Налоги и налоговая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 00:53, курсовая работа

Краткое описание

В этой связи, целью работы является экономическая природа налогов. Вместе с тем, отсутствие системных исследований теории, методологии формирования налоговой политики предопределило выбор темы курсовой работы, цель, задачи, структуру и направления исследования.
В курсовой работе ставились и решались следующие задачи:
-исследовать возникновение и развитие налогов;
- изучить функции налогов;
-провести оценку деятельности Управления Федеральной налоговой службы Оренбургской области;
- изучить проблемы налоговой политики в регионе;
-дать рекомендации по улучшению собираемости налогов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Гл.1 Экономическая природа налогов………………………………………...6
1.1 Возникновение и развитие налогов………………………………………6
1.2 Функции налогов…………………………………………………………..9
Гл.2 Налоговая политика на примере Оренбургской области………………12
2.1 Оценка деятельности Управления Федеральной налоговой службы Оренбургской области………………………………………………………….12
2.2 Проблемы налоговой политики в регионе………………………………19
2.3 Рекомендации по улучшению собираемости налогов………………….25
Заключение………………………………………………………………………32
Библиографический список………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Налоги и налоговая политика государства-2010.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

 

2.3 Рекомендации по улучшению собираемости налогов

        В настоящее время в условиях реструктуризации экономики изменяются нормативно-правовые документы и организационные структуры управления, регулирующие процесс сбора налогов в регионе. Наряду с этим усиливаются тенденции виртуализации экономики, открывающие новые возможности налогоплательщикам для неуплаты налогов на территории Российской Федерации.

В связи с этим необходима адекватная система управления, позволяющая осуществлять полный сбор государственных налогов в регионах и обеспечивать их своевременное поступление в соответствующие бюджеты. Следует также использовать действенные организационные и экономические механизмы управления процессом сбора налогов, позволяющие повысить результативность данной деятельности, развивать функции координации деятельности организационных структур управления, различных ведомств, департаментов и управлений, обеспечивающих процесс сбора налогов, повышать уровень их интеграции, способности гибко и адекватно реагировать на изменения окружающей среды.

Нуждается в научном осмыслении и разработке управленческих решений ситуация, способная повлиять на негативное стремление субъектов хозяйствования к недобросовестной налоговой конкуренции, способствующей их выживанию и развитию за счет государства. Положительный эффект может принести обобщение позитивной практики и особенностей использования методов целенаправленного воздействия субъектов управления на составляющие процесса сбора налогов, позволяющее в условиях экономической нестабильности реального сектора экономики решать проблемы сбора налогов и оказывать влияние на рост региональной экономики.

Решение этих проблем как в научном, так и в практическом плане является, на наш взгляд, важной народнохозяйственной задачей. Оно возможно при разработке научно обоснованных подходов к формированию региональной политики управления процессом сбора налогов, позволяющей выделять приоритеты целенаправленного воздействия на основные процессы, играющие определяющую роль в сборе налогов, обеспечивать на этой основе наполнение государственного бюджета и создавать дополнительные возможности повышения жизненного уровня населения.

Поиск и обоснование путей рационального решения важной народнохозяйственной задачи, развитие концепции сбора налогов, а также выявление направлений целенаправленного воздействия данного процесса на региональную экономику могут быть достигнуты путем решения следующих конкретных задач:

- исследование сущности и социально-экономического содержания процесса сбора налогов в регионе в условиях реструктуризации экономики для выявления его составляющих и особенностей управления данным процессом;

- изучение состояния и специфики системы управления, обеспечивающей сбор налогов в регионе, с целью оценки адекватности ее организационного устройства функциям управления, требующимся для сбора налогов;

- анализ экономических результатов сбора налогов в регионах для оценки результативности функционирования системы управления данным процессом и разработки мер по ее совершенствованию;

- формирование региональной политики управления процессом сбора налогов с целью создания более благоприятных условий для функционирования субъектов хозяйствования и выделения приоритетов целенаправленного воздействия на основные процессы, играющие определяющую роль в сборе налогов;

- координация функций организационных структур управления различных ведомств, обеспечивающих процесс сбора налогов, с целью их интеграции, преобразования, придания им гибкости и способности адекватно реагировать на изменения экономической среды;

- разработка организационных и экономических механизмов управления процессом сбора налогов с целью повышения результативности данной деятельности;

- организация контроля как инструмента воздействия государства на недобросовестных налогоплательщиков и обеспечения за счет этого более высоких объемов сборов налогов.[26]

По мнению автора, имеются следующие пути решения важной народнохозяйственной задачи и целенаправленного воздействия процесса сбора налогов на региональную экономику:

- формирование региональной политики управления процессом сбора налогов, способствующей обеспечению благоприятных условий для функционирования субъектов хозяйствования и выделение приоритетов целенаправленного воздействия на процессы, играющие определяющую роль в сборе налогов;

- координация функций управления организационных структур различных ведомств, обеспечивающих процесс сбора налогов, а также их интеграция, придание им способности адекватно реагировать на изменения экономической среды;

- разработка организационных и экономических механизмов, регулирующих процесс управления сбором налогов и повышающих результативность данной деятельности;

- обоснование и использование современных инструментов, форм контроля, способных целенаправленно воздействовать на недобросовестных налогоплательщиков и обеспечивать более высокие сборы налогов.

Сбор налогов является необходимой деятельностью государства, осуществляемой в рамках реализации налоговой политики и направленной на решение экономических и социальных проблем населения.

Эффективность сбора налогов в регионах во многом предопределяется той политикой государства, которую оно реализует в этой сфере деятельности и из которой вытекают все приоритеты, методы, технологии управления и результаты.

В настоящее время политика сбора налогов и технологии управления построены на идее борьбы с «неплательщиками налогов». Разработанные под такую политику законы, сформированные организационные структуры управления, подготовленные кадры и созданная налоговая система позволяют налоговым органам практически в любой ситуации обнаруживать уклонение от уплаты налогов и насчитывать любые суммы пени и штрафов. При этом законодательство ориентировано преимущественно на обоснование этих штрафов, а не на четкие и паритетные «правила игры» с региональными субъектами хозяйствования.[15]

До настоящего времени не достигнуто должное взаимодействие субъектов хозяйствования и государства в процессе сбора налогов и последующего их использования для решения социальных проблем населения, и налоговая система не рассматривается как своего рода «общественный договор».

Социологические исследования показывают, что российские граждане - налогоплательщики воспринимают налоги как ничем не обоснованные поборы со стороны государственных институтов власти, налоговые органы - как противников, а государство в целом - как обузу. В связи с этим и рядом других причин в России значительная часть населения воспринимает уход от налогов как абсолютно нормальное и оправдываемое явление, хотя, по сути, это противоречит этическим нормам и исконным традициям народа.[17]

Политика общественного договора подразумевает согласие обеих сторон, то есть налогоплательщики должны быть убеждены и согласны платить налоги, а не вынуждены, как это обстоит сейчас. Законодательные нормы сначала должны рассматриваться с точки зрения честного плательщика налогов, и если возникают ситуации, в которых та или иная норма затрудняет нормальную хозяйственную деятельность плательщика, она должна отвергаться независимо от того, насколько эта норма затрудняет уход от налогообложения.[25]

В настоящее время отношения между обществом и государственными органами управления, обеспечивающими сбор налогов, являются фискальными, а должны быть партнерскими. Насилие необходимо заменить добровольным сотрудничеством. Все иные подходы в стратегическом плане менее перспективны, чем обеспечение процесса сбора налогов на основе партнерских отношений между обществом и государством.

По нашему мнению, необходима такая политика управления процессом сбора налогов, которая обеспечивала бы достижение определенных приоритетов общества в вопросах установления налогового предела для субъектов хозяйствования. Такой налоговый предел может быть установлен расчетным путем в процентах от валового внутреннего продукта и ориентирован на стимулирование развития реального сектора экономики, на экономию государственных расходов и на приоритетное решение наиболее важных социальных проблем населения.

По своей сути, сбор налогов - это процесс, включающий ряд взаимосвязанных, взаимообусловленных составляющих и действий, направленных на получение искомого результата. Это достаточно сложный вид деятельности исполнительных органов власти, осуществляемый на базе совокупности законов и нацеленный на выполнение налогоплательщиками своих обязательств перед государством и обществом в части уплаты налогов.[12]

Управление процессом сбора налогов осуществляется рядом государственных организационных структур на базе действующего законодательства, Указов Президента Российской Федерации и Правительства РФ. Это прежде всего МНС России, Минфин России, ГТК России, МВД России, ФСНП России и КФМ России. Каждая из названных структур реализует свои специфические, специализированные функции управления через подведомственные им организации на федеральном, региональном, межрегиональном и муниципальном уровнях управления.[2]

Основное целенаправленное воздействие на налогоплательщиков по сбору налогов осуществляется МНС России. Непосредственно сбором налогов занимаются налоговые инспекции регионов - основное звено в системе, организующей, осуществляющей данный вид деятельности и управляющей им в рамках своей компетенции. Основные задачи и функции управления структурных подразделений центрального аппарата МНС России корреспондируются с деятельностью, выполняемой подведомственными им структурами.[7]

Сбор налогов является инструментом, с помощью которого возможно оказывать целенаправленное воздействие на те или иные составляющие экономического развития регионов. Исходя из действующей практики следует, что он включает ведение базы данных Государственного реестра налогоплательщиков; прием, ввод в базу данных и проверку бухгалтерской и налоговой отчетности, а также иных сведений от налогоплательщиков; информирование плательщиков о результатах таких проверок; применение санкций за нарушения налогового законодательства, выявленные на этом этапе работы, и информирование об этом плательщиков. В него входят ведение лицевых счетов налогоплательщиков; выявление недоимок и переплат, их взаимозачеты, возврат излишне уплаченных сумм налогов; начисление пени; информирование плательщиков о результатах этой работы. Важными составляющими процесса сбора налогов являются налоговые проверки со всеми присущими им процедурами: от выбора объекта до оформления постановления о наложении санкций по их результатам, а также процедуры взыскания в бюджет задолженности по налогам и сборам, по финансовым и административным санкциям за нарушения налогового законодательства. Завершается процесс сбора налогов составлением отчетности о результатах работы, анализом его достижений, подведением итогов и выработкой системы мер по управлению выявленными резервами.[13]

Все составляющие процесса сбора налогов тесно связаны между собой, поскольку они взаимодействуют с одними и теми же субъектами отношений - налогоплательщиками и государством в лице налогового органа. Кроме того, действия всех организационных структур управления, проявляющиеся в той или иной мере в каждом из названных процессов, подчинены решению одной общей задачи: сбору налогов.

Управление процессом сбора налогов - это целенаправленное приложение знаний, опыта, методов и средств для достижения поставленных целей. Для реализации этих требований необходимо найти оптимальное сочетание между целями, сроками, затратами, качеством управленческой деятельности и другими характеристиками.

Управление процессом сбора налогов должно подчиняться четкой логике, которая связывает между собой различные области знаний и элементы целенаправленного воздействия на объект. В качестве объекта управления может выступать в целом процесс сбора налогов как инструмент управления экономикой региона. В зависимости от целей управления в качестве объекта могут выступать и его составляющие.[14]

Таким образом, у процесса управления может быть как одна, так и несколько целей. При этом следует иметь в виду, что конкретная цель управления процессом сбора налогов особо актуальна тогда, когда она становится объектом рассмотрения проблем расхождения желаемого и действительного результата сбора налогов. Однако действительное определение цели зависит не только от желания - субъективной стороны, но и от реальных объективных возможностей субъектов хозяйствования, налогоплательщиков - физических лиц, государства.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В результате исследований в данной курсовой работе можно подвести следующие итоги. Проведение рациональной налоговой политики государства позволяет решать задачи: обеспечение государства финансовыми ресурсами;              создание условий для регулирования экономики; сглаживание неравенства в уровнях доходов населения.             

В настоящее время федеральное налоговое законодательство состоит из нескольких уровней: Конституция РФ; Налоговый кодекс РФ и федеральные законы о налогах и сборах; Бюджетный кодекс РФ; Постановления правительства РФ, Указы президента РФ; методические указания, Письма, Приказы Министерства финансов и ФСН РФ.

К методам оценки налоговой политики государства относятся: качественный метод оценки эффективности налоговой политики государства; количественные методы оценки эффективности налоговой политики государства, в том метод оценки общей налоговой нагрузки в различных модификациях (доля налогов в ВВП, теория А. Лаффера, модели полных ставок); метод анализа налогообложения, состоящий из таких методов анализа, как временной и структурный анализ, трендовый анализ, анализ относительных коэффициентов, а также пространственный, факторный, исторический и международный анализ; метод анализа системы количественных и качественных показателей, подразумевающий формирование, расчёт и анализ специальной системы показателей.

Информация о работе Налоги и налоговая политика государства