Монополистическая конкуренция: алгебраическая модель. Эффективность монополистической конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 10:37, курсовая работа

Краткое описание

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Известно, что наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции. На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса.

Содержание

Введение
Монополистическая конкуренция.
1.1Основные признаки монополистической конкуренции.
1.2 Монополистическая конкуренция и ее основные черты.
Определение цены и объемов производства при монополистической конкуренции
Эффективность монополистической конкуренции.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

         3) С учетом эластичности спроса на продукт можно сделать вывод о том, что объем производства при монополистической конкуренции меньше, чем у конкурентной фирмы, но больше, чем у монополии. При монополистической конкуренции потребители платят более высокие цены за дифференцированный продукт по сравнению с совершенной конкуренцией, когда продукт стандартизирован, и более низкие цены по сравнению с монополией и ее уникальным продуктом;

         4) Вступление новых фирм на рынок при монополистической конкуренции связано с двумя внешними эффектами:

         а) Внешний эффект увеличения разнообразия продукции, который является положительным, так как при росте числа фирм и появлении новой продукции возникает дополнительный потребительский излишек;

         б) Внешний эффект "перехвата" покупателей, который можно отнести к отрицательным эффектам, так как появление конкурентов означает утрату фирмами отрасли части потребителей и снижение прибыли. В зависимости от суммарного воздействия этих двух эффектов на рынках монополистической конкуренции предлагается либо слишком мало, либо слишком много видов товаров. 

Ценовая конкуренция

     Ценовая конкуренция- это вид конкурентной борьбы посредством изменения цен  на товары. Фирмы-продавцы двигаются  по кривой спроса, снижая или увеличивая цену. Основной условие ведения успешной конкурентной борьбы с помощью цен - постоянное совершенствование производства и снижение себестоимости. Выигрывает только тот предприниматель, который располагает реальными шансами снижения издержек производства.

     Механизм  ценовой конкуренции действует  следующим образом. Фирма-производитель устанавливает на свою продукцию цены ниже рыночных. Конкуренты, не имеющие возможности последовать этой инициативе, не могут удержаться на рынке и уходят с него или разоряются. Однако всегда находится конкурент, который выведет фирму из трудного положения, переживет "войну цен" и дождется нового повышения цен на продукцию. Так что на выигрыш может рассчитывать только та фирма, которая имеет действительно сильное положение на рынке по сравнению с конкурентами. Если же конкурирующие фирмы находятся в примерно равных условиях, то "ценовая война" не просто расточительна, но и бессмысленна. 

Неценовая конкуренция

     При неценовой конкуренции роль цены нисколько не уменьшается, однако на первый план выступают уникальные свойства продукта, его техническая надежность, высокое качество. Именно это, а не снижение цены, позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара.

     С целью увеличения спроса на свой продукт  фирма постоянно ищет пути его  усовершенствования. Это подталкивает ее к неценовой конкуренции. Следует заметить, что именно неценовая конкуренция выступает наиболее распространенной формой для модели анализируемого рынка.

      В обобщенном виде методы неценовой конкуренции  можно поделить на две группы:

         а) связанные с усовершенствованием продукта;

         б) ориентированные на рекламно-пропагандистскую  деятельность.

      Усовершенствование  продукта может осуществляться без  коренного изменения его потребительских  качеств. Это касается упаковки товара, его дизайна, способов продажи и тому подобное. Однако в долгосрочном периоде фирмы ориентируются на разработку новых моделей товаров, которые воплощали бы в себя новые достижения науки и техники. Поэтому, в отличие от чистой монополии, монополистическая конкуренция создает непосредственную заинтересованность фирм в реализации научных и технических новинок. Много  фирм планируют моральное старение продукции, даже провоцируют его для создания более благоприятных условий для внедрения новых товаров.

      Достижение  временных преимуществ над конкурентами возможно не только на базе реальных отличий своего товара, но и за счет активной рекламной деятельности. Цель рекламы - увеличение доли продукции фирмы на рынке и усиление лояльности потребителей к товару фирмы. Относительно графического изображения положения фирмы на рынке, перемещение кривой спроса вправо и уменьшение ее эластичности будет означать успех рекламы. 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Монополистическая конкуренция является, чуть ли не самой распространенной моделью современного рынка. В особенности это касается товаров народного потребления. Поэтому каждый из нас, как покупатель, чаще всего встречается с производителем или продавцом, ориентированным в своем поведении на монополистическую конкуренцию. Познание модели этого поведения и составляет главную цель темы. Ее достижение даст возможность не только получить определенные профессиональные знания, но и лучше понять своего контрагента на рынке в повседневной жизни.

     В данной работе был рассмотрены следующие темы: монополистическая конкуренция, эффективность монополистической конкуренции, основные черты и признаки конкуренции. Из выше перечисленного материала, следует, что: конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.

     Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономике, и в условиях конкуренции создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.

     Без повышения уровня конкуренции невозможно осуществлять ни структурные преобразования в экономике на основе научно-технического прогресса, ни переход к новому качеству экономического роста. Конкуренцию следует оценивать не столько как функцию некоторых рыночных структур, сколько с точки зрения ее результатов. Конкуренция может быть ограниченной вследствие немногочисленности фирм, их размеров, степени концентрации производства. Но важнее знать, насколько подходят потребителю цены, качество товаров. Конкуренция должна быть, прежде всего, действенной и эффективной.

     Проблемы, связанные с развитием различных  форм конкуренции неоднозначны, так  как реальная жизнь очень динамична  и в ней существуют не только критерии экономической эффективности, но действуют  и политические или социальные факторы. Обществу выгоднее иметь совершенного конкурента, чем монополиста, в то же время условия производства подталкивают предприятия к тому, чтобы иметь большую власть и влияние на рынок. Таким образом, нельзя дать ответ - какая рыночная ситуация "лучше" позволяет обеспечить оптимальные пропорции распределения ресурсов, обеспечить равновесие на рынке, здесь нужно учитывать не только макро- но и микроэкономические факторы, которые оказывают влияние на развитие экономической ситуации в отрасли или экономике, каждый конкретный случай требует особого подхода.

     Совершенная конкуренция характеризуется существованием множества продавцов, оперирующих  однородными стандартными продуктами. Число фирм- продавцов так велико, что и одна из них не способна влиять на цены путем изменения объема производства. Цена навязана фирме- производителю рынком. Доступ в отрасль новым фирмам широко открыт. Когда продавцов множество и объемы продаж незначительны, знать состояние рынка невозможно. В такой ситуации фирмы ничего не знают друг о друге и работают на неизвестный рынок.

     Противоположностью  чистой конкуренции выступает чистая монополия. Продукт создается единственной фирмой, вхождение в отрасль новых  производителей исключается из- за непреодолимых барьеров. Таким образом  фирма- производитель полностью  контролирует производство и рынок. Однако чистая монополия в жизни встречается довольно редко.

     Структуры совершенной конкуренции и монополии  достаточно условны и односторонни. Первая сводит механизм регулирования  экономики к рынку, вторая- к административно-командным методам. Но в реальной жизни эти механизмы переплетаются, взаимодействуют друг с другом. Реальные рыночные структуры находятся где- то между этими двумя крайностями.

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Камаев В.Д. «Экономическая теория» - 7-е издание, перераб.и доп.- Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 год-640 листов;
  2. Будаговской С. «Микроэкономика и макро экономика»- 1998год;
  3. Гальвиерин В.М. «Микроэкономика»- СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 1997 год- 719 листов;
  4. Зубко Н.М «Экономическая теория», 2-е издание-  Минск, НТЦ «АПИ»,1999год;
  5. Морган Дж.М. Руководство по изучению учебника «Экономика», С.Фишера, Р.Дорнбуша, Р.Шмалензи: перевод с английского/Дж.М. Морган- Москва:Дело, 1997 год- 512 листов.

Информация о работе Монополистическая конкуренция: алгебраическая модель. Эффективность монополистической конкуренции