Монопольная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 20:30, курсовая работа

Краткое описание

Абсолютная, или чистая, монополия представляет собой такую рыночную структуру, при которой на рынке действует единственная фирма-продавец какого-либо товара.
Абсолютная монополия обладает своими характерными чертами, которые делают ее непохожей на другие рыночные структуры такие, как совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция или олигополия.

Вложенные файлы: 1 файл

Осн. ч..docx

— 220.03 Кб (Скачать файл)

Динамика уровня концентрации в отраслевом разрезе подтверждает, что доля промышленной продукции, выпускаемой  крупными предприятиями, остается практически  постоянной с 1995 г. В отдельных отраслях наблюдается снижении уровня концентрации. Наиболее существенное снижение имеет  место в цветной металлургии, где удельный вес трех крупнейших предприятий сократился с 1995 по 2003 гг. на 5,2 п.п., в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности – 3,2 п.п. В остальных отраслях изменения коэффициента концентрации носили характер колебаний, не позволяющий четко говорить о выраженной тенденции. В отдельных отраслях наблюдался рост коэффициента концентрации на уровне трех предприятий, достигший максимального значения в промышленности стройматериалов – 21,2 п.п., топливной промышленности – 8,4 п.п., стекольной и фарфорово-фаянсовой промышленности – 5,9 п.п.[7, с. 67]

Таким образом, структура  отечественной промышленности характеризуется  преобладанием крупных и крупнейших предприятий. Изменение средней  численности промышленно-производственного  персонала до 417 чел. К 1999 г. связано  с ростом числа малых предприятий  и не затрагивает высококонцентрированные  сектора промышленности.

В таблице 1 представлены основные показатели работы промышленности Республики Беларусь. [18, с. 20]

 

Таблица 1 – Основные показатели работы промышленности РБ в 2004-2009 гг.

Показатель

Год

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Объем продукции (в фактически действовавших ценах), млрд. руб.

48530

62545

77267

95515

130830

127316

Среднегодовая численность промышленно-производственного персонала, тыс. чел.

1057

1063

1068

1084

1104

1068

Прибыль от реализации товаров, продукции, услуг, млрд. руб.

5168

6533

8040

8735

13482

8543

Рентабельность реализованной  продукции, работ, услуг, процентов

15,3

15,4

15,5

13,0

15,3

9,9


 

Примечание – Источник: [18, с. 20, таблица 2]

 

Трансформация структуры  промышленности в республике в соответствии с мировыми тенденциями в сжатые сроки маловероятна, поскольку имеет  место резкое увеличение объемов  выпуска, приходящихся на одного занятого по мере укрупнения размеров предприятий. Объем продукции в ценах предприятия, приходящийся на одного занятого в группе предприятий с численностью занятых 1001 и более чел. в 2,6 раза превышает соответствующий показатель для группы предприятий с численностью занятых до 100 чел., что наглядно иллюстрирует график на рисунке 3.[7, с. 19] Существующая статистика не позволяет учесть отраслевые отклонения данного показателя, однако такое расхождение не может быть объяснено эффектом экономии на масштабе и отраслевыми особенностями производства. Способность предприятий обеспечить полную загрузку мощностей говорит о наличии у него рыночной власти. Следовательно, превышение показателя объема производства на одного занятого на крупных предприятиях над средним значением в 1,5-2 раза следует рассматривать как проявление монополистической власти.[8, с. 22]

 

Рис. 3. Зависимость объема продукции, приходящегося на одного занятого и на одно предприятие: а – объем продукции, приходящийся в среднем на одно предприятие; б – объем продукции, приходящийся в среднем на одного занятого.

 

Таким образом, оптимизация  структуры отечественной промышленности может быть достигнута на основе радикального изменения технологических и организационных подходов и активизации государственной конкурентной политики.

Следующий существенный момент, характеризующий положение отечественных  производителей, — их узкая предметная специализация, сложившаяся в результате ориентации на обслуживание крупных (общесоюзных) рынков.

Предприятия машиностроения, химической и нефтехимической промышленности являлись единственными или крупнейшими производителями тракторов, грузовых автомобилей, телевизоров, холодильников, минеральных удобрений, химических волокон и нитей и т.д. не только на республиканском, но и общесоюзном рынках.

В химической и нефтехимической  промышленности, характеризующейся  относительно невысоким коэффициентом  концентрации — 55,7 % (для трех предприятий) в 2003 г., доминирующее положение на рынке  занимали 23 предприятия, и удельный вес монопольной продукции в общем объеме производства составлял 82,7 % (по данным за 2004 г. — 83,1 %). Аналогичная ситуация складывалась в машиностроении и металлообработке. При коэффициенте концентрации для трех предприятий 30,6 % доминирующее положение занимало 91 предприятие, на долю которых приходилось 61,7 % отраслевого производства. По данным за 2004 г. 87 доминирующих предприятий обеспечивали выпуск 60,2 % отраслевого производства [7, с. 24].

Следует отметить, что, несмотря на усилия государственных органов, направленные на снижение уровня монополизации, общая характеристика деятельности доминирующих предприятий в республике показывает высокий уровень монополизации экономики. Наряду с тем, что число предприятий-монополистов относительно невелико — 187 по данным за 2004 г. (порядка 9 % в промышленности в целом), они производят 37,0 % промышленного выпуска. За период реформ доля монопольной продукции снизилась на 9,8 п.п. в 2004 г. по сравнению с 1995 г. [7, с. 25]. Таким образом, в настоящее время в Беларуси формируется экономика, имеющая четко выраженные два уровня: на первом находятся сохраняющие доминирующие позиции крупные предприятия, на втором – динамично растущий сектор малого предпринимательства. В результате преимущества для развития конкурентных отношений существуют преимущественно на втором уровне, среди малых предприятий. Вялый характер динамики структурных процессов свидетельствует о неэффективности антимонопольной политики.

Высокая концентрация производства создает условия для монополистической деятельности доминирующих предприятий. Проявление рыночной власти принимает форму отказа от заключения договоров и дискриминации контрагентов, выдвижения дополнительных условий, непосредственно не связанных с выполнением заказа, бартерных операций, давления на контрагентов с целью использования их материальных или трудовых ресурсов, требования полной предоплаты поставок, прекращения выпуска дешевого ассортимента, завышения цен на некоторые товары и т.д.

Антимонопольными органами отслеживаются и фиксируются преимущественно ценовые нарушения, допускаемые субъектами хозяйствования.

Таким образом, деятельность предприятий регулируется административными методами (контроль за уровнем цен), что снижает масштабы злоупотреблений монопольной властью, но одновременно приводит к внерыночному перераспределению доходов за счет ценового механизма и соответственно снижает эффективность конкуренции.

В силу концентрации на ценовом  контроле антимонопольные органы не фиксируют широко распространенные в настоящее время проявления монополистической власти, основанные на неконкурентном вытеснении с рынков товаров-аналогов. Например, за период с 1997 по 2004 гг. объем импорта холодильников и морозильников бытовых (к ресурсам к распределению) хотя и увеличился с 1 до 4,2 %, но по-прежнему остается на очень низком уровне. Эти процессы происходили на фоне роста долларового эквивалента цен на холодильники и морозильники бытовые. Причем ставка ввозной таможенной пошлины составляла от 20 до 30 % (в разные годы) таможенной стоимости товара. Аналогичная ситуация наблюдается на рынке цветных телевизоров. С 2000 по 2004 гг. хотя и произошло увеличение импорта в абсолютном выражении почти вдвое, тем не менее, его доля (к ресурсам к распределению) сократилась с 1,5 % до 1,0 % и остается крайне незначительной. Внутреннее потребление составило 42 % [10, с. 55]. Изменение структуры рынка происходило на фоне роста цен и высокого уровня таможенной защиты (от 20 до 30 %). Данная ситуация свидетельствует о наличии в руках производителей-монополистов (ЗАО "Атлант", РУПП "Витязь", ОАО "Горизонт") возможности лоббировать свои экономические интересы в органах государственной власти и управления, оказывать влияние на антимонопольную, ценовую и таможенную политику. При этом монополистическая наценка, уплачиваемая отечественным потребителем, перераспределяется: централизованно через бюджетно-налоговую систему; в пользу высших менеджеров через зависимые коммерческие структуры; в пользу работников предприятия, консервируя избыточную занятость.

К числу важнейших критериев, по которым оценивается состояние конкурентных отношений, относятся функциональные. По оценкам руководителей предприятий (руководителей и специалистов предприятий) для внутреннего рынка характерна умеренная конкуренция (47,3 %), 33,9 % рассматривают ее как интенсивную и 14,5 % как незначительную. По-мнению 4,3 % респондентов, конкуренция на внутреннем рынке отсутствует. При этом конкурентоспособность производимого товара в подавляющем большинстве случаев расценивается как средняя (67,5 %) и высокая (13,1 %), только 18,1 % расценивают ее как низкую [11, с. 81]. Данные опроса свидетельствуют также об активизации конкуренции со стороны российских производителей — 53,2 % опрошенных указали на эту особенность. К числу основных факторов, отрицательно влияющих на конкурентоспособность белорусских товаров, большинство респондентов относят высокие налоги (78,4 %), низкий уровень качества (61,4), избыточное государственное регулирование (49,7). неэффективную систему сбыта (40,4), высокую материалоемкость (31 %) [11, с. 82].

Таким образом, национальные производители за годы реформ не сумели адаптироваться к рыночным условиям деятельности.

На наш взгляд, данная тенденция объясняется отсутствием механизма перераспределения доходов в пользу эффективно работающих предприятий. В рыночной экономике данные функции выполняет институт банкротства. В Республике Беларусь создана законодательная база для реализации процедуры банкротства, однако прецеденты весьма редки, несмотря на рост числа неплатежеспособных предприятий. В связи с ожидаемым изменением правовой базы процесс банкротства предприятий в.2003 г. практически оказался приостановленным. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12.11. 2003 г. № 508 "О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)" инициация дел в отношении предприятий с государственной; долей собственности будет затруднена, что негативно скажется на развитии конкуренции

Таким образом, конкуренция  в республике формируется при  отсутствии ряда реально функционирующих  рыночных институтов (банкротство) и сохранении административного вмешательства, что снижает эффективность конкурентного механизма.

По структурным, поведенческим  и функциональным критериям товарные рынки, сложившиеся в республике, можно условно разделить на 3 типа.

Монополизированные  рынки. К их числу относятся рынки естественных (в том числе государственных) и искусственных (в том числе локальных) монополий.

В республиканском реестре  находятся 44 предприятия, относящиеся  к естественной монополии. Например: РУП "Белтеллеком" — рынок услуг электрической связи общего пользования.

Искусственные монополии  — такие, в отношении которых осуществляется наблюдение и контроль за их деятельностью, и в случае ценовых нарушений применяются экономические санкции. На 03.02. 2005 г. в перечень хозяйствующих субъектов, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль в соответствии с действующим законодательством, входило 199 предприятий. Например, ОАО "Белшина". ОАО "Гродно Азот" и др.

К числу локальных монополий относятся перерабатывающие предприятия в сельском хозяйстве, торговые предприятия и предприятия бытового обслуживания в сельской местности, естественные локальные монополии в системе водопроводного и канализационного обслуживания.

Олигополистические  рынки. К числу таких рынков можно отнести республиканский рынок телевизоров с преобладанием продукции предприятий РУПП "Витязь" и ОАО "Горизонт".

Рынки, развивающиеся  по типу "лидер — сателлит", когда имеет место доминирование одного предприятия, а остальная часть рынка поделена между предприятиями-аутсайдерами, например: рынок услуг материально-технического снабжения.

Рынки с развитой конкуренцией. Это рынки основных видов продовольствия, товаров легкой промышленности, строительных материалов, бытовой химии.

В перечисленных сферах деятельности конкурентная среда преимущественно формируется в крупных городах. В частности, благодаря энергичным и последовательным мерам, направленным на устранение ведомственного монополизма, удалось достичь заметных результатов в развитии конкурентных отношений в сфере торговли.

Первоочередная демонополизация  торговли обусловлена рядом причин. Во-первых, задача торговли — обслуживание потребителей, объединение которых в союзы крайне затруднено, поэтому тенденции монополизации, проявляющиеся в этой сфере, приводят к наиболее губительным последствиям. Во-вторых, торговля обладает значительным информационным и организационным потенциалом и ориентирует производство на нужды покупателей. Успех демонополизации в торговле был также обусловлен относительно небольшим размером необходимых капиталовложений, что позволяет отрасли развиваться в условиях инвестиционного голода.[16, с. 118]

Вместе с тем реформирование торговли связано с рядом серьезных проблем, обусловленных необходимостью перехода от жестко детерминированной схемы движения товаров и денег, предусмотренной планово-централизованной системой хозяйствования, к рыночной схеме, предполагающей свободу выбора и установления договорных связей между всеми участниками хозяйственного оборота. В этом случае отношения купли-продажи возникают между товаропроизводителями и оптовыми покупателями, между оптовыми торговцами и потребителями. Так, производители могут непосредственно, минуя оптовое звено, осуществлять розничную продажу. В то же время оптовое звено может включать в себя мелкооптовую торговлю, между оптом и розницей могут быть посредники, так же как между товаропроизводителем и оптовым торговцем. Роль органов государственного регулирования ограничивается косвенным воздействием на параметры экономической системы, прямое властное воздействие применяется только в случае нарушения законов, в частности, относительно качества и безопасности продукции для человека и окружающей среды.

Информация о работе Монопольная власть