Монополия,ее характеристика. Последствия монополизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 20:22, реферат

Краткое описание

На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить.

Содержание

Введение……………………………………………………….3
Глава 1. Возникновение и сущность монополий …………..5
1.1. Виды и типы монополий. Их характеристика…..6
1.2. Барьеры для входа в отрасль монополиста……. 10
Глава 2. Последствия монополизации………………………12
Глава 3. История развития монополий в России…………...14
3.1. Российские монополии и перспективы их
развития…………………………………………………16
Заключение……………………………………………………18
Список литературы ………………………………….……….19

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ по ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

В независимости от того, является ли предприятие-монополист естественным или искусственным, каждое из таких предприятий обладает монопольной властью, т.е.

                            16

способностью  регулировать цену на производимый товар  через ограничение предложения.

Зачастую монополисты злоупотребляют этой властью, пытаясь ограничить конкуренцию, и таким образом причиняют ущерб потребителям. Такое явление называется монополистической деятельностью, и проявляется эта деятельность в форме ценовых злоупотреблений.

Предприятия-монополисты  злоупотребляют своим особым положением, устанавливая либо монопольно высокие, либо монопольно низкие цены. Сейчас в  России практикуются монопольно высокие  цены, а в странах с развитой конкуренцией – монопольно низкие, иногда демпинговые. Как правило, монопольно высокой ценой компенсируются необоснованные затраты предприятий.

Три главных  естественных монополиста России:

РАО “ЕЭС” (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач);

ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа);

МПС (железнодорожные  перевозки);

Особое место  в проблеме демонополизации экономики  принадлежит вопросу о реформировании естественных монополий национального  значения: РАО “ЕЭС”, Газпром и МПС. Общая концепция реформ – отделение монопольных видов деятельности от потенциально конкурентных, изменение ценовой и тарифной политики предприятий-монополистов.

Цели реформирования РАО “ЕЭС”: развитие конкуренции  в производстве электроэнергии, создание оптового рынка электроэнергии в тех регионах страны, где это технически возможно и экономически целесообразно, а также совершенствование государственного регулирования и контроля в сфере передачи и распределения электроэнергии.

Реформа Газпрома заключается в отделении транспортировки и распределения газа (монопольных видов деятельности) от добычи (потенциально конкурентных).

 

                                                                                                                                     17

Помимо этого  необходим переход на контрактные  цены и отход от принципа формирования цен на основе издержек замыкающего  производителя.

В настоящее  время российские предприятия, от мелких фирм до крупных компаний, испытывают сильное давление со стороны конкурентов. Исключение составляют рынки с монополией одного продавца или олигополией, т.е. случаем разделения рынка между немногочисленной группой продавцов. Возможен также вариант заключения между продавцами картельного соглашения, когда каждый участник получает свой оговоренный сектор рынка с фиксированной ценой реализации. Все перечисленные случаи отклонения от конкуренции являются либо экономически закономерными (например, естественные монополии), либо обусловленными прежним советским укладом народного хозяйства, которое, как известно, отличала высокая степень монополизма. Картельное соглашение является противозаконным и преследуется в соответствии с антимонопольным законодательством.

Массовые  импортные закупки, создающие конкуренцию  отечественным товарам, стали одним из главных факторов повышения конкуренции на российских рынках. Множество, как правило, торговых, предприятий создают конкурентную среду, которая формирует определенный тип рынка. Можно констатировать, что степень монополизма российской экономики уменьшает и усиливает конкурентная борьба. Этому процессу способствуют сужение потребительского и государственного спроса, низкая инвестиционная привлекательность российской экономики, которая заставляет фирмы закрепляться на относительно стабильных рынках массовых однородных товаров. Следствием конкурентной борьбы между продавцами, как это следует из экономической теории, является снижение продажных цен и, соответственно, реализуемых наценок. Ценовая конкуренция создает для фирмы жесткие ограничения, которые заставляют менеджмент искать методы планирования и управления товарными потоками в условиях минимально возможных наценок.

                                                                                      18 
                         

                        Заключение.

 

Итак, большинство  существующих рынков являются рынками  несовершенной конкуренции, т.е. в  большей или меньшей степени  им присуща монополизация отдельных  сегментов производства или реализации товаров.

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, т.к оно позволяет избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать или свои условия.

Экономическая роль монополий в обществе неодинакова: одни монополии тормозят экономическое  развитие, деформируя механизм рынка, другие, напротив, обеспечивают жизнеспособность всей хозяйственной системы. Существует, по крайней мере, две большие монопольные сферы, которые не должны становиться объектом демонополизации:

а) естественные государственные и негосударственные  монополии;

б) монополии, связанные с товарными марками  и лидерством в научно-техническом прогрессе.

Именно эти  сферы определяют границы демонополизации  в любой экономике.

Главным событием прошлого года стало «принятие антимонопольного пакета», в который были внесены  около 150 поправок в Закон «О защите конкуренции» и Кодекс об административных правонарушениях. Так, введена в действие «грозная»178 статья Уголовного кодекса, предусматривающая лишение свободы сроком до 7 (!) лет за антимонопольные преступления. Также введена прямая административная ответственность в виде оборотных штрафов за заключение антиконкурентных соглашений.

 

 

                                                                                       19

 

           Список литературы

 

 

1. Экономическая теория. Под редакцией А. И. Добрынина.

 СПбГУ 2004г.

  1. Курс экономической теории: учебник/ М. И. Плотницкий,

   Э. И. Лобкович, М.Г. Муталимов. – Мн.:Итерпрессервис, 2003.

3.  Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И.                  Микроэкономика.- Спб.: Экономическая школа, 2004.

4.  Данные Интернет: www.fas.gov.ru

  1. Данные Интернет: www.gallery.economicus.ru

При переходе России к  рынку вновь возникли монополии  и проблемы связанные с ними. В  российской промышленности, в данный момент, существуют четыре тысячи предприятий  – монополистов и их продукция  составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий – 500. Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные под отрасли связи, а на региональном уровне – коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.; такие отрасли либо регулируются, либо они находятся в государственной собственности.

Понятно, что, как и совершенная  конкуренция, чистая монополия является некой абстракцией. Во-первых, практически не существует продуктов, не имеющих заменителей. Во-вторых, редко когда на национальном (или мировом) рынке  есть только один продавец. Хотя на более замкнутых рынках, к примеру, в маленьком городке, мы можем наблюдать явление чистой монополии. Например,  в таком городе может быть только один врач - стоматолог. Необходимо отметить, что, как правило, деятельность таких монополий регламентируется  муниципальными  властями и  правительственн ыми организациями

Характерные черты монополии

Совершенная монополия (так же, как  и совершенная конкуренция) представляет собой достаточно редкое явление. Она  предполагает выполнение следующих  условий:

    1. монополист является единственным производителем данного товара;
    2. продукция носит уникальный характер в том смысле, что не имеет близких заменителей;
    3. проникновение в отрасль других фирм закрыто целым рядом обстоятельств, в результате чего монополист удерживает  рынок в своей полной власти и полностью контролирует объем выпуска производства;
    4. степень влияния монополиста на рыночную цену очень высокая, но не безграничная, ибо он не может назначить любую сколь угодно высокую цену (любая компания, в том числе и монополистическая, сталкивается с проблемой ограниченности рыночного спроса и сокращения объема продаж прямо пропорционально росту цен).

 

К стати сказать, еще  Адам Смит писал о ценах, устанавливаемых  фирмой - монополистом за товар на рынке: “Цена монополии во всех случаях является самой высокой из тех, которые можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласятся заплатить”.

Иными словами, монополия означает потерю экономического равноправия  производителя и покупателя. По сути дела, на таком рынке более сильный  продавец вынуждает покупателя переплачивать за товары.

Чтобы получить максимальную прибыль, монополист использует неценовые  факторы воздействия на рыночный спрос, такие, как реклама, улучшение  качества товара и его внешнего вида, расширение диапазона предлагаемых услуг и дифференциацию.

Возможность получения монопольных прибылей  вследствие особого рыночного положения неизбежно привлекает в отрасль новых производителей, а это предполагает жесткую конкурентную борьбу между монополией и аутсайдерами

Барьеры, защищающие монопольный рынок

Оказывается, что захватить рынок и стать на нем монополистом очень сложно, но удержать этот рынок в своих руках еще сложнее. Поэтому издавна монополисты научились возводить барьеры на входе в контролируемые ими рынки. Именно эти барьеры мешают проникновению на монополизированные рынки новых конкурентов и изменению там ситуации к лучшему для покупателей.

Барьер для входа в отрасль (Barrier entry) – ограничитель, который  предотвращает появление новых  дополнительных продавцов на рынке  монопольной фирмы. Барьеры для  входа на рынок необходимы для того, чтобы  поддерживать монополию в долгосрочном плане. Так, если бы был возможен  свободный вход на рынок, то экономические прибыли, получаемые  монополистом, привлекли бы  на рынок новых продавцов,  значит, возросло бы предложение. Монопольный контроль над ценами  исчез бы вовсе, так как рынки, в конечном  счете,  стали бы конкурентными.

 

Типы барьеров, препятствующих проникновению новых фирм на монополизированные рынки:

1.  Юридические барьеры. Вход  на монополизированный рынок обычно очень сильно может быть ограничен с помощью юридических барьеров. Самыми  древними формами таких барьеров были монопольные  права, которые присваивались себе по праву сильного правителями и которые со временем получили название “государственных монополий”.   Под этим именем они продолжают существовать и сегодня.

Надо сказать, что государство  рождает монополию или создает  условия для нее и тогда, когда  выгоды от этого достаются преимущественно  не государственной казне, а другим лицам или организациям.

Например, государство осуществляет лицензирование определенных видов  деятельности, и без получения  государственной лицензии такой  деятельностью заниматься просто нельзя. Лицензируются, например, деятельность радиостанций и телекомпаний, нотариусов, аудиторов, банков, охота на определенные породы ценных животных (в частности, пушных), изготовление спиртных напитков или торговля ими и т.д.  Итогом лицензирования является ограничение доступа желающих проникнуть в определенные сферы деятельности и, следовательно, создание предпосылок для рождения монополистов.

Естественно, лицензирование придумано  не для создания монополий – оно  решает совершенно иные задачи. Например, предотвращение фальсификации алкогольных  напитков не лицензированными и потому бесконтрольными фирмами, продукцией которых люди могут отравиться. Тем не менее, экономически грамотный человек не может не замечать побочных последствий лицензирования как фактора усиления монополизации.

Важнейшим видом юридических барьеров, рождающих  и защищающих монополию, являются патенты на изобретения и научно-технические разработки.

Патенты и авторские права. Патенты  и авторские права обеспечивают создателям новых продуктов или  произведений искусства, литературы, музыки и так далее исключительные права  на продажу, использование, предоставление лицензии на использование их изобретений и творений. Патенты могут выдаваться на производственные технологии. Но патенты и авторские права обеспечивают монопольные позиции лишь на ограниченное количество лет, в зависимости от местного законодательства. После окончания срока действия патента барьер для входа в отрасль исчезает. Идея патентов и авторских прав стимулирует фирмы и отдельные личности к изобретению новых продуктов, так как изобретателю заранее гарантируются  эксклюзивные права на реализацию продукта.

2.  Естественные барьеры. В  некоторых случаях рождение монополии  оказывается практически неизбежным  по сугубо объективным причинам. Такие монополии называют обычно  естественными. Поскольку порождающие  их барьеры естественны, то есть закономерно присущи определенному рынку.

Полная характеристика естественных монополий будет дана ниже, однако, для раскрытия сущности естественных барьеров, необходимо ввести определение  естественных монополий.

Естественная монополия – отрасль, в которой производство  товара или оказание услуг сосредотачивается  в одной фирме в силу объективных (природных или технических) причин, и это выгодно обществу.

     В зависимости от  вида естественной монополии  существуют естественные барьеры   двух видов:

а) Когда рождение  монополий  происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение  уникальных полезных ископаемых и которая  купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

Информация о работе Монополия,ее характеристика. Последствия монополизации