Национальная экономика Республики Беларусь и проблемы ее рыночной переориентации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 23:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучить понятие «национальная экономика» и сделать анализ развития национальной экономики с 2001 года до настоящего времени.
Для того чтобы достичь, поставленную цель необходимо решить ряд задач:
1) дать характеристику понятию «национальная экономика»;
2) рассмотреть структуру и цели национальной экономики;
3) сделать анализ развития национальной экономики;
4) определить основные направления реализации структурной перестройки на современном этапе.

Содержание

Введение………………………………………………………………….........….3
1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ЕЕ ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ
1.1. Понятие национальной экономики…………………………….....5
1.2.Цели национальной экономики……………….…………..…...….11
1.3. Структура национальной экономики…………………...………..13

2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Итоги реализации программы социально-экономического развития республики Беларусь на 2001 – 2005 годы…………………………………...17
2.2 Оценка современной социально-экономической ситуации…...…..21

3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1 Программа структурной перестройки экономики………………….26

Заключение…………...……………………………………………………..……35
Список использованной литературы…………………………………………...37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

Разработаны и выбраны рациональные направления  в сфере повышения конкурентоспособности. В частности, такое конкурентное преимущество, как развитый научно-технический  потенциал, планируется расширять посредством создания комплексных научно-производственных центров по разработке и освоению прорывных технологий и налаживанию новой конкурентоспособной продукции. Данное направление включает бюджетную поддержку науки и инноваций, поддержку малого инновационного предпринимательства. Приоритеты структурной перестройки с учетом данного преимущества отдаются развитию производств, основанных на технике и технологии, обеспечивающих выход на мировой рынок и обуславливающих рост доли добавленной стоимости.

Можно выделить следующие стратегические приоритеты структурной перестройки и повышения  конкурентоспособности экономики  Республики Беларусь во внешнеэкономической  сфере:

— четкая регионально-страновая  ориентация и экономическая выгода от внешней торговли;

— выход на новые международные рынки и  диверсификация структуры экспорта на традиционных рынках;

— перевод  методов государственного регулирования  внешней торговли в Республике Беларусь на систему принципов и механизмов ВТО с использованием протекционистских мер в соответствии с международной практикой;

— защита интересов  и обеспечение равных условий  функционирования на мировом рынке;

— увеличение в производимой продукции добавленной  стоимости путем снижения ресурсо-, энерго- и материалоемкости и рационального импортозамещения;

— улучшение  правовых условий, механизмов привлечения  и эффективного использования иностранных  и внутренних инвестиций для повышения  конкурентоспособности экспортного  потенциала [9].

На современном этапе  именно промышленность является фундаментом производственного потенциала Республики Беларусь. На ее долю приходится почти половина основных производственных фондов, более 30 % объема производства ВВП, а также около 28 % занятых в народном хозяйстве страны. В Беларуси функционирует более 20 тыс. промышленных предприятий и производств, по совокупности которые представляют 70 отраслей и подотраслей промышленности. Ведущее место принадлежит машиностроению и металлообработке, химической и нефтехимической, легкой и пищевой промышленности. Однако предприятия этих отраслей работают фактически на изношенном и морально устаревшем оборудовании. Износ основных промышленно-производственных фондов составил в целом по промышленности 62 %, а по отдельным отраслям — свыше 70 % [14].

Такая ситуация связана в первую очередь с незначительным объемом средств, инвестируемых в модернизацию и техническое перевооружение. Так, удельный вес инвестиций в объеме ВВП составил 18,6 % против 21 %, предусмотренного на 2003 г. Программой социально-экономического развития на 2001 — 2005 гг. Несмотря на высокие темпы прироста (на 17,7 % больше, чем в 2002 г.) и сохранившуюся положительную динамику инвестиций в основной капитал можно говорить о недостаточном их объеме для улучшения инвестиционного климата в реальном секторе экономики [2].

Также проблемой ведущей  отрасли экономики остается реализация готовой продукции. На 01.01. 2004 г. такой продукции на складах оставалось на  1241,2 млрд р., что составляет 59,4 % к среднемесячному объему производства [2]. Это существенно осложняет финансовое положение промышленных предприятий, что вместе с высоким уровнем издержек производства, ограниченностью инвестиционных ресурсов и инновационных возможностей для обновления основных фондов оказывает негативное влияние на социально-экономическое развитие страны.

Тем не менее  рост ВВП в 2003 г. составил 106,8 % к аналогичному периоду 2002 г., при прогнозе на год 106—106,5 %. Однако оценка эффективности промышленного производства в условиях переходной экономики только по росту физических объемов продукции представляется весьма сомнительной. На первое место в современных условиях выходит финансовая оценка эффективности промышленности, увеличение экспортируемой продукции, создание и выпуск новых конкурентоспособных видов продукции, снижение ее материало- и энергоемкости, своевременная сертификация продукции по международным стандартам, кардинальная модернизация производственных фондов на основе новейших достижений научно-технического прогресса, углубление интеграции в мировую экономику [3]. Именно при оценке этих направлений наблюдаются серьезные проблемы, для решения которых, как отмечено выше, необходима эффективная государственная промышленная политика. Среди факторов, сдерживающих экономическое развитие и повышение конкурентоспособности, необходимо назвать изношенность производственных фондов, устаревшие технологии, низкий уровень менеджмента, высокую налоговую нагрузку, отсутствие конкурентной среды, несовершенство нормативно-правовой базы. В Программе предложена система мер по их устранению. В частности признано, что нынешняя структура белорусской экономики имеет диспропорции, унаследованные от СССР, а также возникшие вследствие постсоветского экономического кризиса. Для их устранения предлагается приблизить ее к спросу, начинать производить не то, что умеем, а то, что будет востребовано рынком. Постепенность процесса структурной перестройки, по мнению разработчиков, должна проявиться в том, что количественные сдвиги в отличие от качественных не будут революционными и не разрушат экономику [7, c. 22].

Результатом реализации программы должно стать увеличение удельного веса сертифицированной  по мировым стандартам продукции  к 2010 г. до 90 % (с 51,6 % в 2002 г.); производств  высоких технологичных укладов с 9 до 35 % [9, c. 48].

В полном соответствии с предложением независимых экспертов Программа считает необходимым реструктуризировать убыточные производства, прекратить прямое и косвенное субсидирование бесперспективных предприятий, а для трудоустройства освобождающихся людских ресурсов развивать и оказывать государственную поддержку малому бизнесу. Документ предлагает стимулировать реформирование реального сектора, ускорить приватизацию, а на вырученные от нее средства модернизировать перспективные производства, углубить рыночные реформы, снизить налоговую нагрузку за счет сокращения и отмены сборов и отчислений с выручки, переориентироваться с косвенного на прямое налогообложение.

Разработчики определили 13 конкурентных преимуществ Беларуси, на развитие и максимальное использование  которых предлагается сделать ставку. Среди них: высокое качество человеческого капитала; низкая цена рабочей силы; развитый научно-технический потенциал; выгодное экономико-географическое положение; наличие конкурентоспособных производств (тракторы, холодильники, телевизоры), магистральных нефте- и газопроводов на территории страны, больших запасов возобновляемых лесных ресурсов и пресной воды, калийных солей и др. Имеется в документе и перечень «точек роста» из 62 промышленных предприятий, названы жизненно необходимые инвестиционные проекты по всем отраслям отечественного хозяйства [9, c. 40].

Обеспечить конкурентоспособность  может только системный подход к  решению этой проблемы. Как справедливо  указано в Программе, «недостаточно  принять некий "план мероприятий"; ибо в действующей системе экономических координат его реализация вряд ли сможет оказать длительное, устойчивое воздействие на конкурентоспособность. Необходимо обновить не только технологии и парк действующего оборудования, но и воспроизводственную, отраслевую и технологическую структуру экономики, набор инструментов, стимулирующих работу предприятий. Для этого необходима корректировка нормативных и правовых актов, прогнозных параметров социально-экономического развития страны на ближайшую перспективу» [9, c. 25].

В настоящее время  в Беларуси созданы объективные  условия для экономического роста  и повышения уровня жизни населения. По данным официальной статистики, последние 5 лет экономика республики динамично развивается. Ежегодный  прирост валового внутреннего продукта с 2001 по 2005 г. составил около 7,4 % и превысил уровень 2000 г. на 43 %. Прирост промышленной продукции и потребительских товаров составил свыше 50 %. Инвестиции в основной капитал превысили уровень 2000 г. в 1,8 раза. Реальные денежные доходы населения увеличились в 1,9 раза, реальная заработная плата — в 1,7 раза [11, с.15—16]. Эти успехи позволяют надеяться на успешное решение задач по росту международной конкурентоспособности нашей страны.

Таким образом, переход национальной экономики к  рынку  невозможен  без  структурной перестройки страны. Структурные изменения происходят неравномерно,  разными темпами. Если одни страны энергично  приступают  к  преобразованиям,  то  в других, отмечаются незначительные изменения. Целью преобразований  является не  только  установление  эффективной  экономической  структуры   народного хозяйства, но и прекращение спада производства, решение социальных  проблем и в конечном итоге – формирование рыночных отношений. Это достигается путем ликвидации убыточных производств, созданием новых высокоэффективных рабочих мест, переориентацией производства на выпуск экспортной конкурентоспособной продукции,  а  также  огромным  вложением  финансовых   средств,   в   т.ч. иностранных инвестиций.

Общей особенностью экономического  развития  стран,  возникших  после распада СССР,  является  глобальная  несбалансированность  (несоответствие между  взаимосвязанными  отраслями,  объемами произведенной  продукции   и потребностями в ней).  Переход от  административно-командной  системы  к рыночной в значительной степени определил  деформацию  воспроизводственного цикла.

 Для  ликвидации  всеобщей  несбалансированности   необходимо   более энергично проведение рыночных реформ,  формирование  оптимальной  структуры народного хозяйства адекватной  внутренним  потребностям  каждой  страны  и запросом мирового рынка.

  Для современной внутриполитической  обстановки  нашей страны  нельзя прибегать только к реализации экономического  прогноза  перехода  к  рынку, необходима проработка и составления политического прогноза.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение проведенного курса исследования, предоставленного к рассмотрению материала, можно  сделать следующие выводы:

Национальная  экономика есть исторически  сложившаяся  система  общественного воспроизводства  страны,  взаимосвязанная  совокупность   отраслей,   видов производства и территориальных  комплексов, охватывающая  все  сложившиеся формы общественного труда.   Понятие "национальная экономика" тесно связано с понятием  "экономическая система", т.к. конкретизирует экономическую систему, отражает специфические черты,  обусловленные  географическим  положением  страны,  ее  участием  в международном разделении труда,  культурными,  историческими  традициями  и другими факторами.

Национальная экономика включает в себя всю экономическую деятельность хозяйствующих субъектов в стране, способна отражать в себе все сферы экономики, т.е. экономическое взаимодействие всех сфер образуют единое целое - национальную экономику. Национальная экономика является совокупностью сфер экономической деятельности, то она имеет свою структуру, которая состоит из нескольких видов структур: воспроизводственная, социальная, отраслевая, территориальная и инфраструктура. Также национальная экономика имеет свои цели, которые стремиться, в последствии, достичь: высокие темпы роста национального объема производства; стабильность цен; высокий уровень занятости; поддержание внешнеторгового баланса и другие.

Национальная  экономика Республики Беларусь находится  на стадии переходного периода, т.к. оказалась в кризисе после распада СССР. Создаются программы по выведению экономики РБ из кризиса. Много сделано, для того чтобы РБ успешно развивалась и процветала. Однако реализовать поставленные цели не просто, потому что необходимо проводить инновационные преобразования из-за устаревшего оборудования в промышленном секторе и АПК. Пока еще трудно достичь положительного сальдо внешнеторгового баланса из-за того, что рынки перенасыщены продукцией других стран, но Беларусь продолжает заявлять о себе, как о производителе конкурентоспособной и качественной продукции.

Для реализации структурной  перестройки в Республике Беларусь была разработана программа структурной  перестройки и повышение конкурентоспособности  экономики, действующая до 2010 года. Существуют определенные направления для реализации, существующей программы: ликвидация убыточных производств, создание новых высокоэффективных рабочих мест, переориентация производства на выпуск экспортной конкурентоспособной продукции,  а также огромные  вложением финансовых   средств,   в   т.ч. иностранных инвестиций.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алесин, А. Желаемое и действительное// Директор - №8, 2007г. – С.11 – 12
  2. Бадей, Г. Неэффективный рост. О работе народного хозяйства страны в 2003г. // Нац. экон. газ. 2004г. №10
  3. Базылев и другие Экономическая теория: Пособие для преподоват., аспирантов и стажеров/ Н.И. Базылев и др.: Под ред. Н.И. Базылев, С.П.
  4. Гурко. – 4-е изд., стереотип. – Минск: Книжный дом; Экоперспектива, 2005.- 637с.
  5. Гучко, И.М. Рыночные преобразования и промышленная политика – 2004г. – С.1
  6. Говорова, Н. Конкурентоспособность – основной фактор развития современной экономики // Проблемы теории и практики управления, 2006г. №4 – С.24-29
  7. Лутохина, Э.А. и другие Макроэкономика: Социально ориентированный подход: Учеб. пособие / Э.А.Лутохина, В.В.Козловский и другие. – Минск: Тесей, 2003. – 320с.
  8. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб. пособие / В.Н.Шимов и др.; Под общей ред.  В.Н. Шимов.- Минск: БГЭУ, 2005. – 844с.
  9. Перспективы развития национальной экономики / www.minec@economy.dov.by
  10. Программа социально-экономического развития РБ на 2006-2010гг. – Минск, 2006г. – С. 11-19
  11. Программа структурной перестройки и повышение конкурентоспособности экономики. – Минск: Амолфея, 2003г.
  12. Проблемы развития национальной экономики Беларуси (Теорет. и практ. аспекты) / Редкол. В.Н.Шимов и другие. – Минск, 2002.
  13. Портер, М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Экон. наука, 2005.
  14. Устремленность в будущее. Беларусь 1995—2005. Цифры и факты. Минск: Мин-во статистики и анализа Респ. Беларусь, 2006.
  15. Черченко, Н. В. Этапы формирования конкурентоспособности национальной экономики // Вестник БГУ. Сер. 3. 2005. № 3. С. 72—75.
  16. Шимов, В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы. – Минск, 2003г.
  17. Экономика Беларуси в первом квартале в целом развивалась устойчиво / www.president.gov.by

Информация о работе Национальная экономика Республики Беларусь и проблемы ее рыночной переориентации