Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 12:42, курсовая работа
Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. К положительным чертам конкуренции можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципов оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - «победа» одних и «поражение» других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения др.
Трансформация современной экономики происходит в сторону дальнейшей монополизации рынка и вытеснению конкуренции с основных рынков. Объективность данной тенденции обосновывается неизбежностью процесса расширения и развития кооперации труда, процессами слияний и поглощений, развитием современных коммуникаций. Свободная конкуренция и монополия постепенно «сливаются» в новую форму общественного регулирования – в нормативную. Обеспечение свободной конкуренции – одна из важнейших задач государства.
Министерство образования и науки РФ
Набережночелнинский институт
(филиал) федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего
профессионального образования «Казанский
(Приволжский) федеральный университет»
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ
Бакалавриат: 080200. 62 «Менеджмент»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по введению в экономическую теорию
на тему: «Монополия и конкуренция в рыночной экономике»
Выполнил:
студент I курса
очной формы обучения
группы 21201
Зиганшин Б. Г.
Проверила:
кандидат экономических наук,
доцент Максютина Е. В.
Набережные Челны
2013
Содержание
Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. К положительным чертам конкуренции можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципов оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - «победа» одних и «поражение» других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения др.
Трансформация современной экономики происходит в сторону дальнейшей монополизации рынка и вытеснению конкуренции с основных рынков. Объективность данной тенденции обосновывается неизбежностью процесса расширения и развития кооперации труда, процессами слияний и поглощений, развитием современных коммуникаций. Свободная конкуренция и монополия постепенно «сливаются» в новую форму общественного регулирования – в нормативную. Обеспечение свободной конкуренции – одна из важнейших задач государства.
Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время конкуренция и монополия играют основополагающую роль в экономике любой страны. Конкуренция является движущей силой экономики и главным ценообразующим фактором. Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономике, и в условиях конкуренции создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой. Поэтому проблема повышения конкурентоспособности российского рынка является одной из основных проблем экономики страны и вопросы ее решения поставлены на самом высоком уровне.
Целью данной работы является изучение монополии и конкуренции в рыночной экономике.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд следующих задач:
Объект исследования - конкуренция и монополия.
Предмет исследования – рыночная экономика.
Методы обработки информации - описательный, сравнительный, обобщения, анализа.
Для написания курсовой работы в основном были использованы труды таких авторов как Базылев Н.И., Барышев А.В. Ефимова Е.Г., Юданов А.Ю., а так же материалы из периодической печати.
Данная работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы из 18 источников.
В 1 главе рассматриваются теоретические основы конкуренции в рыночной экономике, изучается ее суть, виды и методы конкурентной борьбы.
В 2 главе проводится анализ монополий в рыночной экономике, изучаются причины возникновения монополий, выявляются типы и виды рыночных монополий, а также формы и виды монополистических объединений.
В 3 главе рассматриваются типы рыночных структур в РФ.
Термин «конкуренция» происходит от латинского слова concurentia и означает соперничество, соревнование, состязание. Другое его обоснование вытекает из французского слова courir - бегать (cour - бег, сoncour - бега, concurrence - совместные бега с соперником) [6, С.91].
Понятие конкуренции используется в экономике в различных значениях. Конкуренция характеризуется как форма взаимного соперничества, при котором происходит свободное, полное и достоверное сопоставление всех субъектов рыночного хозяйства в плане, как предложения, так и спроса на товары, услуги, средства производства и капиталы.
По мнению Куракова Л.П. основными условиями возникновения конкуренции являются:
Конкуренция в рыночной экономике выполняет важнейшую функцию - она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать, прочие же остаются невостребованными и производство их сокращается. Другими словами вне конкурентной среды индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учет интересов других лиц. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы - что? как? для кого производить?
Суть конкуренции проявляется и в том, что она, с одной стороны, создает такие условия, при которых покупатель на рынке имеет огромное количество возможностей для приобретения товаров, а продавец - для их реализации. С другой стороны, в обмене участвуют две стороны, каждая из которых ставит свой интерес выше интереса партнера. В результате и продавец, и покупатель при заключении соглашения должны идти на взаимный компромисс при определении цены, иначе соглашение не состоится, а каждый из них понесет убытки.
Непременным условием конкуренции является независимость субъектов рыночных отношений от определенных "высших" и "внешних" сил. Эта независимость проявляется, во-первых, в возможности самостоятельно принимать решение о производстве или покупке товаров или услуг; во-вторых, в свободе выбора рыночных партнеров. В процессе конкуренции хозяйствующие субъекты как бы взаимно контролируют друг друга, причем осуществляют это преимущественно лучше самого тщательного государственного органа. Конкуренция также является важным инструментом регулирования пропорций общественного производства в условиях рынка. В силу своей противоречивой природы конкуренция несет в себе одновременно как позитивные так и негативные последствия и действия. С одной стороны, она выступает как внешняя принудительная сила, которая побуждает ее участников в процессе заботится о своих собственных микрохозяйственных интересах способствовать общественному прогрессу.
Развитие конкурентных отношений тесно связано с расщеплением экономической власти. Когда она отсутствует, потребитель лишен выбора и вынужден либо полностью согласится на диктуемые производителем условия, либо совсем остаться без необходимого ему блага. Напротив, когда экономическая власть расщеплена и потребитель имеет дело с множеством поставщиков аналогичных товаров, он может выбрать тот из них, который в наибольшей степени соответствует его нуждам и финансовым возможностям.
Конкуренция имеет большое значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, Уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обуславливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция может превратиться в разрушительную силу для экономики. Для удержания ее на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет «правила игры» соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции [4, С.73].
Конкуренция одновременно имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Попов А.И. выделяет следующие положительные стороны: а) она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. В ходе конкуренции вымываются экономически-неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары; б) она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их снижению; в) выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.
К числу негативных сторон Попов А.И. относит: а) придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства; б) ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения; в) ее следствием может быть перепроизводство товаров и не догрузка мощностей в периоды производственных спадов [12, С.249].
Таким образом, конкуренция – важнейший элемент рынка, играющий роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в освоении технических новинок и открытий. Конкуренция одновременно имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Существуют несколько видов конкуренции. Рассмотрим классификацию видов рыночной конкуренции по ряду признаков (Рис.1.2.1).
Рис.1.2.1. Виды конкуренции
По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую.
Ценовая конкуренция возникает, как правило, путем искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место в том числе, когда данный продукт продается по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках.
Ценовая конкуренция наиболее часто применяется в сфере услуг, при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддается перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).
Неценовая конкуренция проводится главным образом посредством совершенствования качества продукции, технологии производства, инноваций и нанотехнологий, патентирования, брендирования и условий ее продажи, «сервизации» сбыта. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели.
Неценовая конкуренция путем сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, мерчендайзинг, обслуживание клиентов [16, С.38].
По отраслевой принадлежности различают внутри - и межотраслевую конкуренцию.
Внутриотраслевая конкуренция - это конкуренция между субъектами отрасли за более выгодные условия производства и сбыта продукции, получение сверхприбыли. Внутриотраслевая конкуренция является исходным пунктом в механизме конкуренции. Основные функции внутриотраслевой конкуренции:
Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями различных отраслей за более выгодное приложение капитала на основе перераспределения прибыли. Возникновение межотраслевой конкуренции базируется на неодинаковых условиях производства (различные структура капитала и скорость его оборота, колебание рыночных цен), приводящих к разной норме прибыли.
Информация о работе Монополия и конкуренция в рыночной экономике