Нормативно-правовые акты и их систематизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие. источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.

Содержание

Понятие нормативно-правового акта, его особенности и отличие от других источников права. ………………………………………………………………..2
Виды нормативно-правовых актов. …………………………………………......5
Систематизация нормативно-правовых актов………………............................12
Информационно служба по законодательству………………………………..19
Список литературы………………………………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

Право реферат.docx

— 41.06 Кб (Скачать файл)

По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и  сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные и  внутриорганизационные акты. 

1. Общие подзаконные  акты. Это нормативно-правовые акты  общей компетенции, действие которых  распространяется на всех лиц  в пределах территории страны. По своей юридической силе  и значению в системе правового  регулирования общие подзаконные  акты следуют за законами. Посредством  подзаконных актов осуществляется  государственное управление обществом,  координируются экономические, социальные  и другие вопросы общественной  жизни. 

К общим подзаконным  актам относятся нормотворческие  предписания высших (центральных) органов  исполнительной власти. Они исходят  от президента страны или главы правительства. В зависимости от формы государственного правления (президентской или парламентской  республики) нормативно-правовые акты высшей исполнительной власти находят  внешнее выражение в двух разновидностях подзаконных актов. 

Нормативные указы  президента. В системе подзаконных  актов они обладают высшей юридической  силой и издаются на основе и в  развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяются конституцией страны или  специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные  стороны общественной жизни, связанные  с государственным управлением. 

Постановления правительства. Это подзаконные  нормативные акты, принимаемые в  контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях  урегулировать более дробные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением, народным образованием, строительством вооруженных сил и т. д. 

2. Местные подзаконные  акты. Это нормативно-правовые акты  органов представительной и исполнительной  власти на местах. Их издают  местные органы представительной  власти и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограничено  подвластной им территорией. Нормативные  предписания местных органов  государственной власти и управления  обязательны для всех лиц, проживающих  на данной территории. Это могут  быть нормативные решения или  постановления совета, муниципалитета, мэрии, префекта по самым различным  вопросам местного характера. 

3. Ведомственные  нормативно-правовые акты (приказы,  инструкции). В ряде стран определенные  структурные подразделения правительственных  органов (министерства, ведомства)  также наделяются правотворческими  функциями, которые делегируются  законодательной властью, президентом  или правительством. Это нормативно-правовые  акты общего действия, однако  они распространяются лишь на  ограниченную сферу общественных  отношений (таможенные, банковские, транспортные, государственно-кредитные  и другие). 

4. Внутриорганизационные  подзаконные акты. Это такие нормативно-правовые  акты, которые издаются различными  организациями для регламентации  своих внутренних вопросов и  распространяются на членов этих  организаций. В рамках, определенных  актами высшей юридической силы, внутриорганизационные нормативные  акты регулируют самые разнообразные  отношения, возникающие в конкретной  деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей  и других организаций. 

Система нормативно-правовых актов современных государств неоднородна. Это объясняется особенностями  форм государственного правления, многовековыми  традициями отдельных стран, национальными  и другими факторами. Тем не менее подавляющее большинство нормативно-правовых систем строится по признаку степени юридической силы акта. Нижестоящие акты в интересах стабильности общественной жизни и ее оптимальной организованности должны соответствовать предписаниям актов вышестоящих органов. Все коллизии, противоречия между подзаконными актами в цивилизованном государстве решает закон, обладающий высшей юридической силой. 

Степень юридической  силы нормативно-правовых актов может  быть различна, но степень обязательности содержащихся в них норм абсолютно  одинакова для всех тех, к кому относятся их предписания. Это принципиальное положение составляет основу функционирования правового государства. 

И последнее. В  нормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные  же акты играют лишь вспомогательную  и детализирующую роль. В правовом государстве закон охватывает своим  действием все основные стороны  общественной жизни, он является главным  гарантом коренных интересов, прав и  свобод личности. 

АКТЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ 

Решения судебных органов приобретают нормативный  характер в результате обобщения  судебной практики, которая в своей  основе носит индивидуальный, правоприменительный  характер. Судебная практика выступает  источником права в тех случаях, когда в силу неясности, противоречивости или неопределенности нормативных  предписаний суд вынужден конкретизировать или уточнять содержание правовых норм или создавать новые нормы  вследствие обнаруженных пробелов в  праве. 

Правотворческие функции судов формируются самой  судебной практикой, потребностями  правового урегулирования тех общих  жизненных случаев, которые не предусмотрены  законом. Накопленный опыт правоприменительной  практики позволяет судам принимать  такие решения, которые имеют  общеобязательное значение при рассмотрении той или иной группы юридических  дел. 

Высшие органы судебной власти не только конкретизируют действующие нормы права, но и  создают в пределах свой компетенции новые правовые нормы с целью руководящего разъяснения применения законодательства по вопросам, возникающим при практическом разрешении юридических дел (примером таких норм будут постановления Верховного суда). 

Однако необходимо иметь в виду, что обязательная сила судебной практики состоит не в ней самой, а в велениях законодательной  власти. Правотворческая деятельность судов в правовом государстве  всецело основывается на своих законных полномочиях, в рамках законности, и  принципов данной системы права. 

§ 3. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ 

Нормативно-правовые акты создаются различными правотворческими органами государства. Они имеют  неодинаковую юридическую силу, несовпадающее  временное действие, распространяются на различных субъектов и разное территориальное пространство. Естественно, что с течением времени между ними появляются противоречия. Количественное увеличение нормативного материала создает трудности в его использовании. Выход из этой затруднительной ситуации, нарушающей оптимальные основы правового регулирования общественных отношений, состоит в систематизации законодательства. 

Систематизация  законодательства преследует цель стабилизации правопорядка, приведения нормативно-правового  регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными делами в интересах личности. 

Систематизация  нормативно-правовых актов (законодательства) — это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование  правовых норм. 

В результате систематизации устраняются противоречия между  правовыми нормами, отменяются или  изменяются устаревшие нормы и создаются  новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по определенным системным  признакам, годятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные  акты. 

В странах, где  действует прецедентное или обычное  право, систематизация правовых норм представляет собой сложную проблему, поскольку  современное законодательство лишь формально признает нормативно-правовую состоятельность прецедентов и  правовых обычаев. 

Каноны религиозного права (мусульманского, буддистского) не могут не учитываться системой законодательства тех государств, где  данные каноны являются господствующими  среди большинства населения  в силу устойчивости религиозных  убеждений, имеющих многовековую традицию. В современном обществе общечеловеческие, внерелигиозные, вненациональные интересы личности как общей первоосновы цивилизованного мира являются благодатной почвой для функционирования такой нормативно-правовой системы, которая гармонично координирует и всемерно учитывает разнообразие религиозных и национальных потребностей людей. 

В настоящее  время используются три основные формы систематизации нормативно-правовых актов: кодификация, инкорпорация, консолидация. 

1. Кодификация  — это деятельность правотворческих  органов государства по созданию  нового, сводного, систематизированного  нормативно-правового акта, которая  осуществляется путам глубокой  и всесторонней переработки действующего  законодательства и внесения  в него новых существенных  изменений. 

В процессе кодификации  в проект создаваемого акта включаются действующие нормы, не утратившие своего значения, и вновь созданные нормы, которые вносят качественные изменения  в регулирование определенной области  общественных отношений. 

Кодификация законодательства характеризуется следующими признаками. 

Во-первых, кодификационной  деятельностью занимаются только компетентные правотворческие органы на основании  конституционных или других законных полномочий. 

Во-вторых, в  результате кодификации создается  новый нормативно-правовой акт, включающий нормы, существенно отличающиеся от ранее действовавших. 

В-третьих, кодификационный  акт является сводным актом, так  как в нем сводятся воедино  нормы, находившиеся ранее в различных  актах, но регулировавшие одну и ту же область общественных отношений. 

В-четвертых, кодификационный  акт является основным среди актов, которые действуют в определенной сфере общественной жизни. Такой  акт в основных чертах регулирует общественные отношения, являющиеся предметом  регулирования данной отрасли права (например, Земельный кодекс). В нем  же содержатся общие принципы, имеющие  руководящее значение для всех норм этой отрасли права. 

В-пятых, нормативно-правовые акты, создаваемые в результате кодификации, рассчитаны на длительное регулирование  общественных отношений. Они учитывают  возможные изменения в общественной жизни и способны регулировать более  совершенные общественные отношения, которые могут возникнуть в будущем. 

Кодификация —  это наиболее сложная и совершенная  форма систематизации законодательства, имеющая правотворческий характер. Посредством ее создается единый, юридически и логически цельный, внутренне согласованный нормативно-правовой акт. Кодификационный акт в своей  структуре, как правило, имеет общую  часть, в которой и закрепляются отраслевые принципы (общие положения), определяющие характер и содержание данной отрасли права в целом. 

Кодификационные акты по своему содержанию и наименованию подразделяются на три основных вида. 

1. Основы законодательства  — это нормативно-правовой акт,  устанавливающий важнейшие положения  (основные начала) определенной отрасли  права или сферы государственного  управления. Такая форма кодификации  используется в федеративных (союзных)  государствах. Основы законодательства  составляют нормативно-правовую  базу для кодификационной деятельности  членов федерации. 

2. Кодекс —  наиболее распространенный вид  кодификационных актов, действующих  в основных сферах общественной  жизни, требующих правовой упорядоченности  (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Таможенный кодекс, Кодекс торгового  мореплавания и другие). 

3. Устав, положение  — это кодификационные акты  специального действия, которые  издаются не только законодательными, но и другими правотворческими  органами (например, президентом или  правительством). Кодификационными актами являются общевоинские уставы, действующие в вооруженных силах, Устав железных дорог. 

Значительное  число кодификационных актов  в современных государствах не имеют  специального наименования. Это различного рода законы: о собственности, о пенсионном обеспечении, о военной службе, о  местном самоуправлении и т. д. 

II. Инкорпорация  представляет собой объединение  в сборники или собрания действующих  нормативно-правовых актов в определенном  порядке без изменения содержания. 

В результате инкорпорации производится внешняя обработка  действующего законодательства. Что  это означает? 

Информация о работе Нормативно-правовые акты и их систематизация