Монополия, её виды и антимонопольное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

В экономической и юридической литературе по антимонопольному регулированию принято различать две основные модели: американскую и европейскую. Российская практика антимонопольного регулирования тяготеет больше к европейской модели. Это находит выражение в содержании российского антимонопольного законодательства, а также в полномочиях и практической деятельности федеральных антимонопольных органов.
Государственное регулирование играет важную роль в поддержании необходимого уровня конкуренции в экономике.
Сущностью антимонопольной политики является система законов, ограничивающих действия компаний, ведущих к снижению конкуренции и устранению монополии.

Содержание

Введение
3
1
История возникновения и развития монополий
6
2
Сущность монополии
9
2.1
Виды монополии
13
2.2
Монополии в современной России
19
3
Антимонопольное законодательство и регулирование экономики: основные принципы
23
4
Современная антимонопольная политика
27
4.1
Особенности антимонопольной политики развитых стран
27
4.2
Структура и деятельность Федеральной Антимонопольной Службы России
31
4.3
Современная антимонопольная политика России
33

Заключение
38

Список литературы
41

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 214.16 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования 

«Московский экономический  институт»

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

По     Экономической теории

(название  дисциплины)

 

 

на тему «Монополия, её виды и антимонопольное регулирование»

 

Выполнил      

Проверил_________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012 г.





Содержание

 

 

Введение

3

1

История возникновения и развития монополий

6

2

Сущность монополии

9

2.1

Виды монополии

13

2.2

Монополии в современной России

19

3

Антимонопольное законодательство и  регулирование экономики: основные принципы

23

4

Современная антимонопольная политика

27

4.1

Особенности антимонопольной политики развитых стран

27

4.2

Структура и деятельность Федеральной  Антимонопольной Службы России

31

4.3

Современная антимонопольная политика России

33

 

Заключение 

38

 

Список литературы

41

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Монополия – это исключительное право производства, промысла, торговли и других видов  деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или  государству. Это означает, что по своей природе монополия –  это сила, подрывающая конкуренцию  и стихийный рынок. Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью  исключает механизм свободной рыночной конкуренции.

Эта тема актуальна, так как в России существуют экономические гиганты, которые  прочно занимают монополистическое  место в производстве. В нашей стране проблема монополии носит более острый характер, чем в развитых странах Запада. В России основными монополиями является государственный сектор («Мосэнерго», «Газпром», «Сбербанк» и др.), который составляет около 70%. И поэтому, невозможно в один момент заставить играть по рыночным правилам.

 Рост таких монополий в России дает толчок для Российского государства развивать и усовершенствовать антимонопольную политику. Целью моей курсовой работы является изучение и рассмотрение различных форм монополий, а также методы борьбы и контроля над монополистическими объединениями.

Монополия экономики – серьезное  препятствие  для развития рынка, для которого более характерной является монополистическая  конкуренция. Она предполагает смешение монополии и конкуренции. Монополистическая  конкуренция представляет такую  рыночную ситуацию, когда значительное число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Каждое предприятие обладает относительно небольшой долей рынка, поэтому имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. Наличие большого числа предприятий гарантирует, что тайный сговор, согласованные  действия предприятий с целью  ограничения объема производства и  повышения цен почти невозможен.

Всеобщая  форма монополий развивается  тогда, когда объединение предпринимателей всесторонне – с помощью государства  подчиняют себе народное хозяйство  и оказываются на большинстве  рынков и основными продавцами, и  основными покупателями. При этом само государство выступает крупнейшим монополистом, сосредотачивая в своих  руках целые отрасли и производительные комплексы, как, например, военно-промышленный комплекс.

Отношение общественности и государства к  различным формам монополий всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. Монополии  ограничивают выпуск продукции и  устанавливают более высокие  цены в силу своего монопольного положения  на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обуславливает  усиление неравенства доходов. Монополия  снижает жизненный уровень населения. Не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для  обеспечения НТП (научно-технического прогресса). Монополии не имеют достаточных  стимулов для повышения эффективности  за счет НТП, так как нет конкуренции.

К числу  важнейших экономических функций  современного государства относится  разработка и проведение антимонопольной  политики. Ещё в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных  последствий монополизации рынков.

Пытаясь компенсировать несовершенство рынка, государство, прибегая к различным  способам и методам, выбирает наиболее адекватные той или иной задаче. Важнейшая из этих задач – устранение последствий, порождаемых несовершенствами рынка.

В экономической  и юридической литературе по антимонопольному регулированию принято различать  две основные модели: американскую и европейскую. Российская практика антимонопольного регулирования тяготеет больше к европейской модели. Это находит выражение в содержании российского антимонопольного законодательства, а также в полномочиях и практической деятельности федеральных антимонопольных органов.

Государственное регулирование играет важную роль в  поддержании необходимого уровня конкуренции  в экономике.

Сущностью антимонопольной политики является система законов, ограничивающих действия компаний, ведущих к снижению конкуренции  и устранению монополии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. История возникновения и развития монополий

 

История монополий достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в  разных формах и в неодинаковой степени  проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается с последней трети XIX столетия (особенно во время экономического кризиса 1873 г.). Взаимосвязанность явлений – кризиса и монополий – указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение от кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название «детей кризиса».

На процесс  усиления монополизации экономики  первыми обратили внимание представители  немецкой исторической школы, и это  не случайно, поскольку именно они  в своих исследованиях сделали  акцент на описание отдельных экономических процессов, собирание фактического материала. Эту стадию развития капитализма они называли империализмом (imperium – лат. – власть) по аналогии с процессом формирования империй прошлого – римской, персидской и др.

Существуют  два способа образования монополий: посредством капитализации прибыли  или путем слияний и поглощений. В последнее время отмечается существенное преобладание последнего способа.

Методы  концентрации и централизации капитала, применявшиеся в XIX веке, не обеспечивали достаточного сосредоточения капитала для эффективного массового производства. Концентрация производства, создание новых крупнейших заводов и фабрик требовали резкого расширения рамок капиталистической собственности. Способ такого быстрого расширения размеров капиталистической собственности, находящейся под единым контролем, существовал давно, но лишь под влиянием быстрого роста производительных сил они получили широкое распространение и решающее значение. Это, в первую очередь, акционерная форма организации капиталистических компаний.

Монополии появились и в России, но их развитие было своеобразным. Первые монополии  образовались в 80х годах XIX века (Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивающих нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. В 80 – 90-х годах XIX века действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал. До начала XX века роль монополии в экономике была невелика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономически кризис 1900 – 1903 гг. Монополии постепенно охватили важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа (товарищество «Бр Нобель», неточный трест и др.). Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок деятельности монополий делало возможным использование против них государством законодательства, формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не зарегистрированных монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства («Продпаровоз», военно-промышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты – «Продмед», «Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Лседь», «Проволка», «РОСТ» и др. – по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми, негласными контрагентскими договорами. В период промышленного подъема «1910 – 1914 гг.» происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность наряду с процессами и комбинирование производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п.

Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции, в ходе национализации промышленности и банков. Советское  государство частично использовало учетные и распределительные  органы монополий при создании органов  управления народным хозяйством.

При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы, связанные  с ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность монополии

 

Монополия (от моно – один и греч. poleo – продажа) исключительное право в определенной области, государства, организации, фирмы.

Монополия – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в  частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и  осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой  степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

Если  мы обратили внимание на монополистические  образования в промышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные  товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного  вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность  влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для  себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие  монопольного положения. Последнее  определяется,  как доминирующее положение предпринимателя, которое  дает ему возможность самостоятельно или в месте с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.

Характерными  чертами монополии являются следующие:

  1. Отрасль состоит из одной фирмы, которая является единственным производителем данного продукта или поставщиком услуги.
  2. Из первого признака вытекает, что покупатель должен приобретать продукт у монополиста или обходиться без него. То, что не существует близких заменителей монополизированного продукта, имеет большое значение для рекламы. Впрочем, монополисту часто нет нужды использовать рекламу.
  3. В условиях монополизированного производства производитель диктует цену и имеет возможность манипулировать количеством предложенного продукта.
  4. Существование монополии предполагает наличие барьеров для появления в отрасли аналогичных производств, создаваемых другими производителями. Эти барьеры могут быть экономическими, техническими или юридическими.

Информация о работе Монополия, её виды и антимонопольное регулирование