Монопольная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 20:30, курсовая работа

Краткое описание

Абсолютная, или чистая, монополия представляет собой такую рыночную структуру, при которой на рынке действует единственная фирма-продавец какого-либо товара.
Абсолютная монополия обладает своими характерными чертами, которые делают ее непохожей на другие рыночные структуры такие, как совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция или олигополия.

Вложенные файлы: 1 файл

Осн. ч..docx

— 220.03 Кб (Скачать файл)

Решение данной проблемы потребовало  преобразования существовавшей организационной структуры в государственной и кооперативной торговле, придания прав самостоятельного юридического лица хозяйственным единицам, ранее входившим в состав предприятий (торгов, трестов, объединений общественного питания), пересмотра функций государственных органов регулирования.[17, с. 98]

В результате произошло существенное изменение структуры торговли. К 2003 г. в республике уже насчитывалось 31,1 тыс. (в 2004 г. - 32,8 тыс.) предприятий розничной торговли. Предприятия, находящиеся в государственной собственности, обеспечивали только 18,4 % розничного товарооборота (в 2004 г. — 18,4 %), иностранные предприятия — 1,9 % (в 2004 г. - 1,8 %), тогда как на долю частного сектора приходилось 79,8 % (в 2004 г. — 81,2 %) розничного товарооборота по стране.

На данный момент розничная  торговля в крупных городах Республики Беларусь является деконцентрированной отраслью с преобладанием мелких неассоциированных фирм. Такая структура рынка классифицируется как конкурентная, отсутствуют предприятия-олигополисты, в сельских районах имеет место локальный монополизм отдельных продавцов.[12, с. 73]

Вместе с тем для  развитых стран характерна двухуровневая система розничной торговли. В крупных городах действуют атомарные рыночные структуры или ослабленные олигополии, представленные сетью магазинов крупных фирм. Для сравнения, в США в 1982 г. более миллиона самостоятельных розничных фирм осуществляли около 47 % розничных продаж. Сети магазинов со 101 и более предприятиями аккумулировали более 29 % продаж, показывая интенсивный рост по сравнению с 1954 г., когда на их долю приходилось только 13 % и 1967 г. (19 % продаж). В розничной торговле продовольствием в развитых странах олигополия преобладает и на локальных рынках. Исключением является Япония, где существуют законодательные ограничения для крупных сбытовиков открывать магазины, что отрицательно сказывается на развитии отрасли в целом [7, с. 42].

Основным преимуществом  рынков с конкурентной олигополией, не получившей развития в республике, является стабильность и высокое качество предоставляемых услуг, максимальная информационная "прозрачность" для потребителя и существование постоянной и устойчивой ''обратной связи", что заставляет фирмы заботиться о своей репутации и качестве обслуживания. Кроме того, крупные розничные предприятия выступают в качестве квалифицированного покупателя, ориентируя промышленность на высокие стандарты производства. Неразвитость крупных торговых структур приводит к тому, что белорусские производители не испытывают давления ни со стороны покупателей, ни со стороны конкурентов и утрачивают позиции на внутреннем рынке в пользу российских производителей более качественной, хотя и более дорогой продукции. Таким образом, в настоящее время в республике не используются преимущества, которые обеспечиваются крупными торговыми посредниками.

Несмотря на недостатки существующей структуры торговли, результаты, полученные в процессе демонополизации розничной  торговли республики, наглядно свидетельствуют  о преимуществах конкурентной организации отрасли: ликвидирован дефицит товаров, многократно увеличился ассортимент, предложение ориентируется на удовлетворение дифференцированных потребностей населения. В перспективе с ростом численности среднего класса следует стимулировать развитие крупных торговых структур олигополистического типа, сориентированных на удовлетворение стандартных потребностей, и параллельно развивать малый бизнес, создающий условия для конкуренции на специализированных сегментах рынка.

Таким образом, в целом  уровень концентрации в Беларуси можно трактовать как весьма высокий, доминирующие предприятия располагают существенной рыночной, властью, обеспечивающей стабильное положение в отрасли. Механизмы реализации монопольных преимуществ носят нерыночный характер. В результате функционирование экономики республики не отвечает критериям эффективности: не обеспечивается рациональное использование ресурсов; предприятия не в состоянии обеспечить выпуск и реализацию качественной продукции, соответствующей запросам потребителей; снижается конкурентоспособность отечественной продукции; не работает механизм перераспределения доходов в пользу эффективно функционирующих предприятий (банкротство). Существующее государственное регулирование цен препятствует формированию рациональных ценовых пропорций на основе конкурентного механизма. Недостаточный уровень прибыли приводит к неплатежеспособности многих предприятий и резкому сокращению инвестиций, объем которых недостаточен не только для внедрения передовых технологий, но и не обеспечивает простое воспроизводство.

Развитие конкурентных отношений  происходит неравномерно в различных  секторах экономики. Существующий дисбаланс объясняется не очередностью реализации экономических реформ, а их непоследовательностью и слабостью антимонопольных органов.

Параллельно со структурными преобразованиями должно происходить изменение поведения хозяйствующих субъектов, соответствующее деятельности в условиях добросовестной конкуренции. В республике такая ориентация возможна в условиях потенциальной конкуренции.[13, с. 85]

 


Информация о работе Монопольная власть