Монополизм и антимонопольная политика в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 08:10, дипломная работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение современной антимонопольной политики, ее целей, принципов и направлений.
В соответствии с этим были определены следующие задачи курсовой работы:
- рассмотреть сущность монополий;
- раскрыть понятие и содержание антимонопольной политики;
- изучить направления и инструменты современной антимонопольной политики;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность антимонопольной политики 5
1.1 Сущность монополий 5
1.2 Понятие и содержание антимонопольной политики 9
Глава 2. Назначение современной антимонопольной политики 15
2.1 Направления и инструменты современной антимонопольной политики 15
2.2 Цели антимонопольных законов в России и других странах мира 20
Глава 3. Современная антимонопольная политика в США и России 23
3.1 Особенности антимонопольной политики в США 23
3.2 Принципы российской антимонопольной политики 27
Заключение 34
Список литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание антимонопольной политики.docx

— 51.65 Кб (Скачать файл)

- государственное регулирование, предполагающее наличие специальных  управлений, наблюдающих за ценами, объемами производства, входом фирм  в отрасли и выходом из них;

- антитрестовская политика, устанавливающая правила и ограничения, препятствующие развитию антиконкурентных явлений.

Стержнем антимонопольной политики является антимонопольное законодательство, которое представляет собой комплекс правовых актов, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции. Это законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и управления.

Основные задачи антимонопольного законодательства:

- обеспечение благоприятных  условий и стимулов для развития  конкуренции и предпринимательства  в национальной экономике;

- снятие всех преград  на пути активизации конкуренции  на правовой основе, позволяющей  исключить монопольные действия  субъектов рынка, центральных органов  власти и управления, диктат хозяйствующих  субъектов;

- определение правового  режима регулирования ответственности  за монопольные действия и  нарушения правил честной конкуренции;

- защита интересов малого  и среднего предпринимательства  от произвола крупного бизнеса;

- создание условий для  развития национального хозяйства.

Антимонопольное законодательство тесно связано с общей системой мер, с помощью которых государство пытается воздействовать на рыночные отношения и формы объединения предпринимателей. Оно ограничивает некоторые наиболее грубые и очевидные приемы монополистической деятельности, оказывает определенное воздействие на конкурентную борьбу, но никогда не задевает важнейших интересов крупных корпораций. Конкретная программа антимонопольных действий разрабатывается и проводится находящимся у власти правительством. Следовательно, эта программа входит составной частью в общую экономическую программу правительства, которое может отражать интересы отдельной предпринимательской группы, тех или иных социальных групп или общие интересы нации и должно учитывать общую внутреннюю и внешнюю экономическую, социальную и политическую конъюнктуру. Это значит, что эффективность применения антимонопольного законодательства и действенность антимонопольной политики в целом меняются и зависят от смены политического руководства страны.

В хозяйственной практике развитых стран проблема реализации антимонопольной политики в течение XX в. в основном успешно решается. Прежде всего – путем правовых барьеров. Именно поэтому антимонопольное регулирование выступает, по сути, одним из составных элементов задачи обеспечения правового порядка в стране.

В мировой экономической теории и практике вопрос о соотношении потенциалов участвующих в рыночном процессе фирм рассматривается не столько в конкретно-прикладном, сколько в общеэкономическом смысле. Сдерживающий контроль государства над естественным стремлением динамично развивающихся фирм к чрезмерной экспансии, к монополизму, понимается обществом как необходимость сохранения и поддержания в национальной экономике максимальной конкуренции, ценового равновесия на рынке.

Современное процветание разного рода монополий, возникновение транснациональных корпораций свидетельствует о том, что образование монополий – закономерный процесс и объясняется это тем, что сама конкуренция как важный элемент рыночного механизма порождает их, ибо каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистам.

Используя законодательные рычаги, государство контролирует динамику потребительских цен в каждой развитой стране. При возникновении опасных тенденций, излишне динамичного роста цен государственные ведомства срочно проводят расследования, выявляя конкретных виновников, которыми обычно являются фирмы, сумевшие захватить чрезмерно активные позиции на одном из рынков.

Антимонопольная политика государства со временем приобретала новые тенденции своего развития. С нарастанием волны международной конкуренции во второй половине XX в. позиция государства натолкнулась на определенные сложности. Противостояние зарубежной экспансии на внутреннем рынке, попытки расширить свои позиции в других странах потребовали от государства поддержки своего крупного бизнеса. Однако общие правовые условия этого делать не позволяют. В итоге дело решается компромиссом: в особо напряженных случаях государство допускает "исключения из правил" некоторым крупным компания, которые представляют, как правило, гордость национальной экономики, дается разрешение на объединение.

Другая особенность современной антимонопольной практики заключается в том, что государство в большей степени ориентируется сегодня на то, чтобы косвенными мерами обеспечить наличие в своей стране наиболее оптимального соотношения фирм разного масштаба. Практика доказала, что на мировой арене выигрывает больше та страна, которая сумела обеспечить наиболее разумную институционально-производственную структуру.

Крупные корпорации в обход антимонопольного законодательства используют легальные с точки зрения антимонопольного законодательства формы объединений и монополистической деятельности – холдинговые компании, систему участия, конгломеративные слияния (объединения компаний, относящихся к разным сферам хозяйственной деятельности), а также скрытые приемы установления монопольного господства – джентльменские соглашения, лидерство в ценах. В современных условиях усиления действия антимонопольного законодательства корпорации проводят перестройку своей структуры, приспосабливаясь к изменяющимся реалиям и сохраняя свою суть.

Глава 2. Назначение современной антимонопольной политики

2.1 Направления  и инструменты современной антимонопольной  политики

Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений. По отношению к естественным монополиям эти цели достигаются прямым вмешательством государства в их деятельность, в частности путем принудительного установления цен.

В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр санкций: это и предупредительные меры (скажем, запрет слияний крупных фирм), и разнообразные, причем часто очень крупные штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами), и прямая демонополизация, т.е. принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм.

Можно выделить три направления антимонопольной политики.

Во-первых, борьба с монополизацией. В США рынок отрасли считается монополизированным, если доля одной фирмы составляет 60% и выше. При этом американское законодательство направлено не против крупных размеров корпораций как таковых, а против последствий захвата рынка монополистами, так как в ряде случаев минимальные средние издержки могут быть достигнуты лишь при значительных выпусках продукции, которые могут составлять достаточно большую долю отраслевого объема производства. Компания не преследуется, если она производит "необычные" товары или услуги, является новатором, и при многих других обстоятельствах.

Во-вторых, предотвращение антиконкурентных слияний фирм.

В-третьих, запрет сговоров о ценах, т.е. образования картелей. Запрещены соглашения между фирмами о разделе рынка, групповой бойкот других фирм, манипулирование ставками на аукционах.

К числу других наиболее широко применяемых методов борьбы с монополизацией рынков относятся:

1. предельное упрощение  процедуры создания новых фирм;

2. снятие всех барьеров  во внешней торговле и открытие  внутренних рынков для зарубежных  фирм, разрушающих контроль над  рынком отечественных монополистов;

3. принудительное разделение  крупнейших фирм-монополистов на  несколько более мелких и независимых  друг от друга;

4. введение государственного  контроля за процедурами слияния и поглощения фирм, а в некоторых случаях – установление порядка, при котором поглощения и слияния возможны лишь с разрешения государства;

5. введение в особо  сложных случаях прямого государственного  контроля за ценами и заработной платой;

6. наказание фирм за  проведение политики ценовой  дискриминации.

Некоторые формы монополии современная экономическая наука и законодательство все же считают нормальным явлением и потому не преследуют. Прежде всего, не подлежит наказанию та фирма, которая сумела захватить значительную долю рынка за счет:

- создания уникального  товара;

- эффективного маркетинга;

- разработки и освоение  новой технологии, позволившей существенно  снизить затраты и на этой  основе продавать товары по  более низким ценам, не лишаясь  прибыли.

Существует два подхода к регулированию монопольной власти фирм. С одной стороны, сосредоточение большой доли рынка в руках одной фирмы, бесспорно, способствует его монополизации. Исходя из этого, государство должно стремиться к недопущению слишком большой концентрации и препятствовать формированию фирм-гигантов. С другой стороны, только крупные предприятия могут полноценно использовать положительные стороны экономии на масштабах производства и другие преимущества гигантов. С этих позиций крупные размеры национальных компаний, напротив, способствуют их высокой эффективности и потому должны поддерживаться государством.

В связи с названным противоречием в практике проведения антимонопольной политики постоянно сосуществуют (и вместе с тем конкурируют) два подхода:

- поведенческий критерий  применения санкций (государство  применяет антимонопольные меры  только в случае наличия доказанных  монополистических злоупотреблений);

- структурный критерий  применения санкций (государство  автоматически вмешивается в  случае превышения фирмой некой  определенной законом доли рынка).

Оба подхода имеют свои достоинства и недостатки.

Поведенческий подход точнее соответствует целям антимонопольной политики, поскольку направлен против реальных, а не потенциально возможных монополистических злоупотреблений. При его применении понижаются шансы необоснованного наказания крупного предприятия, не допускающего в своей практике таких нарушений. Недостатком же этого подхода является трудность его осуществления на практике.

Доказать, к примеру, необоснованное монополистическое завышение цен всегда довольно сложно. Ведь для этого нужно установить, что цена значительно превышает издержки. А издержки у монополиста либо могут быть исходно весьма велики в силу неэффективности, либо искусственно показаны выше фактического уровня с помощью труднопроверяемых бухгалтерских ухищрений. Поэтому юридически, на бумаге монопольная цена скорее всего не будет выглядеть как завышенная по сравнению с затратами. К тому же, даже если завышение цен будет доказано, как отделить нормальное повышение цен в силу благоприятной рыночной конъюнктуры от их искусственного вздувания самим монополистом?

В свою очередь структурный подход более прост в применении: достаточно установить долю рынка, приходящуюся на ту или иную фирму, и автоматически исчислить, следует ли против нее применять антимонопольные меры.

Недостатком структурного подхода является неопределенность последствий его применения. Так, используя чисто механический образ действия, можно разрушить не только компании, злоупотребляющие своим монопольным положением, но и эффективно действующие крупные фирмы, представляющие собой ядро национальной экономики.

Практика антимонопольного регулирования искусственных монополий в развитых странах обычно сочетает оба подхода. Функциональный подход преобладает по отношению к уже сложившимся фирмам-монополистам. Карательные меры против них принимаются обычно только по результатам судебного разбирательства конкретных монополистических злоупотреблений. При этом самые жесткие меры используются с большой осторожностью. Так, случаи принудительного раздробления фирм (демонополизации) во всем мире можно пересчитать по пальцам. Структурный же подход в основном используется по отношению к вновь формирующимся монополистическим структурам. При этом если рост фирмы имеет естественный характер, т.е. если она отвоевывает все большую долю рынка благодаря высокому качеству и быстрому обновлению продукции, реализуемой по доступной цене, то никакие меры против такой фирмы не принимаются вне зависимости от величины ее сегмента рынка. Зато когда новая компания формируется путем слияния с другими фирмами или их поглощения, антимонопольные органы тщательно следят, чтобы возникшая гигантская фирма ни на одном рынке, на которых она действует, не превысила бы определенной доли.

Информация о работе Монополизм и антимонопольная политика в современной России