Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 23:35, курсовая работа
Важнейшим элементом рыночной экономики является налоговая система. Появление налогов на заре человеческой цивилизации связано с возникновением самых первых общественных потребностей. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги – это основной источник доходов государства. Именно налоги лежат в основе доходной части федерального, региональных и местных бюджетов любой развитой страны.
Введение
Понятие налоговой системы
Сущность и принципы налогообложения
Классификация налогов
Основные виды налогов
Функции налогов
Кривая Лаффера
Налоговый клин
Налоговая система РФ
Структура налогообложения РФ
Основные налоги, взимаемые в России
Налоговые и другие уполномоченные органы РФ
Проблемы налоговой системы РФ и пути ее совершенствования
Специальные налоговые режимы
Налог на добавленную стоимость (НДС)
Налоговый механизм регулирования инвестиционной деятельности
Заключение
Список литературы
Как воздействуют налоги на распределение ресурсов? Облагая товар налогом, государство повышает его цену для покупателя и снижает цену, получаемую продавцом, сокращая тем самым объем выпуска товаров. Рассмотрим воздействие на рыночное равновесие косвенных (потоварных) налогов. Формальными плательщиками этих налогов в бюджет являются продавцы.
При введении налога государство несет определенные потери. Эти потери получили название налогового клина. Потери государства от введения налога можно определить по формуле:
где Z – чистые потери;
T – величина потоварного налога;
Q – Q – количество реализуемой продукции до и после введения налога.
Если потери от введения налога будут больше суммы поступлений в бюджет, то налог вводить нецелесообразно.
С 1992 года в нашей стране действует новая налоговая система. Основные принципы ее построения определил Закон «Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.91 г. Он установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей; определил плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона
« Об основах налоговой системы
в Российской Федерации » в
целях определения обязанностей
налогоплательщика
Законом « Об основах налоговой системы в Российской Федерации » впервые в России вводится трехуровневая система налогообложения.
автономного образования, а также в бюджеты города и района, на территории которого находится предприятие.
И еще один важный в условиях рынка налог – на рекламу. Его должны платить юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию по ставке до 5% от стоимости услуг по рекламе.
- налог на добавленную стоимость
- федеральные платежи за пользование природными ресурсами
- акцизы на отдельные группы и виды товаров
- подоходный налог
- налог на доходы банков
- подоходный налог с физических лиц
- налог на доходы от страховой деятельности
- налоги – источники образования дорожных фондов
- налог на операции с ценными бумагами
- гербовый сбор
- таможенная пошлина
- государственная пошлина
- налог с имущества,
переходящего в порядке
- налог с биржевой деятельности
Республиканские налоги и налоги краев, областей и налоговых образований:
- республиканские платежи
за пользование природными
- лесной налог
- налог на имущество предприятий
- плата за воду, забираемую
промышленными предприятиями
- земельный налог
- регистрационный сбор
с физических лиц,
- налог на имущество физических лиц
- сбор за право торговли
- налог на строительство
объектов производственного
- целевые сборы с населения и предприятий всех организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство и другие цели
- курортный сбор
- налог на рекламу
- лицензионный сбор за право торговли вино-водочными изделиями
- сбор за право использования местной символики
- сбор за парковку транспорта
- сбор со сделок, совершаемых
на биржах, за исключением сделок,
предусмотренными
- сбор за право проведения кино- и телесъемок
- сбор за уборку территорий населенных пунктов
Налоговая система РФ включает налоговые, таможенные, финансовые органы и органы внутренних дел.
Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильность исчисления, полнотой своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей6. Налоговые органы представлены Федеральной налоговой службой РФ (ФНС России) и ее территориальными органами.
Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным и налоговым законодательством РФ7.
Министерство финансов РФ дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам, по вопросам применения законодательства РФ по налогам и сборам, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а так же порядок их заполнения8.
Органы внутренних дел по запросу налоговых органов участвуют вместе с ними в выездных налоговых проверках.
Действующая налоговая система еще пока далека от идеала. Многие меры, предпринятые в ходе реформы последних нескольких лет, из числа тех, которые были направлены на снижение налоговой нагрузки, не были доведены до конца. Нерешенность проблем с возмещением экспортного НДС, отсутствие действенных налоговых стимулов инвестиционной и инновационной деятельности, отсутствие стимулов для активизации процессов технического перевооружения и обновления основных фондов создают реальные препятствия для обеспечения высоких темпов экономического роста.
Не отказываясь от решения главной задачи налоговой системы – централизация финансовых ресурсов для нужд государства, следует отметить, что одним из приоритетов налоговой реформы на современном этапе должно стать создание условий, способствующих бизнесу выхода их кризиса и оживлению экономической активности российского бизнеса, что в конечном итоге должно способствовать экономическому росту страны.
Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2008 году составили 761,1 млрд. рублей. По сравнению с 2007 годом поступления выросли на 119,8 млрд. рублей, или на 18,7%.
Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2008 году составили 506,8 млрд. рублей и выросли по сравнению с 2007 годом на 25,1%.
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2008 году составили 998,4 млрд. рублей и по сравнению с 2007 годом снизились на 28,2%. В сопоставимых условиях (поступления за 2007 год приведены в условиях 2008 года) темп роста НДС, по экспертным оценкам Службы, составляет 107,7%.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2008 году 40,3 млрд. рублей, что на 17,4% больше, чем в 2007 году.
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в 2008 году 125,2 млрд. рублей и выросли относительно 2007 года на 15,1%.
Налога на добычу полезных ископаемых
(далее – НДПИ) в 2008 году поступило в федеральный бюджет
1 604,7 млрд. рублей, в том числе на добычу
нефти – 1 493,0 млрд. рублей, на добычу газа
горючего природного – 90,5 млрд. рублей;
на добычу газового конденсата из всех
видов месторождений – 8,4 млрд. рублей.
По сравнению с 2007 годом поступления НДПИ
выросли на 42,9%.
Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в 2008 году поступило 1 251,4 млрд. рублей, что на 23,3% больше, чем в 2007 году.
В Фонд социального страхования (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.)) в 2008 году поступило 74,0 млрд. рублей, что на 15,5% больше, чем в 2007 году.
В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2008 году поступило 89,3 млрд. рублей, что на 24,4% больше, чем в 2007 году.
В территориальные фонды обязательного медицинского страхования в 2008 году поступило 162,4 млрд. рублей, или на 22,6% больше, чем в 2007 году.
На протяжении последних шести лет специальные налоговые режимы помогают «выживать» малому бизнесу. В июле 2008 года был принят Федеральный закон РФ, вносящий изменения в главы Налогового кодекса, регламентирующие специальные налоговые режимы (ФЗ от 22.07.2008 года № 155-ФЗ). Многие поправки в Налоговый кодекс РФ, внесенные названным законом, были инициированы ОПОРой России и детально обсуждались на Правительственной Комиссии по малому бизнесу. Среди принятых поправок следует отменить норму, отменяющую обязанность налогоплательщиков по УСН от ежеквартальной отчетности – теперь налогоплательщики по упрощенной системе будут отчитываться один раз в год. Существенно изменен порядок применения упрощенной системы налогообложения в форме патента. Индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему, смогут использовать труд наемных работников (до 5 человек), кроме того исключена норма, позволявшая субъектам РФ ограничивать перечень видов деятельности, возможных к переводу на патентную систему налогообложения. Названные поправки были призваны расширить сферу применения упрощенной системы налогообложения. Однако, широкому распространению упрощенной системы налогообложения помешал кризис.
Помимо этого, даже установленная в Федеральном законе № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» предельная численность работников для субъектов малого предпринимательства (до 100 чел.) уже требует от организаций формирования значительного фонда оплаты труда, а установленный предел по выручке не позволит таким организациям применять упрощенную систему налогообложения.
Сегодня налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не могут включиться в технологическую цепочку, поскольку крупные организации – плательщики НДС, не хотят приобретать товары (работы, услуги) у организаций и предпринимателей, освобожденных от НДС. Решение этой проблемы позволило бы малому бизнесу активно включаться в технологические цепочки, предлагая свои товары (работы, услуги) не только населению, но и организациям. В качестве альтернативного варианта, можно предусмотреть возможность сохранения при переходе индивидуального предпринимателя или организации на УСН статуса плательщика НДС в течение всего периода нахождения на «упрощенке».
Особого внимания заслуживает тема, которую ОПОРа Росси уже неоднократно поднимала, однако, ответного понимания со стороны Министерства финансов РФ так и не смогли добиться. Речь идет об освобождении от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности субъектами, перешедшими на упрощенную систему налогообложения. В соответствии с нормами действующего Федерального закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (УСН), освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов. В сентябре 2008 году в своем официальном письме Министерство финансов РФ (от 22.09.2008 года № 07-05-06/203) разъяснило, что нормы законодательства, обязывающие вести бухгалтерский учет и составлять финансовую отчетность, «подлежат применению всеми акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью, включая перешедших на упрощенную систему налогообложения». Иными словами, Минфин РФ обязал субъектов упрощенного налогообложения вести бухгалтерский учет и составлять отчетность в общем порядке и это несмотря на нормы действующего Федерального закона «О бухгалтерском учете».
В 2008 году Правительство РФ заявило об отложении вопроса о снижении или отмене НДС. Но это не означает, что реформа НДС должна на этом остановиться.
В соответствии с действующим порядком по-прежнему облагаются авансы. Заменив в 2005 г. слово «авансы» на «предварительную оплату», законодатель не решил проблему того, что налогоплательщики уплачивают налог с авансов, а это колоссальное отвлечение оборотных средств еще до реализации товаров, работ, услуг. Прежде всего, страдают промышленные предприятия, имеющие незначительную рентабельность.
Информация о работе Налоговая система и проблемы ее совершенствования в современной России