Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 13:23, реферат
История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Взаимосвязанность явлений — кризисов и монополий — указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название “детей кризиса”.
Согласно рейтингу, опубликованному
журналом "Эксперт" к числу
самых крупных компаний по объему
реализации продукции за 1996 год относятся:
РАО "ЕЭС России", РАО "Газпром",
Нефтяная компания "ЛУКойл", Государственный
концерн "Росуголь", Сибирско-Дальневосточная
нефтяная компания ("Сиданко"), Нефтяная
компания "ЮКОС", Нефтяная компания
"Сургутнефтегаз", АвтоВАЗ", РАО
"Норильский никель" и Тюменская
нефтяная компания. Опубликованный список
еще раз подтверждает тот факт, что в нашей
стране сырьевой сектор занимает лидирующие
позиции: 18 из 20 крупнейших российских
компаний - сырьевые: ТЭК, металлургия. При
этом наиболее крупные российские компании
Texaco), РАО "Газпром" - 25-е .
В общей сложности российская супердвадцатка
реализовала продукции на 549,6 трлн. руб.,
на них работают 3,4 млн. человек. Сопоставим:
вся российская индустрия в прошлом году
произвела продукции на 989 трлн. руб., а
заняты в промышленности были 17 млн. человек. Таким
образом, на первые двадцать компаний
приходится 56% всего промышленного производства
и 20% занятых в промышленности. Существование
подобной супермонополии на сегодняшний
день - основная черта российской экономики.
Заключение.
Подводя итоги, можно охарактеризовать
антимонопольное
Решающую роль в создании на рынке
благоприятной конкурентной среды
играют антимонопольное
Антимонопольная служба России еще
очень молода, но уже сделаны ее
первые шаги к нормализации ситуации
по данным проблемам. Намного больше
ей еще предстоит сделать, и эти
действия должны осуществляться одновременно
с усовершенствованием
Но здесь возникает еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений — не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий — гибельный. Выжить смогут лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.
Список литературы.
Информация о работе Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике