станков, кормов, газа и т. д.; рынок информации - рынки научно-технических разработок, ноу-хау, патентов и др.; финансовый рынок - рынки ценных бумаг, банковских ссуд и других кредитных ресурсов.
В условиях углубления и расширения хозяйственных связей товарные рынки утрачивают национальные и территориальные границы, превращаясь в мировые товарные рынки, на которых выступают торговцы всех стран. Вместе с тем пока продолжают существовать и относительно обособленные национальные рынки отдельных товаров в пределах государственных границ. Среди множества товарных рынков выделяются крупные рынки сырьевых, продовольственных товаров, машин и оборудования, других готовых изделий, рынки рекламных, строительных, туристских и иных услуг, а также фрахтовый, валютный и кредитный рынки. Существуют особые виды рынков: товарные биржи, аукционы, торги, выставки, ярмарки.6
Рыночная структура - набор технологических, рыночных и институциональных факторов, влияющих на поведение фирм. Виды рыночных структур определяются в зависимости от главных субъектов рынка - покупателей (psoneo - от греч.) и продавцов (poleo - от греч.) и количества субъектов (mono - один субъект; oligos - несколько; poly - много). В соответствии с этим можно построить матрицу рыночных структур.
Таблица1.2.2 Матрица рыночных структур
Покупатели
(psoneo) Продавцы (poleo) |
Много
=poly= |
Несколько =oligos= | Один
=топо= |
много
=poly= |
1.Двусторонняя
поли-полия (совершенная |
2. Олигопсония | 3. Монопсония |
несколько
=otigos= |
4. Олигополия | 5. Двусторонняя олигополия | 6. Олигополия, ограниченная монопсонией |
один
= mono= |
7. Монополия | 8. Монополия, ограниченная олигопсонией | 9. Двусторонняя монополия |
При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
В микроэкономической теории исследуют следующие 4 типа рыночных структур:
В
теории строения рынков исследуют следующие
основные факторы, определяющие рыночную
структуру (см. приложение 1 – стр. 37):
количество фирм в отрасли и их
размеры; количество покупателей; тип
производимой фирмами продукции (однотипная
(стандартная) или дифференцированная);
возможность для входа в
2.2. Рынок совершенной
конкуренции
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere – сталкиваться, состязаться). Конкуренция - по А.Смиту - поведенческая категория, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция - "невидимая рука" рынка, которая координирует деятельность его участников. Конкуренция – это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба – это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность – монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка.7
Рис.
2.1.1. Классификация рыночного
Совершенная конкуренция - рынок, где множество фирм продают совершенно одинаковые товары, и ни одна фирма не обладает достаточно большой долей рынка, способной влиять на рыночную цену товара.
Рыночную структуру совершенной конкуренции определяют 6 основных характеристик:
График спроса на продукт конкурентной фирмы представляет собой горизонтальную линию D = MR = AR, т.к. в условиях совершенной конкуренции имеется множество фирм, каждая из которых производит лишь небольшой объем производства продукции и поэтому каждая их них в отдельности не может влиять на установление цены на рынке. Другими словами, фирма в условиях совершенной конкуренции является «ценополучателем», т.е. получает цену на продукцию с рынка и вынуждена продавать каждую единицу продукции по определенной рыночной цене.
Итак, фирма в условиях совершенной конкуренции: не способна оказать влияния на рыночную цену; принимает рыночную цену как данную; сталкивается с абсолютной эластичностью спроса на свою продукцию.
Средний доход (AR) фирмы и ее предельный доход (MR) равны рыночной цене продукта, а графики среднего и предельного дохода совпадают с графиком спроса. Общий доход (TR) растет по мере увеличения объема продаж (рис. 2.2).
Максимизация прибыли фирмой в краткосрочном периоде
Существует два подхода к максимизации прибыли.
Первый
основан на сравнении средних
и предельных величин (рис. 2.2.3.). В
условиях совершенной конкуренции
фирма максимизирует свою прибыль
или минимизирует убытки, выбирая
такой объем производства, при
котором предельный доход равен
предельным издержкам (MR = МС) при условии,
что цена (Р) превышает минимальное значение
средних переменных издержек (Р > AVC).
Точка e
— точка оптимального выпуска.