Налоги, их виды, сущность и механизмы функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть сущность налога и налоговой системы. Для этого, необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и роль налогов, обозначить виды и функции налогов, а также выделить основные принципы налогообложения. А поскольку мы живем в Российской Федерации, то необходимо также рассмотреть основы Налогового Кодекса РФ и виды налогов в российской экономике.

Содержание

Содержание:
Введение……………………………………………………………………………………….……...3
Глава 1.Понятие налогов.
1.1.Определение налогов, принципы действия, виды функции…………………………………………………………………………………………….….4
1.2.Место и роль налогов в системе государственного регулирования………………………………………………………………………………….…….8
Глава 2.Тенденции развития налоговой системы и налоговой политики государства.
2.1.Характеристика Налогового Кодекса РФ………………………...……………………………………………………...……………………14
2.2. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов……………………………………………………..…………………………………….…..…22
Заключение…………………………………………..………………….…………………………..31
Список использованной литературы…………………………………………………………………….……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Чистовик.docx

— 191.60 Кб (Скачать файл)

Принятие Налогового кодекса позволило  существенным образом систематизировать  действовавшие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, привести их в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную  систему. В частности, устранены  такие недостатки существовавшей до принятия Кодекса налоговой системы, как отсутствие единой законодательной  и нормативной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов, отсутствие достаточных правовых гарантий для  участников налоговых отношений. Как известно, до принятия Налогового кодекса кроме законодательных органов право издания актов, регулирующих налоговые отношения, имело Правительство и многочисленные федеральные и региональные органы исполнительной власти. К моменту принятия 
Налогового кодекса в стране действовало более тысячи нормативных документов по налогообложению, включая инструкции Госналогслужбы (в настоящее время – 
Министерство по налогам и сборам) и Министерства финансов России. Налоговый кодекс практически полностью отменяет это огромное количество подзаконных актов, он в очень большой степени становится законом прямого действия, что делает налоговое законодательство значительно более прозрачным и понятным. Кодекс не предусматривает издания ни инструкций, ни ведомственных писем, ни разъяснений и толкований налоговых и финансовых органов. Другое дело, что ведомства должны утвердить формы расчетов налогов и деклараций, установить порядок расчета определенных показателей для правильных расчетов налогов. Кодекс, и только Кодекс призван полностью отрегулировать практически все проблемы, возникающие между налогоплательщиком и налоговыми органами. Это позволит налогоплательщику четко знать «правила игры» и избежать, как это ранее нередко случалось, произвола со стороны фискальных служб. В этих целях Налоговый кодекс предусматривает большое количество процессуальных моментов, которые призваны вывести на качественно новый уровень взаимоотношения между налоговыми органами и налогоплательщиками. В Кодексе четко и недвусмысленно, в отличие от ранее действовавшего законодательства, регламентированы правила налоговых проверок, возможности применения «силовых» мер при неисполнении налогоплательщиком возложенных на него обязательств.

В существенной степени изменилась процедура уплаты налогов. Налоговая  инспекция сначала должна выставлять требования уплатить налог, а уже  затем в законодательном порядке  должны применяться финансовые и  административные санкции к неплательщикам. В Кодексе четко прописана  процедура проведения налоговых  проверок, ограничены сроки их осуществления, а также установлены жесткие  ограничения на проведение повторных  проверок. Предусматривается, что возврат излишне взысканных с налогоплательщика средств или излишне уплаченных им самостоятельно при неисполнении налоговым органом установленного срока возврата будет осуществляться с процентами в размере ставки рефинансирования Банка России.

Впервые за все существование налоговой  системы России установлен четкий порядок  изменения срока исполнения налогового обязательства, осуществляемый в виде отсрочек, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита. Кодекс оговаривает платность за предоставленные отсрочки или рассрочки  уплаты налогов, за исключением изменения  срока исполнения налогового обязательства  по отдельным основаниям, в том числе связанным с недофинансированием из бюджета или неоплатой государственного заказа.

В Налоговом кодексе четко прописана  система штрафных санкций за нарушение  налогового законодательства, уменьшены  ранее действовавшие чрезмерно  жесткие нормы ответственности  за налоговые нарушения. При этом 
Кодексом установлены более четкие и конкретные формулировки составов налоговых нарушений. Таким образом, принятие Налогового кодекса дает достаточно твердую гарантию того, что каждый из участников налоговых отношений совершенно четко знает, кто, когда и при каких обстоятельствах вправе или обязан предпринять те или иные действия и какова должна быть реакция на эти действия. В этом аспекте принципиальное значение имеет введенная в Налоговом кодексе норма об обязательном судебном порядке взыскания с налогоплательщиков штрафных санкций за нарушения налогового законодательства (если налогоплательщик не уплачивает штраф добровольно). Таким образом, штрафы за нарушение налогового законодательства будут взиматься только по решению суда.

Характерной особенностью Кодекса  является введение специальных налоговых  режимов (как правило, с освобождением  от уплаты большинства предусмотренных  Кодексом налогов). Специальным налоговым режимом, исходя из положений Кодекса, является особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в особых, оговоренных Кодексом, случаях и в порядке, установленных Кодексом и применяемыми в соответствии с ним федеральными законами. 
Необходимо также отметить, что для решения поставленных при принятии 
Налогового кодекса задач внесены изменения в порядок и условия функционирования конкретных видов налогов.

И все же новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым  условиям. Его основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот  для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности  производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных  технологий или увеличение выпуска  товаров народного потребления  Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в  народное хозяйство иностранных  инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство не застывшая схема, оно постоянно  изменяется, приспосабливается к  воспроизводственным процессам, рынку,

Нестабильность  наших налогов, постоянный пересмотр  ставок, количества налогов, льгот и  т. д. несомненно играет отрицательную  роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям  как отечественным, так и иностранным. 
Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию  налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым  налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую  массу. 
Выдвигаемые реформаторские предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы. Предложений же о принципиально иной налоговой системе, соответствующей нынешней фазе переходного периода, практически нет. И это не случайно, так как оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе, которой в России еще нет.

Несомненно, вся эта путаница с налогами приводит к нестабильному положению в  нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. 
Несомненно, для выхода из кризисного состояния необходимо одним из первых шагов привести налоговую систему страны в соответствие мировым стандартам.[7]

 

2.2. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.

Основные  направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и  на плановый период 2011 и 2012 годов разработаны  Минфином России в рамках цикла подготовки проекта федерального бюджета на очередной период и являются одним  из документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при  подготовке проектов бюджетов субъектов  Российской Федерации.

Помимо  решения задач в области бюджетного планирования Основные направления  налоговой политики позволяют участникам налоговых отношений определить ориентиры в налоговой сфере  на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и определенности условий  ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления  налоговой политики не являются нормативным  правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о  налогах и сборах, которые разрабатываются  в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок  приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.

Особое  значение настоящий документ приобретает  в условиях мирового финансового  кризиса и разработки приоритетов  социально-экономического развития Российской Федерации в среднесрочной перспективе, комплекса мер, направленных на повышение  устойчивости российской экономики.

В трехлетней перспективе 2010 – 2012 годов  приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой  политики остаются такими же, как и  ранее – создание эффективной  налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени. Таким образом, Основные направления  налоговой политики составлены с  учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.

Однако  при этом следует принимать во внимание, что налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, - на создание условий для  восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи  важнейшим фактором проводимой налоговой  политики будет являться необходимость  поддержания сбалансированности бюджетной  системы.

Сокращение  объемов промышленного производства, негативная тенденция изменения  иных макроэкономических показателей  может привести к росту задолженности  по налогам и сборам перед бюджетной  системой Российской Федерации и  увеличению масштабов уклонения  от уплаты налогов. В целях минимизации  указанных рисков потребуется повышение  качества налогового администрирования, а также развитие института изменения  срока уплаты налогов и сборов (инвестиционный налоговый кредит, рассрочки и отсрочки).

Необходимо  постоянно анализировать ситуацию в мировой, российской экономике  и исходя из имеющихся возможностей изыскивать варианты поддержки участников экономической деятельности, стимулировать  темпы роста экономики, в том  числе и с помощью механизмов налоговой политики.

В период 2010 – 2012 годов будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных "Основными направлениями налоговой  политики в Российской Федерации  на 2008 – 2011 годы" и "Основными направлениями  налоговой политики на 2009 год и  плановый период 2010 и 2011 годов".

При этом реализация основных направлений налоговой политики будет проводиться во взаимосвязи  с основными направлениями Программы  антикризисных мер Правительства  Российской Федерации и с проектами  по реализации основных направлений  деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

Предлагается внесение изменений  в законодательство и уточнение  ранее заявленных подходов к проведению налоговой реформы по вопросам:

- совершенствования налогового  контроля за использованием трансфертных  цен в целях налогообложения;

- создания института консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций;

- совершенствования порядка учета  в налоговых органах организаций  и физических лиц, оптимизации  взаимодействия, в том числе посредством  передачи документов в электронном  виде, между налоговыми органами  и банками, органами исполнительной  власти, местными администрациями,  другими организациями, которые  обязаны сообщать в налоговые  органы сведения, связанные с  налоговым администрированием. [9]

Помимо  этого планируется внесение изменений  в действующее законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям.

  1. Совершенствование налога на прибыль организаций.

В рамках совершенствования данного налога планируется ряд изменений в различных его аспектах:

а) Амортизационная политика.

В настоящее время состав амортизационных  групп, утвержденный постановлением Правительства  Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», основан на сроке службы того или иного объекта основных средств. Следует отметить, что определение сроков службы отдельных активов является очень сложной задачей. Так, в Советском Союзе производились оценки сроков службы активов, при этом определялись нормы амортизации (для целей бухгалтерского учета) исходя из линейного способа начисления амортизации. Однако с момента этих оценок прошло около 30 лет, поэтому полагаться на разработанные в то время нормы проблематично: изменились технологии, характеристики используемого оборудования. Предлагается в ближайшие годы пересмотреть подходы к классификации основных средств на группы и определению норм амортизации для этих групп, для чего возможно использование предложений, разработанных Министерством финансов Российской Федерации в ходе подготовки проекта Кодекса во второй половине 90-х годов.

б) Сокращение возможностей по минимизации  налогообложения.

Должны  быть внесены изменения в законодательство о налогах и сборах, направленные на сокращение возможностей минимизации  налогообложения, связанных с переносом  на будущее убытков поглощаемых (реорганизуемых) или приобретаемых  компаний. Отсутствие ограничений создает  на рынке искаженные стимулы, направленные на приобретение неэффективного бизнеса  без последующего его развития. Также  необходимо решить вопрос нормативного регулирования отнесения процентов  по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при формировании налоговой  базы по налогу на прибыль организаций.

в) Налогообложение операций с ценными бумагами.

 

 В современных условиях возрастает потребность в совершении операций по предоставлению займов ценными бумагами. Законодательство о налогах и  сборах не устанавливает особенностей налогообложения налогом на прибыль  организаций таких операций, что  создает для налогоплательщиков значительные риски. В связи с  этим требуется установить Кодексом правила налогообложения налогом  на прибыль организаций таких  операций, в том числе:

- правила определения налоговой  базы при совершении договоров  займа, в том числе по займам, срок возврата по которым не  определен или определен моментом  востребования;

Информация о работе Налоги, их виды, сущность и механизмы функционирования