Необходимость и возможность регулирования рынка труда на современном этапе развития рыночной экономики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 19:49, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования в данной работе: труд, как основа жизнедеятельности общества.
Предмет исследования: рынок труда.
Задачи данной работы:
1.Раскрыть характерные особенности рынка труда.
2.Рассмотреть механизмы, регулирующие рынок труда.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...стр.3

Глава 1. Рынок труда и его структура………………………………………стр.6
1.1.Понятие рынка труда…………………………………………………стр.6
1.2. Структура рынка труд………………………………………….……стр.9

Глава 2. Необходимость и возможность регулирования рынка труда на современном этапе развития рыночной экономики в России……………стр.15
1.1.Механизм саморегулирования рынка труда………………………стр.15
1.2. Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России………………………………………………………………………...стр.20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...стр.25
Библиографический список………………………………………………...стр.27

Вложенные файлы: 1 файл

Современный рынок труда,его структура и механизмы регулирования.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Применительно к сегодняшним российским условиям политика государства на рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах и т.п.8

Достижение оптимально высокой, структурно-рациональной, экономически эффективной и социально-обоснованной занятости – неотъемлемая составная часть процесса восстановления российской экономики. Стимулами этого процесса должны являться рыночные отношения и целенаправленные меры хозяйственной политики на всех уровнях. Если в развитых странах проблемы занятости могут зачастую решатся обособленно, без кардинальных изменений экономической стратегии, то в России для этого требуется коренное преобразование экономики. Это может быть реализовано лишь при финансовой стабилизации, возобновлении экономического роста, увеличении ресурсов для инвестиционной активности и решении социальных проблем. Необходимо эффективное взаимодействие работников, работодателей и государственных органов для согласования путей решения проблем занятости.

Перспективы занятости определяются динамикой и уровнем экономической эффективности производства, поэтому более рациональное использование работников является приоритетным направлением по сравнению с сохранением существующих рабочих мест. Сокращение лишних работников и увеличение за счет этого числа безработных (при их достаточной материальной поддержке) во многих отношениях эффективней, чем сохранение на предприятиях скрытого резерва рабочей силы.

Для решения всех этих задач государство должно прогнозировать ситуацию на рынке труда, находить и поддерживать, либо формировать “точки роста” в экономике, проводить соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда. Следует также учитывать, что возможности государства в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала. Это, однако, не снижает роли государства как гаранта занятости, оно должно стимулировать активность предпринимателей. В то же время государству необходимо ограничивать определенными рамками их поведение на рынке труда, обеспечивая защиту социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях высвобождение рабочей силы.

Очень важно избежать такого положения, при котором возобновление экономического роста будет происходить при высокой и застойной безработице. Обострение проблемы занятости в этом случае просто неизбежно. Во-первых, может увеличиться высвобождение рабочей силы на предприятиях. Для решения этих проблем понадобится коренной перелом в динамике инвестиций, активизация работы по переподготовке кадров, стимулирование частного предпринимательства, расширение помощи безработным. Вместе с тем по мере усиления экономической отдачи от рыночных преобразований будет увеличиваться инвестиционный потенциал, стабилизироваться экономический рост, расширяться потребность народного хозяйства в рабочей силе.

Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости требуется:

-появление рыночно ориентированного, защищенного государством и социально  ответственного собственника производственных  и финансовых ресурсов, поощрение  его предпринимательской активности;

-привлечение внутренних и иностранных  инвестиций;

-обеспечение условий для материальной  заинтересованности работников, развития  их потребностей, расширения инфраструктуры  для их удовлетворения, а также  соответствия профессионального уровня трудящихся уровню материально-технической базы.

Реализация этих требований возможна лишь на основе использования развитого рыночного хозяйственного механизма в сочетании с государственным регулированием. Прежде всего необходимо совершенствование территориальной структуры производства, а именно: преодоление неравномерности развития производительных сил по регионам, чрезмерной специализации регионов, более полное использование местных ресурсов и возможностей с учетом личного трудового потенциала, устранение отставания сфер социальной инфраструктуры регионов от потребностей. Для этого необходима территориальная мобильность рабочей силы, требующая определенного регулирования, т.к. велика опасность усиления различий в обеспеченности регионов рабочей силой, в частности возрастание дефицита кадров в регионах со сложным уровнем проживания.

Возможности федерального центра в улучшении территориального размещения производства ограничены. Основное значение для этого имеют перелив капитала, взаимодействие финансового и промышленного капитала, деятельность финансово-промышленных групп и других экономических объединений.

Для обеспечения занятости населения велико значение сферы услуг. Однако до сих пор развивается преимущественно одно посредничество, а не производственные услуги. Происходит это из-за отсутствия действенной системы поддержки малого бизнеса, падения платежеспособного спроса населения, отсутствия необходимых навыков, ограниченности возможностей получения соответствующих профессий.

Значительно снижают трудовую мотивацию работников уравнительные тенденции, проявляющиеся как в старых, так и в новых формах. Этому способствуют компенсационные надбавки, натурализованная оплата. Резко возросли различия между оплатой труда руководящего состава и рядовых работников. Появилась необходимость гарантировать выплату заработка, формировать применительно к новым условиям цену рабочей силы, эквивалентно оплачивать повышенные затраты труда, стимулировать рост его качества. Особой проблемой является целесообразность увязки заработка различных категорий работников с рентабельностью производства.

Условием решения этих задач является не только увеличение ресурсного обеспечения на основе экономического роста, но и развитие законодательства и соответственное изменение общественного отношения к данным проблемам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе я попыталась дать анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Я думаю, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

Итак, теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников перечисленными в пункте 2.1 способами, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Примером может быть необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая, по сути, входит в состав потенциального рынка труда. Целенаправленное государственное регулирование в этой области в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной.

В работе был также поставлен вопрос о необходимой степени вмешательства государства в рыночную экономику, и конкретно в сферу трудовых отношений. Применительно к странам с развитой рыночной социально ориентированной экономикой этот вопрос актуален только в тот момент, когда начинается отток капитала за границу, обусловленный чрезмерным налоговым прессом на предпринимателей (основной источник финансирования социальных программ и т.п.). И тут уже ставится вопрос о предоставлении свободы рыночным саморегулирующимся процессам для стимулирования экономического роста.

В нашей же экономике с присущим ей крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе, и сильный «теневой» сектор. Словом, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

 

 

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации  от 12 декабря 1993 года;

2. Федеральный закон « О занятости  населения РФ» от 19.04.1991 №1032-1 с  изм. и доп.;

3. Кодекс Законов о труде 1971г.;

4. Трудовой кодекс  Российской  Федерации. М.: издательско-книготорговый  центр « Юринформ», 2002г.;

5.Экономическая теория :Учебник.-М, Борисов Е.Ф.  Юрайт-Издат,2005г.

6. Введение в макроэкономику: Учебное  пособие  для вузов. М.Е. Дорошенко, Г.М. Куманин и др.; Под ред. М.Е. Дорошенко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000г.;

7. Нестандартная занятость и  российский рынок труда, Гимпельсон  В., Капелюшников. Вопросы экономики.2006 г.;

8. Экономика: учебник, Г.П. Журавлева.-М.: Экономистъ, 2005г.;

9.Занятость и рынок  труда: новые  реалии, национальные приоритеты, перспективы,- М.: Наука, 1998г.;

10. Российский рынок труда: адаптация  без реструктуризации, Капелюшников  Р.  М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2001г.;

11. Экономическая теория (конспект  лекций), А.Н. Лизогуб, В.И. Симоненко.  -М.: « Приор- издат», 2003г.;

12. Экономическая теория: Краткий  курс: Учеб. пособие для студ. выс. уч. Заведений, Носова С.С. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003г.;

13. Современная экономика  труда. Теория и государственная политика, Эренберг Р., Смит Р.  М.: Из-во МГУ, 1996г.;

14.Экономическая теория: Учебник, Иохин  В.Я – М.: Юристъ, 2000г;

15.О понятии рынок труда, Котляр  А., Вопросы экономики. 1998г.;

16.К характеристике труда современной  России. Очерк социально-трудовой  политики, Заславский И., Вопросы экономики,  1998г.;

17.Экономическая теория, Видяпин  В.И., Добрынин А.И.,  М.: ИНФРА, 2002г.;

18.Развитие рынка труда - неотъемлемый  элемент государственной политики, Калашников С., «Человек и труд»  №5, 2005г.;

19. Международная организация труда, Костин Л.А.,  М. «Экзамен», 2002г.;

20. Государственное регулирование  рыночной экономики, Кушин В.И.,   М.: Издательство РАГС, 2002г.;

21. Современная экономика, Мамедов  О.Ю.,  Ростов-на-Дону «Феникс», 2003г.;

22. Экономическая теория, Носова С.С.,  Москва, 2003г.;

23. Безработица и экономическая  активность, Осаковский В., Брагин  В.,  «Человек и труд» №7, 2005г.;

24. Рынок труда, занятость, безработица, Павленко В.А., Издательство: Московского  университета, 2004г.;

25. Экономика предприятия (фирмы), Пелих А.С., Издательский центр «МарТ» Москва – Ростов – на – Дону, 2004г.;

26., Курс экономической теории, Чепурин  М.Н., Е.А. Киселева ,Куров «АСА», 2005г.;

27.Рынок труда России, Гарсиа-Исер  М.Х., Смирнов С.Н., Москва 1998г.;

28.Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда в переходной экономики России, Прокопов Ф.Т., Москва, ТЕИС,1999г.;

29. Российский Статистический Ежегодник 2002 г., Госкомстат России, Москва, 2002г.;

30. Российская экономика: перспектива  макроэкономической политики. Гавриленков Е. Вопросы экономики, 2000г.

 

 

 

 

1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.

 

2 О понятии рынок труда, Котляр А., Вопросы экономики. 1998г.

 

3 Занятость и рынок  труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы,- М.: Наука, 1998г.

4 Федеральный закон « О занятости населения РФ» от 19.04.1991 №1032-1

5 Рынок труда, занятость, безработица, Павленко В.А., Издательство: Московского университета, 2004г.

6 Современная экономика, Мамедов О.Ю.,  Ростов-на-Дону «Феникс», 2003г.

7 Экономика: учебник, Г.П. Журавлева.-М.: Экономистъ, 2005г.

 

8 К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики, Заславский И., Вопросы экономики,  1998г.


Информация о работе Необходимость и возможность регулирования рынка труда на современном этапе развития рыночной экономики в России