Монополистическая конкуренция: алгебраическая модель. Эффективность монополистической конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 10:37, курсовая работа

Краткое описание

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Известно, что наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции. На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса.

Содержание

Введение
Монополистическая конкуренция.
1.1Основные признаки монополистической конкуренции.
1.2 Монополистическая конкуренция и ее основные черты.
Определение цены и объемов производства при монополистической конкуренции
Эффективность монополистической конкуренции.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

      Обобщая, можно сказать, что эластичность кривой спроса будет зависеть от числа  конкурентов, с которым соприкасается  фирма, и степени дифференциации продукта в отрасли. Чем более многочисленная группа конкурентов и слабее дифференциация продукта, тем более эластичной будет кривая спроса для каждого из них. В этом случае монополистическая конкуренция будет приближаться к совершенной. Если количество конкурентов будет ограничено, а глубина дифференциации продукта значительна, кривая спроса будет иметь менее эластичный вид, что будет приближать положение фирмы на  рынке монополистической конкуренции к чистой монополии.

      С учетом вступительных замечаний  рассмотрим теперь механизм выбора объемов производства и цены в краткосрочном и долгосрочном периодах.

      Поскольку кривая спроса, характеризующая возможные  соотношения “цена-продукт”, для  рынка монополистической конкуренции  будет иметь убывающий характер (хотя и при  незначительном угле наклона), то подобно до монопольного рынка кривая предельного дохода будет всегда находиться ниже нее. Используя общее правило, можно сказать, что фирма на рынке монополистической конкуренции в краткосрочном периоде будет максимизировать свою прибыль или минимизировать убытки, вырабатывая такой объем продукции, который отвечает координатам точки пересечения кривых предельных издержек  и предельного дохода.

      Поскольку фирма производит продукт, не имеющий  абсолютного заменителя, то уменьшение его предложения на рынке приведет к некоторому повышению цен. За счет этого в краткосрочном периоде фирма на монополистическом рынке может получать экономическую прибыль, размер которой соответствует площади заштрихованной фигуры на (рис.1). 

     P                              MC

  P1

                                                        ATC

                       MR                    D

                                                                                                        

                   q 1                                      Q                   

Рис.1. Максимизация дохода фирмы на рынке монополистической конкуренции

 

      Однако  фирма не застрахована от убытков. Условием получения экономической прибыли  является такой характер спроса на продукт фирмы, при котором кривая спроса пересекает кривую средних издержек. Если же она расположена ниже кривой средних издержек, но пересекает кривую средних переменных, фирма будет решать задачи минимизации убытков (рис.2).

      Если кривая спроса пройдет, ниже кривой средних переменных издержек, фирма вынуждена будет принимать решение о прекращении производства, поскольку при любом его объеме убытки будут превышать постоянные издержки.

      Таким образом, в краткосрочном периоде  фирма в условиях монополистической конкуренции может получать экономическую прибыль, терпеть убытки или решать проблему закрытия. Что же будет происходить в долгосрочном периоде?

     P                              MC

    P1

                                                        ATC

                       MR                  D

                                                                                                        

                   q 1                                      Q                   

                  

Рис.2. Минимизация убытков фирмы на рынке монополистической конкуренции

      Однозначно  ответить на этот вопрос невозможно. Мы можем говорить лишь об общей тенденции. Ею можно считать стремление к получению фирмой нормальной прибыли, безубыточности, то есть установление цены на уровне средних издержек.

      Экономическая прибыль, получаемая типичной фирмой в  условиях монополистической конкуренции, привлекает вступить в отрасль новые  фирмы. Увеличивается количество конкурентов и возрастает число продуктов, которое способно достаточно эффективно заменить продукт типичной фирмы. Это приводит к тому, что кривая спроса становится больше эластичной, приближая условия монополистической конкуренции к условиям конкурентного рынка. Расстояние между кривыми спроса и средних издержек уменьшается, ликвидируя экономическую прибыль.

      Наоборот, если типичная фирма терпит убытки, наблюдается отток производителей из отрасли, количество конкурентов  уменьшается, дифференциация товаров углубляется, кривая спроса становится более крутой (менее эластичной). Как результат, она может пересечь кривую средних издержек, ликвидировав, таким образом, убытки фирмы.

      Равновесие  установится тогда, когда кривые спроса и средних издержек будут иметь только одну общую точку - точку касания, то есть когда цена установится на уровне средних издержек для определенного объема производства, а фирма не будет получать экономическую прибыль и не будет нести убытки (рис.3):

     P                              MC

    P1 

                                                       

                       MR                    D

                                                                                                        

                                                         Q                                

Рис.3. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде

 

      Вместе  с тем необходимо отдавать себе в  том отчет, что для рынка монополистической  конкуренции установления цены на уровне средних издержек выступает лишь тенденцией. Существуют факторы, которые усложняют прогнозирование результатов монополистической конкуренции в долгосрочном периоде. К ним можно отнести такие обстоятельства:

      1. Существуют определенные барьеры  для вступления в отрасль при монополистической конкуренции. Так, для проведения коммерческих и комиссионных операций на фондовом рынке Украины необходимо получить разрешение от Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовом рынке (лицензию). Эта процедура занимает немало время и не дешево обходится фирме.  Поэтому, если какой-то торговец ценными бумагами сумел предоставить своим услугам свойства, которое привлекают клиентов, он достаточно долго может быть защищенным от появления новых конкурентов и получать экономическую прибыль.

      2. Дифференциация продукта или  услуги может основываться на  таких обстоятельствах, которые  тяжело, а может, даже невозможно  воссоздать конкурентам. Скажем, рекламной фирме удалось привлечь  к сотрудничеству талантливого  художника, которое положительно сказалось на ее продукции и позволило выделить свой товар среди продуктов аналогичных фирм. Углубление дифференциации продукта, которое произошло в этом случае, не сможет быть ликвидировано за счет новых конкурентов, а потому фирма будет получать экономическую прибыль на протяжении длительного периода.

      Подобных  примеров можно привести немало, что  дает основания оценивать достижения равенства цены средним издержек на рынке монополистической конкуренции  лишь как достаточно вероятный результат в долгосрочном периоде.

 

          3 Эффективность монополистической конкуренции

     При анализе конкурентного рынка  нами было выяснено, что самая высокая  эффективность использования ресурсов и производственная эффективность  обеспечиваются тогда, когда равновесие производителя достигается при равенстве цены, предельных и минимальных средних издержек:

                                         Р = МС = АТС min.                                                  (2)

     Иначе говоря, эффективность гарантирует  потребителям получения самого большого объема продукции по наиболее низким ценам, которые вообще возможны при существующей технологии и затратах производства. Попробуем по этому критерию оценить эффективность монополистической конкуренции.

      Как видно из анализа, проведенного при изложении предыдущего вопроса темы, при монополистической конкуренции равновесие производителя никогда не может быть достигнуто при равенстве цены предельным издержкам. Ведь равновесие наступает в точке пересечения кривой предельных издержек с кривой предельного дохода, то есть когда МС =MR. Поскольку же цена всегда больше предельного дохода, то и в точке равновесия она будет больше  предельных издержек. Для равновесия фирмы в условиях монополистической конкуренции справедливо такое неравенство: 

                                                       Р > MC.                                                       (3)

      Это означает, что элемент монополизма, что присущей монополистической конкуренции, всегда вызывает некоторое недоиспользование ресурсов для производства товаров. Если цены на какой-то товар превышают предельные издержки на его получение, это свидетельствует о том, что общество оценивает дополнительные единицы этого товара выше, чем альтернативные товары, которые можно было бы произвести при тех же издержках. Поэтому можно считать, что монополистическая конкуренция не обеспечивает оптимального распределения и использования ресурсов. Наоборот, наблюдения дают массу примеров недоиспользования производственных мощностей фирмами, ориентированными на монополистическую конкуренцию. Скажем, многие из рядовых граждан испытывают удивление, когда неподалеку от одной бензоколонки открывается новая, хотя и на первой  клиентов немного. Именно превышение цены над предельными издержками позволяет обоим производителям получать экономическую прибыль при условии недогрузки мощностей.

      Монополистическая конкуренция не способна обеспечить самую высокую производственную эффективность, то есть равенство цен  минимальным средним издержек. Ведь пересечение кривых предельных и средних издержек приходится на точку минимума последних. Для достижения максимальной производственной эффективности необходимо, чтобы через эту точку синхронно прошли кривые спроса и предельного дохода. Поскольку они не совпадают, то достижение самой высокой эффективности для монополистической конкуренции принципиально невозможное. Наоборот, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах цена выше за минимальных средних издержек:

                                                Р > ATC min.                                                      (4)

     Поэтому потребители всегда вынуждены платить  на рынке монополистической конкуренции  за единицу продукции больше, чем  это могло бы быть на конкурентном рынке.

      Таким образом, недогрузка мощности предприятий и завышенные цены - вот плата общества за монополистическую конкуренцию. Однако даже это весьма критическое замечание не дает достаточно оснований для однозначно отрицательной оценки монополистической конкуренции. Дело в том, что ориентация на монополистическую конкуренцию постоянно нацеливает фирму на поиск вариантов выделения своего продукта среди аналогичных товаров отрасли, наиболее полно учитывая при этом разнообразие потребностей потребителей. Поэтому анализ рынка монополистической конкуренции будет не полным без рассмотрения неценовой конкуренции,  побуждающей фирму к поиску новых вариантов удовлетворения потребностей потребителей.

     Оценка  монополистической конкуренции  с точки зрения общества предполагает рассмотрение следующих аспектов:

         1) В долгосрочном периоде равновесие при монополистической конкуренции достигается в точке, находящейся на участке убывания кривой средних общих издержек. Свободный вход и выход на конкурентных рынках приводит к тому, что фирмы находятся в точке минимума средних совокупных издержек. Следовательно, в долгосрочном периоде при совершенной конкуренции производство фирм находится на уровне эффективного, в то время как объем выпуска монопольно конкурентных фирм ниже этого уровня;

         2) Для конкурентной фирмы цена товара равна предельным издержкам; для монопольно конкурентной - цена превышает предельные издержки, так как фирма обладает некоторой властью над рынком. Это приводит к тому, что некоторые потребители воздерживаются от приобретения данного товара. Таким образом, при монополистической конкуренции, как и при монополии, существует безвозвратная потеря части продукта и недораспределение ресурсов с точки зрения общества;

Информация о работе Монополистическая конкуренция: алгебраическая модель. Эффективность монополистической конкуренции