Модернизация инфраструктуры российской экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:22, курсовая работа

Краткое описание

Задача модернизации экономики и общества в настоящее время входит в число приоритетных для России. Это объясняется не только известным замедлением экономического развития страны в период кризиса конца 2000-х годов и не только призывами к модернизации, содержащимися в статьях и выступлениях Президента, его посланиях Федеральному Собранию. Основная причина активизации модернизационных процессов связана с особенностями переживаемого страной кризисного периода. Таким образом,мы, как будущие менеджеры, заинтересованы данной проблемой, и задача нашей курсовой работы- ответить на такие вопросы как - что же представляет собой модернизация, нужна ли она нашему обществу и какая модернизация нужна России?

Вложенные файлы: 1 файл

kursovik_ekonom.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Тема курсовой работы – модернизация инфраструктуры российской экономики. Эта тема очень актуальна на сегодняшний  день. Модернизация в экономике влияет на важные сферы жизни. Она актуальна  так же, потому что на данный момент перед государством стоят вопросы о том, как при помощи модернизации сделать нашу экономику конкурентоспособной по отношению к другим крупнейшим экономикам мира?

Задача модернизации экономики  и общества в настоящее время  входит в число приоритетных для  России. Это объясняется не только известным замедлением экономического развития страны в период кризиса конца 2000-х годов и не только призывами к модернизации, содержащимися в статьях и выступлениях Президента, его посланиях Федеральному Собранию. Основная причина активизации модернизационных процессов связана с особенностями переживаемого страной кризисного периода.

Таким образом,мы, как будущие менеджеры, заинтересованы данной проблемой, и задача нашей курсовой работы- ответить на такие вопросы как - что же представляет собой модернизация, нужна ли она нашему обществу и какая модернизация нужна России?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

Термин «инфраструктура» происходит от латинских слов infra - ниже и structura- строение, расположение.

Инфраструктура — это  комплекс основных сооружений, которые  поддерживают  повседневную жизнь и экономическую активность в обществе.1

Что же к ней  относится ? А это - информатика, электроэнергетика, транспорт, связь, коммунальное обслуживание, а также образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т. д. Многие из тех вещей, которые мы воспринимаем как должное, например радио, Интернет, метро, чистая вода, являются частью инфраструктуры. Без них жизнь была бы совершенно иной и, вероятно, не такой комфортной.

 В основе  выделения инфраструктуры как крупной сферы экономики лежит различие между особенными и общими условиями производства. К особенным условиям относятся конкретные формы технологического процесса, присущие в отдельности каждому виду производства, будь оно промышленным или сельскохозяйственным. К общим условиям относятся те, без которых не может эффективно функционировать ни одно производство и нормально проживать население. Они не связаны с конкретными видами производства и как бы создают фундамент для всей экономики. 
В зависимости от уровня анализа инфраструктуру можно рассматривать на трех уровнях: микро-, медиум- и макроуровне. 
На микроуровне инфрастуктура представляет собой совокупность инженерно-технических сооружений, необходимых для функционирования любой фирмы независимо от индивидуального технологического процесса: будь это шоколадная фабрика или автомобильный завод. 
 
На медиум-уровне (нередко говорят: «мезо уровень») инфраструктура представляет собой совокупность объектов или сооружений, обслуживающих определенную территорию: республику, край, область, город, поселок, село. Это местные системы обеспечения электроэнергией, водой, теплом, связью, профессиональным и народным образованием, здравоохранением и т.д.

На макроуровне  инфраструктура представляет собой  совокупность обще-экономических и социальных условий, обеспечивающих эффективное развитие национальной экономики в целом.

Инфраструктура  на макроуровне подразделяется на производственную, социально-бытовую и институциональную.

Производственная инфраструктура - это совокупность отраслей, обслуживающих непосредственно производство любого продукта или услуг: информатика, энергетика, транспорт всех видов, связь и т. д.

Социально-бытовая инфраструктура - это совокупность общих условий, связанных с воспроизводством рабочей силы и повседневной жизнью человека: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т. д.

Институциональная инфраструктура представляет собой  совокупность институтов, необходимых  для управления экономикой и общественной жизнью. Это организации и учреждения законодательной, судебной и исполнительной власти, обеспечивающие эффективные условия хозяйствования и повседневной жизни.

В зависимости  от степени обеспеченности экономики  инфраструктурой выделяют три ее типа:

• опережающий, когда инфраструктурный потенциал больше, чем производственные и индивидуальные потребности;

• одновременный, или синхронный, когда степень  развития инфраструктуры соответствует  потребностям экономики

• запаздывающий, когда степень насыщенности инфраструктурными  объектами отстает от потребностей экономики.

Каковы специфические  признаки инфраструктуры?

Во-первых, инфраструктура это сектор экономики общего назначения.

Во-вторых, ей присущ характер коллективного потребления. В-третьих, объекты инфраструктуры капиталоемкие, они требует крупных первоначальных инвестиций. В связи с этим нельзя ожидать их одновременного развития. В-четвертых, отрасли инфраструктуры это долго окупаемые отрасли. Продукция инфраструктурных отраслей выступает или в виде недвижимости, например, дорога, или в виде услуг, например, информация, электроэнергия.

Дорогу нельзя продать как, скажем, автомобиль. Издержки на ее строительство окупаются сравнительно длительное время, так как возмещаются не сразу не через разовую продажу, а постепенно через продажу услуг по заранее установленным тарифам и налоговым сборам. Иначе говоря, фаза «затраты выпуск» в инфраструктуре проявляется иначе, чем в промышленном производстве. Наконец, инфраструктура непосредственно влияет на процесс производства, хотя находится за его технологическими пределами.

Круг инфраструктурных отраслей изменяется. Например, появление  компьютеров, сотовых телефонов, космических  кораблей, а вместе с этим космодромов  и т. д. «ломает» прежнее представление  о приоритетных направлениях в инфраструктурном обеспечении. Теперь не пресловутая электороэнергетика (ленинский лозунг «Советская власть плюс Электрификация всей страны- это Коммунизм») и дороги решают все экономические проблемы, а информация. А все это результат научно-технического прогресса. Следовательно, перечень отраслей и объектов инфраструктуры меняется, он не может быть неизменным, жестко регламентированным для всех этапов экономического развития.

Роль инфраструктуры в современной экономике

Инфраструктура  связывает воедино все отрасли экономики, способствуя ее стабилизации, сбалансированному развитию. Недостатки в работе предприятий и объектов инфраструктуры сказываются обычно на всей экономике. Например, слабо развитая дорожная сеть в стране или на определенной территории, недостатки в работе транспорта вызывают разрыв цепи производство потребление. Или при перебое в снабжении электроэнергией производственные предприятия не смогут функционировать непрерывно, как этого требует технологический процесс. Развитие инфраструктуры служит обязательным условием вовлечения в хозяйственный оборот новых природных ресурсов, рационального их использования, улучшения размещения производительных сил страны. В связи с этим большое значение придается инфраструктуре в формировании и развитии территориально-производственных комплексов.

Значительна роль инфраструктуры в решении современных  проблем сельского хозяйства.

Трудно представить  себе эффективный агропромышленный комплекс и современное село без  развитой дорожной сети, надежного  транспорта, элеваторов, хранилищ, складов, холодильников. Отставание в любом из этих звеньев неизбежно сказывается на количестве и качестве конечной продукции. Главная задача в сельском хозяйстве в целом в агропромышленном комплексе России наряду с увеличением масштабов сельскохозяйственного производства и в том, чтобы устранить значительные потери продукции, возникающие в результате несовершенной инфраструктуры. Особенно нуждается в расширении строительство дорог в сельской местности. Доведение инфраструктуры до современных потребностей сельского хозяйства позволит быстрее увеличивать продовольственный фонд страны за счет сохранения уже собранной продукции.

Экономисты  предлагают инвестиции, направляемые на развитие инфраструктуры, сопоставлять не с увеличением производства, а  с уменьшением потерь, которых можно избежать за счет этих инвестиций.

Эффективность функционирования инфраструктуры четко  проявляется в снижении издержек, максимизации прибыли и физическом росте ВНП. Это достигается в  результате того, что технически развитая инфраструктура позволяет бесперебойно функционировать основному производству и, следовательно, производить большее количество продукта с минимальными затратами. Таким образом, уровень технического состояния инфраструктуры может способствовать экономическому росту, а может, наоборот, сдерживать его. Например, дорога, автозаправочная станция и тому подобное должны быть таким же совершенным, как автомобиль. Если это не так, то грош цена автомобильному производству. Зачем автомобиль, если нет дорог? Следовательно, инфраструктура - это фактор производства, который оказывает значительное влияние на благосостояние страны.

 

Глава 2. Современное состояние инфраструктуры России

Проблемы с инфраструктурой  в России существуют с давних пор: афоризм о низком качестве российских дорог был придуман еще до появления автомобилей; и он не потерял своей актуальности до сих пор. Но это не означает, что такая ситуация будет сохраняться – с некоторыми традициями все-таки лучше уметь расставаться. В эпоху развития технологий и появления разнообразных возможностей финансирования у России появляются возможности использовать новые способы для решения старых проблем.  От СССР Россия унаследовала инфраструктуру более-менее соответствующую уровню развития страны, и в предкризисные годы страна могла развиваться без значительных вложений в эту сферу. С начала 90-х годов среднегодовые расходы на строительство объектов инфраструктуры составляли 2,3% ВВП. Лишь в 2008 году стране удалось выйти на среднемировые объемы расходов на строительство инфраструктуры (4,7% ВВП). В 2009 году в связи с кризисом государственные расходы были вновь сокращены до 2,8% ВВП. В результате в последние годы ситуация обострилась. Об этом свидетельствуют, например, данные рейтинга конкурентоспособности Всемирного экономического форума Россия опустилась с 52 места в 2005 году на 56 место в 2009 году, с поправкой на количество стран в выборке. По качеству инфраструктуры Россия оказалась на 71 месте, а по качеству дорог – аж на 118.

В 2010 году инвестиции в инфраструктуру составят лишь около 2,5% ВВП. Восстановление экономики после кризиса создаст  больше возможностей для улучшения  и развития инфраструктуры за счет увеличившихся доходов бюджета. С другой стороны, очевидно, что только за счет государственных денег полностью решить инфраструктурную проблему не удастся – необходима активизация привлечения частных инвестиций по примеру того, как это делается в развитых и быстро растущих «переходных» и развивающихся странах. Однако, для этого необходимо как совершенствование собственно механизмов государственно-частного партнерства, так и совершенствование институтов, направленное на решение основных проблем отрасли – плохого качества строительства и коррупции.

«Состояние инфраструктуры

Самая очевидная проблема России —  это то, что объекты инфраструктуры, сохранившиеся с советских времён, ветшают и вскоре их нельзя будет  обслуживать. Практически всё, что  есть в стране, требует массированных  капиталовложений. Главные «болевые точки» здесь — энергетика и транспорт.

До того, как кризис отправил экономику  в нокдаун, спрос на электроэнергию отвечал возможностям её производства, однако дальнейший экономический рост привёл бы к недостаче электричества, что, в свою очередь, резко затормозило бы самый рост. Кризис позволил Кремлю выиграть ещё немного времени, но в ближайшие несколько лет экономика восстановится, и тогда эта проблема возникнет вновь.

К счастью, в Кремле это хорошо понимают и уже проделали немалую подготовительную работу. Монополист энергетического сектора «Объединённые энергетические системы» был раздроблен, сектор — успешно приватизирован, что дало гораздо большую прибыль, чем та, которую надеялся получить Кремль. Следующий шаг расширения мощностей был осложнён из-за кризиса, потому что у всех кончились деньги, но как только произойдёт восстановление экономики и вновь начнётся давление на предложение электроэнергии, тот же самый экономический рост удешевит кредиты.

Аналогичный прорыв в области транспорта тоже уже намечался. Министерство железных дорог, которое когда-то возглавлял Троцкий (у них в главном здании до сих пор на стене висит его портрет), было преобразовано в акционерное общество, и только за 2009 год государство вложило в него громадную сумму в 800 миллиардов рублей (27 млрд. долларов). Были запланированы такие же проекты для портов и аэропортов — государство намеревается превратить все свои холдинги в акционерные общества и либо вкладываться в них самостоятельно, либо привлекать средства через совместные с частным сектором партнёрские программы.

О чём умалчивает Кремль — это  о том, что, хотя на энергетику и железнодорожный  транспорт выделяется много денег, совершенно без внимания остаётся крайне нуждающаяся в средствах социальная инфраструктура. Выдвинутая президентом модернизационная программа обречена на провал, если только государство не выделит столько же денег на образование. Аналогичным образом — Всемирная организация здравоохранения несколько лет назад опубликовала отчёт, в котором говорилось, что самыми прибыльными инвестициями, которое может сделать государство, являются инвестиции в здравоохранение, потому что здоровое население не только работает дольше и эффективней, поздно уходя на пенсии, но и экономит громадные средства, которые пришлось бы десятилетиями тратить на заботу о больных пенсионерах.

Информация о работе Модернизация инфраструктуры российской экономики