Необходимость модернизации российской экономики, её основные направления и условия осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 16:34, курсовая работа

Краткое описание

Модернизация – это переход от того состояния страны, которое мы имеем в настоящее время к тому, каким оно должно быть для её успешного и благополучного развития в высоко конкурентном мире. Тема всесторонней модернизации и формирования инновационной экономики популярна в российском обществе.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и история развития модернизации 5
1.1. Теория модернизации 5
1.2. История модернизации России 11
2. Состояние процесса модернизации российской экономики на современном этапе 14
2.1. Направления модернизации современной экономики России 14
2.2. Проект «РОСНАНО», как составляющая модернизации российской
экономики 17
2.3. Инновационный центр «Сколково» – направление в модернизации
экономики Российской Федерации 22
3. Перспективы модернизации экономики Российской Федерации 24
3.1. Проблемы модернизации экономики России на современном этапе 24
3.2. Роль финансовой сферы в модернизации 28
3.1. Перспективные направления модернизации экономики России 30
Заключение 34
Список использованных источников 36

Вложенные файлы: 1 файл

Курс Кудр 112 15 мая.docx

— 79.04 Кб (Скачать файл)

Ныне российское правительство  постоянно занимается вопросами  стимулирования капиталовложений в  российскую экономику. Это ключевая проблема. Никакая модернизация, никакие  инновации, более того – никакое  экономическое развитие невозможны без интенсивных капиталовложений. Это аксиома, не требующая доказательств. А с этим у нас не благополучно в течение всего периода после  краха СССР. Уровень внутренних инвестиций в последние 20 лет никогда даже не приближался к отнюдь не передовым  показателям, к примеру, 1991 года. В 90-х  годах он был ниже одной трети  от этого показателя. В дальнейшем он повысился, но никогда прежних значений не достигал.

Эти процессы объясняют многие явления в российской экономике, в частности, катастрофическое устаревание  основных производственных фондов, из-за чего идет быстрое нарастание технологических  аварий. Так, средний износ турбин и сопутствующего оборудования на электростанциях  страны достиг 80%– 90%.2 Чего можно ожидать в таких условиях? Только новых аварий. А новое промышленное строительство? Не случайно Президент Д. Медведев неоднократно говорил о том, что российские предприниматели за почти два десятилетия существования нынешней России как самостоятельного государства не построили ни одного крупного промышленного предприятия. Мы только проедаем советское наследство [3, с. 46–50].

Не нехватка внутренних сбережений является главной причиной хронического недоинвестирования российской экономики, а особенности инвестиционного поведения российских собственников. Капиталы есть, но они не туда вкладываются или просто уходят из страны. И это происходит, несмотря на огромные неудовлетворенные потребности экономики в капиталовложениях: ветшают основные фонды, постоянно лопаются какие-нибудь трубы, отключается водоснабжение и теплоснабжение, возник перманентный дефицит электроэнергии, 40% населения не имеет возможности пользоваться газом.

На сегодня одна из существенных проблем – состояние основных фондов. Чтобы внедрять инновации, необходима соответствующая техническая база.

Значительная часть наших  основных фондов – наследие СССР. Средний  срок службы машин и оборудования в России – более 18 лет, в то время  как срок их годности – 10 лет.

Например, нынешним энергоагрегатам  в среднем 30 лет от роду, и они  потребляют 240 г условного топлива  для выработки 1 кВт/ч. А современные  агрегаты расходуют 120–140 г топлива. На газе сегодня работает 70% электростанций. Экономия при коренном техническом  обновлении – почти половина топлива, или 100 млрд м3 газа, оцениваемого в 30 млрд дол. в год. При этом по меньшей  мере втрое повысится производительность труда.

Обновление фондов и внедрение  инноваций требуют также обновления кадров. Человеческий фактор сегодня  играет все более значимую роль. Однако уже 10–15 лет способная молодежь не идет в технические вузы. Трудно найти в России человека 30–45 лет  с хорошим техническим образованием, это в основном специалисты старшего поколения. Надо готовить кадры, вкладывать инвестиции в их обучение, устанавливать  нормальный уровень зарплаты.

Например, было решено оснастить  все районные медицинские пункты маммографами. Но эти сложные приборы  ничего не стоят без специалистов – и в итоге они плохо  используются. Такое происходит не только в медицине, но и в других отраслях. Покупаются обрабатывающие центры, но не готовят персонал –  и технологический процесс стопорится [1, с. 34–60].

Кроме того, можно вложить  инвестиции, а результат будет  нулевой или даже отрицательный. Например, Горьковский автозавод  решил производить модель «Volga Siber». Были приобретены лицензия и оборудование, а через два года производство автомобилей фактически почти прекращено – модель оказалась старой и неконкурентоспособной. Нужно не просто покупать лицензии, но и воспитывать людей, которые  в них разбираются – как  это делала Япония. Кадры растут на каком-то деле. Невозможно, к примеру, воспитать кадры для суперкомпьютера при работе на простом ПК.

Тема всесторонней модернизации и формирования инновационной экономики  популярна в российском обществе. Выступления руководителей страны, политиков, представителей бизнеса, специалистов разного уровня теперь не обходятся без почти уже ритуального использования модернизационно-инновационной терминологии.

Но за словами и решениями  следует, в лучшем случае, нечто вроде  информационного пиара. По большому счёту, в обозначенном направлении  не заметны реально ощутимые действия и прогрессивные сдвиги, источником которых являлось бы, в частности, отечественное производство. Не говоря уже о значимых/знаковых конкурентных достижениях, подтверждающих новое  качество роста. Как говорил Аркадий  Райкин, есть кое-что – но не то. Причин столь, без преувеличения, унизительной, но вполне объяснимой «пробуксовки»  на глазах всего мира – немало. Понятно, что изощрённые аналитики и комментаторы и в «минусах» найдут свои «плюсы», извлекая выгоду и повышая собственные рейтинги [1, с. 34–60].

По существу происходит банальное  «забалтывание» судьбоносной темы. Так  что самое время обратить внимание на противоречия в определениях, на сиюминутно конъюнктурный характер многих предпринимаемых действий, на усиливающееся влияние чиновников от власти, пытающихся пристроиться в  авангарде кое-как стартовавшего, пока, в основном, на бумаге, движения и на доходящее уже до анекдотичности повальное употребление популярных словосочетаний. Чего стоит недавняя информация о вынашиваемой в недрах Росстата классификации инновационных  продуктов, благодаря которой Россия уже в ближайшие годы могла  бы прорваться в мировые лидеры «хайтека». Правда, лишь в «домашних» отчётах, а не в мировой экономике. И  знать об этом глубоко законспирированном прорыве будут только наши «горе-статистики» - ни собственные граждане, ни потребители  в других странах даже не почувствуют, что становится хорошо и «высокотехнологично»…

Также сегодня Россия столкнулась  с проблемой внедрения инновационных  процессов и управления ими на всех уровнях и стадиях развития общественного производства. Внедряемые на предприятиях инновации неэффективны, затраты на разработку инновационного продукта не окупаются полученной прибылью, инновационные идеи в процессе их разработки и усовершенствования морально устаревают и т. п. По данным исследования, специально подготовленного к Международному экономическому форуму экспертами РЭШ, компании PricewaterhouseCoopers в России, РВК и «Роснано», одной из ключевых причин этого положения признается «нехватка управленческих кадров, способных реализовывать инновационные проекты, и нехватка сотрудников, способных на инновационную деятельность».

Притом что сегодня  по числу студентов вузов, приходящихся на 10 тыс. человек населения, Россия уверенно опережает практически  все страны мира, качественные показатели существенно снизились. Преподаватели  вузов жалуются на низкое качество подготовки выпускников школ. В свою очередь, работодатели не только критикуют  уровень подготовки выпускников  вузов (особенно технических), но вынуждены  их доучивать по специальным программам, затрачивая порой десятки тысяч  долларов на одного нового молодого «специалиста». В социологических опросах, проведенных  в России в 2008 году, в ответ на вопрос, дефицит каких ресурсов сдерживает развитие экономики, большинство российских предпринимателей назвало не деньги, не сырье и даже не технологии, а  дефицит квалифицированных кадров, прежде всего компетентных экономистов и управленцев [12, с. 23–25].

Иными словами, в стране создалась  парадоксальная ситуация, когда количественное предложение специалистов социально-экономических  дисциплин явно превышает спрос  на них, и одновременно спрос на компетентных менеджеров и специалистов экономических  и правовых специальностей превышает  предложение таковых.

 

 

3.2 Роль финансовой  сферы в модернизации

 

 

Нельзя однозначно утверждать, что модернизация экономики первична либо вторична по отношению к экономической политике, модернизации государства и его институтов. Чаще всего это одновременные процессы. Так, финансы – важнейший институт государственной власти, но его модернизация должна охватывать всю сферу финансовых отношений: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, внебюджетные фонда, систему страхования, а также корпоративные финансы. В то же время финансовое состояние компаний существенно зависит от эффективности налоговой системы государства и амортизационной политики. Модернизация финансов не может быть осуществлена без преобразования государственной денежно-кредитной политики, так как от её  эффективности зависят целостность всего процесса воспроизводства, достаточность денежной массы для естественного оборота товаров и услуг, совершения сделок купли-продажи и других платежей, устойчивость и покупательная способность национальной валюты, надежность платежной системы в целом.

Механическая модернизация элементов финансовой сферы, или внесение изменений в финансовую систему, не создает долговременных импульсов развития. Государство должно сформировать общий план модернизации, разработать её философию, логику, этапы процесса и на этой основе сформулировать стратегию и долгосрочный план модернизации экономики на 10–15 лет. Для этого надо осуществить ряд мер [9, с. 55–56].

Экономическая политика остро  нуждается в независимом экспертном анализе состояния экономики  России, её отраслевой структуры, территориальной  дислокации производства, товарных рынков, транспортной системы и т. д. На базе регулярных статистических наблюдений следует проанализировать положительные  результаты развития отраслевой экономики, компании которых лучше других реагировали  на сигналы рынка: птицеводство, пищевая, автомобильная, производство резиновых  и пластмассовых изделий, телекоммуникационный сектор и др. То же касается и мер  государственной поддержки. Крайне необходимо провести инвентаризацию основных фондов и оценить их жизнеспособность в современных условиях; часть списать с баланса и не начислять на них амортизацию, что позволит снизить издержки производства. По другой части основных фондов ввести режим ускоренной амортизации с целью сократить налогооблагаемую прибыль и увеличить финансовые ресурсы предприятий. В бухгалтерской отчетности надо восстановить статус накопительного счета амортизационных отчислений и разработать механизм контроля над его целевым использованием [9, с. 55–56].

Для всего этого необходимо не только сформулировать содержание и направление модернизации, но и  определить её основные контуры в  отраслевом и территориальном разрезах, а также подготовить основу для  эффективного взаимодействия основных функциональных систем управления (госзаказ, финансы, банки, налоги, экспортно-импортные  пошлины и т.д.). Следует разработать  долгосрочный стратегический план модернизации развития не только на федеральном  уровне, но и в федеральных округах, а также в субъектах РФ. Упор должен быть сделан на использование  специфических природных, экономических, финансовых и интеллектуальных активов.

 

 

3.3 Перспективные  направления модернизации экономики России

 

 

Модернизация – это  переход от того состояния страны, которое мы имеем в настоящее  время к тому, каким оно должно быть для ее успешного и благополучного развития в высоко конкурентном мире. В элите фактически сложился консенсус по поводу того, что разговоры о 'рывке в постиндустриальное общество' в условиях фактической деиндустриализации наивны и непродуктивны. Главная ближайшая цель модернизации – создать в России новое индустриальное общество, то есть новую, современную экономику и соответствующие ей социальные взаимосвязи. Главная текущая задача – «перезапустить» национальную промышленность. Страна должна научиться в массовых масштабах производить конкурентоспособные товары – и сама должна стать конкурентоспособной. Для этого, если необходимо, нужно будет закупать технологии и даже оборудование. Президент Российской Федерации выделил следующие перспективные направления модернизации российской экономики [10].

Первое – беспрецедентная программа приватизации крупных государственных активов. Перечень стратегических предприятий сокращен в пять раз. За три ближайших года будут приватизированы пакеты акций ведущих компаний банковского, инфраструктурного и энергетического секторов на общую сумму в несколько десятков миллиардов долларов.

Второе – создание в ближайшее время специального суверенного фонда, который разделит риски с иностранными инвесторами путем совместных инвестиций в проекты модернизации.

Третье – развитие российского финансового сектора, в котором  не будут введены специальные налоги. Наоборот, с 1 января отменен налог на доходы от реализации ценных бумаг при осуществлении долгосрочных инвестиций. Государство не намерено дополнительно ограничивать финансовую деятельность, напротив, максимально расширять возможности для финансовых институтов. Москва должна стать крупным международным финансовым центром, который должен стать катализатором развития финансовых рынков всего постсоветского пространства, а также Центральной и Восточной Европы.

Четвертое – создание новых, крупных рынков с едиными правилами регулирования. Россия уже давно готова к вступлению в ВТО, этот процесс должен завершиться в текущем году. За этим последует присоединение России к ОЭСР. Все эти процессы стратегически значимы и не противоречат друг другу. Более того, в случае успеха будет создан единый рынок от Атлантики до Тихого океана. Огромный рынок, на котором всем будет интереснее и выгоднее работать.

Пятое – формирование новых возможностей для инновационного предпринимательства и венчурных инвестиций. Предложен закон, дающий право университетам открывать предприятия с использованием интеллектуальной собственности. Таких компаний уже около тысячи, и их число растет с каждым месяцем. В этом году полностью заработает законодательство, делающее удобным венчурное финансирование.

Шестое – программа повышения энергоэффективности. Любые новые проекты, государственные или частные, будут отвечать современным требованиям к эффективности использования энергии. Такие стандарты либо уже установлены, либо вскоре будут введены в действие.

Не менее важно, что  и сам энергетический сектор должен стать одним из главных двигателей инноваций. Именно с этой целью его модернизация будет осуществляться с помощью эффективных глобальных партнерств, основанных на обмене активами

Седьмое – использование механизмов трансферта технологий. Совместная работа и обмен технологиями важны, в том числе, и в оборонной сфере. В перспективе они создадут новый уровень общей безопасности в мире. Вот почему Россия особо приветствует создание российско-французского консорциума по строительству вертолетоносцев класса «Мистраль».

Информация о работе Необходимость модернизации российской экономики, её основные направления и условия осуществления