Общественные блага: виды, производство и проблема распределения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Введение
Глава I. «Общественные блага с позиции экономических отношений»
Понятие общественных благ и их свойства, негосударственный и государственный сектора и производство общественных благ
Оптимальный объем производства общественного блага
Причины сбоя рынка в случае общественных благ
Глава II. «Образование в России как общественное благо»
2.1 Внешний положительный эффект на примере высшего образования
2.2 Роль негосударственного сектора в предоставлении образовательных услуг
2.3 Проблема производства общественных товаров в России
2.4 Пути государственного регулирования экстерналий
Заключение
Список литературы

Содержание

Целями курсовой работы является определение условий формирования общественного благосостояния в современной российской экономике, определение критериев оптимального объема проиводства, разработка методических рекомендаций по согласованию мер государственной экономической политики, направленных на повышение общественного благосостояния.
Объект исследования – социально экономические отношения, складывающиеся в процессе воспроизводства общественных благ, а также формы и методы согласования экономических интересов в данной сфере экономики.
Предмет исследования – определение оптимального объема, производство и распределение, финансирование общественных благ в системе экономических отношений. Средства государственного регулирования, направленные на эффективное предоставление общественных благ.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач по ЭТ.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

   При этом предельные издержки предоставления данного блага дополнительному потребителю уже не равны нулю, а больше нуля (MCU>0).

   Также необходимо учитывать, что не все  блага, предоставляемые государством, являются общественными благами. Например, талоны на питание, которые получают спортсмены по линии Федерального агентства по спорту, являются частными благами. С другой стороны, нужно также иметь в виду, что некоторые блага поставляются частным сектором. Это относится, в частности, к услугам, предоставляемым любителям купания на частном пляже.

   В отличие от общественных благ частные блага, наоборот, обладают свойством соперничества в потреблении. Чем выше спрос на частное благо, тем больше должно быть их производство. Предположим, что ценность блага определяется каждым потребителем как предельная польза блага (МВ). Ценность, приписываемая отдельными потребителями какому-то частному благу (потребителем А и потребителем В), будет представлена кривыми предельной пользы МВА и МВВ, которые являются аналогом кривых индивидуального спроса. QA и QB – это величины спроса на частное благо, предъявляемого потребителями А и В.

   Общая величина ценности частного блага (совокупная полезность), определяемая всеми потребителями, на графике представлена горизонтальным суммированием индивидуальных кривых предельной пользы МВА и МВВ (рис. 3.1). 

   Так как частное благо обладает свойством  соперничества, то каждая единица блага  будет потреблена одним человеком. Предельная польза дополнительной единицы  блага представляет собой наибольшее его желание платить за единицу  блага. Когда произведена первая единица блага, потребитель В обладает наибольшим желанием платить, предельная польза первой единицы блага равна 10. 
 
 

     
 

   Рис. 3.1. Совокупная полезность частного блага 
 

  В отличие от частных благ общественные блага обладают свойством несоперничества. Разный объем потребления общественного блага осуществляется при одном и том же его количестве. При производстве какого-то количества общественного блага пользу получают все потребители.

  Поэтому в случае с общественным благом совокупная ценность общественного блага определяется вертикальным суммированием индивидуальных кривых предельной пользы МВА и МВВ (рис. 3.2). 

  Так как общественное благо обладает свойством несоперничества, то каждая единица произведенного блага в  нашем примере будет потреблена обоими потребителями А и В. Общая предельная польза каждого потребителя на рис. 3.2 представлена линиями МВА и МВВ. В этом случае предельная польза первой единицы общественного блага равна 5 для потребителя А, а для потребителя В она равна 10.

  Таким образом, совокупная предельная польза первой единицы общественного блага, другими словами – общая готовность платить, равна 15. Если произведено 7,5 единицы общественного блага, то только потребитель В готов платить. В этом случае общая предельная польза, общая готовность платить, будет представлена предельными оценками потребителя В (МВВ). В целом совокупная ценность общественного блага на рис. 3.2 представлена ломаной линией МВ = МВА + МВВ.

  

  Рис. 3.2. Совокупная ценность общественного блага 

    1. Оптимальный объем производства общественного блага

   В модели частичного равновесия оптимальный (эффективный) объем производства частного блага имеет место тогда, когда  предельный доход равен предельным издержкам (MR=MC)/

   Для нашего примера это означает равенство  предельной пользы отдельного потребителя предельным издержкам производителя (MB=MS)/

   Но  общественное благо предполагает не соперничество в потреблении, поэтому  совокупная предельная польза общественного  блага должна быть равно сумме  предельной пользы всех, кто потребляет это благо. В свою очередь, условием определения оптимального объема производства общественного блага выступает равенство совокупной предельной пользы блага его предельным издержкам. Как мы видим на рис. 3.3, совокупная предельная польза общественного блага или общая готовность платить за него представлена вертикальным суммированием индивидуальной предельной пользы всех потребителей общественного блага (линия MB). Предельные издержки представлены линией MC. Пересечение линий MB и MC – равенство общей суммы предельной пользы и предельных издержек. Объем производства общественного блага QE будет оптимальным для данного блага. Оптимальный объем производства общественного блага QE существует тогда, когда сумма предельной пользы всех потребителей равно предельным издержкам производства общественного блага: MB=MC.

   

   Рис. 3.3. Оптимальный объем производства общественного блага

    1. Причины сбоя рынка в случае общественных благ

Необходимо  разобраться, почему же рыночный механизм не срабатывает в случае с общественными  благами? Как правило, общественные блага, доступные к потреблению многими людьми, требуют больших затрат на их производство. И если каждый из потребителей недостаточно высоко оценивает пользу от потребления блага, а значит, не готов возмещать все затраты на его производство, то рынок не срабатывает, и отсюда следует сбой рынка.

На рис. 3.4 видно, что и потребитель А, и потребитель В в отдельности  невысоко оценивают пользу от общественного  блага, они не готовы платить за него. Если не платежеспособного спроса на общественное благо, то оно не производится. Рынок в данном случае не эффективен. Рассмотрим сбой рынка, опираясь на другое свойство общественных благ – неиключаемости. В связи с анализом неисключаемости возникает проблема безбилетника (фрирайдера).

Рис. 3.4. Сбой рынка в производстве общественного  блага

   Проблема  безбилетника (фрирайдера) – это  проблема потребления общественного  блага без соответствующей платы  за него.

   При потреблении общественными благами людьми, у каждого возникает мысли не платить за предоставляемое благо, каждый надеется «проехать без билета». Представим, что каждый считает, что его возможная плата за благо мала по сравнению с общей стоимостью общественного блага, и его решение платить или не платить не повлияет на коллективное решение, т.е. смысле платить нет. При этом, каждый надеется, что благо все равно будет произведено, если другие будут платить за него. Если все потребители общественного блага рассуждают таким образом, то никто из них не будет платить и общественное благо не будет произведено.

   Каждый  потребитель стоит перед выбором  – платить или не платить за потребление, а значит и за производство общественного блага.

   Если  каждый в отдельности откажется  платить за потребление общественным благом, то в конечном итоге общественное благо не производится. Каждый рассуждал рационально, но коллективный выбор нерационален. Но если бы каждый заплатил, то общий результат был бы выше, чем в случае с отказом платить, где общий результат равен нулю.

    1. Негосударственный сектор и производство общественных благ

     Сбой рынка в производстве общественных благ происходит в результате отсутствия платежеспособного спроса на общественное благо, а также нерациональности коллективного выбора (проблема безбилетника).

   В случае с общественными благами  рынок не принимает эффективного решения. Возникает необходимость  государственного вмешательства с  целью корректировки рыночного  сбоя. В целом необходимость этого  вмешательства объясняется с  позиций экономической эффективности. Государство тем или иным способом обеспечивает производство оптимального объема общественных благ.

   Вместе  с тем в некоторых случаях  производство общественных благ обеспечивается негосударственным сектором. Это происходит тогда, когда предпосылка о поведении потребителя как «безбилетника» не срабатывает, когда речь идет о клубных благах и когда имеются дополняющие частные блага.

   Существуют  случаи, когда предпосылка о рациональном поведении потребителя общественных благ как «безбилетника» является неверной. В частности, это относится к поведению людей в небольших коллективах, небольших населенных пунктах. В небольших коммунах люди в большей степени склонны к честному поведению, для них в меньшей степени характерна психология фрирайдера. Они чувствуют себя частью общества, их поведение на виду у всех членов коллектива, оно «контролируется» обществом в разных формах. Жители небольших городов в большей степени чувствуют поощрение со стороны общества за нравственное поведение и осуждение за безнравственные поступки.

   Примером  такого общественного блага, производство которого не требует государственного вмешательства, может служить организация  общественной охраны в небольшом  населенном пункте, например в деревне. От общественной охраны выигрывают все жители. Данное благо обладает свойствами неисключаемости и несоперничества в потреблении, оно является общественным благом. При организации общественной охраны всем видно, кто не участвует лично в этом мероприятии или не участвует в финансовой форме, т. е. кто является «безбилетником». 

   В целом у жителей деревни нет  стремления к фрирайдерству или  оно незначительное в силу различных  причин.

    • У них может преобладать чувство особой общности, необходимости держаться вместе, чувство социальной ответственности;
    • Они могут чувствовать вину, если подведут коллектив, могут просто стыдиться того, что кто-то может узнать об их «безбилетном» поведении;
    • затраты на производство данного общественного блага не столь велики.

   Возможно, что их поведение будет другим, если речь пойдет о каком-то дорогостоящем проекте, требующем значительного вклада каждого, например о строительстве хорошего стадиона в деревне.

   Случай  с клубными благами также представляет собой решение проблемы производства общественных благ без вмешательства государства.

   Клубное благо – это смешанное общественное благо, число потребителей которого ограничено, при этом потребители  делят между собой как выгоды, так и издержки.

   Клубное решение проблемы производства общественного  блага возможно только в том случае, если данное благо в какой-то степени обладает свойством исключаемости в потреблении.

   Исключение  из потребления, его ограничение, могут  быть достигнуты установлением цены за пользование благом. Для этого  организуются «клубы», производящие общественное благо и решающие проблему «безбилетника». Например, в случае с плавательным бассейном пользование им ограничивается теми, кто платит. По мере увеличения числа желающих пользоваться услугами плавательного бассейна возникает проблема переполнения, которая решается либо путем повышения платы, либо путем расширения бассейна. Объемы производства этого общественного блага в любом случае будут определяться условием равенства предельной выгоды предельным издержкам.

   Частная фирма также сможет обеспечить производство общественного блага, если общественное благо производится в комплексе с дополняющим его частным благом. В этом случае фирма продает за определенную цену дополняющее частное благо, которое исключает из потребления этого блага других людей, и вместе с этим получает средства для субсидирования производства общественного блага, которое обладает свойством неисключаемости. Например, какая-то частная фирма поставляет шезлонги для загорания на пляже. Пляж – общественное благо, пользование которым доступно всем (свойство неисключаемости), а шезлонги – частное благо, пользование которым доступно одному индивиду (свойство исключаемости). Доход, который фирма получает за пользование шезлонгами, может быть направлен на поддержание чистоты и порядка на пляже. Тем самым обеспечение общественного блага становится возможным и частному предприятию благодаря дополняющему его частному благу. 

   Ситуации, рассмотренные выше, относятся к  смешанным общественным благам, которые  не в полной мере обладают свойствами неисключаемости и несоперничества. При определенных условиях обеспечение смешанными общественными благами возможно в рамках негосударственного сектора, представленного коллективными и частными предприятиями.

Информация о работе Общественные блага: виды, производство и проблема распределения