Общее экономическое равновесие и его модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 10:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение общего равновесия рынков. Для достижения данной цели были выделены следующие задачи:
- рассмотреть сущность макроэкономическое равновесие;
- определить роль государства в достижении макроэкономического равновесия;
- изучить различные взгляды на проблему экономического равновесия;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОБЩЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ И ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВОМ………...……………………...6
1.1. Понятие и сущность экономического равновесия………………………6
1.2. Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения………………………………………………….…10
1.3. Роль государства в достижении макроэкономического равновесия….18
ГЛАВА 2. МОДЕЛИ ОБЩЕГО РАВНОВЕСИЯ……………………………21
2.1. Модель равновесия Л. Вальраса………………………………………....21
2.2. Модель IS-LM……………………………………………………………....23
2.3. Модель Леонтьева «затраты-издержки»…………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа конечная.docx

— 155.96 Кб (Скачать файл)

1.2. Макроэкономическое равновесие  в модели совокупного спроса  и совокупного предложения.

Совокупный спрос – это суммарное количество товаров и услуг, которые намерены купить домашние хозяйства, бизнес, государство, заграница при различном уровне цен в стране. Основными компонентами совокупного спроса, или совокупных расходов в открытой экономике являются: потребительские расходы (С), инвестиционные расходы (I), государственные расходы (G), чистый экспорт (NX).6

Кривая совокупного спроса (AD) внешне напоминает кривую спроса на отдельном товарном рынке. Но построена эта кривая с иной системой координат: на оси абсцисс указываются  значения реального объема производства (реального ВВП, или выпуска), обозначаемого буквой Y. На оси ординат фигурируют не абсолютные показатели цен (например, в миллиардах долл.), а уровень цен (P), или дефлятор.

Кривая AD иллюстрирует изменение суммарного (совокупного) уровня всех расходов домашних хозяйств, бизнеса, государства и заграницы в зависимости от изменения уровня цен. Характер этой кривой говорит о том, что при повышении уровня цен объем реального ВВП, на который предъявляется спрос, будет меньше и соответственно при снижении уровня цен объем реального ВВП будет больше.

Объяснение отрицательного наклона кривой AD принято связывать с тремя важнейшими эффектами в рыночном хозяйстве: 1) эффектом процентной ставки; 2) эффектом реального богатства; и 3) эффектом импортных закупок.

Эффект процентной ставки объясняется следующим образом: если происходит повышение уровня цен в стране, то при допущении неизменного объема денежной массы происходит повышение ставки процента.

В случае эффекта богатства речь пойдет о влиянии изменения уровня цен в стране на величину реального богатства  (иногда используется термин «реальные денежные запасы») населения. Богатство домашних хозяйств в значительной части представлено в виде различных финансовых активов: не только денег, но и облигаций, срочных средств и др., имеющих постоянную номинальную стоимость.

Эффект импортных закупок означает, что при повышении уровня цен в стране товары и услуги иностранного производства становятся относительно дешевле (при прочих равных условиях). Население будет приобретать меньше отечественных товаров и больше импортных. Следовательно, иностранцы сократят свой спрос на товары и услуги данной страны из-за их удорожания. В конечном итоге, произойдет уменьшение экспорта и увеличение импорта. В целом компонент NX сократится, уменьшив общий объем совокупного спроса.7

Модель совокупного спроса предполагает и исследование факторов, приводящих к смещению кривой AD. Речь идет о так называемых неценовых факторах совокупного спроса, т. е.  экзогенных факторов, вызывающих смещение кривой AD. Важнейшие из них: увеличение денежной массы, изменение ставок налогов, инфляционные ожидания населения, увеличение государственных расходов и др. Увеличение совокупного спроса приводит к смещению кривой вправо, а уменьшение – влево.

Совокупное предложение (aggregate supply)  - это зависимость между количеством производимой в стране продукции (реальным ВНП) и уровнем цен в стране.8

Высокие цены на товары и услуги служат стимулом для производителей и вызывают рост величины предложения. Но кривая совокупного предложения имеет своеобразную форму. Её можно условно поделить на три участка: горизонтальный, восходящий и вертикальный.

Горизонтальный,  или кейнсианский, участок соответствует  экономическому спаду в стране. Реальный ВНП значительно отстает от потенциального уровня. Ресурсы задействованы лишь частично, а значит в стране высокий уровень безработицы и простоев оборудования. На этом участке может изменяться реальный ВНП, а цены не меняются.

Восходящий, или промежуточный, отрезок показывает увеличение национального производства, которое сопровождается ростом цен. Это происходит из-за того, что некоторые рынки страны насыщены ресурсами и товарами, а на других рынках возникает острая нехватка ресурсов и дефицит товаров.

Вертикальный, или классический, отрезок соответствует экономике полной занятости. В макроэкономике очень четко проявляется проблема общей нехватки ресурсов. Она и отражена на вертикальном отрезке – уровень цен в стране растет, а уровень производства остается неизменным, так как реальный ВНП достиг своего потенциального уровня.

Совокупное предложение, так же как и совокупный спрос может изменяться под воздействием неценовых факторов. Детерминанты совокупного предложения: изменение цен на ресурсы, изменение производительности, изменение организационно-правовых норм.

В экономической литературе существует различные толкования общей модели макроэкономического равновесия «совокупный спрос – совокупное предложение» (AD – AS).

Классический вариант этой модели основывается на законе Сэя, согласно которому совокупное предложение товаров создает равный совокупный спрос на них. Этот вариант предполагает наличие следующих принципов.

  • Абсолютная эластичность заработной платы и цен.
  • Выдвижение на первый план совокупного предложения в качестве мотора экономического роста.
  • Способность рыночного механизма к сбалансированию совокупного спроса и совокупного предложения на уровне полной занятости и полного объема производства.
  • Постоянно действующую тенденцию к совпадению объема совокупного предложения и потенциальных возможностей экономики.

Поэтому кривая совокупного предложения представлена вертикальной линией, отражая изменения уровня цен и постоянство объема производимого ВНП. Согласно этой концепции увеличение или сокращение совокупного спроса  приведет, соответственно, к повышению и снижению уровня цен в стране, но не изменит объем реального ВНП (рис.1).

Рис.1. Изменение уровня равновесия на классическом участке в модели AD – AS

Подвергнув критике закон Сэя и классическое положение об абсолютной гибкости ставок заработной платы и цен Дж. Мейнард Кейнс дал принципиально иную интерпретацию общей модели равновесия.

Вот основные положения кейнсианской теории:

  • В краткосрочном периоде ставки заработной платы и цены обладают жесткостью. Поэтому рыночный механизм без государственного вмешательства не в состоянии сбалансировать экономику, одновременно обеспечивая полную занятость и полный объем производства.
  • Мотором экономического роста выступает эффективный спрос, так как в краткосрочном периоде совокупное предложение – величина заданная и во многом ориентируется на ожидаемый совокупный спрос.
  • Объем инвестиций и потребления определяют уровень дохода и занятости. Приращение равновесного дохода всегда больше прироста инвестиций.
  • На динамику равновесного дохода (если речь идет об открытой экономике) оказывает влияние величина и изменение чистого экспорта.
  • Динамичный рост экономики в соответствии с моделью мультипликатора предполагает расширение потребительских расходов. Поэтому рост сбережений может вызвать снижение равновесного ЧНП и, таким образом, сузить возможности наращивания сбережений в будущем («парадокс бережливости»).

Экономическое равновесие может иметь место на различных участках кривой совокупного предложения (рис.2).

                           Рис.2. Равновесие в модели AD – AS

Согласно кейнсианской теории, макроэкономическое равновесие может возникнуть на любом участке кривой совокупного предложения. Точка пересечения кривых АD и AS определяет равновесный уровень цен и равновесный объем реального ВНП.

Изменение равновесного состояния может произойти под воздействием детерминант совокупного спроса или совокупного предложения. Графически это будет выглядеть как смещение кривых АD или AS. Последствия изменений совокупного спроса будут зависеть от того, на каком участке кривой совокупного предложения это произойдет рис. 3.

Если смещение кривой АD произойдет на горизонтальном участке AS, то это приведет к изменению объема ВНП от Q1 до Q2 (рис.3 слева), но не повлияет на уровень цен в стране. Он останется на уровне Р1.

Если кривая совокупного спроса будет смещаться на промежуточном отрезке (рис. 3 центр.), то будет изменяться как реальный ВНП от Q3 до Q4, так и уровень цен от Р3 до Р4.

Если смещение кривой совокупного спроса произойдет на вертикальном отрезке кривой совокупного предложения (рис. 3 справа), то будет меняться только уровень цен от Р5 до Р6, а реальный ВНП останется на уровне Q5.

Подчеркнем, что увеличение совокупного спроса на промежуточном и классическом отрезках приведет к инфляции спроса.9

Рис.3. Изменение равновесия на трех участках совокупного предложения в модели AD – AS

Все три описанные выше ситуации исходят из предпосылки, что совокупный спрос растет. Но что же будет, если он сократится?

На горизонтальном отрезке это приведет к сокращению реального ВНП при неизменном уровне цен. На вертикальном и промежуточном отрезках снижение объема ВНП должно сопровождаться снижением цен. Это означает, что должны снизиться издержки на производство продукции, т.е. понизиться плата за ресурсы. В реальной жизни мы столкнемся с тем, что цены на товары и ресурсы, которые легко «ползли» вверх, неохотно опускаются вниз (по крайней мере, в течение короткого промежутка времени). Экономисты называют это явление эффектом храповика (храповик – это механизм, который позволяет колесу крутиться только в одну сторону и стопориться в обратном направлении).

Такая ситуация объясняется прежде всего негибкостью заработной платы. Трудовые соглашения, профсоюзы и вложенные в обучения персонала деньги не позволяют фирмам легко снижать оплату работникам. Если же понизить отпускную цену продукции, не снижая при этом заработной платы, то производство может оказаться нерентабельным. Графически эффект храповика представлен на рис.4.

                                Рис.4. Эффект храповика

Первоначальный совокупный спрос обозначен AD1. Он смещается к AD2. Вместо равновесия в точке A, должно возникнуть равновесие в точке Б. Этого не происходит из-за негибкости цен в сторону снижения. Цены останутся на прежнем уровне. В стране при уровне цен Р1 товаров выпускается больше, чем общество готово купить. Возникает ситуация затоваривания: Q1 > Q3. Предприятия вынуждены сократить объем выпускаемой продукции до уровня Q3. Это выражается смещением кривой AS вверх. Новое равновесие устанавливается в точке B.

Рассмотрим, к чему может привести смещение кривой совокупного предложения. Если кривая совокупного предложения сместится влево, то это приведет к сокращению производства в стране, но уровень цен будет расти, возникнет, так называемая, инфляция издержек.

Если же совокупное предложение сместиться вправо, то новое  макроэкономическое равновесие будет достигнуто при более высоком объеме реального ВНП и более низком уровне цен.

1.3. Роль государства в  достижении макроэкономического  равновесия

Рыночный механизм действует таким образом, что любое нарушение равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление. Однако иногда равновесие нарушается искусственно либо в результате вмешательства государства, либо вследствие деятельности монополий, заинтересованных в поддержании монопольно высоких цен.

«Цена пола» - установленная минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. «Цена потолка», напротив, ограничивает повышение цены.10

Цены пола и потолка могут быть установлены государством, регулирующим ценообразование на рынке. Например, государство при осуществлении социальной политики может установить максимальные цены на отдельные виды продуктов питания (потолок цен), выше которых продавцы не вправе устанавливать свои цены. Примером цены пола может служить запрет на торговлю товарами по ценам ниже их себестоимости.

С ценами потолка, регулируемыми государством, мы сталкиваемся чаще. К примеру, в России в качестве цен потолка можно рассматривать устанавливаемые ограничения на железнодорожные тарифы, стоимость топлива и электроэнергии и т.п. Максимальные цены вводятся с целью недопущения их резкого роста, возникновению социальных волнений и т.п.

Цены потолка занижены по сравнению с равновесной ценой и препятствуют повышению рыночной цены до уровня равновесия. Заниженные цены обычно устанавливаются в результате политики государства, направленной на «замораживание» цен, т.е. фиксирование их на определенном уровне с тем, чтобы приостановить инфляцию и воспрепятствовать снижению жизненного уровня.

Например, рассмотрим рынок сельскохозяйственной продукции в России. Государство регулирует цены на выходе, т.е. цены на готовые продуты, но не учитывает цены на ресурсы. В итоге цена на рынке намного ниже той равновесной цены, которая могла бы быть. Такая ситуация заставляет фермеров работать себе в убыток. Эту проблему государство пытается решить при помощи безвозмездных финансовых вливаний в сельское хозяйство.

Так или иначе, но фирмы, вступающие в дело, должны считаться с уровнем цены, сложившимся на основе взаимодействия спроса и предложения и, возможно, скорректированным путем установления государством верхнего и нижнего (одного или обоих) пределов колебаний. Разрабатывая рыночную стратегию, фирма не может существенно отклониться от этого уровня (если только она не владеет значительной частью рынка, дающей ей право стать монополистом) и при расчете возможной прибыли в основу калькуляции должна заложить рыночную цену. Уклонение от этих цен ведет за собой наложение санкций и штрафов.11 Ярким примером тому может служить повышение цен на бензин в конце 2008 г. и начале 2009 г. Несмотря на ряд действий со стороны государства, предполагающих недопущение роста цен на бензин, таких как отмена налога на добычу полезных ископаемых с новых месторождений, снижение в три раза экспортных пошлин, обнуление ставки на ввоз импортного оборудования плюс эффект девальвации, крупнейшие нефтяные компании «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Газпромнефть» и ТНК-BP удерживали монопольно высокие цены на нефтепродукты в четвертом квартале 2008 года и повысили оптовые цены с начала 2009 года на 30 - 60 процентов. Так, по данным Федеральной антимонопольной службы (ФАС), с начала 2009 года «ЛУКОЙЛ» в среднем увеличил цены на бензин марки Аи-92 на 46 процентов, ТНК-ВР - в среднем на 66 процентов, «Роснефть» - почти на 60 процентов, «Газпромнефть» - на 62 процента. Таким образом, ФАС предъявила претензии компаниям, обеспечивающим более половины российской нефтепереработки.

Информация о работе Общее экономическое равновесие и его модели