Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 10:17, реферат
Целью данной работы является рассмотрение сущности муниципального управления в социальной сфере.
Введение 3
1 Основы муниципального управления социальной сферой 5
1.1 Понятие и сущность муниципального управления социальной сферой 5
1.2 Формы и методы муниципального управления в социальной сфере 6
1.3. Основные направления муниципальной политики в социальной сфере 9
2 Общая характеристика состояния муниципальной политики в социальной сфере 11
Контрольные вопросы 27
Тестовые задания 29
3 Эффективность организационно-технического уровня системы муниципального управления 31
Заключение 34
Список используемой литературы 36
Органы местного самоуправления осуществляют также мероприятия и содержат организационные структуры по борьбе с наркоманией, с детской беспризорностью, содействуют организации занятости населения, участвуют в подготовке и регистрации трудовых соглашений между трудовыми коллективами и работодателями на территории муниципальных образований, в разрешении трудовых споров. В свете Федерального закона 2003г. социальные услуги всех перечисленных учреждений и виды деятельности органов местного самоуправления, а также выплаты заработной платы педагогических работников и другие расходы по финансовому обеспечению образовательного процесса должны рассматриваться как государственные полномочия. Они могут возлагаться на органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов федеральными законами и законами субъектов РФ с выделением необходимых для их выполнения материальных и финансовых средств. Такое наделение соответствует принципу субсидиарности и является целесообразным, поскольку органы местного самоуправления лучше знают все условия и факторы предоставления конкретных социальных услуг конкретным людям [1].
К основным направлениям муниципальной социальной политики, фактически реализуемым органами местного самоуправления, относятся:
- содействие занятости
населения и обеспечению
- содействие обеспечению
граждан жильем через создание
условий для жилищного
- участие в обеспечении
социальной поддержки
- организация муниципальной
системы здравоохранения,
- организация предоставления
образовательных услуг,
- создание условий для
деятельности учреждений
- создание условий для
развития физической культуры
и спорта в муниципальном
- реализация муниципальной молодежной политики.
Разработка конкретной системы
мероприятий в рамах
Занятость и трудовые отношения.
Занятость – это совокупность экономических и социальных отношений, связанных с обеспечением трудоспособных граждан рабочими местами и их участием в хозяйственной деятельности. Проблема занятости населения является одной из важнейших для муниципального образования. В поселениях, находящихся в стадии стагнации и упадка, безработица – главная социальная проблема. Кроме собственно занятости как наличия рабочего места, у этой проблемы есть еще два аспекта. Это, во-первых, уровень и регулярность выплаты заработной платы, определяющие уровень материального благосостояния населения и объемы налоговых поступлений в местные бюджеты, и, во-вторых, условия труда, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние здоровья и продолжительность жизни человека.
Сложность муниципального регулирования вопросов занятости состоит в том, что основное правовое регулирование этих вопросов относится к сфере федерального и регионального законодательства и реализуется через территориальные структуры Федеральной службы по труду и занятости. Большая часть трудоспособного населения, проживающего на территории муниципального образования, работает на предприятиях и организациях немуниципальных форм собственности. Возможности влияния органов местного самоуправления на рынок труда, на отношения между работниками и работодателями весьма ограничены. Типичный пример – так называемая маятниковая трудовая миграция, когда гражданин постоянно проживает на территории одного поселения, а работает (и платит налоги) на территории другого [1].
К основным элементам регулирования рынка труда на территории муниципального образования относятся:
- биржа труда (
- частные посреднические
фирмы (специализированные
Жилищный вопрос.
Потребность в жилье входит в число первичных потребностей человека, а жилищная проблема относится к одной из основных социальных проблем. Отсутствие жилья и плохие жилищные условия – одна из главных причин снижения рождаемости, семейных конфликтов, детской беспризорности.
Потребность человека в жилье зависит от многих факторов и в принципе безгранична. Поэтому суть жилищной проблемы заключается в дефиците жилья, рассчитанном исходя из определенных нормативов, стандартов жилищной обеспеченности. Всего выделяют четыре ступени дефицита.
Первая – абсолютный дефицит, когда количество жилых ячеек меньше числа домохозяйств.
Вторая – структурный
дефицит, означающий несоответствие структуры
жилищного фонда структуре
Третья - неудовлетворенность качественными характеристиками жилья (площадь кухни и коридора, наличие центрального отопления, горячего водоснабжения, раздельный санузел, балкон и т.д.).
Четвертая – потребность в престижном жилье повышенного качества.
Под жилищной политикой понимается целенаправленная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по удовлетворению потребности граждан в жилище.
Главной задачей жилищной политики является повышение уровня обеспеченности граждан собственным жильем на основе формирования рынка доступного жилья. Формирование рынка доступного жилья в России осложняется наличием ряда проблем, таких как:
В условиях рыночной экономики
жилье неизбежно приобретает
рыночную стоимость и цену, в силу
чего на территории муниципального образования
формируется рынок жилья. Местный
рынок жилья представляет собой
систему экономических
Принято разделять первичный и вторичный рынки жилья. Под первичным рынком понимается рынок нового жилья, вводимого в эксплуатацию. Под вторичным рынком понимается рынок жилья, освобождающегося по разным причинам.
В условиях сокращения объемов
нового жилищного строительства, снижения
численности населения в России
в целом и во многих муниципальных
образованиях и при наличии активных
миграционных процессов роль вторичного
рынка жилья возрастает. Основная
часть жилья приобретается
Охрана здоровья населения.
Состояние здоровья населения в современной России характеризуется низким уровнем рождаемости и высоким уровнем смертности (10,5 случая на 1 тыс. населения), высоким уровнем общей смертности (16 случаев на 1 тыс.населения), особенно среди мужчин трудоспособного возраста. Показатели здоровья отрицательно сказываются на продолжительности жизни, которая в 2005г. составила 65,6 года, в том числе у мужчин 59 лет, у женщин – 72 года.
В отечественной системе здравоохранения, и в том числе, конечно, муниципальной, накоплено огромное количество проблем, основными из которых являются: недостаточная укомплектованность поликлиник и больниц врачами; износ медицинского оборудования; слабая оснащенность медицинских учреждений диагностическим оборудованием; скудное финансирование (особенно дорогостоящих видов медицинской помощи); низкая заработная плата медицинского персонала и пр.
Одной из самых сложных проблем муниципального здравоохранения, как уже было сказано выше, является его финансирование, которое носит многоканальный характер (рисунок 2).
Рисунок 2 – Источники финансирования муниципального здравоохранения
За счет бюджетных средств финансируются профилактические мероприятия, обеспечиваются санитарно-эпидемиологическое благополучие на территории муниципального образования, детское здравоохранение, лечение отдельных заболеваний (туберкулез, психические заболевания) и т.п.
Система обязательного медицинского
страхования состоит в
Остальные медицинские услуги оказываются на платной основе, причем органы местного самоуправления утверждают цены и тарифы на услуги, оказываемые муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями.
Муниципальные органы управления здравоохранением осуществляют свою деятельность в соответствии с планами, сформированными с учетом региональных планов развития здравоохранения, анализа состояния здоровья населения муниципального образования, имеющихся местных ресурсов отраслевой системы [6].
Рисунок 3 – Система здравоохранения на территории муниципального образования
Муниципальная система здравоохранения
включает в себя находящиеся в
муниципальной собственности
Социальная поддержка отдельных групп населения.
Социальная защита представляет
собой систему законодательных,
экономических, социальных и иных гарантий,
обеспечивающую всем трудоспособным гражданам
равные права и условия для
труда, а нетрудоспособным (социально
уязвимым) слоям — преимущества
в пользовании общественными
фондами потребления, прямую материальную
и социально-психологическую
Социальная поддержка — это временные или постоянные меры адресной поддержки отдельных социально уязвимых категорий граждан.
Социальная защита и социальная
поддержка граждан являются прерогативой
государства. Федеральный закон
«Об общих принципах
Основными формами социальной поддержки отдельных групп населения являются: денежные пособия, помощь в натуральной форме (продукты, одежда), льготы (скидки) при оплате ряда услуг, субсидии (целевые средства для оплаты услуг), компенсации (возмещение некоторых расходов).
Информация о работе Муниципальное управление социальной сферой