Налоги, их виды, сущность и механизмы функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть сущность налога и налоговой системы. Для этого, необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и роль налогов, обозначить виды и функции налогов, а также выделить основные принципы налогообложения. А поскольку мы живем в Российской Федерации, то необходимо также рассмотреть основы Налогового Кодекса РФ и виды налогов в российской экономике.

Содержание

Содержание:
Введение……………………………………………………………………………………….……...3
Глава 1.Понятие налогов.
1.1.Определение налогов, принципы действия, виды функции…………………………………………………………………………………………….….4
1.2.Место и роль налогов в системе государственного регулирования………………………………………………………………………………….…….8
Глава 2.Тенденции развития налоговой системы и налоговой политики государства.
2.1.Характеристика Налогового Кодекса РФ………………………...……………………………………………………...……………………14
2.2. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов……………………………………………………..…………………………………….…..…22
Заключение…………………………………………..………………….…………………………..31
Список использованной литературы…………………………………………………………………….……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Чистовик.docx

— 191.60 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального 

Образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

Кафедра общей экономической теории

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по экономической теории

Тема: Налоги, их виды, сущность и механизмы  функционирования.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Долгиер Ирина Валерьевна

Гр.1107   ТЭФ  курс 1

Научный руководитель: Сюрина Тамара Семёновна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2010

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………………….……...3

Глава 1.Понятие налогов.

1.1.Определение  налогов, принципы действия, виды функции…………………………………………………………………………………………….….4

1.2.Место  и роль налогов в системе  государственного регулирования………………………………………………………………………………….…….8

Глава 2.Тенденции развития налоговой системы  и налоговой политики  государства.

2.1.Характеристика Налогового Кодекса РФ………………………...……………………………………………………...……………………14

2.2. Основные  направления налоговой политики  Российской Федерации на 2010 год  и на плановый период 2011 и 2012 годов……………………………………………………..…………………………………….…..…22

Заключение…………………………………………..………………….…………………………..31

Список  использованной литературы…………………………………………………………………….……………………32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

   Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

В условиях рыночной экономики любое государство широко   использует   налоговую политику в качестве механизма воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления   экономикой в условиях рынка. Применение   налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности,   форм собственности   и организационно   -   правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий   всех форм собственности   с   государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам. Всё это обуславливает актуальность выбранной темы.

     Цель моей курсовой работы  – раскрыть сущность налога и налоговой системы. Для этого, мне так кажется, необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и роль налогов, обозначить виды и функции налогов, а также выделить основные принципы налогообложения.  А поскольку мы живем в Российской Федерации, то необходимо также рассмотреть основы Налогового Кодекса РФ и виды налогов в российской экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Понятие налога

1.1.Определение налогов, принципы  действия, виды функции.

Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек  в какой-то мере ощущает это на себе. Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов, так как они составляют более 80% доходной части федерального бюджета. Введём понятие налога.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В силу традиций платеж, являющийся налогом, может быть назван пошлиной, сбором. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения государственными органами юридически значимых действий в отношении плательщиков сборов. Налог является индивидуально безвозмездным, взыскивается на условиях безвозвратности методами государственного принуждения и не носит характер наказания или контрибуции. Налоги устанавливаются законодательной властью в одностороннем порядке. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (далее налоги), а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество физических и юридических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. В России основы налоговой системы закреплены в Налоговом кодексе РФ.

Классификация и виды налогов.

Налоги  весьма разнообразны по видам и поэтому образуют достаточно сложную систему. Попытки унифицировать налоги, уменьшить количество их видов пока не имели успеха. Возможно, это происходит потому, что правительствам удобнее вместо одного большого налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые поборы станут менее заметными и чувствительными для населения. 
Налоги делятся на разные группы по многим признакам. Прежде всего, налоги делятся на прямые и косвенные в зависимости от источника их взимания. 
Прямые налоги взимаются непосредственно с дохода налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода. 
Косвенные налоги взимаются иным, менее заметным методом, через государственные надбавки к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в госбюджет. Это в основном акцизные налоги, фискальные монопольные налоги и таможенные пошлины (налог на экспорт и импорт). К косвенным могут быть отнесены также налог на добавленную стоимость и применявшиеся в советские времена налог с оборота и налог с продаж. Косвенные налоги именуют еще безусловными в связи с тем, что они взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли. 
Виды налогов различаются также в зависимости от характера налоговых ставок. 
Налоговой ставкой называется процент или доля подлежащих к уплате средств, а еще точнее - размер налога в расчете на единицу объекта налогообложения (на рубль дохода, на автомобиль, на рубль имущества и т.д.). В зависимости от налоговых ставок налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. 
Налог называется пропорциональным, если налоговая ставка неизменна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. В этом случае говорят о твердых налоговых ставках на единицу объекта. 
При прогрессивном налоге налоговая ставка  налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения. 
Ставка регрессивного налога, наоборот,  понижается по мере увеличения объекта налогообложения. Регрессивный налог вводится с целью  стимулирования роста дохода, прибыли, имущества.[10] 
В зависимости от того, кто взимает налог и в какой бюджет он поступает, налоги делятся на государственные и местные. В свою очередь, при федеральном устройстве государства государственные налоги разделяются на федеральные налоги и налоги субъектов федерации. 
В соответствии с Налоговым кодексом РФ от 1998г., статьи 8, 12, 13: 

  • К Федеральным налогам и сборам относятся: 
    *Налог на добавленную стоимость. 
    *Акцизы. 
    *Налог на прибыль предприятия. 
    *Налог на доходы от капитала. 
    *Федеральный подоходный налог с физических лиц. 
    *Социальный. 
    *Государственные пошлины. 
    *Таможенные пошлины  и сборы. 
    *Плата за право использования недрами. 
    *Платежи за воспроизводство минерально-сырьевой базы. 
    *Платежи за загрязнение окружающей природной среды . 
    * Сбор за использование государственной символики РФ. 
    *Федеральные лицензионные сборы.
  • К Региональным налогам и сборам относятся: 
    *Региональный налог на прибыль предприятия. 
    *Региональный подоходный налог с физических лиц. 
    *Налог на имущество предприятия. 
    *Региональный налог с владельцев транспортных средств. 
    *Лесной налог. 
    *Налог, связанный с использованием инфраструктуры региона. 
    *Региональный лицензионный сбор. 
    *Сбор за использование региональной символики.
  • К местным налогам и сборам относятся:

*Налог на землю. 
*Налог на имущество физических лиц. 
*Налог, связанный с использованием муниципального жилищного фонда и других объектов инфраструктуры города (района). 
*Налог на рекламу. 
*Местные лицензионные сборы. 
*Сбор за получение имущества в собственность в порядке наследования или дарения. 
*Курортный сбор. 
*Налог на воду, забираемую из водохозяйственных систем. 
*Гостиничный сбор. 
*Сбор за использование местной символики. 

Если  же в качестве классификационного признака налогов рассматривать, кто есть налогоплатильщик, т.е. субъект налогообложения, то различают налоги на юридических и физических лиц.[13] 

  Элементы закона о налоге.

Законодательными  актами государство устанавливает  конкретные методы исчисления и способы  уплаты и взимания налогов. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

* объект налогообложения – это  имущество или доход, подлежащие  обложению, измеримые количественно,  которые служат базой для исчисления  налога;

* налоговая база – стоимостная,  физическая или иная характеристика  объекта налогообложения;

* налоговый период – определенный  период времени, по окончании  которого определяется налоговая  база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате;

*налоговая  ставка – величина налоговых  отчислений с единицы объекта  налога. Ставка определяется либо  в виде твердой ставки, либо  в виде процента и называется  налоговой квотой,

* порядок исчисления налога –  конкретный порядок уплаты налога, который устанавливается законодательством  о налогах;

* порядок и сроки уплаты налога - срок, в который должен быть  уплачен налог, и который оговаривается  в законодательстве, а за его  нарушение, не зависимо от вины  налогоплательщика, взимается пени  в зависимости от просроченного  срока.[12] 

  Функции налогов.

Социально-экономическая  сущность, внутреннее содержание налогов  проявляется через их функции. Налоги выполняют пять важнейшие функций:

1. Обеспечение финансирования государственных  расходов(фискальная функция).

2. Государственное регулирование  экономики (регулирующая функция).

3. Поддержание социального равновесия  путем изменения соотношения  между доходами отдельных социальных  групп с целью сглаживания  неравенства между ними (социальная  функция).

4. Стимулирующая функция.

5. Контрольная функция

Во  всех государствах, при всех общественных формациях, налоги в первую очередь  выполняли фискальную функцию —  изъятие части доходов предприятий  и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той  части непроизводственной сферы, которая  не имеет собственных источников доходов (учреждения культуры, здравоохранения, образования и др.).

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Таким образом, связь налогов и бюджета имеет двусторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры его расходных статей, в то время как неналоговые доходы формируют лишь 15–20% бюджета. В бюджетном процессе приоритет сохраняется за расходами, величина которых предопределяет доходную часть.  
 
В связи с этим главным недостатком бюджетного балансирования является обособленное формирование доходной и расходной части бюджета без необходимого экономического обоснования (постатейного соотношения) между отдельными расходами и возможностями обеспечения под них соответствующего объема доходов. Роль налоговых платежей в формировании бюджета представим графически на примере структуры доходной части бюджета Российской Федерации на 2008 г. (рис. 5).

Важную роль играет функция, без  которой в экономике, основанной на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. 
Развитие рыночной экономики регулируется финансово- экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, использования ссудного капитала и процентных ставок, выделением из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Применяя налоговые ставки, льготы и штрафы, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

   Социальная или перераспределительная функция налогов заключается в следующем: посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.

  Сущность контрольной формы налогов состоит в количественном отражении и соответствии налоговых платежей и налоговых поступлений. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина, в известной мере, зависит от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. Практика работы налоговых органов показывает, что нарушение сроков и полноты уплаты налогов явление частое.

Указанное разграничение функций налоговой  системы носит условный характер, так как все они переплетаются  и осуществляются одновременно.[14]

 

Принципы  построения налоговой систем.

Для того чтобы глубоко вникнуть в  суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Качества, с экономической точки зрения желательные в любой системе  налогообложения, были сформулированы Адамом Смитом в его работе «Исследование о природе и причине богатсва народов»(1776 г.) в форме четырех положений, ставшими классическими принципами, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:

1. Подданные государства должны  участвовать в покрытии расходов  правительства, каждый по возможности,  т.е. соразмерно доходу, которым  он пользуется под охраной  правительства. Соблюдение этого  положения или пренебрежение  им ведет к так называемому  равенству или неравенству обложения.

2. Налог, который обязан уплачивать  каждый, должен быть точно определен,  а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты  должны быть ясны и известны  как самому плательщику, так  и всякому другому. 

3. Каждый налог должен взиматься  в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для  плательщика.

Информация о работе Налоги, их виды, сущность и механизмы функционирования