Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 13:23, реферат
История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Взаимосвязанность явлений — кризисов и монополий — указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название “детей кризиса”.
В годы первой мировой войны 1914-18 г.г. прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, бр. Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме «принудительных объединений» по инициативе и при участие правительства ( организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и др.). Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы связанные с ними.
Проблема монополии в российской экономике.
Российское антимонопольное
Все предприятия, имеющие на рынке определенного товара долю более 35% заносятся в специальный реестр (региональный и федеральный рынок). Назначение реестра состоит в подготовке информационной базы данных о крупнейших субъектах рынка для осуществления государственного контроля за соблюдением ими антимонопольного законодательства. Всего в реестр включено около 6500 предприятий (1999 год). Включенные в реестр предприятия имеют следующее распределение по принципу отраслевой принадлежности: 22% - услуги жилищно-коммунального хозяйства, 13% - продукция производственно-технического назначения, 28% - продукты питания, 5% - товары народного потребления, 21% - отдельные виды работ и услуг, 11% - хозяйствующие субъекты, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий (для естественных монополистов на транспорте, в области связи и энергетическом комплексе составляются свои реестры). Из 6500 предприятий, входящих в реестр, долю более 35% на товарных рынках РФ имеют около 450 предприятий.
Изучая реестр можно придти к выводу, что российские монополисты федерального уровня – это, в основном, узкоспециализированные производства. Специфика их заключается в том, что они сознательно создавались государством в ходе проведения политики по усилению концентрации и углублению специализации производства, планомерного прикрепления поставщиков продукции к потребителям. Экономические кризисы показали, что такие производства являются очень неустойчивыми по сравнению с более диверсифицированными.
В российской экономике очень распространено
такое явление как “локальный”
монополизм. Вследствие ненасыщенности
рынка отдельные предприятия
в регионах невольно оказываются
в положении монополистов. Такие
предприятия занимаются переработкой
сельскохозяйственной продукции, торговлей
и бытовым обслуживанием в
малонаселенных отдаленных пунктах. Предприятия
жилищно-коммунального
Особое и значительное место в экономике России занимают естественные монополии. Естественная монополия – это монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса.
Три главных естественных монополиста России:
Четвертым можно назвать “Ростелеком” (услуги междугородной и международной электрической связи).
Санкт-Петербургские
В независимости от того, является
ли предприятие-монополист естественным
или искусственным, каждое из таких
предприятий обладает монопольной
властью, т.е. способностью регулировать
цену на производимый товар через
ограничение предложения. Зачастую
монополисты злоупотребляют этой властью,
пытаясь ограничить конкуренцию, и
таким образом причиняют ущерб
потребителям. Такое явление называется
монополистической
Предприятия-монополисты
Как правило, монопольно высокой ценой компенсируются необоснованные затраты предприятий.
Анализ затрат предприятий-монополистов выявил две причины их роста:
1. отсутствие конкурентного
2. искушение получить
В условиях современной российской экономики монопольная рыночная власть реализуется прежде всего за счет раздувания издержек, а не получения дополнительной прибыли, о чем свидетельствует превышение индекса затрат на оплату труда и прочих затрат на производство над индексом инфляции.
Помимо ценовых
Для преодоления высокой степени
монополизации российской экономики
и для развития конкуренции были
разработаны специальные
Особое место в проблеме демонополизации экономики принадлежит вопросу о реформировании естественных монополий национального значения: РАО “ЕЭС”, Газпром и МПС. Общая концепция реформ –
отделение монопольных видов деятельности от потенциально конкурентных, изменение ценовой и тарифной политики предприятий-монополистов.
Цели реформирования РАО “ЕЭС”:
развитие конкуренции в производстве
электроэнергии, создание оптового рынка
электроэнергии в тех регионах страны,
где это технически возможно и
экономически целесообразно, а также
совершенствование
Реформа Газпрома заключается в отделении транспортировки и распределения газа (монопольных видов деятельности) от добычи (потенциально конкурентных). Помимо этого необходим переход на контрактные цены и отход от принципа формирования цен на основе издержек замыкающего производителя.
Реформа МПС предполагает три этапа. 1-й этап: создание грузовых и пассажирских компаний. 2-й этап: отработка взаимоотношений между созданными компаниями, МПС и пользователями услуг. 3-й этап: разделение инфраструктуры на ремонтный и эксплуатационный сегменты.
У каждой из концепций реформ есть как сторонники, так и противники. Но все они сходятся в одном: реформы следует проводить постепенно и они не должны ухудшать положение предприятий, как на внутреннем, так и на внешнем рынках
Антимонопольная политик как следствие развития монополий.
Чтобы поставить определенный заслон
деструктивным силам
Нашу экономическую политику все
время кидает из административного
произвола по управлению производством
к стихии самостоятельности
В настоящее время российские предприятия,
от мелких фирм до крупных компаний,
испытывают сильное давление со стороны
конкурентов. Исключение составляют рынки
с монополией одного продавца или
олигополией, т.е. случаем разделения
рынка между немногочисленной группой
продавцов. Возможен также вариант
заключения между продавцами картельного
соглашения, когда каждый участник
получает свой оговоренный сектор рынка
с фиксированной ценой
Массовые импортные закупки, создающие
конкуренцию отечественным
Очевидно, что эффективное управление
фирмой немыслимо без планирования.
Расчет плановой прибыли и рентабельности
торговой операции называется, как
правило, технико-экономическим
ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЧЕРТ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ - МОНОПОЛИЗМ
Информация о работе Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике