Модели рынка. Их сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 14:04, курсовая работа

Краткое описание

Современная экономика - это постоянное движение массовых товаров, денег и доходов, перемещающихся навстречу друг другу. Товары производятся и доставляются в самые отдаленные точки, где люди способны противопоставить им либо другие товары, либо денежные доходы, получение от продажи своих товаров. Эти потоки перемещаются навстречу друг другу с целью взаимного обмена. Если их количественные и качественные параметры совпадают и соответствуют потребностям людей, их обмен состоится. Одни участники процесса обмена получат необходимые им товары, а другие - денежный эквивалент этих товаров.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ И ЕГО ФУНКЦИИ
1.1 Сущность рынка. Условия возникновения рынка
1.2 Функции рынка
1.3 Рыночная экономика
1.4 Структура рынка. Инфраструктура рынка
ГЛАВА 2. МОДЕЛИ РЫНКОВ. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ В РЫНОЧНОМ МЕХАНИЗМЕ
2.1 Модели рынков
2.2 Рынок совершенной конкуренции
2.3 Рынок чистой монополии
2.4 Рынок монополистической конкуренции
2.5 Рынок олигополии
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Экономическая теория.docx

— 99.84 Кб (Скачать файл)

        

     
  1. Если Q > Q*, то МС > MR и невыгодно увеличивать объем выпуска.
  2. Если Q < Q*, то MR > МС, а это стимул для роста производства.
  3. В точке e, МС - MR = Р или МС - Р.

     Второй  подход состоит в том, что фирма  сравнивает получаемый ею валовой доход (TR) при различных объемах выпуска с валовыми издержками (ТС). Фирма выберет вариант, когда разница между TR и ТС будет максимальной, т.е. когда будет достигнут максимальный объем прибыли.

     До  F1 и после F2 ТС > TR — производство убыточно и нецелесообразно.

     Но  и в этой, казалось бы, идеальной  модели существуют изъяны. Экономисты признают четыре возможных фактора, препятствующих эффективности распределения  ресурсов в конкурентной экономике:

     а) нет причины, по которой конкурентная рыночная система приведет к оптимальному распределению доходов;

     б) распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод или производства общественных благ;

     в) отрасль с чистой конкуренцией может  мешать применению лучшей из известных производственной техники и благоприятствовать медленному темпу технического прогресса;

     г) конкурентная система не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов, ни условий для разработки новых продуктов.8

     Строго  говоря, совершенная конкуренция  в чистом виде никогда и нигде  не существовала. Ее можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой тем не менее необходим для понимания принципов функционирования рыночного механизма. 

     2.3. Рынок чистой монополии 

     Существуют  рынки, где в той или иной степени  возможно влияние на условия акта купли-продажи со стороны производителя (покупателя). Факт такого влияния определяет степень рыночной власти, характеризующей  рынки несовершенной конкуренции. Если для конкурентных рынков характерны только неценовые формы конкуренции, то отличительной особенностью несовершенных  рынков являются ценовые формы борьбы между производителями. Потенциальная способность фирм устанавливать цены на свою продукцию определяет степень монополизации такого рынка.

     В зависимости от степени ограничения  конкуренции выделяют несколько  видов несовершенных рынков: монополия, олигополия и монополистическая  конкуренции.

     Монополия — исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Рыночная власть — это способность фирмы (продавца) или покупателя воздействовать на цену товара. У монополии рыночная власть полная. Чистая монополия — это такой тип рыночной структуры, когда фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. Чистая монополия — это крайняя форма рыночной структуры, противоположная совершенной конкуренции.

     Характерные черты чистой монополии: понятия «фирма» и «отрасль» совпадают; покупатели не имеют возможности выбора; чистый монополист, контролируя весь объем выпуска товаров, в состоянии управлять ценой, изменять ее в любом направлении; кривая спроса на продукцию монополиста имеет классический вид и совпадает с кривой рыночного спроса; чистая монополия ограждена от конкуренции высокими входными барьерами.

     Барьеры для входа в отрасль — это препятствия, которые выдвигаются на пути проникновения в отрасль новых фирм. Все барьеры делятся на 2 вида: естественные, которые возникают по экономическим причинам (экономия от масштаба производства, контроль над ключевыми ресурсами) и искусственные, создаваемые институциональным путем, например, вследствие действий правительства (патенты, лицензии или нечестные действия монополиста).

     Источники монопольной власти:

  1. Исключительные права (авторские права, патенты, лицензии, франчайзинг).
  • Устойчивые предпочтения потребителей (низкая эластичность спроса).
  • Контроль над ресурсами (местонахождение, источники сырья).
  • Эффект масштаба (оптимальный объем выпуска при удовлетворении всего рыночного спроса).

     Виды  монополий:

  • Закрытая монополия носит долгосрочный характер, т.к. она защищена с помощью юридических ограничений (выпуск денег, оружия).
  • Открытая монополия носит временный характер, т.к. связана с исключительными правами, закрепляющими права собственности какого-нибудь уникального товара.

     3) Естественная монополия носит долгосрочный характер, т.к. минимальный уровень средних общих издержек может быть достигнут при очень больших объемах производства (электроэнергетика, железные дороги и т.д.).

     Общественные  издержки монопольной власти — это убытки или потери для общества в целом от монопольной власти. Предельные издержки – затраты на производство дополнительной единицы продукции. Показатель Лернера монопольной власти — L = (Р - МС)/Р, который показывает степень превышения цены товара над предельными издержками его производства. 0 < L < 1, чем больше L, тем больше монопольная власть фирмы.

     Индекс  Херфиндаля-Хиршмана определяет степень концентрации рынка: Н = Р* + Р* + ... + Р* , где Н — показатель концентрации, Рп — процентная доля фирмы на рынке или удельный вес в отраслевом предложении.

     Ценовая дискриминация — разница в ценах на одинаковый по качеству товар для разных покупателей, не связанная с затратами на его производство. Ценовая дискриминация первой степени (совершенная ценовая дискриминация) — наличие особой цены для каждого покупателя. Ценовая дискриминация второй степени (по объему продаж) — назначение цены в зависимости от объема покупки. Ценовая дискриминация третьей степени (сегментированная ценовая дискриминация) — назначение разных цен для разных групп покупателей.

       

     Кривая  предельного дохода монополиста  лежит ниже кривой спроса. Для увеличения объёма продаж монополист снижает цену на каждую дополнительную единицу продукции. Кривая спроса на продукт чистой монополии имеет отрицательный наклон, поэтому фирма может оказывать влияние на цену, контролируя выпуск товаров. Возможность влиять на цену товара называется монопольной властью. В случае простой монополии предельный доход (MR), получаемый от продажи дополнительной единицы товара, ниже его цены (кроме первой единицы) — MR < Р. График MR проходит ниже кривой спроса (см. рис. 2.3.1). Существует взаимосвязь эластичности спроса по цене, общего дохода (TR) и предельного дохода монополии (MR). Когда спрос эластичен, значение MR положительно и общий доход растет. Когда спрос не эластичен, MR < 0 и TR падает. Наконец, когда спрос единичной эластичности, MR = 0, a TR — максимальный, монополист, очевидно, ограничит объем выпуска эластичной частью кривой спроса. 
 

     2.4. Рынок монополистической конкуренции 

     Монополистическая конкуренция (см. рис. 2.4.1.) - тип рыночной структуры, где обладающие рыночной властью фирмы-продавцы дифференцированного  товара конкурируют за объем продаж, при этом ни одна из них не обладает всей полнотой власти по контролю рыночной цены. Рыночная власть - способность производителя (или потребителя) оказывать влияние на рыночную цену экономических благ. 

     

     Рис. 2.4.1 Модель рынка монополистической конкуренции 

     Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию «чистой  монополии» и в то же время на «совершенную конкуренцию». Американский экономист Эдуард Чемберлин в  книге «Теория монополистической  конкуренции» (1933) разъяснил, что реальные цены на рынке не тяготеют ни к чистой конкуренции, ни к чистой монополии, а стремятся к промежуточному положению, определяемому в каждом отдельном случае в соответствии с относительной силой обоих  факторов.

     Рынок монополистической конкуренции  наиболее конкурентен и наименее монополизирован — это рынок взаимодействия относительно большого числа продавцов, предлагающих дифференцированную продукцию (похожую, но не идентичную).

     Кривая  спроса фирмы в условиях монополистической  конкуренции — нисходящая, эластичная. Факторы эластичности спроса – число  конкурентов; степень дифференциации продукта.

     Особенности рынка монополистической конкуренции:

  1. Дифференциация продукта; замещение благ высокое, но не абсолютное; лояльность к торговой марке; фирмы обладают ограниченной рыночной властью.
  2. Большое число продавцов; небольшая доля фирмы в рыночном предложении; фирма несёт определённые издержки привлечения покупателей.
  3. Относительно свободный вход на рынок и выход из него; издержки входа выше, чем при совершенной конкуренции; отсутствие отраслевых барьеров.
  4. Автономность поведения фирм приводит к отсутствию сговора; свобода принятия решений; отсутствие стратегического поведения.
  5. Убывающая кривая спроса.

     Уровень производства товара монопольно-конкурентной фирмой меньше, чем уровень производства фирмами, не являющимися монопольными конкурентами, но действующими при  эффективном масштабе производства.

     Дифференцировать  товар - это значит отличить его от других, аналогичных товаров по какому-либо признаку: качество, реклама, торговая марка, условия продажи, упаковка и т.д. Дополнительные расходы, связанные с дифференциацией товара, могут стать барьером для входа новых фирм в отрасль. Монопольно-конкурентная фирма производит на уровне меньшем, чем при эффективном масштабе производства.

     Эффективный масштаб производства - это объем выпуска, минимизирующий АТС. Поскольку фирма могла бы увеличить Q и уменьшить АТС, говорят о наличии избыточной мощности (AQ). AQ = эффективный масштаб производства - Q* (фактический объем выпуска).

     Наличие избыточной мощности говорит о том, что покупатели потребляют не максимально  возможное количество товара и не по самой низкой цене (Р* > МС). Это  означает, что монополистическая  конкуренция — менее эффективная  рыночная структура, чем совершенная  конкуренция. Т.к. Р* > МС, то некоторые  потребители воздерживаются от приобретения товара, таким образом возникают  безвозвратные общественные потери монопольного ценообразования. 

       

     В краткосрочном периоде каждая фирма  на рынке монополистической конкуренции  во многом подобна чистой монополии (см. рис. 2.4.2). Сначала она выбирает объем выпуска, исходя из равенства МС = MR, а затем использует кривую спроса, чтобы установить цену, соответствующую этому объему (Р*).Будет ли при этом фирма получать прибыль или нести убыток, зависит от соотношения цены и АТС. Однако в условиях монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго.

     Источники получения прибыли фирмой при  монополистической конкуренции: вывод  на рынок уникального товара; благоприятное  расположение фирмы; маркетинговые  барьеры; применение передовой технологии. В долгосрочном периоде прибыль притягивает конкурентов в отрасль, а убытки поощряют выход из нее. Процесс миграции фирм продолжается до тех пор, пока экономическая прибыль не достигнет нулевой отметки. Эта ситуация аналогична совершенной конкуренции: ни прибыли, ни убытков.

       

     Графически  долгосрочное равновесие выглядит так (см. рис. 2.4.3). Точка А — точка  долгосрочного равновесия. Кривая D— касательная к LAC. Фирмы получают только нормальную прибыль.

     Характеристика  рыночного равновесия монополистической  конкуренции в долгосрочном периоде:

     а). Цены выше минимальных средних долгосрочных издержек, что приводит к наличию  излишних производственных мощностей.

     б). Цены выше предельных издержек производства, т.к. фирмы реализуют рыночную власть. Все это приводит к потере эффективности, связанной с потерями, во-первых, из-за недоиспользования мощностей; во-вторых, из-за присвоения фирмами  части излишков потребителя. Однако потери эффективности компенсируются расширением ассортимента благ.

     Современная рыночная экономика — это экономика  преимущественного господства рынков монополистической конкуренции, ибо совершенно конкурентные рынки, также как и полностью монополизированные рынки, в чистом виде не существуют. 

Информация о работе Модели рынка. Их сравнительный анализ