Необходимость и возможность регулирования рынка труда на современном этапе развития рыночной экономики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 19:49, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования в данной работе: труд, как основа жизнедеятельности общества.
Предмет исследования: рынок труда.
Задачи данной работы:
1.Раскрыть характерные особенности рынка труда.
2.Рассмотреть механизмы, регулирующие рынок труда.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...стр.3

Глава 1. Рынок труда и его структура………………………………………стр.6
1.1.Понятие рынка труда…………………………………………………стр.6
1.2. Структура рынка труд………………………………………….……стр.9

Глава 2. Необходимость и возможность регулирования рынка труда на современном этапе развития рыночной экономики в России……………стр.15
1.1.Механизм саморегулирования рынка труда………………………стр.15
1.2. Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России………………………………………………………………………...стр.20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...стр.25
Библиографический список………………………………………………...стр.27

Вложенные файлы: 1 файл

Современный рынок труда,его структура и механизмы регулирования.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...стр.3

 

Глава 1. Рынок труда и его структура………………………………………стр.6

     1.1.Понятие рынка труда…………………………………………………стр.6

     1.2. Структура рынка труд………………………………………….……стр.9

 

Глава 2. Необходимость и возможность регулирования рынка труда на современном этапе развития рыночной экономики в России……………стр.15

      1.1.Механизм саморегулирования рынка труда………………………стр.15

      1.2. Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России………………………………………………………………………...стр.20

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...стр.25

Библиографический список………………………………………………...стр.27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ВВЕДЕНИЕ

  В статье 37 Конституции  Российской Федерации1 говорится о том, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Исполнение  законов о трудовой занятости населения - одна из важнейших гарантий обеспечения конституционного права на труд. 

 В сложных условиях переходного  периода, когда в стране формируются  рыночные отношения, необходима  целенаправленная ориентация результатов  проводимых реформ на человека  с помощью адекватной политики  занятости населения. В свою очередь, политика занятости должна опираться  на  рыночную экономику с социальной направленностью.

  Фундаментальную основу создания  долгосрочных уникальных преимуществ  составляют человеческие ресурсы, т.е. люди, их трудовая мораль и  стремление к достижению поставленных целей, их знания и система ценностей, творческие и новаторские способности. Именно эти факторы позволяют обеспечить экономический рост, благосостояние и безопасность страны. Определяющую роль играют сфера труда, условия занятости, глубокие преобразования во всей системе трудовых отношений, без которых невозможно осуществить действительный поворот к человеку как главной цели  функционирования социально- ориентированной экономики.

Рынок труда, представляющий собой систему социально-трудовых отношений по поводу использования рабочей силы, в любой стране находится под наиболее пристальным вниманием экономистов и политиков, так как сам товар на этом рынке непосредственно связан с человеком, его жизнью, благосостоянием, развитием и воспроизводством. В любом современном обществе всегда существует часть населения, которая желает работать, причем неважно, является ли эта часть населения занятой или ее можно отнести к безработным. Эти люди и составляют трудовые ресурсы страны. Также есть те, кто нанимает желающих работать для производства каких-нибудь товаров или услуг. И те, и другие, а также государство вступают в контакты друг с другом по поводу купли-продажи рабочей силы, обучения работников и использования их в процессе производства. Возникающая при этом совокупность отношений между ними носит название рынок труда.2 Главная особенность рынка труда состоит в том, что в качестве собственников рабочей силы и её потенциальных продавцов выступает значительная часть населения страны. Проблемы рынка труда и занятости населения в России сложны и противоречивы. Здесь проявляются как общие закономерности, имеющие место в разных странах мира, так и специфические для нашего государства процессы и явления. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда.

Рынок труда занимает центральное место в рыночной экономике, поскольку труд – решающий фактор производства и жизни общества.

Важнейшими индикаторами на рынке труда являются показатели  уровня экономической активности населения, его занятости и безработицы. Повышение этих показателей ведет  к несомненному улучшению рынка труда и его благосостояния.

  В отличие от других рынков рынок труда  характеризуется высокой  степенью неопределенности, особенностью функционирования, поскольку имеет дело со специфическим товаром. В этой связи исследование процессов формирования  рынка труда  и разработка адекватной  системы его  регулирования является для России  одной из приоритетных задач, требующих решения  в ближайшее время.

  Экономическая основа  трудовых  отношений в нашей стране за  последние   полтора десятилетия  претерпела серьезную трансформацию. Изменились  и сами трудовые отношения. В частности, возросла роль таких форм занятости, которые либо запрещались, либо находились в зачаточном  состоянии.

  В этом смысле российский  рынок труда начинает все больше  напоминать рынки  труда развитых  индустриальных стран, сохраняя вместе с тем свою специфику.

   Целью моей работы является рассмотрение  рынка труда, а также его регуляторов.

  Экономическая политика государства  по содействию занятости  населения  в настоящее время должна обеспечить  скоординированное функционирование рынка труда и капитала, регулирование процессов формирования и движения инвестиций по территории России, использование корпоративного и частного капитала с учетом обеспечения занятости на уровне, достаточном для поддержания воспроизводства населения в рамках, гарантированных конституцией и законами РФ.

   Объект исследования  в данной работе: труд, как основа жизнедеятельности общества.

   Предмет исследования: рынок труда.

Задачи  данной работы:

1.Раскрыть характерные особенности  рынка труда.

2.Рассмотреть механизмы, регулирующие рынок труда.

 

 

 

 

Глава 1.Рынок труда и его структура

1.1. Понятие «рынок труда»

Переход к рыночной экономике неизбежным образом влечет за собой необходимость рынка труда и рабочей силы.

Рынок труда является органической частью экономики и как бы вмонтирован в нее. Он функционирует силами управлений и отделов кадров, учебных и исследовательских центров, а также социальных служб, корпораций, аналогичных подразделений государственных учреждений, некоммерческих организаций и так далее. Его важными звеньями являются региональные и местные службы министерств труда, осуществляющие профессиональное обучение, трудоустройство и материальную поддержку в первую очередь лиц, нуждающихся в особой социальной опеке – безработных, инвалидов, иммигрантов и неустроенной молодежи.3

Рынок труда – наиболее сложный элемент рыночной экономики. Переплетение интересов работника и работодателя при найме и увольнении, циклически изменяющееся состояние экономики, величина трудовых доходов населения, сложившиеся традиции в трудовой сфере и другие факторы оказывают существенное влияние на объем и структуру спроса и предложения на рынке труда. Поэтому рынки туда имеют ярко выраженные специфические национальные черты. Рынок труда можно определить как систему социально – экономических отношений между собственниками рабочей силы, нуждающимися в работе по найму, владельцами средств производства, предъявившими спрос на наемную рабочую силу, по поводу вовлечения рабочей силы в общественное производство, ее функционирования и воспроизводства, а также распределения и перераспределения.

Уже сам факт признания собственности граждан на рабочую силу, на свои способности осуществлять трудовую деятельность поневоле влечет за собой право человека избирать область приложения своих трудовых усилий и реализовать свои способности, свою рабочую силу по цене добровольного соглашения с трудонанимателем. Так что установление неограниченного права собственности человека на использование своих трудовых способностей есть движение к рыночной экономике, статус которой и позволяет осуществлять это право наяву.

На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли–продажи. Продавцы – это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели – это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.

Рынок труда, как и любой товарный рынок, развивается по законам спроса и предложения.

Спрос на рабочую силу отражает потребность экономики в определенном количестве работников на данный период времени. Обычно эта потребность выражается в физических лицах или в среднегодовом исчислении. Общий спрос должен быть количественно равен численности занятых плюс имеющиеся вакансии. Спрос на труд является показателем, в котором скрыто множество экономических явлений и процессов, порождающих этот спрос, и возникает он в силу наличия рабочих мест.

Спрос на рабочую силу формируется по отраслям и в количественном выражении должен совпадать с общей дополнительной потребностью предприятий и организаций в работниках. При расчете спроса на рабочую силу определяются потребность предприятий в новых работниках и потребность предприятий в работниках.

Регулирующей силой, повышающей или снижающей цену труда и определяющей динамику рынка труда, является прибыль предпринимателя. Именно поэтому она становится объектом конкуренции  между предпринимателями. Это тот самый экономический механизм, который регулирует движение нормы прибыли, определяющий цену труда. Последняя побуждает наемных работников переходить с одних фирм на другие, менять профессии и так далее.

Цена труда также колеблется от спроса и предложения труда на рынке. Но здесь нужно учитывать и то, что спрос на труд предприниматель предъявляет, когда найм работников дает ему прирост после продажи произведенной продукции на рынке. Если данный прирост сокращается с насыщением рынка, то предприниматель осуществляет это через снижение прироста прибыли и ослабление конкурентоспособности фирмы. Поэтому он должен сокращать производство и персонал. Глубинные причины движения спроса и предложения труда на рынке – в стремлении предпринимателя выжить, увольняя часть работников и увеличивая тем самым предложение труда и резервируя одновременно некоторое число вакантных рабочих мест. В этом случае предложение рабочих рук на рынке труда возрастает при сохранении потенциального спроса на них со стороны зарезервированных рабочих мест.

Таким образом, механизм саморегулирования рынка труда приводит его к такому состоянию, когда рост общего уровня безработицы сочетается с ростом удельного веса резерва производственных мощностей. При экономическом подъеме резервные рабочие места поглощают значительную часть безработных, но это порождает инфляцию, съедает рост доходов наемных работников за счет быстрой потери деньгами покупательной  способности. Все меры по сдерживанию инфляции ведут к росту безработицы.

 

 

 

 

 

 

1.2. Структура рынка труда

     В зависимости от  целей анализа структура рынка  труда определяется разными признаками. В данном случае рынок труда рассматривается исходя из критерия минимума числа компонентов, необходимых для возникновения и начала функционирования современного цивилизованного рынка труда в широком смысле.

     По указанному критерию  можно выделить следующие компоненты:

1)     субъекты рынка труда;

2)     экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами;

3)     рыночный механизм (спрос и предложение рабочей  силы, цена рабочей силы, конкуренция);

4)     безработица и социальные  выплаты, связанные с ней;

5)     рыночная инфраструктура.

     Совокупность названных  компонентов и их взаимосвязь  между собой вполне достаточны для возникновения и функционирования рынка труда в современных условиях. Основные характеристики указанных компонентов рассматриваются ниже.

     Субъекты  рынка труда — это наемные работники (и их объединения— профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы.

     Наемные работники  — это граждане, включающиеся  в процесс общественного производства на основе продажи своей рабочей силы, найма к собственнику средств производства или организатору производства — менеджеру. Их благосостояние, воспроизводство зависит от того, насколько успешно они могут продать свою рабочую силу, заключить контракт, получить работу. А это зависит в свою очередь от профессиональной подготовки, что может стать предметом самостоятельного анализа. Абсолютное большинство занятых (более 90%) это наемные работники, поэтому характеристика всех занятых в том или ином разрезе дает представление о качестве рабочей силы, способности и готовности индивидуумов участвовать в рыночных отношениях и выбирать способы этого участия.

    Более 60% наемных работников  являются рабочими. Второе место по численности занимают специалисты (более 26%). Среди специалистов большой удельный вес занимают женщины (более 37%). Третья по численности группа — это наемные руководители (примерно 9%). Незначительной является четвертая группа — другие служащие.

    Развитие рыночных отношений сопровождается возникновением институтов, выступающих от имени наемных работников, выражающих и защищающих их интересы. Наиболее массовая организация трудящихся — профсоюзы. В большинстве стран они создаются, как правило, по общности социально-экономических интересов.

     Работодатель — это индивидуум, работающий самостоятельно, и постоянно нанимающий на работу одного и более человек. Это наиболее образованная часть занятых в экономике. На малом предприятии работодатель обычно собственник средств производства. В крупных акционерных компаниях, на государственных и муниципальных предприятиях работодатель сам является наемным работником акционеров, государства или муниципии. В акционерных обществах работодателем выступает менеджер (управляющий), который может иметь часть (иногда немалую) акций предприятия. На унитарном государственном или муниципальном предприятии руководитель (директор) не владеет средствами производства. Менеджеры и директора управляют производством, осуществляют прием и увольнение персонала от имени акционеров, государства и муниципии.

     Государство как субъект  рыночных отношений представлено федеральными, региональными органами власти, отраслевыми органами управления. Местное самоуправление — муниципиями. В качестве субъекта они выполняют следующие функции:

-       социально-экономические,   связанные   с   обеспечением  полной занятости путем стимулирования  создания рабочих мест во всех секторах экономики;

-       законодательные, связанные разработкой основных  юридических норм и правил;

-       регулирования  рынка труда косвенными методами;

-       защиты прав  всех субъектов рынка труда;

-       ролевые (функции  работодателя на государственных  и муниципальных предприятиях).

     Степень выполнения  указанных функций зависит от экономических, политических, социальных факторов, и их конкретного сочетания в том или ином историческом периоде.

     Второй компонент — юридические нормы и экономические программы. Для нормального функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые бы регулировали взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали социальное страхование на случай потери работы и т.д. Такие нормы предусмотрены в Конституции Российской Федерации, в Законе «О занятости населения Российской Федерации»4, других законах. Данные нормы конкретизируются в Указах Президента РФ, решениях правительства в ежегодно, или на два года принимаемых Генеральном, региональных, отраслевых соглашениях, в коллективных договорах, заключаемых на предприятиях.

Информация о работе Необходимость и возможность регулирования рынка труда на современном этапе развития рыночной экономики в России