Налоговая система и ее особенности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 19:47, курсовая работа

Краткое описание

Налоговая система – совокупность налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по их уплате, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Различают следующие элементы налоговой системы: совокупность налогов, принципы построения налоговой системы, способы уплаты и методы формирования налогов, порядок изменения и отмены налогов, формы осуществления налогового контроля

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
1 Налоговая система как важнейший элемент рыночной экономики…..4
2 Проблемы развития системы налогообложения в России…………...15
Заключение………………………………………………………………….22
Список использованной литературы……………………………………....23

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 62.64 Кб (Скачать файл)

Косвенные налоги наиболее желанны для фискальных целей  государства, так как наиболее просты в аспекте их взимания и достаточно сложны для налогоплательщиков в  плане уклонения от их уплаты. Кроме  того, они обеспечивают определенную устойчивость налоговых поступлений  даже в условиях экономического спада, тогда как поступления от прямых налогов на доходы более существенно  коррелируют уровнем экономической  активности. Вместе с тем, косвенные  налоги имеют значимые недостатки. В первую очередь они не учитывают  материального состояния реального  налогоплательщика. Прямые налоги определяются уровнем дохода и стоимостью имущества  налогоплательщика, косвенные же завязаны на уровень потребления. Естественно, потребление обеспеченных людей  в абсолютном исчислении больше объема потребления бедных, но в долевом  соотношении к доходам этих групп  населения картина совершенно иная. Удельный вес потребления богатых  в их доходах мал, в то время  как все низкие доходы бедных «съедает»  потребление. Поэтому косвенное  налогообложение для малообеспеченных слоев населения является более  тяжелыми, чем прямое, по которому им, как правило, предоставляются значительные преференции. А сами косвенные налоги зачастую характеризуют как «налоги  на бедных». Кроме того, данные налоги, приводя к повышению цен на товары, ограничивают в определенной степени объем потребления, т.е. спроса, дестимулируя тем самым и предложение, а значит, и производство этих товаров.

2. Классификация налогов  по объекту обложения – классификация,  согласно которой можно разграничить  налоги: с имущества, с доходов,  с потребления, с использования  ресурсов.

Налоги с имущества (имущественные) – это налоги, взимаемые с организаций  или физических лиц по факту владения ими определенным имуществом или  с операций по его продаже (покупке). Следует отметить характерную черту  – их взимание и размер не зависят  от индивидуальной платежеспособности налогоплательщика, а определяются характеристиками имущества: в транспортном налоге – мощностью двигателя, налоге на имущество – стоимостью, в  земельном налоге – несколькими  характеристиками, например назначением  земель, кадастровой оценкой.

 Налоги с дохода  – это налоги, взимаемые с организаций  или физических лиц при получении  ими дохода. Эти налоги в полной  мере определяются платежеспособностью  налогоплательщика. Различают налоги  с дохода фактические, т.е. взимаемые  по фактически полученному доходу, и вмененные, взимаемые по доходу, который устанавливается заранее  государством исходя из того, какой доход условно должен  получить налогоплательщик, занимаясь  данным видом предпринимательской  деятельности.

Налоги с потребителя  – это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ и услуг), подразделяемые в свою очередь на индивидуальные, универсальные и  монопольные. Индивидуальными налогами облагается потребление строго определенных групп товар, например акцизы на отдельные  виды товара, универсальными –все товары (работы, услуги), за отдельным исключением, например НДС, а монопольными – производство и (или) реализация отдельных видов  товаров, являющиеся исключительной прерогативой государства.

Налоги с использования  ресурсов (рентные) – это налоги, взимаемые в процессе использования  ресурсов окружающей природной среды, а рентными их называют также потому, что их установление и взимание связаны  в большинстве случаев с образованием и получением ренты.

3. Классификация налогов  по субъекту обложения, где  различают налоги, взимаемые с  юридических лиц, физических и  смешанные, является также достаточно  распространенной. Значимость этой  классификации в последнее время  снизилась, поэтому практически  все налоги сейчас следует  относить к смешанной группе, за исключением НДФЛ, на имущество  физических лиц, на прибыль  организаций и на имущество  организаций, соответственно составляющих  группу налогов с юридических  лиц.

4. Классификация налогов  по способу обложения востребована  практикой администрирования. Здесь  различают налоги в зависимости  от способа определения налогового  оклада: «по декларации», «у источника»  и «по уведомлению». Наиболее  распространенный способ, «по декларации»,  т.е. сумме налога, объявляемого  самим налогоплательщиком. Способ  «у источника» закладывается  в налогах, предусматривающих  институт налоговых агентов. В  чистом виде данный способ  реализуется только в НДФЛ. Способ «по уведомлению» закладывается чаще в налогах с немобильными объектами обложения, когда государственными органами составляется полный реестр (кадастр) этих объектов, а налоговым органом производится исчисление и уведомление налогоплательщика.

5. Классификация по применяемой  ставке, подразделяет налоги на  прогрессивные, регрессивные, пропорциональные  и твердые.

Налоги с процентными  ставками – это налоги, величина ставки которых устанавливается  в процентном исчислении от стоимостной  оценки объекта налогообложения. Напрямую зависят от размера дохода, прибыли  или имуществ налогоплательщиков.

В налогах с пропорциональными  ставками размер налоговых платежей прямо пропорционален размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика. В налогах с прогрессивными ставками размер налоговых платежей находится в определенной прогрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика. В налогах с регрессивными ставками размер налоговых платежей находится в определенной регрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика.

В зависимости от метода установления налоговых ставок разграничивают: налоги с твердыми ставками – величина ставки устанавливается в абсолютной, твердой денежной сумме на единицу измерения налоговой базы; налоги с процентными ставками – величина ставки устанавливается в процентном исчислении от стоимостной оценки объекта налогообложения. Налоги с комбинированными ставками – величина ставки устанавливается посредством сочетания.

6. Классификация налогов  по назначению разграничивает  их на абстрактные и целевые.  Абстрактные (общие) налоги, обезличиваются  и расходуются на цели, определенные  приоритетами соответствующего  бюджета. Целевые (специальные)  налоги имеют заранее определенное целевое назначение и строго закреплены за определенными видами расходов. Как правило, за счет специальных налогов формируются бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов.

7. Классификация налогов  по срокам уплаты означает, что  различают налоги срочные и  периодические. Срочные (разовые)  – это налоги, уплата которых  не имеет систематически регулярного  характера, а производится к  сроку при наступлении определенного  события или совершения определенного  действия. Периодические (регулярные, текущие) – это налоги, уплата которых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки.

8. Классификация по бухгалтерским источникам уплаты разграничивает налоги по конкретным источникам их уплаты в составе выручки предприятия и ее структурных элементов.

К налогам и сборам, уплачиваемым из выручки от реализации, относятся: НДС, таможенные пошлины, единые налоги.

Налогами и сборами, относимыми на себестоимость продукции, являются: ЕСН, акцизы, государственная пошлина, транспортный и земельный налоги, НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов.

К налогам, относимым на финансовый результат деятельности, относятся  налог на имущество организаций  и на игорный бизнес.

К налогам, относимым на оплату труда и предпринимательский  доход, относятся: НДФЛ и ЕСН, единые налоги.

Налогом, уплачиваемым с  валовой налогооблагаемой прибыли, является налог на прибыль организаций.

9. Классификация налогов  по принадлежности к уровню  правления подразделяет все налоги  на федеральные, региональные  и местные. Данная классификация  единственная из всех описанных  выше имеет законодательный статус  – на ней построена вся последовательность  изложения НК.[6. с37-46]

Характеристика основных видов налогов

Федеральные доходы.

Налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия  в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения продукции (товаров, работ, услуг). Добавленная стоимость  определяется как разница между  стоимостью реализованной продукции (товаров, работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. НДС является косвенным налогом, т.е. надбавкой  к цене товара (работы, услуги), которая  оплачивается конечным потребителем. В доходной части российского  бюджета НДС составляет более 40%, т.е. формирует большую часть бюджета.

Акцизы — федеральный  косвенный налог, выступающий в  форме надбавки к цене товаров, возникающий  и уплачиваемый только в сфере  производства. Исключением из этого  правила являются акцизы по товарам, ввозимым на территорию РФ, поскольку  плательщиками акцизов в данном случае выступают организации, закупившие подакцизные товары, в том числе  для дальнейшей перепродажи.

Налог на прибыль организации. Налог на прибыль — прямой пропорциональный налог, т.е. его сумма находится  в прямой зависимости от конечного  финансового результата деятельности организации — прибыли. В связи  с этим налог на прибыль влияет на инвестиционные процессы и процесс  наращивания капитала.

Налог на доходы физических лиц. Налог на доходы физических лиц является прямым, регулирующим налогом, что указывает на его большое значение для регулирования экономики и формирования доходной части бюджетов разных уровней. Доля налога в доходах консолидированного бюджета РФ  составляет около 10%.

Единый социальный налог. Предназначение единого социального  налога — мобилизация средств  для реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Сборы за пользование объектами  животного мира и водных биологических ресурсов заменили плату за пользование объектами животного мира и аукционную систему продажи квот на вылов объектов водных биологических ресурсов в целях промышленного рыболовства.

Эти сборы введены с 1 января 2004 г. гл. 251Х НК РФ, относятся   федеральным налогам и сборам и обязательны для уплаты на всей территории РФ

Плательщиками сборов могут  быть признаны:

- организации;

- физические лица, в том  числе индивидуальные предпринимали.

Налог на добычу полезных ископаемых. Для стран с высокой долей  сырьевого сектора важно построение эффективной системы налогообложения  природных ресурсов. Суть налогообложения  ресурсов заключается в перераспределении  ренты или сверхприбыли для эффективного использования природных ресурсов с помощью бюджетно-налогового механизма. налог на добычу полезных ископаемых был введен в действие в РФ с  принятием гл. 26 НК РФ.

Водный налог. Водный налог  взимается с 1 января 2005 г. в связи с вступлением и силу гл. 252 НК РФ. с введением в действие этого налога установлены новые правовые нормы платного пользования водными объектами (водопользования), которые отчасти повторяют положения ранее действовавшего законодательства. До 1 января 2005 г. при водопользовании взималась плата за пользование водными объектами.

Государственная пошлина  — сбор, взимаемый с организаций  и физических лиц при их обращении  в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые  уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов  рф и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действии, предусмотренных налоговым законодательством.

Региональные налоги

Транспортный налог регламентируется федеральными законодательными актами, а вводится законодательными актами субъектов РФ, которые в соответствии с НК РФ имеют право определять ставку налога в пределах, установленных  НК РФ, порядок и сроки уплаты, а также форму отчетности по данному  налогу. При установлении налога законами субъектов РФ могут  также предусматриваться  налоговые льготы и основания  для их применения.

  Налог на игорный бизнес. По правовой природе он представляет собой разновидность вмененного налога на отдельные виды деятельности. В рамках специальных налоговых режимов допускается установление особого порядка определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. Поскольку налогообложение игорного бизнеса фактически специальный режим налогообложения, игорная деятельность освобождается от уплаты федеральных налогов.

Налог на имущество организаций, является прямым и пропорциональным. Это важный финансовый рычаг влияния  на результаты хозяйственной деятельности организаций и источник финансирования бюджетов субъектов РФ и местных  бюджетов. цель введения данного налога — создание заинтересованности у  организации в эффективном использовании  своего имущества, освобождении от ненужного  имущества.

Налог на имущество организаций  устанавливается гл. 30 НК РФ и вводится на соответствующей территории законами субъектов РФ. Законодательные (представительные) органы субъекта Федерации имеют  право устанавливать следующие  элементы налогообложения: налоговую  ставку в пределах, определенных НК РФ; порядок и сроки уплаты налога; форму отчетности по налогу; налоговые  льготы и основы для их использования  налогоплательщиком.

Информация о работе Налоговая система и ее особенности в России