Налоги. Виды налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 09:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной работы состоит в том, что на сегодняшний день одной из самых острых проблем нашей экономики является нехватка финансовых ресурсов. Сейчас наиболее приемлемым способом решения данной проблемы может быть налоговое регулирование. Это - система особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом. Одним из аспектов налогового регулирования является взимание налогов с населения. В мировой практике взимания налогов, налоги играют если не определяющую, то одну из главных ролей в регулировании экономики.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………….………………….…4
1. НАЛОГИ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ……………….…..6
1.1. Виды и функции налогов………………………………….…..6
1.2. Налоговая система и их принцип построения……………....10
2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ…………………...........................................15
2.1 Недостатки российской системы налогообложения и пути их преодоления…………………………………….……………….....15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….…………….23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

      4. Обеспечение стабильности налоговой системы, а также предсказуемости объемов платежей для налогоплательщиков на длительный период. Должно быть установлено на федеральном уровне перечень региональных и местных налогов и сборов, а также их ставок. Также необходимо сохранить льготы, связанные с решением задач структурной перестройки экономики и стимулирования инвестиций;

      5. Изменение структуры налогов за счет постепенного отказа от тех, которые дополнительно облагают прирост доходов и прибыли, заработной платы, объемов производства, инвестиций, занятости. Это создаст мощные стимулы для модернизации производства, увеличения внешних и внутренних инвестиций;

      6.  Совершенствование системы налоговых ставок, определяющих сумму налогового изъятия. Это относится к налогу на прибыль. Можно ввести его регрессивные ставки, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка снижается. При таком методе компании будут заинтересованы не в уменьшении (сокрытии) налогооблагаемой базы, а в том, чтобы показать её в полном объеме, т.к. чем больше сумма полученной прибыли, тем меньше ставки налога, поэтому бюджетные поступления не сократятся;

      7.  Снижение ставок НДС, акцент на налогах удерживаемых при выплате доходов, а также замена налога на чистую прибыль налогом на выводимые из предприятия доходы. К их числу относятся дивиденды, любые другие выплаты в пользу пайщиков (акционеров), включая перераспределение ссуд и кредитов; возвраты капитала в любых форма и избыточные (сверх нормальных размеров) оклады, субсидии, опционы высшим руководителям компаний;

      8.  Установление в качестве базы Пенсионного фонда налога с оборота;

      9.   Переход от налогообложения факторов производства к обложению природных ресурсов;

      10. Отказ от налогообложения малого бизнеса. Это распространяется на настоящие малые предприятия.

      Поэтому наиболее перспективным для решения  проблем в системе налогообложения  будет применение разновекторной модели налоговой системы, предполагающая резкое сокращение количества неэффективных  налогов, а также замену налога на прибыль налогом на расходы. То есть государство должно переходить  к обложению налогам отдельных объектов собственности, недвижимости, транспортных средств и т. п.  Важную роль здесь должны играть налоги на различные виды имущества, на вмененный доход, на экспортно-импортные операции.

      Это предполагает перейти от принципа «больше  произвел – больше заплатил» к  принципу» больше платит налогов  тот, кто больше потребляет и имеет». Это позволит придать налоговой  системе разновекторный характер, когда  искусственная минимизация одного налога вызовет рост другого или нескольких налогов. Противоположная направленность налогов – одно из важнейших отличий от действующей системы. Например, в последней, НДС и налог на прибыль являются одновекторными налогами. По сути, обложению подвергается один и тот же объект, а именно выручка от предпринимательской деятельности, а иная модель налоговой системы решает эту проблему в силу разновекторности применяемых налогов. Так минимизация налога на добавленную стоимость в виде предъявления завышенных налоговых вычетов по приобретенным товарам (работам, услугам) приведет к увеличению налога на расходы. Разновекторность налогов можно считать своеобразным встроенным компенсатором потерь налоговых поступлений в результате нелегитимных действий налогоплательщиков.

      В разновекторной модели законодательное  или административное изменение  базы налогообложения по одному налогу не приводит к аналогичному изменению  в налогооблагаемой базе иных налогов. Но если налогоплательщик пытается уклониться от уплаты одного из налогов, тогда их разнонаправленность компенсирует соответствующие потери.

      Учитывая  преимущества разновекторности налогообложения, целесообразно отменить все малоэффективные  налоги, заменить налог на прибыль  налогом на расходы, снизить ставки налога на добавленную стоимость. Лишь пять налогов (НДС, налог на расходы, налог на имущество организаций, единый социальный налог и налог на доходы физических лиц) будут взиматься на постоянной основе, а остальные – в зависимости от характера предпринимательской деятельности (например при производстве подакцизных товаров, ведении предпринимательской деятельности в сфере добычи полезных ископаемых, наличии источников загрязнения, пользовании объектами животного мира и водными биоресурсами и т.д.).

      Из  всего этого видно, что имеются лишь два направления действий в налоговой сфере, между которыми предстоит сделать выбор государству. Одно из них – наращивание контрольного аппарата, другое – радикальное реформирование налоговой системы, с тем, чтобы имеющихся возможностей контроля было достаточно для обеспечения сборов налогов.

      В первом направлении правительство  предлагает налоговую реформу, т.е. снижение налоговых ставок с введением  дополнительных контрольных процедур. Теоретически такое решение возможно: меньшая тяжесть налогов при  более жестком контроле смещает  баланс интересов налогоплательщиков в пользу легального бизнеса. Однако даже мощный и дорогостоящий налоговый аппарат развитых стран не обеспечивает полного контроля за ситуацией в сфере уплаты налогов.

      Другое  направление учитывает отечественный  и зарубежный исторический опыт. Оно связано с введением налогов легко контролируемых, основанных не на собственной отчетности плательщиков, а наличии не скрываемых от обнаружения ценных объектов, свидетельствующих о реальных доходах. Подобные налоги и сборы способны обеспечить практически сто процентную собираемость при минимальной потребности в налоговом контроле.

      Важно то, что агенты теневой экономики  не смогут избежать уплаты предлагаемых налогов, поскольку облагаемые объекты  легко обнаруживаются, а отчетность о доходах не требуется. В результате для предпринимателей, занятых нормальным, а не криминальным бизнесом, сокрытие доходов становится бессмысленными. Соответственно исчезают налоговые препятствия для капиталовложений, создаются предпосылки для возвращения теневых капиталов в страну. 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Налоговая система является одним из главных  элементов рыночной экономики. Она  выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов  экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

      Нестабильность  наших налогов, постоянный пересмотр  ставок, количества налогов, льгот и  т.д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения. Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

      Анализ  реформаторских преобразований в области  налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства. Проблем в сфере налогообложения накопилось слишком много, чтобы их можно было решить в том порядке, в котором они решались, отдельными указами и поправками. Лишь незначительная их часть будет так или иначе решена в недалеком будущем. Но большая их часть вновь будет отложена до лучших времен, по-видимому, до окончательной доработки Налогового кодекса.

      В принципиальном плане основные направления государственной политики в области налоговой реформы определены в Указе Президента "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины". В частности, к ним относятся следующие задачи:

  • построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность в течение финансового года системы налогов и других обязательных платежей;
  • сокращение общего числа налогов путем их укрупнения и отмены целевых налогов, не дающих значительных поступлений;
  • облегчение налогового бремени производителей продукции (работ, услуг);
  • сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения.

      Эти задачи предполагают создание более  выгодных условий для предпринимательской  деятельности в России.

      Совершенствование налогообложения неразрывно связано  с созданием прочных экономических  отношений. От того, как скоро это  будет создано, зависит формирование устойчивых предпосылок для постепенного превращения системы налогообложения  в фактор экономического роста. 
 
 
 
 
 
 

      СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

      1. Налоги и налогообложение.: Учебник./ Миляков Н.В. /– 5е изд.; перераб. и доп. – М.:ИНФРА – М, 2007 – 509с.

      2. Налоги  и  налогообложение. : Учебник./ Юткина Т.Ф./ – М.:ИНФРА-М.:2001г.

      3. Налоги: Учебное пособие /под ред. Д.П. Черника. – 4-е изд.; перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000.

      4. Налоговая система России: можно ли исправить недостатки? // Вопросы экономики 2007г. №4. С.140-146

      5. О налогах, зарплате и экономическом росте // Вопросы экономики 2008г. №5. С.134-136

      6. Основы налоговой системы: уч. для ВУЗов / Черник Д.Г., Починок А. П., Морозов В. П. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА – М, 2004г - 517

      7. Романовский Н.В., Врублевский О.В. Налоги и налогообложение, СПб.: Питер, 2003. – 243с.

      8. Заглянуть в налоговое будущее России все не так уж плохо. // Российский налоговый курьер 2008г.№16. С. 36-38.

Информация о работе Налоги. Виды налогов