Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 13:23, реферат

Краткое описание

История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Взаимосвязанность явлений — кризисов и монополий — указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название “детей кризиса”.

Вложенные файлы: 1 файл

Монополии в России.docx

— 69.69 Кб (Скачать файл)

В годы первой мировой войны 1914-18 г.г. прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, бр. Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме «принудительных объединений» по инициативе и при участие правительства ( организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и др.). Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы связанные с ними.

 

Проблема монополии в  российской экономике.

 

Российское антимонопольное законодательство не дает определение понятия “монополия”, поскольку в реальности чистых монополий  нет. Но есть предприятия, которым присущ главный признак монополии - значительная доля на рынке определенного товара. “Реальной монополией” считается  хозяйствующий субъект, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более. В таком случае говорят, что фирма занимает “доминирующее  положение”. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного  товара составляет от 35% до 65%, если это  установлено антимонопольным органом.

Все предприятия, имеющие на рынке  определенного товара долю более 35% заносятся в специальный реестр (региональный и федеральный рынок). Назначение реестра состоит в подготовке информационной базы данных о крупнейших субъектах рынка для осуществления государственного контроля за соблюдением ими антимонопольного законодательства. Всего в реестр включено около 6500 предприятий (1999 год). Включенные в реестр предприятия имеют следующее распределение по принципу отраслевой принадлежности: 22% - услуги жилищно-коммунального хозяйства, 13% - продукция производственно-технического назначения, 28% - продукты питания, 5% - товары народного потребления, 21% - отдельные виды работ и услуг, 11% - хозяйствующие субъекты, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий (для естественных монополистов на транспорте, в области связи и энергетическом комплексе составляются свои реестры). Из 6500 предприятий, входящих в реестр, долю более 35% на товарных рынках РФ имеют около 450 предприятий.

Изучая реестр можно придти к выводу, что российские монополисты федерального уровня – это, в основном, узкоспециализированные производства. Специфика их заключается в том, что они сознательно создавались государством в ходе проведения политики по усилению концентрации и углублению специализации производства, планомерного прикрепления поставщиков продукции к потребителям. Экономические кризисы показали, что такие производства являются очень неустойчивыми по сравнению с более диверсифицированными.

В российской экономике очень распространено такое явление как “локальный”  монополизм. Вследствие ненасыщенности рынка отдельные предприятия  в регионах невольно оказываются  в положении монополистов. Такие  предприятия занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, торговлей  и бытовым обслуживанием в  малонаселенных отдаленных пунктах. Предприятия  жилищно-коммунального хозяйства  – также локальные монополии.

Особое и значительное место  в экономике России занимают естественные монополии. Естественная монополия  – это монополия, при которой  создание конкурентной среды на товарном рынке независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса.

Три главных естественных монополиста  России:

  • РАО “ЕЭС” (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач);
  • ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа);
  • МПС (железнодорожные перевозки);

Четвертым можно назвать “Ростелеком” (услуги междугородной и международной  электрической связи).

Санкт-Петербургские естественные монополисты: ПТС, Водоканал, Метрополитен и др.

В независимости от того, является ли предприятие-монополист естественным или искусственным, каждое из таких  предприятий обладает монопольной  властью, т.е. способностью регулировать цену на производимый товар через  ограничение предложения. Зачастую монополисты злоупотребляют этой властью, пытаясь ограничить конкуренцию, и  таким образом причиняют ущерб  потребителям. Такое явление называется монополистической деятельностью, и проявляется эта деятельность в форме ценовых злоупотреблений.

Предприятия-монополисты злоупотребляют своим особым положением устанавливая либо монопольно высокие, либо монопольно низкие цены. Сейчас в России практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией – монопольно низкие, иногда демпинговые. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше 1/3 предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.

Как правило, монопольно высокой ценой  компенсируются необоснованные затраты  предприятий.

Анализ затрат предприятий-монополистов выявил две причины их роста:

1. отсутствие конкурентного давления  на норму прибыли ведет к  более слабому контролю над  расходами;

2. искушение получить монопольную  сверхприбыль может стимулировать  увеличение расходов на усиление  и защиту монопольного положения.

В условиях современной российской экономики монопольная рыночная власть реализуется прежде всего  за счет раздувания издержек, а не получения  дополнительной прибыли, о чем свидетельствует  превышение индекса затрат на оплату труда и прочих затрат на производство над индексом инфляции.

Помимо ценовых злоупотреблений  в российской экономике наблюдаются  примеры дискриминирующего поведения  по отношению к конкурентам. Например, администрация Кировской области  создала унитарное государственное  предприятие “Кировфармация”, включив в него ранее самостоятельные аптеки, магазины “Оптика”, фармацевтическую фабрику, аптечную базу и контрольно-аналитическую лабораторию. Государственный антимонопольный комитет усмотрел в этом нарушение закона “О конкуренции” и предписал ликвидировать незаконно созданную структуру. После реорганизации предприятия ассортимент медицинских препаратов в аптеках намного расширился, что можно расценить как улучшение положения потребителя вследствие разукрупнения монопольного предприятия.

Для преодоления высокой степени  монополизации российской экономики  и для развития конкуренции были разработаны специальные государственные  программы. Основной задачей этих программ являлось снижение концентрации производства и создание необходимых условий  для развития конкуренции на рынках РФ по приоритетным группам товаров, а также диверсификация производства и увеличение выпуска конкурентоспособной  продукции. Исследования показывают, что  число предприятий, не ощущающих  конкуренции, постепенно сокращается  и во многих отраслях не превышает 10-15%, лишь в отдельных достигая 20% и выше.

Особое место в проблеме демонополизации  экономики принадлежит вопросу  о реформировании естественных монополий  национального значения: РАО “ЕЭС”, Газпром и МПС. Общая концепция  реформ –

отделение монопольных видов деятельности от потенциально конкурентных, изменение  ценовой и тарифной политики предприятий-монополистов.

Цели реформирования РАО “ЕЭС”: развитие конкуренции в производстве электроэнергии, создание оптового рынка  электроэнергии в тех регионах страны, где это технически возможно и  экономически целесообразно, а также  совершенствование государственного регулирования и контроля в сфере  передачи и распределения электроэнергии.

Реформа Газпрома заключается в  отделении транспортировки и  распределения газа (монопольных  видов деятельности) от добычи (потенциально конкурентных). Помимо этого необходим  переход на контрактные цены и  отход от принципа формирования цен  на основе издержек замыкающего производителя.

Реформа МПС предполагает три этапа. 1-й этап: создание грузовых и пассажирских компаний. 2-й этап: отработка взаимоотношений  между созданными компаниями, МПС  и пользователями услуг. 3-й этап: разделение инфраструктуры на ремонтный  и эксплуатационный сегменты.

У каждой из концепций реформ есть как сторонники, так и противники. Но все они сходятся в одном: реформы следует проводить постепенно и они не должны ухудшать положение предприятий, как на внутреннем, так и на внешнем рынках

 

Антимонопольная политик  как следствие развития монополий.

 

Чтобы поставить определенный заслон деструктивным силам монополизации, было разработано антимонопольное  законодательство. Антитрестовская  политика представляет собой попытки  защитить и усилить конкуренцию  путем создания препятствий для  возникновения, использования или  защиты монопольной власти. Применение такого экономического регулирования  необходимо для:

  • обеспечения баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты привлекательные для кредиторов и новых инвесторов );
  • определения структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;
  • стимулирования предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций;
  • создания условий для развития конкуренции (например: обеспечения открытого равного доступа конкурентов к информационным сетям). В августе 1995 года был принят закон «О естественных монополиях», также в России существует закон от 22.03.1991 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Но в отличие от американских, они содержат много конкретных формулировок и нормативов; и все понимают, что они имеют искусственный характер, и поэтому каждый пункт имеет множество исключений, практически дающих антимонопольному комитету решать по своему усмотрению, кто является монополистом и подлежит применению санкций, то есть проблема решена формально-административным образом.

Нашу экономическую политику все  время кидает из административного  произвола по управлению производством  к стихии самостоятельности хозяйственных  ячеек. Но в первом случае обнаруживается ущемление местных интересов, а  во втором – несогласованность работы. Идеальное решение не в том  кому предоставлять право решать, а в обеспечении должной направленности этой деятельности, достигаемом путем  более тщательной экономической  и правовой регулировки. Необходимы соответствующие законодательные, прежде всего антимонопольные, меры, адекватные производственной базе и  хозяйственным отношениям.

В настоящее время российские предприятия, от мелких фирм до крупных компаний, испытывают сильное давление со стороны  конкурентов. Исключение составляют рынки  с монополией одного продавца или  олигополией, т.е. случаем разделения рынка между немногочисленной группой  продавцов. Возможен также вариант  заключения между продавцами картельного  соглашения, когда каждый участник получает свой оговоренный сектор рынка  с фиксированной ценой реализации. Все перечисленные случаи отклонения от конкуренции являются либо экономически закономерными (например, естественные монополии), либо обусловленными прежним  советским укладом народного  хозяйства, которое, как известно, отличала высокая степень монополизма. Картельное соглашение является противозаконным  и преследуется в соответствии с  антимонопольным законодательством.

Массовые импортные закупки, создающие  конкуренцию отечественным товарам, стали одним из главных факторов повышения конкуренции на российских рынках. Множество, как правило, торговых, предприятий создают конкурентную среду, которая формирует определенный тип рынка. Можно констатировать, что степень монополизма российской экономики уменьшается и усиливается  конкурентная борьба. Этому процессу способствуют сужение потребительского и государственного спроса, низкая инвестиционная привлекательность  российской экономики, которая заставляет фирмы закрепляться на относительно стабильных рынках массовых однородных товаров. Следствием конкурентной борьбы между продавцами, как это следует  из экономической теории, является снижение продажных цен и, соответственно, реализуемых наценок. Ценовая конкуренция  создает для фирмы жесткие  ограничения, которые заставляют менеджмент искать методы планирования и управления товарными потоками в условиях минимально возможных наценок.

Очевидно, что эффективное управление фирмой немыслимо без планирования. Расчет плановой прибыли и рентабельности торговой операции называется, как  правило, технико-экономическим обоснованием (ТЭО). Многими профессионалами бизнеса  считается, что ТЭО не требует  больших знаний, и необходимость  его составления обусловлена  главным образом требованиями банков. Однако существует целый ряд факторов, действующих в настоящее время  в российской экономике, которые делают тщательное экономическое планирование жизненно необходимым. Таковыми являются: общая нестабильность товарных и финансовых рынков, высокие ставки по кредитам, сужение потребительского спроса, упомянутый выше фактор конкуренции.

ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЧЕРТ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ - МОНОПОЛИЗМ

Информация о работе Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике