Налогообложение: сущность, принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 09:40, реферат

Краткое описание

Источником доходов государственного бюджета являются налоги. Налоги это обязательные платежи в бюджет соответствующего уровня государственной власти, осуществляемые налогоплательщиком в порядке и на условиях, определенных законом. Налоговая система – совокупность налогов, принципов их установления, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушения налогового законодательства.

Вложенные файлы: 1 файл

VOPROS_nalogooblozhenie_i_byudzhet.docx

— 43.56 Кб (Скачать файл)

Налогообложение: сущность, принципы

Источником доходов государственного бюджета являются налоги. Налоги это обязательные платежи в бюджет соответствующего уровня государственной власти, осуществляемые налогоплательщиком в порядке и на условиях, определенных законом. Налоговая система – совокупность налогов, принципов их установления, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушения налогового законодательства.

Объектами налогообложения выступают доходы, стоимость товаров, отдельные виды деятельности, пользование природными ресурсами, передача имущества, операции с ценными бумагами, другие объекты, установленные законом.

При установлении налогов возникают такие понятия как налоговое бремя, налоговая база, налоговые льготы.

Налоговое бремя – величина суммы, которую платят налогоплательщики. Она определяется налоговой политикой правительства, уровнем доходов.

Налоговая база – сумма, с которой взимаются налоги.

Налоговая льгота – основной инструмент оперативного использования налоговой системы. Существуют следующие виды налоговых льгот:

- необлагаемый минимум объекта  налога;

- изъятие из налогообложения  определенных элементов объекта  налога;

- понижение ставок налога;

- вычет налоговой базы;

- налоговый кредит;

 

Налогообложение стране должно строиться на следующих принципах:

  1. учет возможностей налогоплательщика;
  2. обязательность;
  3. простота и удобство расчетов;
  4. однократность налогообложения;
  5. гибкость налоговой системы;
  6. эффективность с точки зрения перераспределения средств.

 

Налоги выполняют  следующие функции

  1. фискальная, которая означает, что за счет налогов обеспечивается финансирование государственного бюджета;
  2. социальная функция, которая заключается в поддержании равновесия в обществе;
  3. регулирующая функция, проявляется в том, что государство с помощью налогов воздействует на состояние экономики;
  4. контрольная, так как позволяет контролировать деятельность фирм, распределение и использование финансовых и других ресурсов;
  5. распределительная, т.е. с помощью налогов можно перемещать финансовые ресурсы между отраслями, регионами, социальными группами, организационными структурами;
  6. стимулирующая, т.е. через налоговые льготы и дифференциацию ставок налогов государство может поощрять развитие определенных отраслей, производств, видов продукции, регионов страны.  

Различают две группы налогов: прямые и косвенные. Прямые – это налоги на доходы и факторы производства, косвенные – налоги на товары и услуги.

Прямые налоги строятся по прогрессивной шкале. К прямым налогам относят налог на прибыль, зарплату, на дивиденды.. Прямые налоги непосредственно вносят и выплачивают налогоплательщики.

Косвенными налогами являются таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, акциз и т.д. Они выплачиваются при реализации товаров покупателями, так как представляют собой надбавку к цене, а вносятся в бюджет продавцами или производителями товаров. Косвенные налоги, как правило, носят регрессивный характер, так как изымают у бедных слоев большую часть их дохода, чем у богатых. Косвенные налоги, выполняют, прежде всего, фискальную функцию. Они позволяют расширить базу налогообложения, так как их бремя переносится практически на всех конечных потребителей.

Рассматривая налоги, следует различать налоги, устанавливаемые центральными и местными органами власти. Республиканские налоги устанавливает высший законодательный орган страны. Местные налоги устанавливают местные органы власти в пределах своей компетенции. Часть республиканских налогов поступает в местный бюджет для решения местных задач.

Налогообложение бывает прогрессивное, когда ставка налога увеличивается быстрее, чем растет доход и регрессивным, когда сумма налога увеличивается меньше, чем величина дохода; пропорциональное предполагает одинаковое изменение дохода и налога.

 

Рисунок Кривая Лаффера

В экономической теории существует понятие кривой Лаффера, которая увязывает ставку налога (t) и объем средств, который поступает в государственный бюджет (Т).

Такая зависимость объясняется тем, что первоначально рост ставки налога приводит к увеличению налоговых поступлений в бюджет страны. Однако, достигнув максимального значения при оптимальном уровне налогообложения, доходы бюджета начнут сокращаться при дальнейшем увеличении ставки налога, так как это приведет:

  1. к формированию теневой экономики за счет сокрытия деятельности от налоговых служб (часть фирм решит скрыть определенный объем дохода от налоговых служб);
  2. к прекращению деятельности рядом фирм ввиду ее неэффективности. 

Общепринятым является утверждение, что оптимальная ставка налога существует на уровне 30-35%.

Государственный бюджет и его функции.

Существование государства и его активное участие в экономике предполагает наличие необходимых средств для осуществления деятельности. Эти средства реализуются через государственный бюджет, под которым понимают ежегодный план доходов и расходов государства. Существуют также бюджеты местных органов власти и внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды представляют собой сбор средств с помощью неналоговых платежей в специальные фонды для решения определенных задач. Существует понятие консолидированного бюджета как совокупности государственного и местных бюджетов.

Составление госбюджета является функцией Министерства финансов, которое опирается на многочисленные разработки министерств и аналитических служб. При этом учитываются цели социально-экономического развития страны, внешние и внутренние ограничения, налагаемые на возможности формирования доходной части бюджета.

Республиканский бюджет призван отразить доходы и расходы правительства страны.

Функции государственного бюджета:

  • аккумуляция финансовых ресурсов в руках государственных органов в целях распределения и перераспределения между отраслями и регионами, социальными группами населения;
  • обеспечение содержания государства с его учреждениями, предназначенными реализовывать функции государственной власти;
  • стимулирование экономического роста;
  • социальная защита беднейших слоев страны.

 

Бюджетные расходы решают задачи политического, социального и хозяйственного характера. Политическая задача состоит в поддержании существующего социально-экономического строя и решается за счет таких расходов бюджета, как расходы на государственное управление, армию, безопасность, внешнеполитическую деятельность, поддержку СМИ и т.д. Социальные задачи бюджета состоят в стабилизации социально-экономической ситуации в стране, смягчении различий в уровне доходов и уровне жизни различных групп населения, поддержке отраслей, оказывающих социальные услуги. Экономические задачи состоят в формировании конкурентной рыночной среды путем поддержки малого бизнеса и антимонопольных мероприятий; в структурной перестройке экономики; в содействии выходу национальных производителей на внешние рынки; в выполнении обязательств по выплате внутреннего и внешнего долга.

Ряд статей госбюджета имеет общепринятый характер. Основным источником формирования доходов бюджета являются налоги. Кроме того, государственный бюджет формируется за счет результатов финансово-экономической и предпринимательской деятельности государства.

По общественному назначению расходы государства могут быть поделены на следующие группы:

  1. Экономические расходы используются с целью государственного регулирования экономики и направлены в сферу материального производства.
  2. Расходы на социальные нужды обеспечивают в первую очередь финансирование непроизводственной сферы: образование, здравоохранение, культуру, искусство.
  3. Расходы на управление обеспечивают основную функцию государства — управление — и предусматривают обеспечение содержания органов государственного и муниципального управления, правопорядка, судебной власти, содержание и обслуживание внутреннего и внешнего государственных долгов.
  4. Военные расходы включают расходы на национальную оборону и относятся к важнейшим государственным расходам, создающим национальную и государственную безопасность.
  5. Расходы на внешнеэкономическую деятельность предусматривают осуществление мероприятий и финансирование программ по межгосударственному сотрудничеству. К внешнеэкономическим расходам также можно отнести государственную поддержку экспортеров и расходы на финансирование внешнеторговых мероприятий.
  6. Расходы на создание государственных запасов и резервов предусматриваются на случай непредвиденных обстоятельств, стихийных бедствий, военных действий и являются обязательной статьей расходов государственного бюджета.

 

Общей тенденцией расходной части бюджета является сокращение части бюджета, идущей на финансирование народного хозяйства. Это связано с сокращением государственного сектора в экономике.

Бюджетный дефицит. Государственный долг.

Идеальное состояние с исполнением госбюджета – полное покрытие государственных расходов доходами. Но характерной чертой госбюджета практически во всех странах, в том числе и с переходной экономикой, является его несбалансированность, т.е. наличие дефицита, когда расходы превышают доходы.

Несбалансированность госбюджета – один из важнейших факторов, оказывающих влияние на развитие экономики и макроэкономическое равновесие. Величина сальдо госбюджета влияет на размеры совокупного спроса, уровень цен, состояние платежного баланса и т.д.

Состояние госбюджета определяется тремя основными факторами:

  • долгосрочной тенденцией в динамике налоговых поступлений и государственных расходов;
  • стадией экономического цикла, в которой находится страна;
  • текущей политикой государства.

 

В теории различают активный и пассивный дефициты. Первый возникает в результате сознательного планирования превышения расходов над доходами. Он может быть связан с ростом инвестиций в новое производство, что ведет к созданию рабочих мест, увеличивает занятость и уровень дохода населения. Всё это, в конечном счете, ведет к экономическому росту. Второй возникает в связи со снижением налоговых и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста, налоговых неплатежей).

Различают фактический и структурный дефицит государственного бюджета. Структурный дефицит - дефицит, рассчитанный при предположении о полной или высокой занятости. Он возникает, как правило, в результате планирования правительством госбюджета таким образом, что расходы превышают доходы для решения определенных проблем в развитии национальной экономики. Фактический дефицит отличается от структурного на циклическую компоненту, являющуюся той частью дефицита, которая появилась исключительно из-за того, что экономика не находится на уровне выпуска полной занятости. Разность между реально наблюдаемым дефицитом и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом. Различие между структурным и фактическим дефицитом проявляется благодаря тому, что государственные доходы и расходы систематически отражают экономический цикл.

Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3% ВНП. Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20% - критическим.

Бюджет обычно балансируют ежегодно или в более длительном периоде на циклической или функциональной основе. До Великой депрессии 30-х гг. общепризнанным считался ежегодно балансируемый бюджет. Однако такой подход к ликвидации бюджетного дефицита имеет существенные недостатки, особенно если экономика находится на стадии спада. Кроме того, следует учитывать, что государство стремясь сбалансировать бюджет ежегодно может менять систему налоговых платежей и государственных расходов, что порождает нестабильность и риск в предпринимательской деятельности.

Поэтому в большинстве стран пытаются балансировать госбюджет на циклической основе, то есть пытаются выравнять доходы и расходы государственного бюджета за ряд лет, составляющих продолжительность экономического цикла. В период кризиса формируется дефицит бюджета, так как сокращаются налоговые поступления и растут государственные расходы. А в период подъема экономики наоборот, растут налоговые поступления бюджета и сокращаются расходы. Сбалансировать бюджет на циклической основе достаточно трудно, так как нельзя предвидеть продолжительность цикла.

При балансировке на функциональной основе на первый план выдвигается решение текущих проблем социально-экономического развития. В этом случае финансовая политика направлена на увеличение доходов госбюджета путем реализации мер, ориентированных на оздоровление экономики. Проблема сбалансированности бюджета как такового не рассматривается как первоочередная. На передний план выдвигается проблема развития производства и достижения полной занятости. В краткосрочном периоде бюджетный дефицит и инфляция могут даже возрасти, однако по мере стабилизации экономики налоговые поступления обеспечат ликвидацию бюджетного дефицита.

Существуют следующие способы покрытия дефицита госбюджета:

- кредитно-денежная эмиссия;

- долговое финансирование в  форме продажи государственных  ценных бумаг или кредитов  у внебюджетных фондов и международных  финансовых организаций;

- увеличение налоговых поступлений, а также доходов от приватизации, хотя данный способ выходит  за рамки финансирования бюджетного  дефицита в узком смысле слова. Проблема увеличения налоговых  поступлений в государственный  бюджет выходит за рамки собственного  финансирования бюджетного дефицита, так как разрешается в долгосрочной  перспективе на базе комплексной  налоговой реформы, нацеленной на  снижение ставок и расширение  базы налогообложения.

 

Текущая задолженность правительства превращается в государственный долг. Государственный долг – общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов. В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций. Превышение государственного долга ВВП более чем в 2.5 раза считается опасным для стабильности национальной экономики и, в первую очередь, для устойчивого денежного обращения.

Информация о работе Налогообложение: сущность, принципы