Монополия, её виды и антимонопольное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

В экономической и юридической литературе по антимонопольному регулированию принято различать две основные модели: американскую и европейскую. Российская практика антимонопольного регулирования тяготеет больше к европейской модели. Это находит выражение в содержании российского антимонопольного законодательства, а также в полномочиях и практической деятельности федеральных антимонопольных органов.
Государственное регулирование играет важную роль в поддержании необходимого уровня конкуренции в экономике.
Сущностью антимонопольной политики является система законов, ограничивающих действия компаний, ведущих к снижению конкуренции и устранению монополии.

Содержание

Введение
3
1
История возникновения и развития монополий
6
2
Сущность монополии
9
2.1
Виды монополии
13
2.2
Монополии в современной России
19
3
Антимонопольное законодательство и регулирование экономики: основные принципы
23
4
Современная антимонопольная политика
27
4.1
Особенности антимонопольной политики развитых стран
27
4.2
Структура и деятельность Федеральной Антимонопольной Службы России
31
4.3
Современная антимонопольная политика России
33

Заключение
38

Список литературы
41

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 214.16 Кб (Скачать файл)

При анализе  монополии важно учитывать неоднозначность  самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления  из этимологии слова «моно» – один, «полио» – продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма-производитель товаров, не имеющих субститутов. Следовательно, использование термина «монополия», а тем более «чистая монополия» является абстракцией. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличие за рубежом. Поэтому можно представить чистую, абсолютную монополию скорее теоретически. Для чистой монополии характерно наличие всего лишь одной фирмы, производящей продукт, близких заменителей которому нет, т.е. уникальный продукт. Фирма осуществляет значительный контроль над ценой своего продукта. Регулируя цену изменением предложения продукта, фирма делает всё, чтобы не допустить новую фирму  в отрасль своей деятельности, т.е. блокирует свою отрасль. Коммерческая реклама продукта почти не осуществляется.

Не следует  отождествлять чистую монополию  и монопольную (рыночную) власть. Последнее  означает возможность для фирмы  влиять на цену и повышать экономическую  прибыль, ограничивая объем производства и сбыта. Когда говорят о степенях монополии рынка, обычно имеют в виду силу рыночной власти отдельных фирм, присутствующих на этом рынке.

Как ведет  себя монополист на рыке? Он полностью  контролирует весь объем выпуска  товара; если он принимает решение  о повышении цены, то не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам, устанавливающим более низкие цены. Но это не означает, что он бесконечно будет повышать цену своей продукции.

Поскольку фирма-монополист, так же как и  любая другая фирма, стремится к  получению высокой прибыли, в  ходе принятия решения о цене продажи  она учитывает рыночный спрос  и свои издержки. Так как монополист является единственным  производителем  данной продукции, кривая спроса на его  продукцию будет совпадать с  кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже её. Это происходит, потому что монополист – единственный производитель продукции на рынке и представитель всей отрасли, он, снижая цену продукции для увеличения объема продаж, вынужден снижать её на все единицы продаваемых товаров, а не только на последующую (рис. 1).

Рис. 1. Цена и предельный доход фирмы-монополиста: D – спрос; MR – предельный доход.

 

Разница между ценой и предельным доходом  зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы: чем более эластичен  спрос, тем меньше возможностей получения  дополнительной прибыли, меньше рыночная власть фирмы.

Структура рынка, степень его монополизации  должны учитываться фирмой при выборе стратегии деятельности. Для формирующегося рынка России характерна высокомонополизированная структура, поддерживаемая созданием  в последние годы различного рода концернов, ассоциаций и других объединений, одной из целей которых является поддержание высоких цен и  обеспечение себе «спокойного существования». Вместе с тем предполагаемое усиление открытости российской экономики для  мирового хозяйства приведет к конкуренции  с зарубежными фирмами и значительно  усложнит положение отечественных  монополистов.

Чем выше прибыль предприятия-монополиста, тем  больше желающих проникнуть в отрасль, например путем расширения производства и продаж товаров-заменителей. Выход  новых фирм на рынок с продукцией, способной эффективно заменить продукцию  монополиста, приводит к переключению спроса потребителей. В таких условиях монополист будет вынужден снизить  цену, отказываться от части прибыли, чтобы сохранить положение на рынке.

Законодательные барьеры для вступления в отрасль  также не вечны. На поддержку государственных  чиновников, выражающих их интересы, монополисты  тратят значительные средства, которые  включаются в издержки, увеличивая их. Поэтому  в условиях развитого  рыночного хозяйства положение  фирм-монополистов не является таким  уж «безоблачным», как это кажется  на первый взгляд.

Многие  экономисты доказывали, что крупные  фирмы, обладающие значительной властью, – это желательное явление  в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как  фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные  прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли. Обладая исключительным положением, монополии всюду устраняют конкурентов, разрушая тем самым нормальный рынок, снижают качество продукции, игнорируя достижения НТП, вздувают цены, обеспечивая собственные сверхприбыли, вызывают снижение общей эффективности производства. Недостатки монополизма повсеместно оказываются сильнее их достоинств.

 

 

    1. Виды  монополий

 

Вид монополии  зависит от рыночной структуры и  формы конкуренции. Существуют разные виды монополии, которые можно классифицировать на три основных: естественная, легальная, искусственная.

Естественная  монополия.

Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые  элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки  под виноградники). Сюда также относятся  отрасли инфраструктуры, имеющие  особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный  транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что  они дают огромный экономический  выигрыш от больших масштабов  производства. Здесь создают товары и меньшими затратами по сравнению  с расходами ресурсов, которые  были бы на множестве аналогичных  фирм.

Легальные (от лат. legalis – законный) монополии образуются на законном основании. К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:

а) патентная  система. Под патентом подразумевается  свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного  пользования сделанным изобретением. Патентом также именуется документ, дающий право на занятие промыслом, торговлей.

б) авторские  права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течении всей жизни или какого-то периода;

в) торговые знаки – специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют  идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается  использовать зарегистрированные товарные знаки).

Искусственные монополии.

Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения  предприятий, создаваемые ради получения  монополистических выгод. Эти монополии  преднамеренно меняют структуру  рынка:

а) создают  барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;

б) ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые  не вошли в монополистические  объединения) доступ к источникам сырья  и энергоносителям;

в) создают  очень высокий (по сравнению с  новыми фирмами) уровень технологии;

г) применяют  более крупный капитал (дающий больший  эффект от роста масштаба производства);

д) «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм. Простейшие формы – картели и синдикаты.

Картель – союз нескольких предприятий одной  отрасли промышленности, в котором  его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия  сами продают на рынке, договариваясь  о квоте – доле каждого в  общем выпуске продукции, о продажных  ценах, распределением рынков и др.

Синдикат  – объединение ряда предприятий, изготовляющих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняются  за участниками объединения, а готовая  продукция сбывается как общее  достояние через созданную для  этого контору.

Более сложные  формы монополистических объединений  возникают тогда, когда процесс  монополизации распространяется и  на сферу производства. На этой основе появляется такая более высокая  форма монополистических объединений  как трест.

Трест –  это объединение ряда предприятий  одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность  на средства производства и произведенный  продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяется производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право  принимать участие в управлении и присваивать соответствующую  часть прибыли треста.

Многоотраслевой концерн – это объединение  десятков и даже сотен предприятий  различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная  фирма осуществляет над другими  участниками объединения финансовый контроль.

В 60-х  годах в США и некоторых  странах капитала появились и  начали развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.

Сущность  и особенности всех видов монополистических  объединений ярко проявляются в  целях и характере их поведения.

Есть  несколько причин существования  монополии.

Первая  причина: «естественная монополия». Если производство любого объема продукции  одной фирмы обходится дешевле, чем его производство двумя или  более фирмами, то говорят, что отрасль  является естественной монополией. И  причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше её стоимость.

Вторая  причина: одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими  и чрезвычайно важными ресурсами  или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия  «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенных патентами.

Третья  причина: государственное ограничение. Монополии существуют, так как  они покупают или им предоставляется  исключительное право на продажу  некоего блага. В некоторых случаях  государство оставляет за сбой право  на монополию: в ряде стран только государственные монополии могут  продавать табак.

Поскольку монополизм в XX веке предстал как явление весьма «ёмкое» по структуре и содержанию, то сложилось уже несколько подходов к его классификации.

Из отечественных  классификаций наиболее известной  является классификация типом монополизма  в экономике А. Лившица. Опираясь на анализ современной мировой экономической  теории и практики, Лившиц считает  правомерным выделить, по меньше мере , 6 основных разновидностей данного явления:

  1. монополизм, вырастающий из конкуренции, базирующийся на концентрации производства и капитала;
  2. технологические (или естественные) монополии и олигополии, характерные для коммунальных служб, а также отрасли металлургии, электроэнергетики, железнодорожного транспорта и т.д.;
  3. монополизм, вызываемый дифференциацией производимой однотипной продукции;
  4. монополизм предприятий, лидирующих в тех или иных направлениях современного НТП;
  5. естественные государственные монополии (типа монополии государства на эмиссию денег, на продажу отдельных видов потребительских товаров неэластичного спроса и т.п.);
  6. монополизм, характерный для административно-командного типа экономики.

Монополии также можно классифицировать по видам:

  1. закрытая монополия. Она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом. Другими вариантами возникновения закрытой монополии является патентная защита, институт авторских прав;
  2. открытая монополия. В этом случае фирма не некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.

Особый  вид монополии – международные  монополии. Экономической основой  возникновения и развития международных  монополий является высокая степень  обобществления капиталистического производства и интернационализация хозяйственной  жизни. Существуют две разновидности  международных монополий.

Информация о работе Монополия, её виды и антимонопольное регулирование