Монополия,ее характеристика. Последствия монополизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 20:22, реферат

Краткое описание

На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить.

Содержание

Введение……………………………………………………….3
Глава 1. Возникновение и сущность монополий …………..5
1.1. Виды и типы монополий. Их характеристика…..6
1.2. Барьеры для входа в отрасль монополиста……. 10
Глава 2. Последствия монополизации………………………12
Глава 3. История развития монополий в России…………...14
3.1. Российские монополии и перспективы их
развития…………………………………………………16
Заключение……………………………………………………18
Список литературы ………………………………….……….19

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ по ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

Дуополия – тип рыночной структуры, при которой имеются только 2 поставщика определенного товара, и между ними полностью отсутствуют монополистические соглашения о ценах, рынках сбыта дуополия – наиболее простой случай олигополии.

Билатеральная монополия (двухсторонняя)- тип рыночной структуры, при которой возникает противоборство единого поставщика и единого потребителя.                                                            

Такой рынок  возникает при использовании  электроэнергии, водоснабжения газоснабжения. Эти виды рынков можно представить в виде табл.1

Табл.1. Основные виды рынков.

Покупатели

                                   Продавцы

Много

Несколько

Один

Много

Полиполия

(полная конкуренция)

Олигополия

( несколько продавцов

 несколько покупателей)

Монополия

(один продавец,            много покупателей)

Несколько

Олигопсония

(олигопсония спроса)

Билатеральная олигополия

( несколько продавцов,

несколько покупателей)

Ограниченная  монополия

 (один продавец, несколько покупателей)

Один

Монопсония

( монопсония спроса) 

Ограниченная  монопсония

( несколько продавцов, 

один покупатель)

Билатеральная монополия(один продавец, один покупатель)




В условиях монополистической формы хозяйствования конкуренция носит весьма сложный характер. Во-первых, монополия в современных условиях обладает довольно точной информацией о потребителях и потенциальных конкурентах. Во- вторых, с помощью рекламы монополия оказывает существенное влияние на формирование спроса потребителей, так как для крупных монополий реклама является более доступной. В-третьих, монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает воздействие на заказчика в лице государственных учреждений или на компанию контрагентов. Эти моменты, как правило, снижают уровень риска, в процессе конкуренции, и обеспечивают получение монопольной прибыли.

 

1.2.  Барьеры для входа в отрасль монополиста.

                                                                                        

Естественно, что высокая экономическая прибыль, получаемая монополистом, привлечет на рынок потенциальных производителей данного товара. Поддержание чистой монополии, следовательно, требует наличия условий, которые предотвращают конкуренцию новых продавцов с монополистом. Барьер для входа в отрасль (Barrier entry) - ограничитель, который предотвращает появление новых дополнительных

продавцов на рынке монопольной фирмы. Барьеры  для входа на рынок необходимы для того, чтобы поддерживать монополию  в долгосрочном плане. Можно выделить несколько основных типов барьеров для входа в отрасль:

Исключительные права, полученные от государства. Иногда, правительство сознательно идет на то, чтобы предоставить отдельной фирме статус монополиста в данной отрасли или в определенном секторе национального рынка. Часто в качестве такого монополиста может выступать само государство.

Патенты и авторские права. Патенты и авторские права обеспечивают создателям новых продуктов или произведений искусства, литературы, музыки  исключительные права на продажу, использование, предоставление лицензии на использование их изобретений

                                                                                     10

и творений. Патенты  могут выдаваться на производственные технологии. Но патенты и авторские  права обеспечивают монопольные  позиции лишь на ограниченное количество лет, в зависимости от местного законодательства.

Собственность на все предложение  производственного ресурса. Монополия также может поддерживаться в результате владения всеми источниками конкретного ресурса, необходимого для производства монополизированного товара.

Уникальные способности и знания также могут создать монополию. Так певцы, художники, спортсмены обладают монополией на использование своих услуг. Фирма, обладающая технологическим секретом, при условии, что другие фирмы не могут воспроизвести данную технологию, обладает монополией на данный продукт.

Преимущество низких издержек крупного производства, обусловленного монополизацией рынка, Преимущества в затратах, имеющиеся у очень крупных фирм, могут позволить одной фирме, обслуживающей весь рынок в качестве единственного продавца, производить продукцию с более низкими издержками, чем это было бы возможно, если бы на рынке было бы большее количество продавцов. Так, если фирмы могут последовательно снижать средние издержки и при этом получать прибыль путем расширения производства, удовлетворяя долгосрочный рыночный спрос, то в итоге на рынке останется только одна фирма – монополист.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                               11

          

     

             Глава 2. Последствия монополизации.

 

Важное экономическое  последствие монополизма состоит  в том, что монополист считает  более выгодным продавать меньший  объем продукции по более высоким  ценам. Это означает, что монополия использует ресурсы менее рационально, чем конкурирующая фирма.

Монополия - это, как правило, крупная фирма, поэтому  она может добиться низких издержек благодаря положительному эффекту  масштаба (мелкие фирмы не получили бы такого эффекта). Но данный эффект не достигается полностью. Монополией трудно управлять, контролировать ее деятельность. Монополист в меньшей степени стремится внедрять новые технологии, чем предприниматель в условиях конкуренции. Поэтому его фактические издержки больше, чем минимальные. Издержки повышаются во многом и благодаря тому, что монополия осуществляет затраты на поддержание барьеров, препятствующих проникновению в отрасль других компаний.

Ряд экономистов  считают, что отсутствие конкуренции  и желание монополиста полностью использовать имеющееся оборудование ослабляют стимулы к научно-техническому прогрессу, нововведениям. Другие полагают, что, имея огромные финансовые средства, монополия располагает большими возможностями вести научные исследования, внедрять достижения науки и техники.

Так же можно  отметить еще несколько недостатков  монополий: усиление неравенства в  доходах, которое связано с монопольным  завышением(занижением) цен и сверхприбылями, ибо их получение означает относительное  уменьшение доходов остальной части населения, и опасность для демократии. Монополисты могут подавлять свободную и честную конкуренцию, подчинять себе менее сильный бизнес, могут навязывать обществу свои дискриминационные условия: заниженную (по сравнению с

 

    12

 

возможной) оплату труда своих работников, плохое качество товаров, завышение цены своих продаж ( или занижение

цены покупок).   

                                                                       Негативные последствия монополизма приводят к искусственному образованию дефицита продукции и взвинчиванию цен; создают угрозу конкуренции, а следовательно, и эффективности производства; возводят барьеры, препятствующие вхождению в отрасль, что при отсутствии конкуренции может привести к задержке научно-технического прогресса. Поэтому государство во всех странах проводит антимонопольную политику [15, с.69].

Антимонопольное регулирование - специфическая форма  государственного контроля и регулирования  рыночных отношений, структуры рынка, уровня и масштабов конкуренции  с целью повышения эффективности экономики. Его можно определить и как реализацию государством комплекса экономических, законодательных и административных мер, направленных на обеспечение развития рыночной конкуренции, недопущение чрезмерной монополизации рынка и злоупотребления монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            13

 

Глава 3. История развития монополий 

                         в России.        

 

Появление монополий в России было своеобразным. Первые монополии образовались в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. В 80-90 годах действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал. До начала 20 века роль монополий в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-03 г.г. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности.

  В годы первой мировой войны 1914-18 г.г. в России прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, бр.Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме

14

«принудительных объединений» по инициативе и при 

участии правительства (организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей  проволоки и др.). Монополии были ликвидированы в результате октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков.

  Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством.

В ходе перестройки 1985-1991 гг. вопросы антимонопольной  политики и механизмов регулирования конкурентных отношений так и не вошли в число приоритетных направлений экономических реформ. Однако именно монополизм является одним из ведущих звеньев механизма торможения реформ, препятствием на пути достижения позитивных результатов проводимых мер.

Поведение большинства  производителей-монополистов в ходе либерализации цен сводилось к их взвинчиванию, что при снижении объемов производства позволяло им добиваться роста прибыли. Более того, в условиях продолжающихся кризиса и роста инфляции российские монополисты находят новые способы для извлечения монопольно высоких прибылей, используя кризис неплатежей. Следует отметить, что подобные действия не находят должного отклика антимонопольных органов.

Кризис российской экономики осложняет проведение последовательной конкурентной политики. Согласно одной из точек зрения, спад и высокая инфляция в сочетании  с заработавшими спросовыми ограничениями сокращают возможности монопольного диктата, в известной мере ослабляют остроту проблемы. Однако при этом совершенно не учитываются новые возможности для извлечения монопольных выгод и недобросовестной конкуренции.

 

 

 

    15

3.1. Российские монополии и перспективы развития.   

При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы связанные  с ними. В российской промышленности, в данный момент, существуют 4000 предприятий – монополистов и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий – 500. Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные под отрасли связи, а на региональном уровне – коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.; такие отрасли либо регулируются, либо они находятся в государственной собственности.

Экономические объекты, на которые распространяется исключительное    право   государства:    сбор   налогов,    коммунальное хозяйство,    железные    дороги,    почта   и    телеграф.    Государственные монополии    не   исключают     конкуренции     со     стороны     частных предприятий,      производящих    замещающие    товары    и    услуги.

Развивающаяся чистая монополия  может стремиться компенсировать прошлые  убытки и полностью извлечь пользу из своего нового положения господства на рынке, назначая непомерные цены на свои товары и услуги.

Чтобы избавить общество от таких неблагоприятных результатов, правительство обычно предоставляет исключительную привилегию одной фирме поставлять воду, природный газ, электричество, телефонные услуги. В обмен правительство сохраняет за собой право определять географическую сферу деятельности монополиста, регулировать качество его услуг и контролировать цены, которые он может назначать. В условиях российской действительности  регулирование цен продукции естественных монополий связано с политическими конфликтами.

Информация о работе Монополия,ее характеристика. Последствия монополизации