Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 12:42, курсовая работа
Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. К положительным чертам конкуренции можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципов оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - «победа» одних и «поражение» других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения др.
Трансформация современной экономики происходит в сторону дальнейшей монополизации рынка и вытеснению конкуренции с основных рынков. Объективность данной тенденции обосновывается неизбежностью процесса расширения и развития кооперации труда, процессами слияний и поглощений, развитием современных коммуникаций. Свободная конкуренция и монополия постепенно «сливаются» в новую форму общественного регулирования – в нормативную. Обеспечение свободной конкуренции – одна из важнейших задач государства.
Основные функции межотраслевой конкуренции:
В условиях несовершенной конкуренции происходят изменения в проявлениях межотраслевой конкуренции: усиливается влияние факторов, замедляющих перелив капитала (уровень развития транспорта, средств связи, экономической информации, кредитных отношений); ценообразование на продукцию небольших предприятий происходит в основном по законам совершенной конкуренции, а на продукцию крупных предприятий - в форме контроля за ценами с их стороны, которые преследуют цель стабилизации экономики. На рынке господствует установленная цена, которая уже не может совершать прежнее движение вокруг стоимости. Соответствие цен стоимостям устанавливается не путем колебания цен вокруг стоимости, а путем колебания стоимости вокруг зафиксированной цены продуктов: сохранение различий в производительности труда, преград, свойственных современной структуре экономики ведет к тому, что прибыль не распределяется равным образом с вложенным капиталом, а остается там, где она произведена.
По степени свободы подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).
Совершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на выполнении предпосылок конкурентного равновесия, к которым можно отнести следующие: наличие множества независимых производителей и потребителей: возможность свободной торговли факторами производства; самостоятельность субъектов хозяйствования; однородность, сопоставимость продукции; наличие доступности информации о рынке.
Несовершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на нарушении предпосылок конкурентного равновесия. Несовершенная конкуренция имеет характеристики: раздел рынка между несколькими крупными фирмами или полное господство: ограниченная самостоятельность предприятий; дифференциация продукции и контроль за сегментами рынка [5, С.92].
Таким образом, образуется видовое многообразие в понятии конкуренция вследствие существования различных моделей рынка и от условий классификации.
Основными методами конкурентной борьбы в современных условиях являются:
Ценовые методы характеризуются тем, что в конкурентной борьбе за потребителя и завоевание рынка главным образом используется такой прием как снижение цен. Предприниматель, принявший такое решение, полагает, что более низкой ценой на свои товары ему удастся победить (разорить) конкурентов. Захватив господствующее положение на рынке, последующим ростом цен предприниматель стремится восполнить временные потери прибыли
В современных условиях помимо традиционного снижения цен к основным методам конкурентной борьбы относится и снижение затрат производства и обращения. Такой прием (снижение издержек производства, снижение себестоимости товаров) в идеале является основой долгосрочной стратегии развития любой фирмы.
Неценовые методы конкуренции в настоящее время являются основополагающими в рыночном механизме всех развитых стран мира. Суть их заключается в повышении качества производимых товаров, улучшенное послепродажное, допродажное обслуживание. Это означает, что в конкурентной борьбе особое внимание уделяется:
Большое значение в неценовой конкурентной борьбе имеет оперативная готовность фирм к перепрофилированию производства своей продукции в зависимости от изменения рыночной ситуации. Так, в японских фирмах стало правилом обучать рабочих сразу нескольким специальностям. При потребности перепрофилирования производства, таким образом, не требуется смена кадров и экономится время самого перепрофилирования. Такой прием особенно характерен для поведения малых фирм, что и объясняет их высокую живучесть и гибкость.
Достичь временных преимуществ над конкурентами можно не только на основе реальных отличий своего товара, а и за счет активной рекламной деятельности.
Основная цель рекламы - обеспечение потребителей информацией о товаре. Реклама сообщает о ценах на товары, о появлении новой продукции и о расположении торговых точек. Информация позволяет потребителям осознанно выбрать необходимый им товар; таким образом, эффективность рыночной аллокации ресурсов повышается.
Реклама способствует повышению интенсивности конкуренции. Так как реклама информирует потребителей обо всех оперирующих на рынке фирмах, покупатели получают возможность извлечь выгоду из разницы в ценах. Таким образом, власть фирм над рынком уменьшается. Кроме того, реклама облегчает новым фирмам вход на рынок, ибо она привлекает потребителей, неудовлетворенных существующей продукцией.
Средства за размещение рекламы – это чуть ли не самый главный источник доходов средств массовой информации. Ни телевидение, ни радио, ни газеты не могли бы существовать, если бы не предоставляли оплачиваемых рекламных услуг. Этот внешний эффект для зрителей и читателей оправдывает некоторые неудобства, связанные с перенасыщением рекламой средств массовой информации.
Реклама стимулирует совершенствование продукта рекламодателем. Рекламная компания будет обречена на провал, если продукт не будет иметь хоть части тех особенностей, о которых идет речь в рекламном объявлении.
Реклама стимулирует высокий уровень потребительских издержек, что создает позитивные предпосылки для экономического роста, увеличения занятости и, в конце концов, повышения общего благосостояния нации. Известное изречение гласит: «Если реклама эффективно выполняет свою работу, то многие из людей сохраняют свою».
С течением времени политики пришли к выводу, что реклама действительно способствует повышению уровня конкуренции.
Подводя итоги, следует отметить, что в современных условиях хозяйствования именно неценовые методы конкурентной борьбы, такие как: модификация свойств товара; создание товаров-субститутов, то есть взаимозаменяемых товаров; усовершенствование услуг, сопровождающих реализацию товаров и так далее, - являются главными гарантами роста конкурентоспособности товаропроизводителей. Особое значение это положение имеет для российских фирм в свете перспектив интеграции в структуры мирового рынка [6, С.101].
Недобросовестные методы конкуренции в той или иной мере соседствуют с ценовыми и неценовыми методами, но они подвергаются как общественному осуждению, так и уголовному преследованию. К названным методам относятся:
В условиях перехода к рынку,
в период первоначального накопления
капитала многие из предпринимателей
используют именно эти методы. Такой практике
может противостоять лишь формирование
правового поля предпринимательской деятельности,
совершенствование законодательства.
Воспитание цивилизованных методов конкурентной
борьбы - проблема многогранная и требующая
большого внимания со стороны государства.
Без конкуренции рыночные отношения
теоретически немыслимы, а практически
- невозможны. В конкуренции, как и в любом
другом значимом общественном явлении,
сочетаются плюсы и минусы.
Таким образом, можно назвать очень немногие области экономики, которые сегодня в состоянии противостоять влиянию конкуренции и рынка. Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции. Они должны постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы.
Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики.
При определенных условиях конкуренция может действовать как сила, которая разрушает производство и снижает его эффективность. Не нужно забывать, что сути конкуренции отвечает «жестокая война против всех». В этой «войне» используются такие методы борьбы, как подкуп, шпионаж, разные мероприятия, которые убыстряют банкротство конкурентов и тому подобное. Возникая на определенном этапе концентрации и централизации производства и капитала с целью послабления конкуренции, монополия становится той силой, которая создает конкуренцию, ограничивает ее, становится над ней, а то и совсем возводит ее на нет. Опыт показывает, что при определенных условиях монополия (включая государственную) может стать важным дополнением к конкуренции, как в свою очередь конкуренция может дополнять монополию.
Монополия (от гр. «monos» - один; «poleo» - продаю) - это увлечение физическим или юридическим лицом части или всего рыночного пространства и установления на нем своего господства. Отдельные монополии появились еще несколько веков потому, но большое распространение они получили в конце ХІХ и в начале ХХ веков. В узком понимании монополия означает исключительное право на владение чем-нибудь или на осуществление каких-то мероприятий.
Монополия - это предприятие или группа предприятий, которая выпускает значительную часть продукции данной отрасли, или нескольких отраслей и может диктовать рынку цены. Возможность диктовать цены является наиболее определяющим критерием монопольного образования. Нужно иметь в виду: как для контроля над акционерным обществом достаточно иметь в одних руках 20, а то и 10% акций, так для господства на рынке большому предприятию достаточно производить 10-20% продукции. В мировой же практике монополией считается сосредоточение в одних руках 30% рынка [9, С.30].
Первые монополии в России образовались
в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов
и др.). Своеобразие развития заключалось
в непосредственном вмешательстве государственных
органов в создание и деятельность монополий
в отраслях, обеспечивавших нужды государственного
хозяйства, или имевших особое значение
в его системе (металлургия, транспорт,
машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность).
Это привело к раннему возникновению государственно-
До начала 20 века роль монополий в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-1903 гг. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа (Товарищество «Бр. Нобель», ниточный трест и др.). Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства («Продпаравоз», военно-промышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты – «Продамет», «Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Медь», «Проволока», РОСТ и др. – по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях.
Информация о работе Монополия и конкуренция в рыночной экономике