Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:15, курсовая работа
Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие. источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.
Понятие нормативно-правового акта, его особенности и отличие от других источников права. ………………………………………………………………..2
Виды нормативно-правовых актов. …………………………………………......5
Систематизация нормативно-правовых актов………………............................12
Информационно служба по законодательству………………………………..19
Список литературы………………………………………………………………22
По своему содержанию
подзаконные акты, как правило, являются
актами различных органов
1. Общие подзаконные
акты. Это нормативно-правовые акты
общей компетенции, действие
К общим подзаконным
актам относятся
Нормативные указы
президента. В системе подзаконных
актов они обладают высшей юридической
силой и издаются на основе и в
развитие законов. Полномочия президента
в правотворческой деятельности
определяются конституцией страны или
специальными конституционными законами.
Они регламентируют самые разнообразные
стороны общественной жизни, связанные
с государственным управлением.
Постановления
правительства. Это подзаконные
нормативные акты, принимаемые в
контексте с указами президента
и призванные в необходимых случаях
урегулировать более дробные вопросы
государственного управления экономикой,
социальным строительством, здравоохранением,
народным образованием, строительством
вооруженных сил и т. д.
2. Местные подзаконные
акты. Это нормативно-правовые акты
органов представительной и
3. Ведомственные
нормативно-правовые акты (приказы,
инструкции). В ряде стран определенные
структурные подразделения
4. Внутриорганизационные
подзаконные акты. Это такие нормативно-правовые
акты, которые издаются различными
организациями для
Система нормативно-правовых
актов современных государств неоднородна.
Это объясняется особенностями
форм государственного правления, многовековыми
традициями отдельных стран, национальными
и другими факторами. Тем не менее
подавляющее большинство нормативно-правовых
систем строится по признаку степени юридической
силы акта. Нижестоящие акты в интересах
стабильности общественной жизни и ее
оптимальной организованности должны
соответствовать предписаниям актов вышестоящих
органов. Все коллизии, противоречия между
подзаконными актами в цивилизованном
государстве решает закон, обладающий
высшей юридической силой.
Степень юридической
силы нормативно-правовых актов может
быть различна, но степень обязательности
содержащихся в них норм абсолютно
одинакова для всех тех, к кому
относятся их предписания. Это принципиальное
положение составляет основу функционирования
правового государства.
И последнее. В
нормативном регулировании
АКТЫ СУДЕБНОЙ
ВЛАСТИ
Решения судебных
органов приобретают
Правотворческие
функции судов формируются
Высшие органы
судебной власти не только конкретизируют
действующие нормы права, но и
создают в пределах свой компетенции
новые правовые нормы с целью руководящего
разъяснения применения законодательства
по вопросам, возникающим при практическом
разрешении юридических дел (примером
таких норм будут постановления Верховного
суда).
Однако необходимо
иметь в виду, что обязательная
сила судебной практики состоит не
в ней самой, а в велениях законодательной
власти. Правотворческая деятельность
судов в правовом государстве
всецело основывается на своих законных
полномочиях, в рамках законности, и
принципов данной системы права.
§ 3. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
Нормативно-правовые
акты создаются различными правотворческими
органами государства. Они имеют
неодинаковую юридическую силу, несовпадающее
временное действие, распространяются
на различных субъектов и разное территориальное
пространство. Естественно, что с течением
времени между ними появляются противоречия.
Количественное увеличение нормативного
материала создает трудности в его использовании.
Выход из этой затруднительной ситуации,
нарушающей оптимальные основы правового
регулирования общественных отношений,
состоит в систематизации законодательства.
Систематизация
законодательства преследует цель стабилизации
правопорядка, приведения нормативно-правового
регулирования в инструмент, обеспечивающий
нормальное функционирование общественной
жизни, наиболее эффективное управление
государственными делами в интересах
личности.
Систематизация
нормативно-правовых актов (законодательства)
— это деятельность, направленная
на упорядочение и совершенствование
правовых норм.
В результате систематизации
устраняются противоречия между
правовыми нормами, отменяются или
изменяются устаревшие нормы и создаются
новые, более совершенные, отвечающие
потребностям общественного развития.
Они группируются по определенным системным
признакам, годятся в кодексы, собрания
законодательства и другие систематизированные
акты.
В странах, где
действует прецедентное или обычное
право, систематизация правовых норм представляет
собой сложную проблему, поскольку
современное законодательство лишь
формально признает нормативно-правовую
состоятельность прецедентов и
правовых обычаев.
Каноны религиозного
права (мусульманского, буддистского)
не могут не учитываться системой
законодательства тех государств, где
данные каноны являются господствующими
среди большинства населения
в силу устойчивости религиозных
убеждений, имеющих многовековую традицию.
В современном обществе общечеловеческие,
внерелигиозные, вненациональные интересы
личности как общей первоосновы цивилизованного
мира являются благодатной почвой для
функционирования такой нормативно-правовой
системы, которая гармонично координирует
и всемерно учитывает разнообразие религиозных
и национальных потребностей людей.
В настоящее
время используются три основные
формы систематизации нормативно-правовых
актов: кодификация, инкорпорация, консолидация.
1. Кодификация
— это деятельность
В процессе кодификации
в проект создаваемого акта включаются
действующие нормы, не утратившие своего
значения, и вновь созданные нормы,
которые вносят качественные изменения
в регулирование определенной области
общественных отношений.
Кодификация законодательства
характеризуется следующими признаками.
Во-первых, кодификационной
деятельностью занимаются только компетентные
правотворческие органы на основании
конституционных или других законных
полномочий.
Во-вторых, в
результате кодификации создается
новый нормативно-правовой акт, включающий
нормы, существенно отличающиеся от
ранее действовавших.
В-третьих, кодификационный
акт является сводным актом, так
как в нем сводятся воедино
нормы, находившиеся ранее в различных
актах, но регулировавшие одну и ту
же область общественных отношений.
В-четвертых, кодификационный
акт является основным среди актов,
которые действуют в
В-пятых, нормативно-правовые
акты, создаваемые в результате кодификации,
рассчитаны на длительное регулирование
общественных отношений. Они учитывают
возможные изменения в
Кодификация —
это наиболее сложная и совершенная
форма систематизации законодательства,
имеющая правотворческий
Кодификационные
акты по своему содержанию и наименованию
подразделяются на три основных вида.
1. Основы законодательства
— это нормативно-правовой акт,
2. Кодекс —
наиболее распространенный вид
кодификационных актов,
3. Устав, положение
— это кодификационные акты
специального действия, которые
издаются не только
Значительное
число кодификационных актов
в современных государствах не имеют
специального наименования. Это различного
рода законы: о собственности, о пенсионном
обеспечении, о военной службе, о
местном самоуправлении и т. д.
II. Инкорпорация
представляет собой
В результате инкорпорации
производится внешняя обработка
действующего законодательства. Что
это означает?
Информация о работе Нормативно-правовые акты и их систематизация