Налоги в экономической системе общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 21:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является на основе систематизации и подбора учебной и научной литературы изучить налоги в экономической системе общества.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

1. Рассмотреть возникновение и развитие налогообложения;

2. Изучить сущность налогов и принципы налогообложения;

3. Охарактеризовать функции налогов;

4. Рассмотреть основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 - 2012 гг.

Содержание

Введение…………………………………………………….…………...3-4

1.Налоги в экономической системе……………………….…………..…5

1.1 Возникновение и развитие налогообложения………….……..…...5-6

1.2 Сущность налогов и принципы налогообложения….…………....7-12
1.3 Функции налогов……………………………………….……….....13-16
2. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008 - 2010 гг…………………………………………..……....17

2.1 Устройство российской налоговой системы………….………...17-19
2.2 Принятые и реализованные меры в области налоговой политики, оказывающие влияние на экономическую ситуацию в 2007 - 2010 годах…………………………………………………………………..…...….20-21
2.3 Основные направления совершенствования налоговой системы в среднесрочной перспективе………………………………………………....22-31

Заключение…………………………………………………..………...32-33

Список использованной литературы……………………..…………..34-35

Вложенные файлы: 1 файл

Налоги в экономической системе общества.docx

— 61.78 Кб (Скачать файл)

     При классификации налогов по объектам налогообложения образуются пять групп: налоги на имущество, ресурсные налоги (включая земельный налог), налоги на доход или прибыль, налоги на действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты) и прочие, охватывающие некоторые  местные налоги (например, сбор с  владельцев собак, курортный сбор).  
 

          
 
 
 
 

     2. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008 - 2010 гг.

2.1 Устройство российской  налоговой системы 

     К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено  формирование основ современной  налоговой системы государства  с рыночной экономикой. Основные параметры  устройства российской налоговой системы  в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен; система базируется на общепринятых в современной мировой  практике основных видах налогов  с учетом специфики российской экономики. Преобразование налоговой системы  России в последние годы осуществлялось в тесной связи с проведением  бюджетной реформы и преобразованиями в области бюджетного федерализма10.

     Следует, однако, отметить, что переходный характер российской экономики характеризуется  наличием множества специфических  для данного этапа проблем, среди  которых можно выделить недостаточный  уровень развития базовых институтов (включая институты правоприменения (инфорсмента), обеспечения исполнения контрактов, уровень развития судебной системы, защиты прав собственности). В  этих условиях проведенная в последние  годы налоговая реформа является лишь первым шагом на пути формирования конкурентоспособной налоговой  системы, определившим базу для ее построения. На среднесрочную перспективу не запланировано реализации мер в  области налоговой политики, которые  по своему масштабу будут сопоставимы  с глобальной перестройкой налоговой  системы, произошедшей с принятием  Налогового кодекса в первой половине 2000-х годов или налоговой реформой начала 1990-х годов. Однако проведение институциональных реформ, направленных на повышение конкурентоспособности  российской экономики и повышение  качества институтов, интеграция России в глобальные процессы, происходящие в мировой экономике, неизбежно  требуют внесения изменений в  налоговое законодательство. Поэтому  эта отрасль законодательства не может считаться окончательно сформированной, а будет вынуждена динамично  изменяться вместе с дальнейшим проведением  социально-экономических преобразований, включения России в мировые экономические  процессы.

     С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы с  учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной  перспективе, необходимо отметить следующие  цели налоговой политики:

  1. Отказ от увеличения номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы;
  2. Унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, пересмотра налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.

     Введенные в действие к настоящему времени основы российской налоговой системы были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области налоговой политики. Вместе с тем эффективность и результативность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой. Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики.

     Отчасти подобные проблемы могут быть решены с помощью адаптации широко используемых инструментов налоговой политики к  современным условиям российской экономики, примером чего является успешное использование  в России плоской ставки налога на доходы физических лиц. Вместе с тем, во многих случаях неэффективность  налоговой системы связана с  недостаточной эффективностью системы  применения и администрирования  законодательства о налогах и  сборах, судебной системы, органов государственной  власти и управления в целом. В  среднесрочной перспективе предполагается принимать последовательные меры по исправлению указанных недостатков  налоговой системы, однако основным условием эффективности и результативности таких мер будет их тесная координация  с социально-экономическими преобразованиями в иных областях.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Принятые и реализованные меры в области налоговой политики, оказывающие влияние на экономическую ситуацию в 2007 - 2010 годах

     Начиная с 2007 г. в соответствии с Федеральным  законом от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ организации  получают право в полном размере  уменьшать налоговую базу текущего года на сумму убытков, полученных в  предыдущем году. Подобное решение, позволяющее  в полном объеме переносить полученные в прошлом убытки на будущие периоды, позволит не только повысить нейтральность  данного налога по отношению к  экономическим решениям налогоплательщиков, но и создать дополнительные стимулы  к осуществлению долгосрочных инвестиционных проектов. В 2002 - 2005 гг. совокупная сумма  переносимого на текущий налоговый  период убытка прошлых лет не могла  превышать 30% от налоговой базы, а  в 2006 г. - 50%11.

     Из  мер, направленных на повышение привлекательности  инвестиционной деятельности налогоплательщиков, можно также отметить введение законом  от 27.07.2006 №144-ФЗ "инвестиционной премии" (возможности отнесения на расходы  отчетного (налогового) периода расходов на капитальные вложения в размере  до 10%), право на применение которой  вступило в силу с 1 января 2006 года, а  также введение возможности с 2007 года равномерного, в течение одного года, отнесения на расходы затрат на осуществление любых НИОКР (в  том числе не давшие положительного результата).

     В целях финансовой поддержки сельскохозяйственных предприятий был принят и вступил  в силу федеральный закон о  продлении на 2006-2007 гг. применения нулевой  ставки налога в отношении доходов, получаемых от реализации произведенной  и реализованной налогоплательщиками  сельскохозяйственной продукции.

     Также в 2007 году вступают в силу изменения  в налоговое законодательство, связанные  с созданием в Российской Федерации  такого источника финансирования деятельности некоммерческих организаций, как целевой  капитал (эндаумент). Эти изменения  предполагают исключение из доходов, учитываемых  при определении налоговой базы налога на прибыль организаций, поступлений  от благотворителей на формирование целевого капитала, доходов некоммерческих организаций от управления средствами целевого капитала, а также поступлений  некоммерческих организаций - благополучателей от организаций - собственников целевого капитала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3 Основные направления совершенствования налоговой системы в среднесрочной перспективе

           Введение института консолидированной налоговой отчетности при исчислении налога на прибыль организаций. Особенностью российской налоговой системы является необходимость ее функционирования в условиях федеративного государства и многоуровневой бюджетной системы. В этой связи перенос налогоплательщиками центра формирования прибыли в целях налогообложения в иной субъект Федерации приводит к возникновению проблем с доходами бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов12. Помимо этого, невозможность в настоящее время консолидации налоговых обязательств различных налогоплательщиков, входящих в один холдинг или группу компаний, создает стимулы для применения трансфертных цен внутри холдинга для перераспределения финансовых ресурсов, что также негативно сказывается на налоговых доходах региональных и местных бюджетов.

     В этой связи предлагается внедрить в  Российской Федерации широко используемый в зарубежных странах институт консолидированной  налоговой отчетности при исчислении группой компаний своих обязательств по налогу на прибыль организаций, позволяющий  суммировать финансовый результат  в целях налогообложения различным  налогоплательщикам, входящих в состав холдинга или группы компаний. При  этом распределение платежей налога на прибыль такого консолидированного налогоплательщика между бюджетами  субъектов Российской Федерации  будет осуществляться по аналогии с  действующими в настоящее время  правилами распределения между  бюджетами налога, исчисленного в  отношении обособленных подразделений, не являющихся юридическими лицами, - то есть пропорционально средней арифметической доле компании-участника консолидированной  группы в совокупной стоимости основных фондов и фонда оплаты труда консолидированной  группы. Это позволит избежать ситуации, наблюдаемой в настоящее время, при которой факт регистрации  центра прибыли группы компаний в  качестве налогоплательщика в каком-либо субъекте Российской Федерации приводит к резкому увеличению поступлений  налога на прибыль организаций в  бюджет данного субъекта Федерации  за счет уменьшения доходов иных регионов, в которых осуществляют свою деятельность прочие компании - участники данной консолидированной группы.

     В рамках внедрения этого института  предполагается решить следующие задачи:

     а) Определение характеристик холдинга или группы налогоплательщиков, для  которых возможно консолидация в  целях налогообложения налогом  на прибыль организаций;

     б) Внедрение возможности перерасчета  налоговых обязательств за прошедшие  налоговые периоды при изменении  состава лиц, формирующих консолидированного налогоплательщика;

     в) Определение особенностей консолидации в налоговых целях для предприятий, относящихся к отдельным секторам экономики (банкам, страховым организациям, финансовым учреждениям);

     г) Определение механизма консолидации, а также лица, ответственного за исчисление и уплату в бюджет налога на прибыль организаций в отношении  консолидированной группы налогоплательщиков;

     д) Система консолидированной отчетности о прибыли группы компаний должна иметь следующие основные характеристики:

     - материнская компаний несет ответственность  за подачу декларации от имени  всех компаний-членов группы;

     - группой компаний считаются компании, прямо или косвенно принадлежащие  материнской компании, на основании  критерия, в виде минимальной  доли участия;

     - компании-члены группы принимают  решение о подаче деклараций  о доходах в консолидированной  форме;

     - в налоговых целях не принимаются  во внимания последствия операций  внутри группы (например, распределений  дивидендов и сделки между  членами группы);

     - целесообразно предоставить право  на зачет чистых убытков одной  компании-члена группы против  чистых прибылей других членов  группы, поскольку результаты экономической  деятельности компаний должны  консолидироваться;

     - особые правила должны действовать  в отношении зачета чистых  убытков, понесенных за период, предшествующий году консолидации, в счет прибылей группы, кроме  того, должны быть предусмотрены  ограничения на использование  чистых убытков компаниями-членами,  которые выходят из группы;

     - наличие договора о распределении  налоговой обязанности между  компаниями-членами группы, которым  определяются их взаимные относительные  обязанности, не смотря на то, что юридически все члены группы  должны солидарно и по отдельности  нести налоговую обязанность  всей группы;

     - необходимо ввести определенный  метод учета экономического вклада  компаний-членов в группу компаний, экономических льгот, полученных  компаниями-членами, а также способов  корректировки в случае выхода  компании из группы;

     - необходимо ввести особые требования  к сведению и ведению консолидированной  отчетности.

     С введением понятия консолидированного налогоплательщика устраняются  проблемы, связанные с трансфертным ценообразованием, применительно к  ситуации внутри страны.

     Иными словами, ситуация когда аффилированные (дочерние) компании манипулируют ценами сделок, совершаемых между ними, с целью переноса дохода или расходов на компанию, которая декларирует  наилучший результат с точки  зрения налогов среди всех компаний группы, будет пресечена.

Информация о работе Налоги в экономической системе общества