Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 10:17, реферат
Целью данной работы является рассмотрение сущности муниципального управления в социальной сфере.
Введение 3
1 Основы муниципального управления социальной сферой 5
1.1 Понятие и сущность муниципального управления социальной сферой 5
1.2 Формы и методы муниципального управления в социальной сфере 6
1.3. Основные направления муниципальной политики в социальной сфере 9
2 Общая характеристика состояния муниципальной политики в социальной сфере 11
Контрольные вопросы 27
Тестовые задания 29
3 Эффективность организационно-технического уровня системы муниципального управления 31
Заключение 34
Список используемой литературы 36
Муниципальная политика в
области социальной защиты и социальной
поддержки населения
Основными критериями оказания социальной поддержки отдельным категориям граждан на муниципальном уровне являются: 1) низкий уровень материальной обеспеченности. Если размер душевого дохода человека (семьи) ниже определенного законодательно установленного нормативного значения, этот человек (семья) нуждается в социальной поддержке. Нормативное значение душевого дохода определяется ценой потребительского набора, характеризующего прожиточный минимум в расчете на одного члена семьи (или одиноко проживающего гражданина) для данного периода развития общества; 2) нетрудоспособность, следствием которой является невозможность самообслуживания; 3) утрата жилища и имущества [8].
Категории граждан, нуждающихся в социальной поддержке:
Для каждой из перечисленных
категорий государством разрабатываются
специфические программы
Для реализации муниципальной
политики в сфере социальной поддержки
населения в муниципальных
Рисунок 4 – Субъекты социальной поддержки населения в муниципальном образовании
Социальное обслуживание осуществляется учреждениями социального обслуживания бесплатно и за плату. Бесплатное социальное обслуживание предоставляется в объемах, определяемых региональными стандартами социального обслуживания. Платные социальные услуги оказываются в порядке, установленном Правительством РФ. Согласно Федеральному закону «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», учреждения социального обслуживания – как муниципальные, так и иные – пользуются льготным налогообложением в порядке, установленном законодательством о налогообложении.
Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживания осуществляется за счет субвенций из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, направленных в муниципальный бюджет на содержание и развитие сети учреждений социального обслуживания, а также на оплату гарантированных государством социальных услуг, включенных в федеральные и региональные перечни. Размер субвенций определятся ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов.
В современном законодательстве
наблюдается тенденция к
Сфера образования.
Образовательный уровень
населения — одна из важнейших
характеристик муниципального образования,
определяющих его конкурентоспособность
и инвестиционную привлекательность.
Повышение образовательного уровня
населения требует длительного
времени и значительных финансовых
вложений. Расходы на образование
являются в большинстве муниципальных
образований самой крупной
Муниципальная политика в
сфере образования строится на основе
государственной политики, базирующейся
на следующих принципах: гуманистический
характер образования, приоритет общечеловеческих
ценностей, жизни и здоровья человека,
свободного развития личности; общедоступность
образования, адаптивность системы
образования к уровням и
В России проводится политика реформирования сферы образования. Предусматривается переход к 12-летнему среднему образованию, введение единого стандартизированного выпускного экзамена, позволяющего без вступительных экзаменов поступать в любой вуз в случае набора нужного числа баллов. Эти изменения неоднозначно воспринимаются в обществе, но продолжают тенденцию к вхождению России в мировую систему образования. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т. д.). Интерес населения к образованию растет, что проявляется в первую очередь в увеличении конкурса в вузы. Но параллельно с системой бесплатного образования развивается платное образование во всех звеньях (от детских садов до университетов). Этот процесс имеет ряд негативных сторон: бесплатное образование становится менее доступным, снижается его качество, нарастает процесс его коммерциализации, усиливающий неравенство граждан при его получении [8].
В соответствии с Федеральным
законом «Об образовании» (с последующими
изменениями и дополнениями) к
полномочиям органов местного самоуправления
муниципальных районов и
Деятельность муниципальных образовательных учреждений разных видов регулируется типовыми положениями, утвержденными Правительством РФ, и разрабатываемыми на их основе уставами образовательных учреждений. Учредителями муниципальных учреждений образования являются местные органы управления образованием
На практике органы управления
образованием в муниципалитетах
могут быть организованы как отдел
(комитет, департамент) образования
в структуре местной
Реализация муниципальной политики в сфере образования и науки в значительной мере определяется уровнем работы соответствующих муниципальных органов. В настоящее время структура этих органов не регламентирована и осуществляется в разных формах в зависимости от финансовых возможностей муниципального образования, сложившейся системы управления, сети образовательных учреждений, а также наличия необходимых специалистов [2].
Сфера культуры и досуга.
Управление сферой культуры является важным направлением муниципальной социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения на муниципальной территории.
Культура — это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми культурных ценностях. В свою очередь, культурное наследие — это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности народов, их вклада в мировую цивилизацию. Культурное наследие народов РФ, в том числе культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания, где они расположены, не подлежат приватизации. Приватизация других объектов культуры допускается в порядке, устанавливаемом законодательством, при условии сохранения культурной деятельности в качестве основного вида деятельности, сохранения профильных услуг, организации обслуживания льготных категорий населения.
До сих пор остро стоит проблема приватизации в сфере культуры. Также существует реальная необходимость в разработке механизма использования нормативов бюджетного финансирования для объектов культуры областного значения. К наиболее сложным и наименее разработанным проблемам следует отнести динамику управления учреждениями культуры в условиях ее реформирования в дотационных регионах. Отсутствуют методики нормативно-бюджетного финансирования отрасли.
К отрасли культуры относятся разнообразные организации и виды деятельности, такие как: культурно-просветительская деятельность, библиотечное дело, музейное дело, театрально-концертная деятельность, кино-, видеопроизводство, цирковая деятельность, изобразительные искусства, декоративно-прикладное искусство, содержание и реставрация памятников истории и культуры, историко-архивная деятельность, радио и телевидение, краеведение.
Муниципальная политика в
сфере культуры строится на основе
общих принципов
Также на органы муниципального
образования возлагаются
К объектам досуга на территории муниципального образования относятся городские леса и парки, иные рекреационные объекты, иные развлекательные сооружения. Федеральный закон 2003г. относит к вопросам местного значения поселений и городских округов создание условий для организации досуга и массового отдыха жителей, организацию обустройства мест массового отдыха. Забота о содержании этих объектов, как правило, возлагается на муниципальные органы культуры, финансируется через них. К достижениям культуры, как правило, приобщаются на досуге, поэтому и существует термин «культурно-досуговая» сфера [8].
Физическая культура и спорт.
Развитие физической культуры
и спорта служит важным фактором укрепления
здоровья населения, увеличения продолжительности
жизни. Федеральный закон 2003г. относит
к вопросам местного значения поселений
и городских округов
Физическая культура и
спорт — это один из видов человеческой
деятельности, направленной на физическое
совершенствование как
Учет сложившихся в настоящее время социальных, экономических и политических условий указывает на то, что в обществе назрела острая социальная потребность в развитии массового физкультурного движения как средства оздоровления населения, привлечения его к здоровому образу жизни.
Сфера физической культуры и спорта делится на две большие части: профессиональный спорт (спорт высших достижений) и массовая физическая культура и спорт. Профессиональным спортом занимаются федеральные и региональные органы государственной власти, массовой физической культурой и спортом — органы местного самоуправления. Регулирование развития физической культуры и спорта в муниципальных образованиях включает:
Источниками финансирования
развития физической культуры и спорта
на муниципальном уровне являются средства
местного бюджета, физкультурно-спортивных
организаций, в том числе общественных
физкультурно-оздоровительных
Информация о работе Муниципальное управление социальной сферой