Налоговая система и проблемы ее совершенствования в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 23:35, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшим элементом рыночной экономики является налоговая система. Появление налогов на заре человеческой цивилизации связано с возникновением самых первых общественных потребностей. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги – это основной источник доходов государства. Именно налоги лежат в основе доходной части федерального, региональных и местных бюджетов любой развитой страны.

Содержание

Введение
Понятие налоговой системы
Сущность и принципы налогообложения
Классификация налогов
Основные виды налогов
Функции налогов
Кривая Лаффера
Налоговый клин
Налоговая система РФ
Структура налогообложения РФ
Основные налоги, взимаемые в России
Налоговые и другие уполномоченные органы РФ
Проблемы налоговой системы РФ и пути ее совершенствования
Специальные налоговые режимы
Налог на добавленную стоимость (НДС)
Налоговый механизм регулирования инвестиционной деятельности
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по эк. теории.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)
    1. Налоговый клин.

Как воздействуют налоги на распределение ресурсов? Облагая товар налогом, государство повышает его цену для покупателя и снижает цену, получаемую продавцом, сокращая тем самым объем выпуска товаров. Рассмотрим воздействие на рыночное равновесие косвенных (потоварных) налогов. Формальными плательщиками этих налогов в бюджет являются продавцы.

При введении налога государство  несет определенные потери. Эти потери получили название налогового клина. Потери государства от введения налога можно определить по формуле:

 

 

где Z – чистые потери;

      T – величина потоварного налога;

      Q – Q – количество реализуемой продукции до и после введения налога.

Если потери от введения налога будут больше суммы поступлений  в бюджет, то налог вводить нецелесообразно.

 

  1. Налоговая система РФ.
    1. Структура налогообложения РФ.

С 1992 года в нашей стране действует новая налоговая система. Основные принципы ее построения определил Закон «Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.91 г. Он установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей; определил плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.

Согласно ч. 1 ст. 11 Закона « Об основах налоговой системы  в Российской Федерации » в  целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные  акты устанавливают и определяют налогоплательщика (субъекта налога), объект и источник налога, единицу налогообложения, налоговую ставку, сроки уплаты налога, бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад.

Законом « Об основах  налоговой системы в Российской Федерации » впервые в России вводится трехуровневая система налогообложения.

  1. Федеральные налоги взимаются по всей территории России. При этом все суммы сборов от 6 из 14 федеральных налогов должны зачисляться в федеральный бюджет Российской Федерации.
  2. Республиканские налоги являются общеобязательными. При этом сумма платежей, например, по налогу на имущество предприятий, равными долями зачисляется в бюджет республики, края,

автономного образования, а также в бюджеты города и  района, на территории которого находится предприятие.

  1. Из местных налогов (а их всего 22) общеобязательны только 3 – налог на имущество физических лиц, земельный, а также регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

И еще один важный в условиях рынка налог – на рекламу. Его должны платить юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию по ставке до 5% от стоимости услуг по рекламе.

    1. Основные налоги, взимаемые в России.

Федеральные налоги:

- налог на добавленную  стоимость

- федеральные платежи за пользование природными ресурсами

- акцизы на отдельные  группы и виды товаров

- подоходный налог

- налог на доходы  банков

- подоходный налог  с физических лиц

- налог на доходы  от страховой деятельности

- налоги – источники  образования дорожных фондов

- налог на операции  с ценными бумагами

- гербовый сбор

- таможенная пошлина

- государственная пошлина

- налог с имущества,  переходящего в порядке наследования  и дарения

- налог с биржевой  деятельности

 

Республиканские налоги и налоги краев, областей и налоговых образований:

- республиканские платежи  за пользование природными ресурсами

- лесной налог

- налог на имущество  предприятий

- плата за воду, забираемую  промышленными предприятиями из  водохозяйственных систем 

Местные налоги:

- земельный налог

- регистрационный сбор  с физических лиц, занимающихся  предпринимательской деятельностью

- налог на имущество  физических лиц

- сбор за право торговли

- налог на строительство  объектов производственного назначения  в курортной зоне

- целевые сборы с населения и предприятий всех организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство и другие цели

- курортный сбор

- налог на рекламу

- лицензионный сбор за право торговли вино-водочными изделиями

- сбор за право использования  местной символики

- сбор за парковку транспорта

- сбор со сделок, совершаемых  на биржах, за исключением сделок, предусмотренными законодательными  актами о налогообложении операций  с ценными бумагами

- сбор за право проведения  кино- и телесъемок

- сбор за уборку  территорий населенных пунктов

  • другие виды местных налогов.
    1. Налоговые и другие уполномоченные органы РФ.

Налоговая система РФ включает налоговые, таможенные, финансовые органы и органы внутренних дел.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильность исчисления, полнотой своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей6. Налоговые органы представлены Федеральной налоговой службой РФ (ФНС России) и ее территориальными органами.

Таможенные  органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным и налоговым законодательством РФ7.

Министерство  финансов РФ дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам, по вопросам применения законодательства РФ по налогам и сборам, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а так же порядок их заполнения8.

Органы внутренних дел по запросу налоговых органов участвуют вместе с ними в выездных налоговых проверках.

 

  1. Проблемы налоговой системы РФ и пути ее совершенствования.

Действующая налоговая  система еще пока далека от идеала. Многие меры, предпринятые в ходе реформы последних нескольких лет, из числа тех, которые были направлены на снижение налоговой нагрузки, не были доведены до конца. Нерешенность проблем с возмещением экспортного НДС, отсутствие действенных налоговых стимулов инвестиционной и инновационной деятельности,  отсутствие стимулов для активизации процессов технического перевооружения и обновления основных фондов создают реальные препятствия для обеспечения высоких темпов экономического роста.

Не отказываясь от решения главной задачи налоговой системы – централизация финансовых ресурсов для нужд государства, следует отметить, что одним из приоритетов налоговой реформы на современном этапе должно стать создание условий, способствующих бизнесу выхода их кризиса и оживлению экономической активности российского бизнеса, что в конечном итоге должно способствовать экономическому росту страны.

Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2008 году составили 761,1 млрд. рублей. По сравнению с 2007 годом поступления выросли на 119,8 млрд. рублей, или на 18,7%.

Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2008 году составили 506,8 млрд. рублей и выросли по сравнению с 2007 годом на 25,1%.

Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2008 году составили 998,4 млрд. рублей и по сравнению с 2007 годом снизились на 28,2%. В сопоставимых условиях (поступления за 2007 год приведены в условиях 2008 года) темп роста НДС, по экспертным оценкам Службы, составляет 107,7%.

Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2008 году 40,3 млрд. рублей, что на 17,4% больше, чем в 2007 году.

Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в 2008 году 125,2 млрд. рублей и выросли относительно 2007 года на 15,1%.

Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в 2008 году поступило в федеральный бюджет 1 604,7 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 1 493,0 млрд. рублей, на добычу газа горючего природного – 90,5 млрд. рублей; на добычу газового конденсата из всех видов месторождений – 8,4 млрд. рублей. 
По сравнению с 2007 годом поступления НДПИ выросли на 42,9%.

Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в 2008 году поступило 1 251,4 млрд. рублей, что на 23,3% больше, чем в 2007 году.

В Фонд социального страхования (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (суммы выплаченных пособий по временной  нетрудоспособности, по беременности и родам и др.)) в 2008 году поступило 74,0 млрд. рублей, что на 15,5% больше, чем в 2007 году.

В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2008 году поступило 89,3 млрд. рублей, что на 24,4% больше, чем в 2007 году.

В территориальные фонды обязательного медицинского страхования в 2008 году поступило 162,4 млрд. рублей, или на 22,6% больше, чем в 2007 году.

    1. Специальные налоговые режимы.

На протяжении последних  шести лет специальные  налоговые  режимы помогают «выживать» малому бизнесу.  В июле 2008 года был принят Федеральный  закон РФ, вносящий изменения в  главы Налогового кодекса, регламентирующие специальные налоговые режимы (ФЗ от 22.07.2008 года № 155-ФЗ). Многие поправки в Налоговый кодекс РФ, внесенные названным законом, были инициированы ОПОРой России и детально обсуждались на Правительственной Комиссии по малому бизнесу. Среди принятых поправок следует отменить норму, отменяющую обязанность налогоплательщиков по УСН от ежеквартальной отчетности – теперь налогоплательщики по упрощенной системе будут отчитываться один раз в год. Существенно изменен порядок применения упрощенной системы налогообложения в форме патента. Индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему,   смогут использовать труд наемных работников (до 5 человек), кроме того исключена норма, позволявшая  субъектам РФ ограничивать перечень видов деятельности, возможных к переводу на патентную систему налогообложения. Названные поправки были призваны расширить сферу применения упрощенной системы налогообложения.  Однако, широкому распространению упрощенной системы налогообложения помешал кризис.

Помимо этого, даже установленная  в Федеральном законе № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» предельная численность работников для субъектов малого предпринимательства (до 100 чел.) уже требует от организаций формирования значительного фонда оплаты труда, а установленный предел по выручке не позволит таким организациям применять упрощенную систему налогообложения.

Сегодня налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не могут включиться в технологическую  цепочку, поскольку  крупные организации  – плательщики НДС, не хотят приобретать товары (работы, услуги) у организаций и предпринимателей, освобожденных от НДС. Решение этой проблемы позволило бы малому бизнесу активно включаться в технологические цепочки, предлагая свои товары (работы, услуги) не только населению, но и организациям. В качестве альтернативного варианта, можно предусмотреть возможность сохранения при переходе индивидуального предпринимателя или организации на УСН статуса плательщика НДС в течение всего периода нахождения на «упрощенке».

Особого внимания заслуживает тема, которую ОПОРа Росси уже неоднократно поднимала, однако, ответного понимания со стороны Министерства финансов РФ так и не смогли добиться. Речь идет об освобождении от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности субъектами, перешедшими на упрощенную систему налогообложения. В соответствии с нормами действующего Федерального закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (УСН), освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов. В сентябре 2008 году в своем официальном письме Министерство финансов РФ (от 22.09.2008 года № 07-05-06/203) разъяснило, что нормы законодательства, обязывающие вести бухгалтерский учет и составлять финансовую отчетность,  «подлежат применению всеми акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью, включая перешедших на упрощенную систему налогообложения».  Иными словами, Минфин РФ обязал субъектов упрощенного налогообложения вести бухгалтерский учет и составлять отчетность в общем порядке и это несмотря на нормы действующего Федерального закона «О бухгалтерском учете». 

    1. Налог на добавленную стоимость (НДС).

В 2008 году Правительство РФ заявило об отложении вопроса о снижении или отмене НДС. Но это не означает, что реформа НДС должна   на этом остановиться.

В соответствии с действующим  порядком по-прежнему облагаются авансы. Заменив в 2005 г. слово «авансы» на «предварительную оплату», законодатель не решил проблему того, что налогоплательщики уплачивают налог с авансов, а это колоссальное отвлечение оборотных средств еще до реализации товаров, работ, услуг. Прежде всего, страдают промышленные предприятия, имеющие незначительную рентабельность.

Информация о работе Налоговая система и проблемы ее совершенствования в современной России